Конспект урока по подготовке к школе «Гласные звуки»

а,о,у,и,ы,э + 4 необычные буквы е,ё,ю,я

Почему необычные? И почему е, ё, ю, я ТОЛЬКО буквы…. Об этом чуть позже. Итак, ….

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

Это альбатрОс? Да, это альбатрОс!

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом, гласный с ударением — ударный гласный, а само усиление голоса — ударением.

Гласные звуки без ударения называются…. безударными.

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения.

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ позвать слово, словно оно потерялось: «Заааамок, заааамок, ау!». «Лисаааа, дисаааа, ты где?»

Подробнее на Интернет-урок по русскому языку «Ударение»

Задание 1. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или «позови» слово:

школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок.

Задание 2. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

  1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.
  2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.
  3. «Позови» слово. Узнай и отметь ударный слог.
  4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику(он гласный или согласный?) и обозначь. Потом второй, третий и т.д.
  5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Про необычные буквы … Интернет-урок по русскому языку «Буквы Е, Ё, Ю, Я»

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый. Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это мягкий согласный звук. И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`]мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик, чтобы было мягко.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А, О, У, Ы, Э или Ъ.

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, а также буквой Ь (мягкий знак).

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • ДОМ — ДИВАН [дом] [д`иван]
  • ЛОМ — ЛЕС [лом] — [л`эс]
  • МАСКА — МЯТА [маска] [м`ата]

Потренируемся ?

Задание 1. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (твёрдый или мягкий):

Корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 2. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

Задание 3. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

ЗАПОМНИ!

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Запомни фразу: «Чёрный щенок съел йогурт» (в этой фразу собраны всегда мягкие звуки).

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Задание 4.

Ответы: А1. 2)пень. А2. 2) машина А3. 1) и 4) А4. 4) дуб

Звонкие и глухие согласные звуки

Звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

Итак,

Непарные звонкие звуки [й❜], [л]-[л❜], [м]-[м❜] [н]-[н❜] [р]- [р❜] называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Кстати,

  • Звуки [ж], [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки
  • Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими.

Важно! Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Интернет-урок по русскому языку «Звонкие и глухие согласные звуки»

Разучивание скороговорки…

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы» для 2 класса для закрепления знаний

Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил.

Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет. Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет. Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце –пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал». Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные. Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

Тренируйтесь различать звуки в игре. Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

Праздник гласных звуков в ДОУ. Подготовительная группа

Праздник гласных звуков в детском саду
Описание: Данный материал может быть использован воспитателями старшей и подготовительной группы на занятиях по развитию звуковой культуры речи и по подготовке к обучению грамоте. Данная разработка может быть полезной для учителей 1 класса начальной школы. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все гласные звуки. Задачи: Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым гласным звуком, определять место гласного звука в слове. Учить внятно и отчётливо произносить слова с гласными звуками. Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Учить составлять слоги. Учить составлять слова из слогов. Развивать внимание, память. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Оборудование: Видеозаписи «Звуки природы», «Песенка гласных звуков». Предметные картинки: аист, кенгуру, дом, дуб, кот, рак, жук, кит, сом, лук, сыр. Карточки с гласными буквами у детей и воспитателя (у воспитателя большего размера). Наборное полотно у воспитателя и разрезная азбука. Магнитная доска. Карточки красного, синего и зелёного цвета для составления схем слов у воспитателя и детей. Индивидуальные зеркала.
Ход праздника – занятия
Воспитатель: Давайте посмотрим видеозапись. Воспитатель: Что мы услышали? Дети: Мы услышали шум дождя, ветра, моря. Мы услышали пение птиц, звуки ночного леса. Воспитатель: А где можно услышать эти звуки? Воспитатель: Давайте посмотрим ещё одну видеозапись. Воспитатель: Что вы услышали? Дети: Это песенка звуков а, о, у, и, э. А какие это звуки? А какие звуки называются гласными? Да, это звуки, которые произносятся голосом, гласом. А живут они в одной волшебной стране. Там дома у жителей синего, зелёного и красного цвета. (Воспитатель показывает карточки.
) Какого цвета домики у гласных звуков?
Дети: Они живут в красных домиках. Воспитатель: Давайте с вами споём песенку гласных звуков. Дети поют. Воспитатель обращает внимание на артикуляцию при произношении гласных звуков.Воспитатель: Как они поются? Дети: Воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Воспитатель: Эти звуки всегда поются, Эти звуки, как песни, льются. Эти звуки свободно летят На пути не встречая преград. Воспитатель: А в каких домиках живут согласные звуки? Дети: В синих и зелёных домиках. В синих домиках – твёрдые согласные, а в зелёных домиках – мягкие согласные. Воспитатель: Но петь без гласных звуков согласные звуки не умеют. Поэтому они с ними живут в дружбе и согласии. Воспитатель: А когда соединяются согласные с гласными, что они образуют? Дети: Слоги. Воспитатель: А из слогов что образуется? Дети: Слова. Воспитатель: А из слов? Дети: Предложения. Воспитатель: А можно увидеть жителей этой волшебной страны. Дети: Да. У каждого звука своя буква. Воспитатель: Сегодня в этой волшебной стране праздник у гласных. И поэтому они сегодня будут главными героями. Вот они гласные буквы! А, О, У, Э, И. Назовите их. А где же буква Ы? Она, наверное обиделась и спряталась, потому что звук, который она обозначает, не было в песенке гласных звуков. Мы её обязательно найдём. А где её искать? Кто знает? Конечно в словах. Чтобы хорошо запомнить буквы, выложите их из счётных палочек.
Игра «Сложи из палочек гласные буквы»

Дети по парам выкладывают буквы.

Игра « Где гласный звук?»
Воспитатель: Отгадайте загадки: Загадки произносят дети.
Это старый наш знакомый. Он живёт на крыше дома. Он летает на охоту За лягушками в болото.
(Аист)


Воспитатель:Какой звук мы слышим в начале слова? Какой это звук? А какая буква в начале слова? Покажите. Это ж надо! Чудо прямо! За детей спокойна мама, Потому что детвору Носит в сумке…(кенгуру).


Воспитатель:Какой звук мы слышим на конце слова? Какой это звук? А какая буква на конце слова? Покажите. Друг на дружке ровно в ряд Эти кубики стоят, В каждом есть окно и вход, В каждом кто-нибудь живет. (Дом)


Воспитатель:Какой звук мы слышим на конце слова? Какой это звук? А какая буква на конце слова? Покажите. Он в лесу, как богатырь – весь огромный – ввысь и вширь! Лист красивый, вырезной, зелен летом и весной. Великан осенний рад бурый свой надеть наряд. С веток, словно для затей, набросает желудей. (Дуб) О. Кисилёва

Воспитатель: Какой звук мы слышим в середине слова? Какой это звук? А какая буква в середине слова? Покажите. Где могут находиться гласные звуки в слове? Что мы называли в словах? Что показывали? Воспитатель: А сейчас всех приглашаю на весёлую разминку.
«Весёлая зарядка»

Игра «Назови звук?»
Воспитатель: Я буду называть слово, а вы определять какой гласный звук в слове и поднимать соответствующую букву. Дым (Ы), шар (А), сон (О), шум(У), сэр(Э), бык (Ы). Воспитатель: Вот мы и отыскали звук Ы. А может и букве Ы надоело прятаться? Нашли? Покажите. Давайте поставим её рядом со своими подругами с другими гласными буквами. Словарная работа: мэр. Воспитатель: Я буду показывать картинку, а вы произносить гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимать соответствующую букву. Кот (О), рак (А), жук (У), кит (И), сом (О), лук (У), сыр (Ы). Воспитатель: Что вы находили в словах? Дети: Звук. Воспитатель: Что показывали? Дети: Букву.
Игра «Гласные заблудились»
Воспитатель: Чтобы получились слова, надо найти нужную гласную букву.


Воспитатель: Что вставляли в словах? Что призносили? Словарная работа: сэр.
Подвижная игра
(Дети встают в круг.)
Мы де-ли-ли а-пель-син, Мно-го нас, а он о-дин: Э-та доль-ка — для е-жа, Э-та доль-ка — для стри-жа, Э-та доль-ка — для у-тят, Э-та доль-ка — для ко-тят, Э-та доль-ка — для боб-ра, А для вол-ка — ко-жу-ра. Он сер-дит на нас — бе-да! Раз-бе-гай-тесь кто куда!

Игра «Доскажи слог»
Воспитатель: Я буду называть первый слог, а вы второй. (Лож – ка, спич – ка, кни – га, ду — хи). Сколько гласных звуков в этих словах? Сколько слогов? Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Воспитатель: Я буду называть два первых слога, а вы третий. (Со – ба – ка, ко – ро – ва, пы – ле – сос, са – мо – лёт). Сколько гласных звуков в этих словах? Сколько слогов? Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игра «В гостях у гласных».
Воспитатель берёт в руки согласную букву М.Воспитатель: Буква М пришла в гости к гласным и поздоровалась поочерёдно со всеми гласными буквами. Сначала она поздоровалась с буквой А и они сказали МА. Потом поздоровалась с буквой О и они сказали МО. Когда М взяла за руки У они сказали МУ, затем она поздоровалась с И и они сказали МИ, при встрече с Э они сказали МЭ, когда М взяла за руку Ы они сказали МЫ. Пришла в гости буква Р (рассказ продолжают дети).
Игра «Подбери слова к схемам»
Воспитатель: Сколько звуков должно быть в слове? Дети: Три. Нос, сок, луч, шум, суп, пух, сын, тыл, мир, пир, рис.
Итог
Воспитатель: Какие звуки называются гласными? Дети: Гласные поются, не встречают преграды при произношении. Воспитатель: Назовите их. Дети: А, О, У, И, Э, Ы. Воспитатель: Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Воспитатель: Как вы думаете, гласные звуки довольны вашими знаниями? Давайте споём песенку гласных звуков ещё раз.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник о чае в подготовительной группе. Сценарий Логопедический праздник в начальной школе. Сценарий Праздник по рисованию в подготовительной группе в детском саду. Сценарий Праздник для детей подготовительной группы совместно с родителями. Наша Родина — Россия

Похожие статьи:

Физкультурный досуг в подготовительной группе зимой в зале

Физкультурный праздник в подготовительной группе с родителями

Праздник в бассейне в детском саду. Сценарий для подготовительной группы

Сценарий праздника животных в детском саду. Подготовительная группа

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]