Библиотечный урок для 1 класса. » Путешествие в страну ЧИТАЛИЮ»


Структура книги, библиотечный урок для 3 класса

Библиотечный урок

Класс: 3

Тема: Структура книги

Цель: углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее.

Задачи:

  1. Углублять знания о структуре книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
  2. Развивать навыки работы с книгой, выбирать правильную книгу.
  3. Прививать любовь к книге.

Формы и методы:

  1. Слайдовая презентация
  2. Групповая работа.
  3. Выставка книг.

Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

ХОД УРОКА:

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились на библиотечном уроке, и наш разговор пойдет о книге. Вы знаете, что в любой библиотеке огромное множество самых разных книг и, когда вы приходите ко мне или в другую библиотеку, порой вам очень трудно сделать правильный выбор. Так это?

Поможет вам в этом наш урок под названием «Структура книги», где вы познакомитесь с основными элементами, которые помогут вам выбрать нужную книгу на ваш вкус.

Слайд 2.

Вот перед вами обычная книга. А известно ли вам, как называются все её части, какой бывает шрифт, которым набирается текст в книге, зачем нужны иллюстрации?

Всякое знакомство с книгой начинается с её одежды. С чего?

*переплета

или
обложки
. Зачем же нужна обложка, как вы думаете?
(Ответы детей.)
Книги одевают в обложки, чтобы они дольше служили людям. Переплет предохраняет книгу от порчи и украшает её, а еще обложка создает первое впечатление о книге. Только ли для этого нужна обложка? Какую информацию можно узнать, внимательно посмотрев на неё? (Ответы детей: автора книг, название).

Слайд 3.

Сейчас нам привычен картонный переплет, а были времена, когда переплет состоял из досок и обтягивался кожей или красивой тканью. Впервые книги в твердых бумажных переплетах появились в России в середине 18 века.

С обложкой все понятно, а кто знает, что такое суперобложка

?
(Ответы детей.)
Слайд 4.

Слово «супер» вы часто употребляете, а знаете ли вы, что оно означает «сверху, над». Значит, это дополнительная обложка, одеваемая поверх переплета.

*Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях, энциклопедиях.

Слайд 5.

В этих же изданиях можно часто встретить закладку в виде ленточки, которая называется
ляссе
.

* Основная функция ляссе – это закладка – отметить нужную страницу, а еще она украшает книгу.

Слайд 6.

У каждой книги есть
корешок
дедушка страничек. Он всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Глядя на корешок каждый узнает, как называется книга и кто её написал.

Слайд 7.

Раскроем книгу. Первое, на что мы обращаем свое внимание, конечно, первый лист, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке, соединяющий переплет с книжным блоком. Это
фoрзац
.

*Слово состоит из двух немецких слов: «фор» (перед) и «зац» (набор), т. е. то, что предшествует тексту. Как вы думаете, какую роль играет форзац? (Ответы детей.)

Он играет не только служебную роль, соединяя обложку с книжным блоком, но зачастую это один из элементов художественного оформления книги.

Слайд 8.

Перевернув свободный лист форзаца, видим
лист титульный
. *Его называют лицом книги, её дверью. Знаете ли вы, что обычно помещается на титульном листе?
(Ответы детей.)
*Здесь помещают название книги, фамилию автора, сведения об издательстве, выпустившем книгу, время и место её выхода в свет. Часто указывается фамилия художника, иллюстрировавшего книгу. Если книга переведена с другого языка, то на титульном листе можно еще увидеть и фамилию переводчика.

Слайд 9.

Обратите внимание, на следующее слово «
шмуцтитул
». Что же это такое? Вторая часть слова нам знакома, а первая означает «грязный». «Грязный титул», но почему он «грязный»? Все дело в том, что раньше шмуцтитулом называли страницу перед титульным листом.

*Назначение её было предохранять титульный лист от загрязнения. Сейчас же шмуцтитулом называются страницы, на которых помещены названия отдельных частей или глав книги.

Слайд 10.

Часто перед титулом помещают
фронтиспuс
.

*Это заглавная иллюстрация, которая является иллюстрацией ко всему произведению и выражает основную идею произведения.

Слайд 11. *

Иногда здесь помещают портрет писателя или главного героя.

Слайд 12.
*
Переворачиваем страницу, и видим, что почти в каждой книге есть аннотация – это короткий рассказ о книге, написанный мелким шрифтом. Иногда это всего две-три фразы, но о самом главной теме произведения. Аннотация помещается на обороте титульного листа или в конце книги, то есть на первой или на последней страницах.
(Показывает на примере).
Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

Слайд 13.

А сейчас переходим к следующим элементам книги –
предисловие
и
послесловие.
Эти два элемента неразрывно связаны друг с другом. Это статьи о книге или авторе, которые помещаются перед текстом (предисловие) или после него (послесловие). Предисловие и послесловие расскажут вам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, их дальнейшей судьбе и о многом другом.

Загадка:

Как называется перечисление всех произведений или глав, входящих в книгу, с указанием страниц, где они помещены.
(Содержание или оглавление).
Слайд 14.

В любом издании есть
оглавление
или
содержание
. Особенно это касается сборников (сказок, стихотворений, рассказов). Оглавление помогает нам познакомиться с основным содержанием книги, узнать точный «адрес» (страницу), где можно найти то или иное произведение. Оглавление обычно помещают в конце книги, реже – в начале.

Иногда в конце книги автор помещает краткий словарь, в котором объясняет непонятные ребятам слова, термины. Например, вы читаете книгу о море, путешествиях. А у моряков на кораблях свой язык, поэтому без словаря морских терминов просто не обойтись. (Показывает на примере).

Что в первую очередь интересует многих вас, листая книгу? Есть ли в ней картинки, иллюстрации. Слайд 15.

Давайте узнаем, откуда это слово пришло в русский язык и что дословно оно означает. Воспользуемся «Словарем иностранных слов».

Слайд 16.

Слово «иллюстрация» *латинское, переводится как наглядное изображение. Зачем же нужны иллюстрации в книгах?
(Ответы детей.)
*Назначение иллюстрации – помочь лучше понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать его ясным и наглядным. *Иллюстрации помогают ещё до чтения

*сориентироваться в содержании книги, привлечь читателей.

Сейчас мы рассмотрим с вами различные виды иллюстраций.

Слайд 17–18.


иллюстрация-заставка
помещается в начале части или главы книги. Это небольшая композиция, выделяющая или украшающая начало раздела. Она подготавливает читателя к восприятию произведения или главы книги.

Слайд 19–20.


иллюстрация полосная
– рисунок во всю страницу;

Слайд 21
иллюстрация полуполосная
– располагается на половине страницы;

Слайд 22–23.
иллюстрация разворотная
– располагается на двух страницах. На разворотных иллюстрациях изображают важные события произведения;

Слайд 24–25. –
оборонная
– книжная иллюстрация в виде небольшого рисунка, окруженного текстом;

Слайд 26–27 –
рисунки на полях –
книжные иллюстрации изображают обычно менее значимые события произведения или главы;

Слайд 28–29
иллюстрация-концовка
– помещают в конце глав, частей или всей книги (это различные сюжеты, орнаменты, символы).

Слайд 30.


вкладная иллюстрация –
иллюстрация, помещенная на отдельном листе-вклейке. Качество бумаги этого листа может отличаться от бумаги всего книжного блока.

Каких знаменитых художников иллюстраторов вы знаете? (Ответы детей.)

Слайд 31–32.

Ведущими художниками иллюстраторами детской книги в России являются И. Билибин, В. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Т. Маврина, А. Чижиков и другие.

Иногда писатели сами иллюстрируют свои книги, знаете ли вы таких писателей? (Ответы детей.)

Слайд 33.

Е. Чарушин, В. Сутеев и др.

Слайд 34.

О чем еще мы забыли упомянуть, говоря о книге? Что же мы называем «языком» книги?

*Конечно же, шрифт

.

*За пятьсот лет книгопечатания художники создали сотни шрифтов: газетные и книжные, журнальные и афишные – разных размеров и начертаний. Одни шрифты читаются легко, другие – с трудом.

Слайд 35.

О чем нам говорит
размер шрифта
?
(Ответы детей.)
Он подчеркивает значение текста. Обычно названия глав, параграфов, заголовки статей набирают более крупным и жирным шрифтом, чем текст.

Слайд 36.

Часто в книгах можно встретить
буквицу
– это заглавная буква раздела в тексте или печатной книге.
Буквица
обычно соответствует стилю иллюстраций.

Слайд 37.

Она может быть богато расцвечена сложными орнаментами, украшаться изображениями человеческих фигур, животных, жанровыми сценками.

Мы с вами молодцы, со структурой книги познакомились, с видами иллюстраций тоже, а теперь представляю вашему вниманию необычные книги: по размерам и формам, по материалу.

Слайд 38.
Книжка-малышка
– издательство «Детская литература» выпустило перед войной серию «Книжки-малышки» В них были напечатаны стихи Маршака, Чуковского, Михалкова, рассказы Л.Толстого, Пришвина и Житкова, сказки Сутеева. Размер книжки не превышал 5 см. Посмотрите на книжки-малышки, которые имеются у нас в библиотеке.

Слайд 39.Книжка-раскладушка

очень смешная книга, похожая на растянутую гармошку.

Слайд 38.
Книга-великан
– В библиотеках мира хранится немало книг-гигантов, но самая большая книга на данный момент в мире это книга, выпущенная в России в издательстве «Ин» в 2004 году. Называется она «Самая большая книга для малышей». Размеры книги 6 м в высоту и 3 м в ширину. Весит она 492 кг. Книга содержит иллюстрированные стихи известных российских авторов: С. Михалкова, Вл. Степанова, С. Еремеева и А. Тюняева, которому и принадлежит создание этой книги.

А это самые большие книги нашей библиотеки. (Показать книги больших размеров)

Слайд 39.
Книжка-игрушка
– что же это такое?
(Ответы детей.)
Посмотрите, какие они яркие и забавные. Их выпускают сейчас великое множество.

*Сегодня мы узнали много новых понятий, названий, которые нужно закрепить перед вами лежат листочки с названиями и книги, вы должны быстро посмотреть, что где находится, на это задание отводится 2 минуты. Затем я элемент книги вы должны его показать.

*А теперь повторим, о каких элементах книги мы сегодня услышали? Давайте с вами поиграем. Вы должны определить по моим словам, о каком элементе идет речь.

(Библиотекарь из разных книг

з
ачитываетаннотацию, выдержку изпредисловия,оглавление,титульный лист,определение изсловаря).
Дети показывают таблички с номерами.

Библиотекарь: В итоге нашего урока мы проведем блиц-опрос и заодно физминутку.

Блиц-опрос

Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши, если нет попните.

1. Структура книги — это

а) то, из чего состоит книга, основные её элементы

б) то, что указывает на количество страниц

  1. Краткий рассказ о книге, написанный с мелким шрифтом на обороте титульного листа

а) оглавление в) аннотация

б) предисловие г) словарь

  1. Этот элемент книги сообщает сведения о месте (городе, издательстве) и годе издания книги

а) обложка в) титульный лист

б) указатель

  1. Обложка или переплёт служит для

а) защиты книги от повреждений

б) сообщения фамилии автора и названия книги

в) указания точного «адреса» (страницы) какого-либо произведения

  1. Предисловие или послесловие помогает?

а) знакомится с содержанием книги, ее героями

б) рассказывает об авторе книги

в) содержит словарь или указатель

  1. Вам понравился урок? Вы, придете еще в библиотеку?

а) да

б) нет

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: