«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» методическая разработка (старшая группа)


Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Фомина Е.И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры // Совушка. 2020. №3(5). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/5/priobshchenie-detei-k-istokam-russkoi-narodnoi-kultury (дата обращения: 10.10.2020 ).

Настоящее время характеризуется становлением новой системы образования: определен стандарт педагога, разработаны рамочные документы, определяющие каким должен быть образовательный процесс (Закон об образовании в РФ, ФГОС ДО). Однако определение содержания обучения, выбор методов и приемов отданы на откуп педагогам.

Говоря о воспитании моральных и нравственных качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням.

Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций самый верный способ получить хороший результат в виде выполнения целевых ориентиров.

Одним из принципов ФГОС ДО является — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

  1. Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной общеобразовательной программы.
  2. Ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной соцкультурной традиции.

На наш взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую во 2 младшей группе.

Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.

Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
  2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
  3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.

Разработанный перспективный план расчитан на 4 года деятельности по следующим направлениям:

  1. Знакомство с национальным бытом;
  2. Знакомство с русским народным творчеством;
  3. Знакомство с русскими народными играми;
  4. Знакомство с традициями;
  5. Праздниками.

Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.

Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах: • принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением; • принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников; • принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей • принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик; • принцип исторической последовательности обобщающих факторов; • принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми; • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:

Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского народа;

Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания).

Приоритетными остаются методы и приемы:

  • Проблемно — поисковые вопросы;
  • Введение нового персонажа;
  • Разбор пословиц и поговорок;
  • Творческие задачи ;
  • Объяснение происхождения слов;
  • Метод аналогии;
  • Работа с моделями и схемами.

Первое направление предусматривает знакомствол с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Второе направление — дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Третье направление — дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.

Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей. Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Русский народный уголок», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок — передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица — недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.

Для них предлагаем провести:

— анкетирование «Что вы знаете?»

— консультации «Моя Россия». «История одной вещи»

— Мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»

— оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и тд.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
  4. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
  6. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
  7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
  8. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
  10. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970.
  11. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.
  13. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006.
  14. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.
  15. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989.
  16. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010.
  17. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001.
  18. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2020.

Приобщение старших дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования

Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик» г.Новокуйбышевск Самарской области Приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования
В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада по приобщению старших дошкольников к истокам народной культуры средствами специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды. Материал может быть полезен педагогам ДОО и школ. В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре неотделимо от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Таким образом, приобщение ребенка к музыкальному фольклору соответствует новым стандартам образования, так как происходит через его деятельность. Несмотря на то, что в детском саду восприятию фольклора дошкольниками всегда уделялось большое внимание, возникли противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Достижения детей дошкольного возраста должны определяться не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования. Однако, в настоящее время происходит заучивание репертуара к праздникам, увлеченность сценически эффектным материалом, народная музыка предлагается в современной обработке, у детей не сформированы представления о культурном и историческом прошлом русского народа. В детском саду нет системы в проведении специально организованных занятий, не оснащена предметно-развивающая среда, недостаточно методическое обеспечение, что в конечном итоге не способствует целостному восприятию фольклора, а значит и духовно- нравственному воспитанию дошкольника. В этом и состояла проблема в моей профессиональной деятельности. Перед собой я поставила Цель: воспитывать духовно-нравственные ценности дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры, развивать музыкальные и творческие способности в условиях специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды.
Для достижения новых образовательных результатов было необходимо создать новые условия.
Научно-методические:
— создание библиотеки нотной и художественной литературы, фондов CD-дисков лучших образцов детской народной вокальной и инструментальной музыки и видеотеки с тематическими подборками; -создание картотеки музыкальных народных игр; -создание электронных образовательных ресурсов; -овладение методами формирования народной музыкальной культуры и применения их в практической деятельности; -разработка конспектов дополнительной образовательной деятельности в рамках комплексно-тематического планирования; — разработка сценариев праздников и развлечений; — составление консультаций для родителей.
Материально-технические: -наличие специального помещения; -наличие основного музыкального инструмента; — создание предметно — развивающей среды; -наличие мультимедийного оборудования. Информационные: — анкетирование родителей; — проведение открытых занятия для родителей; — организация групповых занятий с родителями; — оформление фотоотчётов; — размещение консультаций, рекомендаций, фото- и видео отчетов на сайте ДОО. Организационные: -привлечение родителей к участию в народных праздниках, пополнению экспонатов музея народного быта, изготовлению пособий, атрибутов,костюмов. — организация взаимодействие педагогов детского сада; — организация творческих встреч с фольклорными коллективами города. С целью комплексного подхода мною был разработан календарно-тематический план
дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по приобщению их к народной культуре, утвержденный на педагогическом совете ДОО. В содержание занятий включены как все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, песенное и танцевальное творчество), так и знакомство с народным бытом, поэтическим и художественным творчеством. Планирование составлено для детей старшей и подготовительной группы. Деятельность осуществляется 4 раза в месяц в определённый день недели во второй половине дня продолжительностью 30 минут в мини-музее «Русская изба». Музей был создан силами педагогов и родителей. В нем собраны как подлинные экспонаты старинного русского быта, так и их игрушечные аналоги, к которым ребенок может подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Подлинные экспонаты музея представляют особую ценность, ведь прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает струны души, молчащие при рассматривании иллюстраций, что актуально для впечатлительной детской души, для которой «знания» об исторических предметах превращаются в «личную причастность к истории народа». Изготовили костюмы и атрибуты для инсценировок народных песен, маски-шапочки для музыкальных и подвижных игр, народные музыкальные инструменты, куклы для фольклорного театра. В мини-музее происходит вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу, развитие не через пассивное «видение», а через активное «делание», становление нравственной личности ребенка. Для контроля эффективности работы я разработала критерии определения результативности на основе примерной
Основной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: — Воспитанники знают традиции и обычаи русского народа, ориентируются в народных праздниках, промыслах, предметах народного быта, могут о них рассказать; -Применяют в быту малые формы устного и музыкального народного творчества; -Знают и исполняют русские народные песни, организуют народные игры; -Чисто интонируют попевки, воспроизводят их на музыкальных инструментах; -Составляют пляски из знакомых танцевальных элементов, выполняют перестроения в хороводах; -Владеют навыками передачи эмоционально-образного содержания произведений в музыкальной и театрализованной деятельности; -Различают звучание народных инструментов в оркестре, называют их. -Владеют приёмами игры на двух и трех ложках, играют в ансамбле. Контрольные срезы провожу в начале и конце учебного года. Формы контроля – беседы,наблюдения, театрализованные представления и концерты, фольклорные праздники. Таким образом, только специально разработанная система организации воспитательно-образовательного процесса и эффективная предметно-развивающая среда активно приобщают дошкольников к истокам народной культуры, что способствует их духовно-нравственному воспитанию.

Рекомендуем посмотреть:

Вступил ли в силу ФГОС? Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников Авторская народная песня для дошкольников «Русский перепляс» Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников

Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду

Колыбельные в развитии ребёнка

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: