Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Повторение орфографии»


Итоговое повторение в 7 классе

Итоговое повторение в 7 классе

Автор Легоцкая Вера Сергеевна,

учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

Выполните задания после текста.

Мои ра..мышления пр..рвал папа. Он загл..нул ко мне инт..ресуясь чем это занима..тся дочь к тому же так увлече(н,нно). Я, конечно, показала ему свои рисунки выкройки поделилась сообр..жениями (на)счет цвета и папа проб..рмотав что(то) (не)определе(н,нн)ое скрылся.

Всегда надо говорить правду. Я лишний раз убедилась в этом. Начни я сейчас выдумывать что(то) и к..нфузливо прята(т,ть)ся, (не)миновать сер..езного ра..говора и всяких там ув..щеваний.

Повозившись с выкройкой я пр..ступила к самому главному: выр..занию заготовок из ткани, то есть из л..скутков, конечно. Платье было очень мудрее(н, нн)ым: верх – из розового шелка, на спинке офиге(н,нн)ый разрез для крылышек; нижняя юбка, более плотная, ра..клеше(н,нн)ая, потом еще одна из (бело)розового шифона, да еще о(т,д)делка из очень тонкого ж..лтого мат..риала. Хотелось бы еще отбеле(н,нн)ой т..сьмой обшить но я боялась что это слишком ут..желит платье да и смогу ли я сделать все достаточно а(к,кк)уратно.

Когда с вырезанием заготовок было поконче(н,нн)о я слегка наживила их и пр..дложила Фенечк.. заняться пр..меркой.

(Мало)интересный мультфильм закончился и Фенечка сгорая от любопытства оживле(н,нн)о порхнула ко мне на колени.

1. Выпишите из первого абзаца служебные части речи в три столбика: предлоги, частицы, союзы.

2. Из второго абзаца выпишите все наречия.

3. Из третьего абзаца выпишите все особые формы глагола.

Ответы

Мои размышления прервал папа. Он заглянул ко мне, интересуясь, чем это занимается дочь, к тому же так увлеченно. Я, конечно, показала ему свои рисунки, выкройки, поделилась соображениями насчет цвета, и папа, пробормотав что‑то неопределенное, скрылся.

Всегда надо говорить правду. Я лишний раз убедилась в этом. Начни я сейчас выдумывать что‑то и конфузливо прятаться, не миновать серьезного разговора и всяких там увещеваний.

Повозившись с выкройкой, я приступила к самому главному: вырезанию заготовок из ткани, то есть из лоскутков, конечно. Платье было очень мудреным: верх – из розового шелка, на спинке офигенный разрез для крылышек; нижняя юбка, более плотная, расклешенная, потом еще одна из бело‑розового шифона, да еще отделка из очень тонкого желтого материала. Хотелось бы еще отбеленной тесьмой обшить, но я боялась, что это слишком утяжелит платье, да и смогу ли я сделать все достаточно аккуратно.

Когда с вырезанием заготовок было покончено, я слегка наживила их и предложила Фенечке заняться примеркой.

Малоинтересный мультфильм закончился, и Фенечка, сгорая от любопытства, оживленно порхнула ко мне на колени.

1. Предлоги союзы частицы

ко и же

к

насчет

2. Всегда, сейчас, конфузливо.

3. Повозившись, офигенный, расклешенная, отбеленный.

Карточки по орфографии для 7 класса

Карточки для орфографической работы в 7 классе

1. Правописание наречий

Раскройте скобки и графически объясните правописание.

Свернуть (в) бок, устремиться (в) высь, смотреть (в)даль, (в) дали полей, встретиться (в) тайне, (чуть)чуть, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, идти (по)тихоньку, взять (по)больше, упасть навзнич…, ударить наотмаш…, дожидаться было невтерпеж…,выйти замуж…, подойти (с)лев…, посмотреть (на)прав…, известен (из)давн…, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, говорить (не)громко, отвечать (не)лепо, рассказывать (не)интересно, но долго.

2.
Правописание НЕ с разными частями речи.
Раскройте скобки и графически объясните правописание.

(Не) научившись (н…)чему, (не) верить (н..)кому, (не) замечая усталости, далеко (не) худший вариант, (не) решительный характер, (не) удавшийся из-за дождя поход, факт (не) проверен, (не) стоит голову ломать, рана совсем (не) опасная, (не) видимое поле,

(не) лепо ответить, (не) победимая армия, (не) думающий ( н..) о ком, речка (не) глубокая, а мелкая, небо сегодня (не) голубое, их было (не) двое, ответ (не) подготовлен,

(не) годуя из-за (не) приятностей, (не) смотря на (не)взгоды.

3. Буквы О-Е-Ё после шипящих в разных частях речи.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание.

Утюж…к, теч…т, еж…вый, круж…к, чащ…ба, реш…тка, печ…ное , реш…нный, чуж…й, хорош…го, грач…м, береж…т, увлеч…нный, помягч…, сгущ…нка, горяч…, ш…лковый, сыноч…к, ещ…, приглуш…нный, рубеж…м, ш….ссе, туш…нка, скач…к, плеч…м, ш…в, свеж…, пораж…нный, корч…вка, рассеч…нный, врач…м, ш…пот, круч…ный, алыч…вый, прибереж…т, певуч…, ноч…вка, ож…г руки , ож…г руку.

4.
Правописание Ь после шипящих в разных частях речи.
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание.

Большая суш…, коренной москвич…, сбереч… вещ…, много сладких груш…, медведь неуклюж…, увелич…те скорость, достич… вершины, немного отдохнёш…, расстегнёш… пуговицы, пройденный рубеж…, острый карандаш…, ожидание встреч…, остров сокровищ…, ландыш… свеж…и пахуч…, окружающий пейзаж…, парень широкоплеч…, не тревож…тесь понапрасну, мчаться вскач…, угостиш… товарища, не чувствуеш… боль, помоч… бабушке, возле придорожных рощ…, пустой пляж…, огненный смерч…, выйти замуж…, дым пожарищ…,тёмных туч…, заберёш…ся на дерево, распахнуть настеж…, бить наотмаш… .

5. Правописание Н-НН в разных частях речи.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание.

Жаре…ый гусь, жаре…ые в масле пирожки, тума…ое утро, пальто дли…о, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, глиня…ый кувшин, ошибка исправле…а, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, деревя…ая посуда, забракова…ые товары, нежда…ый гость, военизирова…ый отряд, румя…ое лицо, работа выполне…а, собрание прошло организова…о, дистиллирова…ая вода, пута…ый ответ, кури…ый бульон, говорил интерес…о, сказа…ое слово, нечая…ая радость, несвяза…ый пленник, завербова…ый агент, неваре…ый картофель, купле….ые в магазине вещи., свяще…ый огонь, стекля…ые двери, карти…ая галерея, каша сваре…а

6. Правописание суффиксов причастий и деепричастий.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание.

Бор_щийся, ве_ щий, вид_ щий, слыш…щий, кле…щий, вяж_щий, держ_щийся, дремл_щий, дыш_щий, забот_щийся, завис_щий, ищ_щий, кол_щий, крас_щий, ла_щий, мысл_щий, ненавид_щий, пен_щийся, та_щий, терп_щий, тревож_щий, чу_щий, щебеч_щий, вид_мый, исполня_мый, колебл_мый, наруша_мый, ненавид_мый, обтека_мый, реша_мый, слыш_мый, взлеле_вший, выдерж_вший, посе_вший, задерж_нный, закле_нный, застрел_нный, подслуш_нный, потер_нный, потрач_нный, размеш_нный, разруш_нный, расстрел_нный, удосто_нный, услыш_нный, увид_в, покрас_в, взлеле_в.

7.Правописание предлогов, союзов, частиц.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание.

(В) течении… недели я н… разу н… тренировался. 2. Сколько я н… тренировался, а результаты были низкие. 3. Куда …и посмотрю, повсюду рожь густая. 4. Он н… дал мне н… одной книги. 5. В ведре н… капли воды. 6. В этих местах я бывал н… раз. 7. Летом я н…куда н… поеду. 8. Где он только н… побывал! 10. Он н… смог н… ответить. 11. Н… деревца, н… кустика н… попалось по дороге.12. Он н… возражал, мы так(же) были согласны. 13. Земля была так(же) прекрасна, как и всё вокруг.14. Что (бы) он н… делал, н…чего н… получалось. 15.Нужно работать (в) течении… длительного времени, что(бы) добиться результата.16. Что (б) было с ним без нас? 17.Ночью так(же) не было прохлады. 18. Вряд(ли) эта книга заинтересует читателей. 19. Куда (же) он спрятался? 20)Мал , за(то) удал.

8.
Дефисное написание слов
Раскройте скобки и графически объясните правописание.

Будь (по)твоему, (по)твоему совету, из(под) стола, (полу)круг, (в)трое, (на)двое, (по)маленьку, весел (по)прежнему, идти (по)прежнему маршруту, куда(либо), (по)над Доном, (в)третьих классах школы, (по)родственному, что(нибудь), (по)дружески, (полу)мрак, (в)третьих, подойди(ка), всё(таки), (пол)армии, (пол)листа, (зоо)магазин, (северо)запад, (плащ)палатка, (вечно)зелёный, (еле)еле, (крепко)накрепко,(штаб)квартира, (тёмно)зелёный; (железо)бетонный, решил(таки), газетно(журнальный), (пол)Европы, (пол)мира, (во)едино, (во)круг, (по)меньше, (премьер)министр, (вице)адмирал.

9. Обособление (выделение) причастных и деепричастных оборотов.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте пропущенные знаки препинания, объяснив их графически. Выполните разбор.

Только к вечеру боясь заблудит(?) ся в темноте туристы вернулись на тропу ведущую в лагерь.4

(Не) видя (н…)чего (во)круг они шли по тропинке пр…чудливо изв…вающейся между деревьями. Деревья стояли (не) качаясь, (не) трепеща и (не) шумя листвой. Только листья осины поблескивающие каплями дождя шептались на ветру стряхивая с себя влагу. Они двигались по увлажнённой дождём траве поторапливаясь и стремясь быстрее добраться до места.

10. Пунктуация перед союзами в простом и сложном предложении

Вставьте пропущенные буквы и расставьте пропущенные знаки препинания, объяснив их графически. Выполните разбор.

Каждому из нас мила та сторона где ты родился вырос или живеш(?). И все(таки) у природы есть свои любимцы которых она наделяет особой красотой. Таков и Байкал слав…щийся своей чудотворной силой величием и могуществом. В(з,с)поминаю как мы с товарищем долго шли по берегу нашего моря…. Байкал был так чист и тих что далеко в воде переливались красками камни. 4

Товарищ мой был потрясен дикой и бурной красотой и она буквально обрушилась на него. Он еще (не) знает зимнего Байкала (по)этому он восторже(н,нн)о ступает на тонкий прозрачный лед. Теперь и он знает что одним из чудес света можно считать Ба

Пунктуация. Пунктуационный разбор — Повторение изученного в 5-6 классах

Цели: повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обращениями, прямой речью, в сложных предложениях; формировать умение производить морфемный и пунктуационный разбор, составлять предложения по схемам.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Воспитание интереса к русскому языку. Познавательные УУД. Синтез знаний. Анализ лингвистических явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Ученики выполняют задания учителя:

— Вспомните, что изучает синтаксис.

— Назовите третье лишнее понятие, аргументируйте свой ответ:

■ сказуемое, дополнение, обстоятельство (понятие сказуемое лишнее: это главный член предложения, тогда как следующие два понятия называют второстепенные члены);

■ дополнение, обстоятельство, прилагательное (понятие прилагательное лишнее: это часть речи, а другие слова называют члены предложения).

Упр. 9. Проверка проводится в форме “Лингвистической эстафеты”.

II. Повторение основных пунктуационных правил.

1. Беседа на основе вопросов, предложенных к § 2.

2. Повторение правил о постановке знаков препинания при однородных членах. Дети читают правила (спроецированы на экран либо представлены в распечатках), затем расставляют недостающие знаки препинания при однородных членах; графически объясняют условия их выбора (работают прямо в распечатках).

Из-за моря поднялось солнце и залило светом спокойную ровную воду.

(О и О)

Он работает по всем правилам сосредоточенно.

(О, О)

Косой дождь всё так же сёк лицо и заливался за шею и в рукава.

(О и О О и О)

Плот тихо и беззвучно подвигался вперёд среди немой тишины среди непроглядного мрака.

(О и О О, О)

Пел одинокий женский голос то грустно и смутно то задорно и весело.

(то О и О, то О и О)

На сотни вёрст ни дымка ни юрты ни человеческого следа. (А. Серафимович)

(ни О, ни О, ни О)

Ни днём ни ночью спокою не знаешь. (Фразеологизм)

3. Повторение правил постановки знаков препинания при обращениях. Читают правила, разбирают постановку знаков препинания в предложениях с обращениями (устно). В тетрадях записывают схемы этих предложений.

Всё родимый надо от сердца делать. (К. Паустовский) Сегодня братец ты мой заниматься не будем. (А. Н. Толстой) Благодарю вас тётя Саша. (А. Н. Толстой) Ах Лизанька ты от себя ли? (А. Грибоедов)

4. Работа с учебником. Упр. 11. Комментированное письмо. Предварительно ученикам предлагается рассмотреть схемы постановки знаков препинания при прямой речи.

III. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

— Что такое пунктуация?

— Что на уроке показалось сложным?

IV. Домашнее задание. Упр. 10.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: