ДЕТСТВО-ГИД
Дидактическое пособие
«Пирамида питания»
для детей старшего дошкольного возраста
Кузина Елена Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ № 103,
г. Нижний Новгород
Цель: формирование здорового образа жизни, посредством изучения принципов правильного питания.
Задачи:
- сформировать правильное отношение к своему здоровью через понятие здоровое питание;
- научить выбирать полезные и безопасные продукты питания, составлять меню;
- сформировать у детей основу рационального питания.
Игра разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Используя эту игру, можно давать детям задания разной сложности. Игра формирует у детей логическое мышление, развивает память, расширяет словарный запас, способствует воспитанию основ культуры питания детей и стремление вести здоровый образ жизни. В эту игру дети могут играть как вместе с взрослыми, так и одни.
Дидактическое пособие представляет собой четырехгранную пирамиду, на каждой грани которой разные задания по правильному питанию. На первой грани нужно составить меню на день: завтрак, обед, ужин (дети вставляют в кармашки картинки с изображением различных продуктов). На второй грани – круги «Луллия» о полезных продуктах. На третьей грани — дети соотносят витамины с продуктами, в которых они есть. На четвертой грани – дети распределяют продукты на три группы по содержанию в них: белков, жиров, углеводов.
Данное дидактическое пособие позволяет расширить знания детей о правильном питании, а также способствует вести здоровый образ жизни.
Предлагаю один из вариантов работы с данным пособием: беседа «Секреты здорового питания»
Ход беседы:
-А как вы думаете, ребята, что значит вести здоровый образ жизни? (Ответы детей).
-Ребята, «Здоровый образ жизни» включает в себя несколько компонентов. И один из них – очень важный – здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня «Секреты здорового питания»
Пословица: «Мы есть то, что едим».
-Как вы понимаете эти слова?
-Наше здоровье полностью зависит от того, что мы едим.
Какое оно – здоровое питание? Демонстрирую пособие «Пирамида питания»
- Разнообразное питание.
-Как вы это понимаете?
-В разных продуктах содержаться разные питательные вещества и витамины. Нельзя все время есть одно и тоже, необходимо употреблять разные продукты.
- Полноценное питание.
-Как вы это понимаете?
-Питание полноценное или сбалансированное – это достаточное количество в нем белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.
Белки – важнейший компонент пищи. От них зависят основные жизненные процессы в организме: обмен веществ, способность к росту, размножению, мышлению.
Не все белки являются равноценными. Благоприятными являются сочетания растительных и молочных продуктов, например, сочетание куска хлеба и стакана молока, мучных изделий с творогом, мучных блюд с мясом. Полезна рыба, очень полезны молочные продукты, сливочное масло, орехи.
Эти продукты помогают строить организм, укрепляют кости. Именно эти продукты поставляют клеткам строительный материал для роста.
Другие продукты дают организму энергию. Чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. В этих продуктах содержатся углеводы. Это: гречка, мед, овсянка, изюм, масло, хлеб. Главным энергетическим углеводом является глюкоза, поэтому она должна являться необходимым компонентом пищи. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Нужно есть много овощей, фруктов.
Есть еще и другой энергетический ресурс – жиры. Сердце, например, использует в качестве топлива почти исключительно жиры. Пищевые жиры являются подлинными концентратами энергии. Полное исключение жиров из питания приводит к серьезным нарушениям здоровья, их недостаток приводит к задержке развития растущего организма, воспалению кожных покровов, но избыток жиров приводит к повышению уровня холестерина в крови. В этом случае ухудшается состояние сосудов.
Необходимым компонент здорового питания – витамины и минеральные вещества.
-В каких продуктах содержатся витамины и минеральные вещества – помогают организму расти и быть здоровым. Фрукты и овощи – это настоящие хранилища необходимых человеку витаминов. Если в вашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у вас будет хорошее настроение и отличное здоровье.
- Полезное питание.
-Как вы это понимаете?
-Полезное питание – прежде всего натуральное. Поэтому, безусловно, предпочтение нужно отдавать пище, без консервантов (хлеб грубого помола, крупы, мясо, рыба).
Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион! Это самые полезные продукты!!!
-У нас есть с вами «Пирамида здорового питания».
(Работа с пирамидой здорового питания.)
На карточках указаны названия продуктов питания.
Продукты питания: крупы, фрукты, овощи, хлеб грубого помола, рыба, мясо, молоко, конфеты, сахар, сливочное масло, сыр, яйца, колбаса, торт, чипсы, лимонад, соль, орехи и др.
Вам нужно распределить их по этажам пирамиды:
на 1 этаже – жиры — самые полезные для здоровья продукты;
на 2 этаже – белки. их нужно употреблять в меньшем количестве;
на 3 этаже – углеводы — продукты, употребление которых нужно ограничить, либо совсем не употреблять;
Молодцы!
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие!
Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Развивающие книжки для детей раннего возраста по здоровому образу жизни Здоровый образ жизни Формирование здорового образа жизни дошкольников в процессе физкультурно-познавательной деятельности >
Игры ко «Дню здоровья»
Дидактическая игра «Назови предметы»
Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.
Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер). А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)
Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»
Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.
Скажите, как врач использует эти предметы? Что делает врач шприцем? Делает уколы. Что делает врач термометром? Измеряет температуру. Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом. Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину. Что делает врач бинтом? Перевязывает рану. Что делает врач массажером? Делает массаж. Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца. Что делает врач грелкой? Прогревает больное место. Что делает врач пинцетом? Достает занозы. Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.
Дидактическая игра «Найди различия»
Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.
Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.
Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»
Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.
Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …
Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»
Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах. (Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.
Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды. Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем. А это лаванда. Ее запах помогает уснуть. Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит. Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем. Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание. (Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).
Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»
Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.
Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эта дидактическая игра систематизирует знание детей о разных видах спорта и спортсменах.Расширяет кругозор детей.Активизирует мышление и речь….
Дидактическая игра «Узнй игру по мячу» предназначена для детей 5-7 лет.Задачи:1.Формировать у ребят представления о разнообразных видах спорта с мячом.2.Развивать умение находить парные карточки, подб…
С помощью этой дидактической игры воспитатель поможет детям уточнить свои представления об овощах,задавать уточняющие вопросы,поддерживать диалог с товарищами по группе….
Дидактические игры по валеологии для дошкольников
Интересные дидактические игры для детей дошкольного возраста способствуют закреплению валеологических знаний — знаний о пользе и необходимости заботиться о своем здоровье.
Дидактическая игра «Получился человек»
Цели: закреплять части тела человека, развивать воображение.
Материал: карточки с частями тела, образующие при складывании фигуры людей мужского и женского пола, в разной одежде, позах.
Количество игроков зависит от количества карточек
Ход игры: детям предлагаются комплекты карточек с изображением частей тела человека, и возможность по своему усмотрению подобрать детали из одного комплекта или сложить детали из разных комплектов, чтобы получился человечек.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Конспект занятия по теме приобщения детей к ЗОЖ Памятка по формированию привычки ЗОЖ Дидактические подвижные игры ЗОЖ Лэпбук «Книга здоровья»
Дидактическая игра по валеологии «Что же делать»
Цель: закреплять знания детей о профилактике простудных заболеваний.
Материал: набор карточек с изображением профилактических мероприятий направленных на быстрое выздоровление и карточки другой тематики Количество игроков от 1 до группы, зависит от количества карточек
Ход игры: из общего числа карточек дети выбирают и объясняют, что полезно для профилактики простудных заболеваний.
Для детей старшего возраста можно предложить составить алгоритм профилактики простудных заболеваний.
Дидактическая игра «Здоровые зубки»
Цель: формировать привычку заботится о зубах, расширять представление дошкольников о том, что полезно и вредно для зубов.
Материал: картинки с изображением средств ухода за зубами, продуктов питания, различных «несъедобных» предметов( зубная паста, зубная щетка, зубная нить, яблоко, морковь, хлеб, сыр орехи в скорлупе, карандаш ), 3 картонных квадрата разного цвета.
Ход игры: перед ребенком раскладываются 2 или 3 квадрата и набор карточек, количество карточек и квадратов зависит от возраста, дается задание разложить карточки на квадраты по категориям
- средства ухода за зубами
- что полезно для зубов
- что вредно для зубов
Дидактическая игра по валеологии «Чистые ручки»
Цель: закреплять последовательность мытья рук
Материал: 8 карточек с изображением ребенка в разных стадиях мытья рук.
Ход игры: предложить ребенку разложить карточки в нужной последовательности.
Дидактическая игра «Наши органы чувств»
Цель: закреплять знания детей об органах чувств.
Материал: 4 пазла с изображением носа, рта, уха, глаза и к ним соответствующие карточки
Ход игры: дети рассматривают картинки, собирают пазл.
Дидактическая игра «Уборка в детской комнате»
Цель: формировать у детей привычку содержать детскую комнату в порядке и чистоте.
Материал: карточки с изображением предметов мебели (книжные полки, полки для игрушек, письменный стол, шкаф для одежды, кровать), набор картинок с изображением игрушек, книг, канцелярии, одежды, постельных принадлежностей.
Ход игры: разложить картинки на соответствующие карточки
Дидактическая игра «На прогулку мы пойдем»
Цель: закреплять знания детей о сезонной одежде, последовательности надевания
Материал: 4 цветные картонные полосы (цвет: желтый, оранжевый, синий, зеленый), по 8 карточек с изображением одежды и обуви на 4 сезона.
Ход игры: дети выбирают полосу, к ней карточки с одеждой и обувью, раскладывают карточки слева направо в порядке очередности надевания.
Примечание: для детей младшего дошкольного возраста задание можно сократить до выбора сезонной одежды.
Дидактическая игра по валеологии «Что такое здоровье»
Цель: Закрепить у детей понятие здоровье
Материал: мнемотаблица «Что такое здоровье»
Ход игры: на магнитную доску крепится тематическая мнемотаблица по которой ребенку легко рассказать о понятии здоровье.
Дидактическая игра по валеологии «Здоровый человек»
Цель: закрепить у детей понятие как отличить здорового человека от больного.
Материал: мнемотаблица «Здоровый человек»
Ход игры: на магнитную доску крепится тематическая мнемотаблица по которой ребенок самостоятельно расскажет о том, чем отличается здоровый человек от больного.
Дидактическая игра «Чтобы вырасти здоровым»
Цель: формировать у детей потребность здорового образа жизни.
Материал: картинки с изображением позитивных и негативных ситуаций. (занятие гимнастикой, катание на велосипеде,солнечные ванны, чтение книги на диване, перекус на ходу, еда грязными руками, и др.)
Ход игры: 1 вариант — ведущий: «Чтобы вырасти здоровым, ты будешь…», ребенок подбирает соответствующую сюжетную картинку и дополняет первую часть предложения. 2 вариант — ведущий: «Чтобы вырасти здоровым, не следует…». 3 вариант — задания чередуются
Дидактическая игра по валеологии «Как укрепить здоровье»
Цель: закреплять знания дошкольников о возможностях укрепления здоровья
Материал: лист бумаги с изображением человека в центре, цветные карандаши.
Количество игроков не ограничено
Ход игры: ребенку дается большой лист бумаги (такой, чтобы было место для рисунка), ставится задача нарисовать рядом все, что полезно человеку для укрепления здоровья. Если ребенок занимается один, по окончании он рассказывает взрослому, что изображено. Если занимается группа детей — они могут сравнить, что нарисовано, кто нарисовал больше, рассказать друг-другу о том, какие они знают способы укрепления здоровья
Дидактическая игра по валеологии «Вредно или полезно»
Цель: закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах
Материал: карточки с изображением веселого и недовольного человека, набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.
Ход игры: разложить на столе две большие карточки с лицами веселого и недовольного человечка. Предложить ребенку карточки с изображением полезных для здоровья человека продуктов положить к веселому человечку, а с вредными для здоровья человека продуктами к недовольному человечку.
Дидактическая игра «Что нам надо для закалки»
Цель: закреплять знания дошкольников о способах закаливания, принадлежностях, необходимых для организации закаливающих процедур.
Материал: сюжетные картинки с изображением видов закаливания, карточки с изображением необходимых для закаливания предметов.
Ход игры: из розданных детям картинок, надо выбрать изображение инвентаря, необходимого для закалки, рассказать, при каком способе закаливания он применяется, для чего служит.
Дидактическая игра по валеологии «Кулинария»
Цель: закреплять понятие полезные продукты, дать представление о том, из каких продуктов готовятся разные блюда.
Материал: наборы картинок с изображением продуктов, нужных для приготовления блюда (суп, борщ, компот, салат) в зависимости от доминирующей темы
Ход игры: из набора картинок дети выбирают соответственно заданной теме изображения, например, для компота6 яблоки, груши, сливы, и т.п., для супа: мясо, картофель, морковь, лук, и т.д.
Дидактическая игра «Где спрятались витамины»
Цель: закреплять знания детей о витаминах и их содержании в различных продуктах.
Материал: большие пустые карточки и карточки с изображением продуктов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать карточки с изображением продуктов, которые содержат витамин, например, Е, и разложить их на одну большую карточку( помидор, куриный желток, фасоль, горох, растительное масло, орехи и т.д.), затем, витамин А, С и т.д. в зависимости от доминирующей темы.
Дидактическая игра «Какому спортсмену?»
Цель: закреплять знания детей о видах спорта, называть амуницию спортсмена.
Материал: карточки с изображением амуниции для занятий разными видами спорта.
Ход игры: из предложенных карточек ребенок выбирает экипировку футболиста, хоккеиста, баскетболиста и т. п., называет предмет, рассказывает почему выбран именно он, объясняет для чего он нужен спортсмену
Дидактическая игра «Мы похожи?»
Цель: учить определять различия и сходства человека и животного
Материал: карточки с изображением животных и детей
Ход игры: предложить детям внимательно рассмотреть карточки, найти то, что есть у человека и у животного, рассказать, чем человек отличается от животного.
Дидактическая игра «Отгадай по описанию»
Цель: учить детей описывать человека словами, выделяя его характерные особенности.
Ход игры: в игре участвуют дети всей группы, они сидят или стоят, один ребенок, выбранный считалкой, или каким-то другим способом, самостоятельно выбирает объект — кого-то из детей и составляет описательный рассказ, дети должны отгадать, кого загадал ведущий, первый, кто узнал ребенка по описанию, становится ведущим.
Дидактическая игра «Собираем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знание детей предметов сезонной одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров.
Материал: 4 куклы и к ним разная сезонная одежда
Ход игры: дети делятся на команды, тянут жребий, выбирая время года, каждая команда собирает куклу на прогулку по сезону. Можно заказать соперникам погоду (например, лето, очень жарко или лето, идет дождик и т.п).
Дидактическая игра «Без чего не обойтись?»
Цель: закреплять знания дошкольников о средствах личной гигиены, их предназначении и применении.
Материал: разные предметные картинки в том числе с изображением средств личной гигиены, фишки.
Ход игры : из многообразия карточек с предметами дети выбирают те, на которых изображены предметы, необходимые для названной гигиенической процедуры (например, надо почистить зубы — дети выбирают карточки: зубная щетка, зубная паста, стакан с водой) за правильный ответ ребенок получает фишку.