Структура книги, библиотечный урок для 3 класса
Библиотечный урок
Класс: 3
Тема: Структура книги
Цель: углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее.
Задачи:
- Углублять знания о структуре книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
- Развивать навыки работы с книгой, выбирать правильную книгу.
- Прививать любовь к книге.
Формы и методы:
- Слайдовая презентация
- Групповая работа.
- Выставка книг.
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – бесценный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
ХОД УРОКА:
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились на библиотечном уроке, и наш разговор пойдет о книге. Вы знаете, что в любой библиотеке огромное множество самых разных книг и, когда вы приходите ко мне или в другую библиотеку, порой вам очень трудно сделать правильный выбор. Так это?
Поможет вам в этом наш урок под названием «Структура книги», где вы познакомитесь с основными элементами, которые помогут вам выбрать нужную книгу на ваш вкус.
Слайд 2.
Вот перед вами обычная книга. А известно ли вам, как называются все её части, какой бывает шрифт, которым набирается текст в книге, зачем нужны иллюстрации?
Всякое знакомство с книгой начинается с её одежды. С чего?
*переплета
или
обложки
. Зачем же нужна обложка, как вы думаете?
(Ответы детей.)
Книги одевают в обложки, чтобы они дольше служили людям. Переплет предохраняет книгу от порчи и украшает её, а еще обложка создает первое впечатление о книге. Только ли для этого нужна обложка? Какую информацию можно узнать, внимательно посмотрев на неё? (Ответы детей: автора книг, название).
Слайд 3.
Сейчас нам привычен картонный переплет, а были времена, когда переплет состоял из досок и обтягивался кожей или красивой тканью. Впервые книги в твердых бумажных переплетах появились в России в середине 18 века.
С обложкой все понятно, а кто знает, что такое суперобложка
?
(Ответы детей.)
Слайд 4.
Слово «супер» вы часто употребляете, а знаете ли вы, что оно означает «сверху, над». Значит, это дополнительная обложка, одеваемая поверх переплета.
*Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях, энциклопедиях.
Слайд 5.
В этих же изданиях можно часто встретить закладку в виде ленточки, которая называется
ляссе
.
* Основная функция ляссе – это закладка – отметить нужную страницу, а еще она украшает книгу.
Слайд 6.
У каждой книги есть
корешок–
дедушка страничек. Он всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Глядя на корешок каждый узнает, как называется книга и кто её написал.
Слайд 7.
Раскроем книгу. Первое, на что мы обращаем свое внимание, конечно, первый лист, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке, соединяющий переплет с книжным блоком. Это
фoрзац
.
*Слово состоит из двух немецких слов: «фор» (перед) и «зац» (набор), т. е. то, что предшествует тексту. Как вы думаете, какую роль играет форзац? (Ответы детей.)
Он играет не только служебную роль, соединяя обложку с книжным блоком, но зачастую это один из элементов художественного оформления книги.
Слайд 8.
Перевернув свободный лист форзаца, видим
лист титульный
. *Его называют лицом книги, её дверью. Знаете ли вы, что обычно помещается на титульном листе?
(Ответы детей.)
*Здесь помещают название книги, фамилию автора, сведения об издательстве, выпустившем книгу, время и место её выхода в свет. Часто указывается фамилия художника, иллюстрировавшего книгу. Если книга переведена с другого языка, то на титульном листе можно еще увидеть и фамилию переводчика.
Слайд 9.
Обратите внимание, на следующее слово «
шмуцтитул
». Что же это такое? Вторая часть слова нам знакома, а первая означает «грязный». «Грязный титул», но почему он «грязный»? Все дело в том, что раньше шмуцтитулом называли страницу перед титульным листом.
*Назначение её было предохранять титульный лист от загрязнения. Сейчас же шмуцтитулом называются страницы, на которых помещены названия отдельных частей или глав книги.
Слайд 10.
Часто перед титулом помещают
фронтиспuс
.
*Это заглавная иллюстрация, которая является иллюстрацией ко всему произведению и выражает основную идею произведения.
Слайд 11. *
Иногда здесь помещают портрет писателя или главного героя.
Слайд 12.
*
Переворачиваем страницу, и видим, что почти в каждой книге есть аннотация – это короткий рассказ о книге, написанный мелким шрифтом. Иногда это всего две-три фразы, но о самом главной теме произведения. Аннотация помещается на обороте титульного листа или в конце книги, то есть на первой или на последней страницах.
(Показывает на примере).
Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.
Слайд 13.
А сейчас переходим к следующим элементам книги –
предисловие
и
послесловие.
Эти два элемента неразрывно связаны друг с другом. Это статьи о книге или авторе, которые помещаются перед текстом (предисловие) или после него (послесловие). Предисловие и послесловие расскажут вам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, их дальнейшей судьбе и о многом другом.
Загадка:
Как называется перечисление всех произведений или глав, входящих в книгу, с указанием страниц, где они помещены.
(Содержание или оглавление).
Слайд 14.
В любом издании есть
оглавление
или
содержание
. Особенно это касается сборников (сказок, стихотворений, рассказов). Оглавление помогает нам познакомиться с основным содержанием книги, узнать точный «адрес» (страницу), где можно найти то или иное произведение. Оглавление обычно помещают в конце книги, реже – в начале.
Иногда в конце книги автор помещает краткий словарь, в котором объясняет непонятные ребятам слова, термины. Например, вы читаете книгу о море, путешествиях. А у моряков на кораблях свой язык, поэтому без словаря морских терминов просто не обойтись. (Показывает на примере).
Что в первую очередь интересует многих вас, листая книгу? Есть ли в ней картинки, иллюстрации. Слайд 15.
Давайте узнаем, откуда это слово пришло в русский язык и что дословно оно означает. Воспользуемся «Словарем иностранных слов».
Слайд 16.
Слово «иллюстрация» *латинское, переводится как наглядное изображение. Зачем же нужны иллюстрации в книгах?
(Ответы детей.)
*Назначение иллюстрации – помочь лучше понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать его ясным и наглядным. *Иллюстрации помогают ещё до чтения
*сориентироваться в содержании книги, привлечь читателей.
Сейчас мы рассмотрим с вами различные виды иллюстраций.
Слайд 17–18.
–
иллюстрация-заставка
помещается в начале части или главы книги. Это небольшая композиция, выделяющая или украшающая начало раздела. Она подготавливает читателя к восприятию произведения или главы книги.
Слайд 19–20.
–
иллюстрация полосная
– рисунок во всю страницу;
Слайд 21
–иллюстрация полуполосная
– располагается на половине страницы;
Слайд 22–23.
–иллюстрация разворотная
– располагается на двух страницах. На разворотных иллюстрациях изображают важные события произведения;
Слайд 24–25. –
оборонная
– книжная иллюстрация в виде небольшого рисунка, окруженного текстом;
Слайд 26–27 –
рисунки на полях –
книжные иллюстрации изображают обычно менее значимые события произведения или главы;
Слайд 28–29
–иллюстрация-концовка
– помещают в конце глав, частей или всей книги (это различные сюжеты, орнаменты, символы).
Слайд 30.
–
вкладная иллюстрация –
иллюстрация, помещенная на отдельном листе-вклейке. Качество бумаги этого листа может отличаться от бумаги всего книжного блока.
Каких знаменитых художников иллюстраторов вы знаете? (Ответы детей.)
Слайд 31–32.
Ведущими художниками иллюстраторами детской книги в России являются И. Билибин, В. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Т. Маврина, А. Чижиков и другие.
Иногда писатели сами иллюстрируют свои книги, знаете ли вы таких писателей? (Ответы детей.)
Слайд 33.
Е. Чарушин, В. Сутеев и др.
Слайд 34.
О чем еще мы забыли упомянуть, говоря о книге? Что же мы называем «языком» книги?
*Конечно же, шрифт
.
*За пятьсот лет книгопечатания художники создали сотни шрифтов: газетные и книжные, журнальные и афишные – разных размеров и начертаний. Одни шрифты читаются легко, другие – с трудом.
Слайд 35.
О чем нам говорит
размер шрифта
?
(Ответы детей.)
Он подчеркивает значение текста. Обычно названия глав, параграфов, заголовки статей набирают более крупным и жирным шрифтом, чем текст.
Слайд 36.
Часто в книгах можно встретить
буквицу
– это заглавная буква раздела в тексте или печатной книге.
Буквица
обычно соответствует стилю иллюстраций.
Слайд 37.
Она может быть богато расцвечена сложными орнаментами, украшаться изображениями человеческих фигур, животных, жанровыми сценками.
Мы с вами молодцы, со структурой книги познакомились, с видами иллюстраций тоже, а теперь представляю вашему вниманию необычные книги: по размерам и формам, по материалу.
Слайд 38.
Книжка-малышка
– издательство «Детская литература» выпустило перед войной серию «Книжки-малышки» В них были напечатаны стихи Маршака, Чуковского, Михалкова, рассказы Л.Толстого, Пришвина и Житкова, сказки Сутеева. Размер книжки не превышал 5 см. Посмотрите на книжки-малышки, которые имеются у нас в библиотеке.
Слайд 39.Книжка-раскладушка
–
очень смешная книга, похожая на растянутую гармошку.
Слайд 38.
Книга-великан
– В библиотеках мира хранится немало книг-гигантов, но самая большая книга на данный момент в мире это книга, выпущенная в России в издательстве «Ин» в 2004 году. Называется она «Самая большая книга для малышей». Размеры книги 6 м в высоту и 3 м в ширину. Весит она 492 кг. Книга содержит иллюстрированные стихи известных российских авторов: С. Михалкова, Вл. Степанова, С. Еремеева и А. Тюняева, которому и принадлежит создание этой книги.
А это самые большие книги нашей библиотеки. (Показать книги больших размеров)
Слайд 39.
Книжка-игрушка
– что же это такое?
(Ответы детей.)
Посмотрите, какие они яркие и забавные. Их выпускают сейчас великое множество.
*Сегодня мы узнали много новых понятий, названий, которые нужно закрепить перед вами лежат листочки с названиями и книги, вы должны быстро посмотреть, что где находится, на это задание отводится 2 минуты. Затем я элемент книги вы должны его показать.
*А теперь повторим, о каких элементах книги мы сегодня услышали? Давайте с вами поиграем. Вы должны определить по моим словам, о каком элементе идет речь.
(Библиотекарь из разных книг
з
ачитываетаннотацию, выдержку изпредисловия,оглавление,титульный лист,определение изсловаря).
Дети показывают таблички с номерами.
Библиотекарь: В итоге нашего урока мы проведем блиц-опрос и заодно физминутку.
Блиц-опрос
Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши, если нет попните.
1. Структура книги — это
а) то, из чего состоит книга, основные её элементы
б) то, что указывает на количество страниц
- Краткий рассказ о книге, написанный с мелким шрифтом на обороте титульного листа
а) оглавление в) аннотация
б) предисловие г) словарь
- Этот элемент книги сообщает сведения о месте (городе, издательстве) и годе издания книги
а) обложка в) титульный лист
б) указатель
- Обложка или переплёт служит для
а) защиты книги от повреждений
б) сообщения фамилии автора и названия книги
в) указания точного «адреса» (страницы) какого-либо произведения
- Предисловие или послесловие помогает?
а) знакомится с содержанием книги, ее героями
б) рассказывает об авторе книги
в) содержит словарь или указатель
- Вам понравился урок? Вы, придете еще в библиотеку?
а) да
б) нет