Конспект урока по русскому языку на тему ‘Речевые и неречевые звуки’ (1 класс)


Развитие фонематического слуха. 1 этап — узнавание неречевых звуков

Развитие фонематического слуха.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?». Используйте следующие игры:

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра « Солнце и дождик » достаточно простая, однако, очень нравится детям и проходит всегда весело!

Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко — близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» — «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) — далеко — (тихо) или близко — (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва – Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять – Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (руки над головой).

Используйте драматизацию.

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.

Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко ( до писка) и очень низко ( до хрипоты в голосе), т. е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детьми постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.

Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР

Тема: Звуки вокруг нас

Задачи: — закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук; — развитие слухового внимания и восприятия, памяти, подвижности органов артикуляционного аппарата, мелкой моторики; — формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: мячи, барабан, 2 зайца, музыкальные инструменты, картинки к стихотворению и артикуляционной гимнастике.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Дети идут к столам, перешагивая через мячи. — Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени. — Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь.

2. Введение в тему.

Игра «Что ты слышишь?». — Послушайте звуки за окном. (Дети закрывают глаза.) — Что шумит? (Деревья, листья.) — Что гудит? (Машины.) — Кто кричит? (Мальчики, дети.) — Кто разговаривает (Люди.) — Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся из коридора. (Дети отвечают.) — Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/

3 Работа по теме.

Игра «Прятки».

— Верно, сейчас я предлагаю вам внимательно послушать звук барабана и найти сюрприз. Педагог прячет 2 зайца в коробку. Дети ищут подарок. Ориентируются на силу удара барабана: громко — близко, тихо — далеко.

Игра «Угадай по звуку».

Два зайца — большой и маленький. У большого зайца много сил — он играет громко на барабане, сильно, а маленький тихо. Педагог за ширмой ударяет в барабан (удар чередуется громко — тихо). — Отгадайте, какой из зайцев только что играл? — Как вы догадались? — Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/

4. Физкульт. минутка.

Есть на пальцах наших ногти, На руках ладони, локти. Лицо, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, щёки и виски, Две ноздри, что так близки. Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой!

5. Дифференциация неречевых звуков.

— Зайчата, любят играть и на других музыкальных инструментах. Догадайтесь какой звучит. Игра «Узнай музыкальный инструмент». Педагог демонстрирует игру на музыкальных инструментах различной величины — бубне, колокольчике, дудочке. Дети прослушивают игру и отгадывают музыкальный инструмент. — Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/

 Дом Тебе строительная компания отзывы

6. Развитие слухового внимания и памяти.

Звуки могут издавать многие предметы, которые нас окружают. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить/ показ предметных картинок/ Где-то собаки рычали: р-р-р. В стойле коровы мычали: му-му-му. В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж. Мимо машины трещали: тр-тр-тр. Листья на ветру шумели: ш-ш-ш. А комары всё пели: з-з-з. — Помогите мне рассказать его снова(Взрослый читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).

7. Знакомство с речевыми звуками.

— Игрушки, машины, собаки – все могут издавать звуки. А может ли человек говорить звуки? — Приведите пример — Верно! Человек может произносить разные звуки, например, а,у,ы…

Игра «Кто сказал «Бум»?». — Узнайте по голосу: кто сказал «бум»? Педагог выбирает водящего. Ребенок-водящий закрывает глаза. Он должен по голосу определить того, кто сказал «бум».

Те звуки которые говорит человек называются «звуки речи». — С помощью чего человек может их произносить? — Молодцы! Человек произносит различные звуки с помощью губ, языка, зубов. Чтобы они нас слушались и помогали всегда правильно говорить, мы будем делать для них зарядку. Упражнения: «Лягушка», «Слонёнок», «Блинчик».

8. Итог занятия.

А) — Что нового сегодня узнали? — Что понравилось? — О чём расскажешь дома родителям? Б) анализ работы каждого ребёнка.

Автор материала: Смыкова Ольга Владимировна

Также по теме:

Совместная деятельность учителя – логопеда и детей подготовительной группы с ОНР по звуковому анализу

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале слова, придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

Включается запись «Голоса домашних птиц и животных». Дети угадывают, кого услышали (собаку, петуха, корову, кота).

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу — топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали — кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям — бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер —у-у-у; завыл — в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее — кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья — ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел — ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку — з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка — с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой — б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал — пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие — короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Развитие неречевого слуха

Неречевой слух – восприятие неречевых звуков — шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.

Развитие неречевого слуха является первым этапом развития фонематического слуха, нормальное развитие которого отвечает за точное звукоразличение и как следствие звукопроизношение. А потом за обучение чтению, письму и любому другому обучению. Поэтому так важно еще с раннего детства развивать именно неречевой слух, начиная с первой погремушки и добавляя в копилку опыта малыша все новые и новые неречевые звуки.


Сенсорное развитие до года

За речь отвечают более поздние участки головного мозга. Происхождение неревого слуха более раннее и древнее, поскольку он появился сразу с появлением человека. Так же как и все базовые психические процессы (ощущения, восприятие) лежат в основе более сложных процессов (мышление), так и развитие неречевого слуха является базой для формирования речевого восприятия и потом воспроизведения.

Естественно, что ребенку нужно использовать не только слух, а подключать другие сенсорные системы — видеть предмет, издающий звук, держать в руках по возможности. Но не стоит исключать и тренировку с закрытыми глазами без опоры на зрение и проводить анализ звуков только на слух. И не забываем подключать тренировку ритма.

Многие, слушая музыку, начинают подпевать и танцевать — это просто идеально, поскольку идет развитие слуха, ритма. А также подключение телесных ощущений, что ускоряет развитие новых нервных связей. Все эти новые ощущения под влиянием положительных эмоций переходят в долговременную память и используются при дальнейшем обучении! Поэтому — поём и танцуем вместе! Особенно хорошо в этом смысле работают логоритмические песни, хороводы, музыкальные игры-песни.

В логопедии и нейропсихологии существуют специальные упражнения для формирования неречевого слуха.

Некоторые из них мы предлагаем вам попробовать, но не забывайте, что не надо насильно требовать от ребенка играть в эти игры. Нужно просто обращать внимание на всевозможные звуки и предлагать их, например определить, когда ребенок их слышит не в первый раз. Все это делается постепенно и ненавязчиво, в процессе ваших обычных будней.

1. Звуки вокруг нас.

Прислушивайтесь с ребенком к разным звукам вокруг нас на улице и в доме. Особенно интересно слушать звуки природы — капли дождя, шум ветра, шум волн у речки или моря, шелест листьев на деревьях и под ногами, пение птиц, жужание мух или пчел, свист комаров, голоса животных. Очень интересно находить интересные нестандартные звуки, как погремушки на улице из гледичии.

Не забывайте о шумовом фоне — шум машин, трамвая, мотоцикла, телефона, стиральной машинки, пылесоса и других предметов вокруг нас.

2. Слушай — запоминай.

Очень полезно пробовать играть предметами, которые у вас в руках — стучать ложкой по столу, пока ждешь обеда), стучать кубиками, и любыми предметами друг об друга. Можно топать по разной поверхности или стучать кулаком по разным материалам.

3. Слушай — угадывай.

Уже когда ваш малыш будет знаком с разными звуками в быту можно пробовать играть на угадывание записей этих шумов с открытыми глазами, закрытыми. Можно просто попросить малыша назвать звуки, которые он сейчас слышит — это может быть тиканье часов, звук звонка телефона, шум телевизора, шум машины за окном, шелест страниц книги, кипящий чайник.

Со старшим ребенком мы так играли на кухне: ребенок закрывает глаза, а я стучу по разным поверхностям — стол, холодильник, стеклянная дверца духовки, стульчик и т.п. После ребенок отгадывает в каком месте я стучала. Можно исследовать звуки самых разных материалов, изменяя интенсивность и тепм звучания.

4. Игра с шейкер-яйцами (коробочками)

Можно взять яйца из-под киндеров, наполнить их разными материалами вместе с малышом, чтобы он видел и сразу слышал звук каждого яйца. Каждый звук должен повторяться 2 раза. То есть по 2 яйца с гречкой, 2 яйца с фасолью, 2 яйца со скрепками и т.д.

После этого можно спрятать все яйца в мешочек, доставать по одному и угадывать, что звучит?

Второй вариант — ведущий звенит своим яйцом из набора, а игрок находит пару из своего набора пока все пары не найдутся.

Можно еще повторить последовательность звуков за ведущим. Поэтому наполняйте киндеры и веселитесь вместе, поддавайтесь ребенку и развивайте свой слух! Ведь именно он помогает взрослым вовремя услышать, что и где стучит в машине)

Вот как сделать такую игру: Шейкер-яйца своими руками

5. Откуда звук?

Вам понадобиться звучащий предмет (колокольчик, маракас, погремушка) Ребенок стоит с закрытыми глазами, вы издаете звук. Ребенок, не открывая глаз должен повернуться в эту сторону и показать рукой, туда, откуда он услышал звук. Потом открывает глаза и проверяет. После меняетесь местами.

Можно вместе с этим тренировать слова ориентации в пространстве — сверху, внизу, слева, справа, сзади, впереди.

7. Назови звук.

Полезно также увеличивать словарный запас и назвать звуки, которые слышите, то есть мама шелестит пакетом, ребенок должен сказать, что мама делает «ШЕЛЕСТИТ», а не гремит. Естественно, что пока малышу трудно, вы ему будете подсказывать. И не забываем о синонимах — шелестит и шуршит это из одной оперы)

8. Повторяем ритм, ритмический рисунок.

Ведущий задает ритм, а игрок должен повторить. Сначала простые задания, потом усложняем, с открытыми и закрытыми глазами.

Игру можно варьировать: — ребенок повторяет ритмический рисунок разными руками по очереди, двумя руками сразу; — ведущий показывает руками, ребенок повторяет ногами, пальцами и т.д.; Со временем удлиняем и усложняем ритмический рисунок, добавляя разную громкость звуком внутри последовательности.

9. Игра «громко-тихо».

Пробуем по-разному произносить гласные звуки: тихо, громко, низко, высоко, долго, быстро. Можно говорить, как мышка, как медведь, как лев, как зайка. Также можно предложить ребенку набор из игрушек, он рассматривает их, потом закрывает глаза, а ведущий издает голос. Ребенок должен угадать, кто говорил только что. Меняетесь ролями.

10. Стучи по слогам.

Вместе с ребенком выбрать стих и простукивать все слоги, которые есть. Один слог — один удар. Можно менять руки — то есть стучать один слог правая рука, второй — левая и т.д.

11. Угадай голос.

Запишите на диктофон голоса всех родственников и попросите ребенка отгадать, голос какого родственника он услышал. Хотя сейчас проблем с этим не будет, поскольку жизнь без телефона немыслима и малыши с самого детства слышат голоса всех родственников через какой-то аппарат)

У нас, например есть интересное лото, в котором нужно слушать голос животного (всего 24 варианта) и накрывать это животное на своей карточке фишкой. Выигрывает тот, кто накроет всех животных скорее всех!
0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: