Игра — как средство формирования представлений о культуре питания у детей старшего дошкольного возраста


Каталог игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры питания

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Витаминный бильярд».

Цель: закрепление знаний о способах сохранения своего здоровья, о витаминной ценности продуктов, о действии витаминов на организм.

«Волшебная кастрюля», «Сварим борщ (щи, уху)».

Цель: закрепление представлений о приготовлении первых блюд.

«Где растет каша?»

Цель: закрепить представления о происхождении продуктов питания (крупа, мука), о пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят.

«Соберем урожай».

Цель: закрепление обобщающих понятий «фрукты», «овощи».

«Чудесный мешочек».

Цель: развитие тактильной чувствительности при определении на ощупь овощей и фруктов, закрепление представлении е о пользе фруктов и овощей.

«Что сначала, что потом?».

Цель: закрепление навыков последовательной подачи блюд при приеме пищи на завтрак, обед, ужин.

«Полезно — вредно».

Цель: закрепление представлений о полезных и вредных свойствах продуктов для здоровья.

«Поле Чудес».

Цель: закрепление представлений об овощах и фруктах, о влиянии овощей и фруктов на организм человека.

«Во фруктовом царстве, овощном государстве».

Цель: закрепление представлений о том, что здоровье человека зависит от его питания.

«Правильно — неправильно».

Цель: закрепление правил поведения во время приема пищи.

«Кто в домике живет?».

Цель: ознакомление детей с компонентами, составляющими пищевые продукты: жирами, белками, углеводами, витаминами; раскрытие их роль в жизни человека.

«Витаминный домик».

Цель: закрепление представлений о разновидностях витаминов, о витаминах, содержащихся в продуктах.

«Назови одним словом».

Цель: закрепление умений классифицировать овощи и фрукты.

«Помоги кукле Кате подобрать посуду к чаепитию (к обеду)».

Цель: закрепление представлений о чайной, столовой посуде, понятия «чайная пара».

«Разложи столовые приборы».

Цель: формирование умения пользоваться столовыми приборами.

«Подбери картинку».

Цель: закрепление умения правильно пользоваться столовыми приборами.

«Найди правильную картинку».

Цель: закрепление умений, связанных с приёмом пищи.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«В гостях у бабушки (у Винни-Пуха, у феи Винкс, у Золушки)».

Цель: закрепление представлений о правилах этикета, культуре приёма пищи.

«Детский сад».

Цель: расширение представлений детей о профессии повара, помощника воспитателя.

«К нам гости пришли».

Цель: закрепление представлений о правилах культуры общения, о правилах культуры питания.

«Супермаркет. Продукты».

Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца; формирование навыков культуры поведения в общественных местах; закрепление знаний детей о полезных и вредных продуктах.

«Детское кафе».

Цель: закрепление представлений о культуре поведения в общественных местах, культуре приёма пищи, о рационе детского питания.

«Дочки-матери», «Семья», «Дом».

Цель: закрепление представлений, развитие умений о правилах сервировки стола к семейному празднику.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

«Разбери посуду».

Цель: закрепление представлений о посуде, различного назначения; развитие умений правильно сервировать стол.

«Растёт, цветёт и спеет».

Цель: закрепление представлений об овощах и фруктах.

«Часть и целое».

Цель: закрепление представлений о продуктах питания.

«Сложи картинку».

Цель: закрепление представлений о различных продуктах.

«Лото».

Цель: закрепление названия продуктов.

«Противоположности».

Цель: закрепление представлений о вкусовых качествах продуктов.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Цель: закрепление представлений о продуктах, правилах культуры питания; развитие мелкой моторики, памяти, речевой и двигательной координации, воображения, артистизма.

  • «Сорока-сорока».
  • «Посолим капусту».
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?»
  • «Щи — Считалочка».
  • «Чистим овощи для щей».
  • «Пальчики в огороде».
  • «Бабушкин кисель».
  • «Я пеку, пеку, пеку».
  • «Мы делили апельсин».
  • «Дай молочка, Бурёнушка!».
  • «Кот-повар».

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

«Загадки без слов».

Цель: закрепление представлений об овощах и фруктах, развитие выразительности мимики и жестов.

«Поиграем-угадаем» (по А. Босеву).

Цель: закрепление знаний о продуктах питания, развитие пантомимических навыков.

«Как варили суп».

Цель: закрепление представлений о том, как и из каких продуктов готовят первое блюдо; развитие воображение и пантомимических навыков.

«Не хочу манной каши!»

Цель: закрепление представлений о правилах культуры общения, о правилах культуры питания, совершенствование интонационных средств выразительности.

«Убежало молоко» (по М.Боровицкой).

Цель: закрепление знаний о пользе молочных продуктов; развитие пантомимических навыков.

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (по В.Степанову).

Цель: закрепление знаний об овощах и фруктах, развитие пантомимических навыков.

«Кислый жёлтый лимон превращается в сладкий красный апельсин».

Цель: закрепление знаний об овощах и фруктах; развитие выразительности, воображения.

«Превращение Пьеро в Мальвину».

Цель: закрепление представлений о правилах этикета; совершенствование творческой самостоятельности в передаче образа; закрепление умений культуры питания.

«Поварята».

Цель: закрепление представлений о том, как и из каких продуктов готовят различные блюда; развитие выразительности и воображения.

Пантомимы: «Я весёлый помидор», «Я злой лимон», «Горький перец».

Цель: закрепление знания об овощах и фруктах, о влиянии овощей и фруктов на организм человека.

Игра-инсценировка: «Загадки на грядках» Р.Барадулин.

Цель: закрепление представлений о правилах этикета за столом; развитие умений обыгрывать литературные тексты.

Игры — «повторялки». «Купим мы с бабушкой …»

Цель: закрепление правил культуры поведения в общественных местах, закрепление знаний детей о полезных и вредных продуктах, развитие умения действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками.

Музыкально-ри, «Репка», «Муха — Цокотуха».

Цель: закрепление представлений об овощах и фруктах, представление о рациональном питании, закрепить представления о правилах сервировки стола, этикета за столом; формирование способностей к восприятию музыкальных образов и выразительной передаче в движениях, умений действовать вместе.

Кукольный театр «Три медведя».

Цель: закрепление представлений о правилах сервировки стола; развитие творческих способностей.

«В гостях у Колобка».

Цель: закрепление знаний о том, что хлебобулочные изделия выпекают из муки.

«Накорми Мишку».

Цель: закрепление умений сервировать стола к обеду, совершенствование навыков приема пищи.

«Уроки Мальвины».

Цель: закрепление знаний об этикете за столом.

«Накорми Машу кашей».

Цель: закрепление представлений о правилах сервировки стола к завтраку.

«В гостях у Пяточка».

Цель: закрепление представлений о правилах поведения в обществе, о культуре питания.

«Куклы пьют чай».

Цель: закрепление представлений о правилах сервировки стола к чаепитию, о правилах поведения за столом.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Зеленые яблочки».

Цель: закрепление представлений о фруктах; развитие способностей к двигательно-образному перевоплощению, развитие движений.

«Поиграем с овощами».

Цель: закрепление представлений об овощах; развитие движений; формирование координации и пространственной ориентации.

«Поиграем с фруктами».

Цель: закрепление представлений о фруктах; совершенствование умений в беге с подпрыгиванием на двух ногах («срываем фрукты»).

«Дотянись до яблочка».

Цель: закрепление представлений о пользе фруктов; совершенствование прыжков в высоту.

«Через мостик — за грибами».

Цель: закрепление представлений о пользе и вреде некоторых продуктов; совершенствование координации движений, чувств равновесия.

«Баба сеяла горох».

Цель: закрепление представлений о бобовых культурах; развитие умений двигаться по кругу, ритмично подпрыгивая на двух ногах.

«Спрячемся в домик».

Цель: закрепление обобщающих понятий «фрукты», «овощи; развитие зрительной, слуховой, тактильной чувствительности в процессе двигательной активности.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Цель: закрепление знаний о продуктах питания, о происхождении продуктов питания; закрепление умений пользоваться столовыми приборами; развитие познания, логики, мышления, внимания, памяти, воображения.

«Съедобное — несъедобное».

«Найди витамин».

«Какой по вкусу?».

Убери лишнее» (выбери правильные продукты и убери вредные),

«Загадки про овощи».

«Накрой на стол», «Посуда», «Собери сервиз» — столовый этикет

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Картотека дидактических и подвижных игр по воспитанию культуры питания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»

образовательная область «Познавательное развитие»

Сделала подборку и реализовала: Сабирова Марина Александровна, воспитатель г.Березники, 2020 г.

Картотека дидактических и подвижных игр

по воспитанию культуры питания

Цель: Привитие культуры питания

  • «Полезно — вредно»
  • «Вместе — отдельно»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Что можно приготовить из этих продуктов?»
  • «Что, где растет?»
  • «Соберем урожай»
  • «Путешествие в страну «Витаминию»
  • «Волшебная кастрюля»
  • «Витаминная азбука»
  • «Свари борщ»
  • «Вершки и корешки»
  • «Правильно — неправильно»
  • «Полезно — вредно»

(игра для детей от 3 до 7)

Цель: закрепить знания о полезных и вредных продуктах.

  1. Детям 3-4 лет раздают картинки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую половину белого цвета раскладываются полезные продукты, в другую — красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
  2. Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на бечевочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «Стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезные продукты — белый шнур, вредные — красные шнур).
  3. Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к белому — полезные продукты, к красному — вредные.

«Вместе — отдельно»

Цель: закрепить представления о совместимости продуктов.

Дети 5-7 лет получают карточки с бечевкой. На них изображены продукты питания. Вначале дети двигаются (бегают, прыгают, ходят), на сигнал «1, 2, 3 — пару себе найди» дети становятся в пару с тем, у кого изображен продукт совместимый с его картинкой. У кого получается пара, становится на разложенный на полу шнур.

«Что, где растет?»

(игра для детей 5-7 лет)

Цель: закрепить знания детей о том, где растут те или иные продукты питания.

Дети сидят или стоят полукругом, воспитатель перед ними. Она показывает по одной картинке с изображением овощей, фруктов, хлебных изделий, масла, сыра и т.д. Дети должны отгадать, где они растут.

Варианты: «Кто больше расскажет?»

  • «Вершки и корешки»
  • «Чудесный мешочек»

Для приобретения и закрепления знаний о блюдах, приготовленных из тех или иных продуктов, можно организовать игру с набором картинок, на которых изображены продукты питания.

Сначала дети подбирают картинки для того или иного салата, потом второго блюда (например, котлеты, запеканки творожной и др.) и в последнюю очередь третьих блюд.

«На кухне»

(для детей 5-7 лет)

Цель: учить детей классифицировать «продукты» для приготовления пищи.

Дети распределяются на 3 команды. Каждая из них по выбору готовит одно из блюд (отбирают картинки). Кто быстрей «сварит» то или иное блюдо? Потом дети меняются местами и «варят» другие блюда.

«Свари борщ»

(для детей 4-5 лет)

Цель: дать детям представление о том, как приготовить суп, закрепить знания об овощах, крупах и т.д.

Детям дается набор картинок с изображением продуктов, нужных для борща.

Дети по указанию воспитателя кладут в кастрюлю в определенной последовательности соответствующие продукты.

Варианты: «Сварим гороховый суп», «Суп-рассольник», «волшебная кастрюля», «Что можно приготовить из этих продуктов» и др.

«Соберем урожай»

(для детей 3-7 лет)

Цель: закрепить обобщенные слова: фрукты, овощи, умение раскладывать их в соответствующую тару.

Воспитатель разбрасывает по полу, земле картинки, например, с изображением фруктов и овощей. По сигналу «1, 2, 3 — фрукты, овощи собери» дети собирают фрукты в вазу или корзину (нарисованы ваза, корзина с прорезями).

«Правильно — неправильно»

(для детей 3-7 лет)

Цель: закрепить правила поведения детей во время приема пищи.

Игра проводится по аналогии игры «Полезно — вредно». Дети подходят к столу, на котором лежат перевернутые картинки с изображением правильного — неправильного поведения за столом во время еды и становятся на 2 стороны зала или площадки. Одни — влево, если считают, что там нарисовано правильное поведение, другие становятся напротив.

Для закрепления этических навыков можно с детьми провести игру «Что сначала, что потом?», в которой детям нужно по порядку разложить картинки на столе, например, сначала вымыть руки, сесть за стол, проверить кулачком или ладонью правильно ли задвинут стул к столу, затем пожелать приятного аппетита своему соседу по столу или всем детям, сидящим за этим столом. Взять хлеб, правильно ложку (вилку) и приступать к трапезе. Помогать хлебом набирать в ложку (вилку) пищу. При употреблении второго блюда нужно отделять маленькие кусочки от большого и, взяв в рот, хорошо прожевать их. Во время прожевывания не разговаривать. Следить за посадкой, руками (локти не должны стоять на столе). Если что-то на столе трудно достать, попросить вежливо товарища подать хлеб, салфетку и т.д. При употреблении супа не выкладывать на края тарелки лук и др. продукты. Когда остается мало супа в тарелке, нужно от себя откинуть тарелку и доесть содержимое. После приема пищи вытереть губы салфеткой и прополоскать рот.

Хорошо, если эти правила закрепляются на практике. Во время приема пищи учить детей соблюдать их и в некоторых случаях напоминать о некоторых правилах этикета. Можно использовать во время питания пословицы об этикете или о продуктах, из которых приготовлено то или иное блюдо.

Примерные пословицы, используемые во время приема пищи.

  • Хорошее питание — основа здоровья.
  • Пища — основа жизни.
  • Какова еда и питье — таково и житье.
  • Разумно есть — долго жить.
  • За общим столом и еда вкуснее.
  • За обедом ешь мало, за ужином ешь меньше, ибо здоровье твоего тела куется в кузнице нашего желудка.

(М. Сервантес)

  • Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру, дабы съеденное тобой могло переварится. (Абуль-Фарадж)
  • Обильная еда вредит телу также, как изобилие воды вредит посеву.
  • Чем проще пища, тем она приятнее — не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. (Л. Н. Толстой)
  • Мало ешь — долго будешь сытым, много ешь — быстро становишься голодным. (вьетн.)
  • Мало есть — выгнать много болезней. (араб.)
  • Чем больше ест человек, тем прожорливее становится.
  • Кто от жира еле дышит, тот здоровьем не пышет.
  • Не приучай брюхо к двум хлебам, а тело к двум кафтанам.
  • Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. (Сократ)
  • Ходи — не шатайся, говори — не заикайся, ешь — не объедайся, стой — не качайся.
  • Будь умерен в еде и быстрым в ходьбе.
  • Надо так есть и пить, чтобы не тяжко ходить.
  • Чем постнее еда, тем приятней сну она.
  • Чем еда легче, тем сон крепче.

Пословицы об овощах и фруктах.

  • Овощи — родник здоровья.
  • Зелень на столе — здоровья на сто лет.
  • Горсть зелени петрушки равна горсти золота.
  • Обед без овощей, что праздник без музыки.
  • Лук и капуста лиха не пустят.
  • Поел моркови — прибавилась капля крови.
  • Ранняя зелень болезни не пустит.
  • Плоды и овощи — это музыка и поэзия питания.
  • Капуста — овощ номер один.
  • Картофель хлеб бережет.
  • Там, где нет мяса — свекла герой.
  • Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце.
  • Кто плохо знает дорогу к овощной грядке, тот хорошо знает дорогу к врачу.
  • Съешь яблоко — освежишь зубы.
  • Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
  • Крапиву называют: зеленая кладовая, лесная фея, целительница, кормилица, диетический продукт, зеленая косметика.
  • Лук от семи недуг.
  • Лук — здоровью друг.
  • Лук с чесноком — родные братья.
  • Майская травка и больного лечит.
  • Королева овощей — капуста.
  • Сладкая еда не всегда полезна.
  • От сладкой еды жди беды.
  • Сладкое — враг зубов.
  • Сладкого понемногу — горького не до слез.
  • Излишняя сладость хуже горечи.
  • Кому сладости — друзья, тому его зубы — враги.
  • Чем меньше для ребенка сегодня сладостей, тем больше для него завтра радостей.

Темы бесед о питании:

  • «Знакомство с системой пищеварения»
  • «О хлебе»
  • «О сахаре»
  • «Как вести себя за столом»
  • «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?»
  • Что любили готовить на Руси».
  • «Любимые напитки наших прабабушек».
  1. Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Следующая >

Дидактическая игра «Полезно — вредно» материал на тему

Дидактическая игра

«Вредно и полезно»

Цель: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.

Предварительная работа: В ООД и режимных моментах проводятся беседы на тему: «Вредные и полезные продукты», «Наше здоровье», «Что помогает нам расти здоровыми» и т.п. Также дети рассматривают и вместе с педагогом обсуждают иллюстрации и сюжетные картинки по указанным темам, а также участвуют в просмотре мультфильмов и программ о здоровом образе жизни.

Перед началом игры в средней группе детям обязательно напоминаются правила игры. В старших и подготовительных достаточно 1-2 раз для того, чтобы ребята запомнили правила. Поэтому можно просто назвать игру, в которую вы собираетесь с ними поиграть. В конце игры -похвалить детей за внимание и правильные ответы, пожелать им и себе крепкого здоровья.

1 вариант- для средней группы

Дети сидят на стульчиках. У воспитателя в руках 5-7 пар карточек с изображением вредных и полезных продуктов (или действий человека). Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном — ночь», «Ребенок моет руки с мылом», « Чумазый ребенок» и т.п.

Воспитатель поочередно показывает карточки и называет то, что на них изображено. Если это полезный продукт (или действие), дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий), а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером .

2 вариант- для старшей группы

а) Условия те же, что и в младшей группе, но педагог не показывает картинки ,а называет продукт или действие.

б) Дети свободно располагаются в игровой (или на площадке). Когда воспитатель называет полезный продукт (или действие ) дети шагают, хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А когда вредный — останавливаются, отрицательно качают головой и говорят «Нет, нет, нет!». Игра заканчивается положительным примером.

3 вариант — для подготовительной группы

а) Условия, как и в предыдущих группах, но в руках у детей карточки красного и зеленого цвета (форма карточки — любая). Воспитатель показывает картинку (или называет продукт, действие). Положительный вариант- дети поднимают зеленые карточки, отрицательный- красные.

б) Дети располагаются в игровой на ковре (или на площадке) . В руках у них карточки красного и зеленого цвета. Звучит музыка, ребята начинают двигаться — ходить, пританцовывать и т.п. Педагог останавливает музыку и показывает картинку с изображением продукта или действия. С окончанием музыки дети останавливаются и, в зависимости от варианта картинки, показывают красную, произнося «Это плохо!» или зеленую карточку, говоря «Это очень хорошо!».Более сложный вариант –когда воспитатель не показывает картинки, а называет продукт или действие человека. В игре используется 5-7 пар вариантов карточек или названий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: