Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы

Лэпбук – это

новейшее изобретение для
развития
ребенка. В переводе с английского языка означает «наколенная книга». Приспособление активно внедряют в учебный процесс
для дошкольников
и младших школьников.

Кроме того, лэпбук очень прост в изготовлении и подходит для игр в домашних условиях. Такая самодельная мини книжечка позволяет малышу быстрее усваивать необходимый материал, закрепляя полученные навыки с помощью перекладываний, сопоставлений или поиска различных деталей.

История возникновения

Впервые подобную папку внедрила в занятия писательница из Вирджинии Темми Дюби. Она использовала мини книгу, чтобы систематизировать учебный материал для своих детей. Лэпбук отличается маленьким размером и большой вместительностью.

Автор изобретения усовершенствовала опыт Дины Зайк, которая применяла сложенные листы бумаги с интерактивными задачами для обучения детей. Темми поместила в одну папку различные тематические игры, чем сделала процесс изучения материала более увлекательным.

На заметку! В России изготовлением Лэпбуков впервые занялась учительница математики. Татьяна Пироженко родом из Симферополя. Она мама 2 детей и в свободное время разрабатывает новые виды наколенных книг, которые стремительно набирают популярность.

Для чего нужен

Такой способ занятия используется для:

  • Организации познавательной деятельности ребенка.
  • Взаимодействия взрослых и детей.
  • Развития внимания.
  • Формирования усидчивости.
  • Активизации мыслительного процесса.
  • Развития творческих способностей, воображения.
  • Приучения малыша к коллективным упражнениям.
  • Формирования правильного произношения и письма.

Важно! Основная задача лэпбука – способствовать интеллектуальному обогащению крохи с последующим запоминанием уже полученной информации.

Достоинства использования наколенных книг:

  • Помощь в систематизации полученных навыков.
  • Удобный метод для повторения пройденного материала и лучшего запоминания благодаря ассоциативному мышлению.
  • Ребенок обучается самостоятельно проводить анализ в игровой форме.
  • Наколенная книга подходит для упражнений в детских садах, школах
    и в домашней обстановке.
  • Возможность изготавливать различные тематические наполнения внутри папки, подбирая материал с ориентиром на способности и ранее полученные умения малыша (индивидуальный подход).

Еще одно важное преимущество – простота и быстрота выполнения лэпбука. Некоторые виды интерактивных упражнений способен сделать даже ребенок без особых затрат времени

. Мини книгу можно изготовить коллективным трудом или самостоятельно.

Современные методы развития звуковой культуры речи для подготовки к обучению грамоте

Звуковая культура речи подготовка к обучению грамоте подразумевает совместную деятельность, в которую вовлекаются речедвигательные и слуховые анализаторы. Для большей эффективности занятий сегодня существуют теории развития звуковой культуры, которые представлены презентациями, играми-драматизациями, хороводами, артикуляционными упражнениями, звуковым анализом слов и другими проектами, которые будут рассмотрены ниже.

Дидактические игры как средство развития связной речи по ФГОС

Дидактические игры направлены на то, чтобы обогатить словарный запас ребенка, сформировать грамматическую и звуковую культуру. Наиболее популярные развлечения дидактического характера представлены играми под названием «Как правильно?» и «Догадайся, что это?». В процессе занятия «Как правильно?» нужно выбрать правильное значение слова, к примеру, вилка — предмет для игры? для еды или для сна? Кровать — предмет для полива грядки? для хранения пуговиц или для сна?

Утро радостных встреч в старшей группе картотека: пример

Задача игры «Догадайся, что это?» заключается в том, чтобы правильно распознать предмет по частям. Например, воспитатель говорит: «Качели, песочница, горка, карусели (детская площадка); окна, дверь, крыльцо, крыша (жилой дом), и так далее.

Обратите внимание! В качестве наглядного материала для воспитанников младшей группы желательно использовать изображения, старшие же должны воспринимать все на слух.

Как сделать логопедический массаж ребенку в домашних условиях

Интерактивные игры для дошкольников по развитию речи

Что касается интерактивных развлечений для воспитанников детского сада, то они представлены различными мнемодорожками и дидактическими синквейнами. Мнемодорожка — это схематичные изображения, которые расположены линейно. С помощью приема наложения и приложения ребятишки складывают из отдельных карточек с изображением предмета мнемодорожки, параллельно составляя предложения, сочиняя рассказы и подборки.

Синквейн же является одним из методов новой образовательной технологии. Сегодня в педагогике встречаются следующие виды синквейнов:

  • традиционный;
  • обратный и зеркальный;
  • дидактический и синквейн-бабочка.

К примеру, дидактический синквейн имеет форму пятистрочного текста, основанного на смысловой и синтактической заданности для каждой отдельной строки. При составлении такого синквейна нужно учитывать, что первая его строка должна быть существительным или местоимением, выражающим главную тему. Во второй строчке находится два прилагательных с признаками и свойствами темы, далее следуют глаголы, фраза из четырех слов и одно слово-резюме.

Виды

Существует огромное количество разных лэпбуков. Их принято делить на такие группы:


  1. Энциклопедические.

    Самый простой тип мини папки. Вся нужная информация находится в энциклопедии. Основная задача грамотно ее распределить. Достаточно разместить 5-6 интерактивных задач на
    определенную
    тему
    (вода, космос, животное и т.д.). Подобные занятия подходят для детей школьного возраста.

  2. Сюжетные.

    Создаются по мотивам любимых книг или мультиков. Часто после просмотра мультфильма ребенку хочется проиграть сюжет снова и снова, а смотреть уже не интересно. Предложите ему создать свой собственный «мир» с любимыми героями. Также для обучения используют музыкальные
    папки с элементами
    театра.
  3. Тематические. Предполагают внедрение в занятие различные обучающие предметы с элементами игры
    . Подходят для детей
    средней и подготовительной групп
    детского сада. С их помощью можно изучать:
  • Времена года (осень
    , зима,
    лето
    , весна).

  • Животных.
  • Овощи и фрукты.
  • Конституцию человека.
  • Профессии.
  • Природу.
  • Часы и т.д.

Воспитатели

часто разрабатывают лэпбуки
по сказкам
, чтобы развивать
речь
ребенка.

4. Школьные. В них присутствует разделение по предметам (математика, русский язык, экология, по пожарной безопасности, по безопасности

жизни, физика, химия). Для каждой дисциплины можно подобрать конкретную тему для обучения ребенка.


5. Поздравительные. Такие папки используют в качестве подарка к празднику (новый Год, День Рождение, Пасха). Создавайте праздничную мини книжку вместе с крохой. Пусть он руководит процессом и вносит свои пожелания.
Еще можно предложить малышу создать автобиографическую историю с помощью лэпбука. Такие наколенные книги обычно изготавливает ребенок самостоятельно. На основу крепятся фотографии, картинки

с пожеланиями на будущее, мечты, цели и т.д.

Что такое лэпбук по развитию речи для дошкольников

Лэпбук по развитию речи в подготовительной группе — это современное пособие для обучения детей в виде интерактивной папки. С его помощью можно проводить как индивидуальную работу, так и подгрупповые занятия. Современный подход к организации работы по развитию речи позволяет заинтересовать малышей, которые посещают детский сад в возрасте от 3 до 6 лет. Таким образом, работа воспитателя становится более продуктивной.

Описание термина lapbook

Обратите внимание! Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки позволяет освежить в памяти пройденный материал. Как правило, lapbook можно использовать как индивидуально, так и на групповом занятии.

Лэпбук «Речевичок» состоит из следующих разделов:

  • «Слоговая ромашка» для обучения составлению слогов;
  • сюжетные картинки для составления рассказов;
  • загадки;
  • штриховки для подготовки руки к письму;
  • картотека антонимов;
  • ребусы;
  • чистоговорки;
  • игра «Звуковые дорожки» для развития звукопроизношения ;
  • скороговорки;
  • стихи про буквы;
  • игра «Составь букву из палочек»;
  • игра «Составь слоги и слова»;
  • игра на развитие воздушной струи «Сдуй бабочку с цветка».

Как влияет лэпбук на развитие речи

Как утверждают специалисты, лепбук оказывает благоприятное влияние на развитие речи для детей в дошкольном возрасте. Дети в старшей и младшей группе начинают правильно выговаривать слова. Происходит дифференциация звуков. Далее педагог предлагает рассмотреть различные иллюстрации, сюжетные картины, которые служат для составления рассказов.

Какое влияние оказывает lapbook на развитие речи

Важно! Выполняя задания, педагог делает вместе с детьми гимнастику. Правильное дыхание играет важную роль для развития речи. Легкие движения способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля.

Готовые шаблоны для распечатывания

Каждый желающий может совершенно бесплатно скачать готовые шаблоны, переходя по данной ссылке . Например, можно скачать развивающие задания на тему «Весна». В них представлена следующая тематика:

  • «Какие плоды растут весной»? — карточки для изучения сезонных растений.
  • Кармашек с загадками на тему весны.
  • «Выращиваем растение» — проводим наблюдения за ростом растения, занося результаты в таблицу.
  • «Календарь погоды» — дети ведут дневник погоды.
  • Шаблон «Весенний цветник» — ребята изучают весенние цветы.
  • «Кто из чего?» — предоставляются карточки с животными.
  • «Весенний букварь» — книжка-гармошка для творчества.
  • Блокнотик «Приметы весны» — малыши изучают весенние явления.
  • Мини-книжка «Поэты о весне» — учат наизусть стихотворения на тему весны.
  • Сказка по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Игры для детей от 2 до 4 лет для развития речи — советы родителям

Как сделать своими руками

Создание интерактивной книжки для малыша происходит в несколько этапов:

  1. Выбор темы. Направление может быть с учётом знаний и пожеланий ребенка.
  2. Когда с темой определились, напишите подробный план. Он необходим для четкого понимания структуры учебного пособия. Каждый элемент должен раскрывать свою под тему. Если приспособление изготавливаете вместе с крохой можно задать ему 3 вопроса, определяющих наполнение:
  • Что ты знаешь об этом?
  • Какую информацию хотел бы еще узнать?
  • Что нужно сделать для получения знаний?

3. Делайте макет. Материалы для создания, которые могут пригодиться:

Готовые

шаблоны или сделанные собственноручно. Чтобы изготовить самостоятельно, воспользуйтесь принтером и программами на компьютере. Лучше применять цветную распечатку, чтобы лэпбук был красочным.

  • Плотная бумага (формат А3). Лист загибают, делая две открывающиеся створки.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш.
  • Цветные фломастеры и карандаши.
  • Картинки для декора.
  • Цветная бумага.


После думаем, как расположить интерактивные задачки на основе. Для этого на простом листе рисуем примерный макет.

4. Формы на макете могут быть различными (картинки, фото, тексты, загадки, стишки, игры). Фантазируйте вместе с малышом.

5. Делайте кармашки

. Они могут быть в виде:

  • Конвертов.
  • Мини книжек.
  • Гармошек.
  • Вращающихся кружков.
  • Карточек.

После размещайте изготовленные элементы на основу и занимайтесь с малышом, решая интересные задачи.

На заметку! Если нет желания или времени создавать наколенную книгу самостоятельно, можно купить готовый лэпбук в интернет-магазине.

Мастер-класс «Овощи и фрукты»

Наиболее подходящий вариант Лэпбука для детей дошкольного возраста и практически бесплатный,

если имеется цветной принтер.


Что нужно:

  • Чертежная бумага А3.
  • Клей-карандаш.
  • Цветная или декоративная бумага (не плотная).
  • Ножницы.
  • Фломастеры.
  • Скотч.

Изготовление:


  1. Подбираем необходимые картинки с овощами и фруктами в интернете.
  2. В данном лэпбуке представлено 5 интерактивных задач:
  • Сопоставление. Ребенку нужно отыскать и приложить карточку к определенному овощу или фрукту.
  • Поиск. Предлагают найти подходящую тень для каждого овоща.
  • Развитие памяти. Малыша просят вспомнить, какие продукты обычно кладут в суп, а какие не подходят для его приготовления.
  • Образное мышление. Крохе необходимо подумать, какой фрукт соответствует соку в стакане.
  • Закрепление. В качестве повторения пройденного ребенку читают (если он еще не умеет) стихотворения о выученном фрукте или овоще.

Кармашки для лэпбука

3. Создаем кармашки. Можно купить готовые конвертики и прикрепить их на основу или изготовить из цветной бумаги:

4. Распечатанный материал вырезайте и клейте на картонную бумагу. Карточки для манипуляций можно обклеить скотчем или заламинировать. Они так прослужат дольше.

Необязательно выполнять сразу все имеющиеся задания в наколенной книге. Переходите к выполнению постепенно, усваивая материал. Перед следующим заданием повторяйте пройденные этапы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: