Беседа на тему «Правила поведения в праздничные дни, на природе, в лесу»


Основные правила поведения на природе

Оказавшись на природе, дошкольники пытаются рассмотреть все, что попадается им на пути. Родители, обрадовавшись, что малыши нашли себе занятие и притихли, получают временное расслабление и ослабляют контроль. Вот здесь и может таиться опасность.

Безопасность важна на воде

Дети настолько любознательны, что все, что попадается им на пути, стараются взять себе в рот, попробовать, раскусить. Так можно столкнуться с опасностью отравления ядовитыми ягодами и грибами, подвергнуться аллергии со стороны диких растений.

К сведению! Важно пояснять ребятам, что все незнакомое для них нужно показывать родителям или сопровождающим взрослым.

Отправляясь в лес, сказать всем, что пригласили в гости, и вести себя надо уважительно. Следует неукоснительно соблюдать правила:

  • Нельзя громко кричать в лесу.
  • Запрещается дотрагиваться до птичьих гнезд.
  • Нельзя ломать деревья.
  • Не бегать слишком быстро по незнакомой местности – под травой может быть корень дерева или камень, можно споткнуться и пораниться.
  • Нельзя подходить слишком близко к обрывистым берегам реки – ком земли может обрушиться, и чадо упадет в воду.
  • Нельзя разорять муравейники – это навредит насекомым и может стать причиной возникновения аллергической реакции.
  • Нельзя допускать истребления насекомых: бабочек, жуков, пауков – возможно, это редкие виды.
  • Небезопасно срывать некоторые растения и цветы, так как они могут быть ядовитыми или занесенными в Красную книгу природы.
  • К незнакомым животным подходить близко не рекомендуется.
  • В лесу нельзя убегать от взрослых, так как можно заблудиться.

Беседа «Как вести себя на природе»

Беседа на тему «Как вести себя на природе»

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Цель беседы

: закрепить знания о правилах поведения на природе.

Оборудование:

карточки с изображением ситуаций на природе.

Ход беседы:

Ребята, нашу беседу я хотела бы начать с таких слов: «Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател». Мы часто ходим в гости к природе, чтобы полюбоваться ее красотой, насладиться свежим, душистым воздухом, услышать пение птиц, набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов. Но мы не должны забывать, что мы – в гостях. Мы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Что же это за правила?

Педагог читает рассказ на данную тему.

Воскресная поездка в лес

В конце учебного года в середине мая четвероклассники решили поехать в лес. Рано утром в воскресенье они собрались на автобусной остановке вместе с родителями Иванова Коли. Сели в автобус, купили билеты и с ветерком отправились на природу. С хорошим настроением они прибыли на окраину леса. И здесь перед ними возник вопрос, в каком направлении двигаться дальше. Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядываются белые стволы березок. Там, наверное, светло и уютно! Решение принято, и вся компания быстрыми шагами напрямик, по лесным травам, невысоким лесным кустарничкам направляется к выбранному месту.

Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?

Послушайте одно выражение, которое, может быть, подскажет вам допущенную ошибку. «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню».

Теперь надеюсь, вам стало понятно, какую ошибку совершили гости? Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко можно повредить и утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от таких нашествий.

Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

1.Не топчите зря лесные полянки и уголки, передвигайтесь по тропинкам!

Место действительно оказалось замечательным. Среди белоствольных березок росло много лесных цветов. Они были очень красивыми, просто не оторвешь глаз. И ребята решили нарвать букеты для своих близких. Собирая цветы, они шумно рассказывали друг другу, как обрадуются родители такому красивому подарку.

(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?

Все меньше и меньше остается красивых цветов на наших лугах и в лесах из-за бездумного сбора: сорванные цветы быстро вянут и погибают. Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу. Поэтому старайтесь лучше любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать охапками по пути домой.

Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

2.Не рвите лесные и полевые цветы огромными охапками!

Довольные собранными букетами дети развеселились и стали громко петь песни. Они решили устроить соревнования между командами, кто громче исполнит песню. При этом не забыли и про магнитофон. Музыка гремела на весь лес. Даша решила всех похвалить: «Какие мы молодцы! Устроили в лесу настоящий праздник!»

(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?

Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Детеныши могут потерять своих родителей и погибнуть без них.

Если вы хотите увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаитесь и не шумите, прислушайтесь к шорохам и звукам. Вы — в гостях у природы, помните об этом!

Следующее правило поведения:

3.Не шумите на природе! Передвигайтесь и отдыхайте без шума!

После веселого концерта все решили побродить по окрестностям леса, оглядеться, понаблюдать за животными. А потом рассказать, что интересного увидели. Вот о чем позже рассказали девчонки. Недалеко за кустами они нашли ежонка. Он испугался и свернулся в клубок. Дети подумали, что малыш потерялся, поэтому его надо взять с собой в город. Там он привыкнет к ним и станет ручным.

(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?

Весной и в начале лета в лесу много молодняка: маленькие пушистые бельчата, игрушечные серенькие зайчата, маленькие ежики. Все эти животные находятся у себя дома в лесу. Поэтому когда вы решаете взять их, то по сути дела крадете их. Крадете их из родного дома. Вы ничего не знаете об их привычках, о том образе жизни, который они ведут, об их пище. Кормите дома зверьков обычно не той пищей, которой они питаются в природе, а потом недоумеваете, почему это зверьки, несмотря на заботы, вдруг гибнут. Достаточно полюбоваться животными на природе и принести с собой массу впечатлений о встрече с ними, которые долго не забудутся!

Следующее правило поведения:

4.Не берите зверей из леса домой!

Исключение составляют раненные животные, которым необходимо оказать помощь.

А на пути мальчишек вырос огромный муравейник. Вокруг своего дома суетились муравьишки. Они тащили в муравейник хвоинки, травинки, гусениц, насекомых. Вова сказал: «Муравьи вырабатывают кислоту. Хотите попробовать ее на вкус?» Желающих оказалось много. Мальчики выломали ветки из кустарника и стали ими протыкать муравейник. А потом с удовольствием облизывали кислые веточки.

(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей леса. Их нужно охранять и всячески беречь. Ведь муравейников в лесах становится все меньше и меньше. Муравьи гибнут от лесоразработок, разоряют их несознательные люди, готовые поглядеть на то, как суетятся эти маленькие насекомые. Вылавливают муравьев лекари для приготовления муравьиного спирта. Разоряют муравейники и лесные звери: медведи, кабаны.

Следующее правило поведения:

5.Никогда не разоряйте муравейники! Не беспокойте зря муравьев!

Настало время обеда. Решили устроить бивак под большим деревом. Мальчишки принялись собирать хворост, чтобы развести костер. Не забыли они и про еловые ветки, нарвали их, чтобы было мягко и удобно сидеть. Девчонки – стали раскладывать на лесной полянке съестные припасы. Разворачивали бутерброды и бросали в кучу бумагу. Туда же отправлялись пустые консервные банки и бутылки. Вскоре запылал яркий огонь. Дети с удовольствием жарили на костре сосиски, хлеб. А потом с аппетитом все это ели.

Пора возвращаться домой. Затушили костер. Дети торопливо засобирались и отправились в направлении автобусной остановки.

(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?

Посмотрите, что осталось после отдыха на природе. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадь. Огонь сжег корни и ветки соседнего дерева. Рядом – гора засохших еловых веток. На траве валяются бумажки, консервные банки, куски хлеба. Трава кругом вытоптана, поломаны ветки ближайших деревьев и кустарников.

Следующее правило поведения:

6.Умейте организовать свой отдых так, чтобы не навредить природе!

Ребята, а какие еще правила поведения на природе вы знаете?

7.Во время сбора грибов аккуратно срезайте их ножом!

Нельзя грибы вырывать, выкручивать, чтобы не повредить грибницу.

Нельзя сбивать незнакомые вам грибы, они могут пригодиться животным: белкам, лосям, оленям, кабанам.

8.Во время сбора ягод срывайте только зрелые ягоды!

Многие люди спешат собирать недозрелые бледно-розовые ягоды брусники и клюквы, для сбора которых некоторые сборщики используют совки и скребки, собирающие не только ягоды, но подчас и все растение. Собирают букетики из земляники и черники. Веточки очень быстро вянут, а ведь в природе новые вырастут нескоро, лишь спустя несколько десятков лет.

Вот мы с вами и разобрали несколько заповедей поведения на природе. Конечно, это только небольшая часть правил поведения в природном окружении. Но и эти правила помогут сохранять природное многообразие.

Причина многих негативных поступков в природе – незнание. Поэтому первая ваша задача – изучить жизнь природы; узнавать, почему надо в природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов и ягод.

Правила поведения на воде

Самым любимым времяпрепровождением для детей является безусловно купание в реке, на озере или в водоеме. Каждому ребенку хочется поплавать, понырять, поплескаться, даже сыграть в догонялки на воде.

Купаться в реке следует осторожно

Правила поведения на воде для детей особенно важны, так как водоемы представляют для малышей, в первую очередь, огромный интерес, и во вторую, серьезную опасность. Нужно рассмотреть несколько правил, которые дошкольник должен усвоить.

Правила безопасного поведения весной для детей

Как безопасно вести себя на море

Солнце, воздух и вода – лучшие друзья. И море предлагает массу впечатлений и эмоций. Чаще всего, к морю следует добираться на транспорте некоторое время. Это утомляет детский организм. Правила поведения на воде для детей в виде памятки:

  • Дать чаду адаптироваться в новых условиях, у всех разный период привыкания к климату и морю, начинать купания с нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в воде.
  • Пусть первое время малыш купается в футболке, чтобы избежать опасности обгореть.
  • Нельзя насильно заставлять дошкольника купаться в море, он должен захотеть этого сам.
  • Чтобы морские купания полюбились, необходимо менять мокрую одежду на сухую как можно быстрее.
  • Чаще пить на пляже, так как происходит обезвоживание организма.
  • Использовать солнцезащитный крем с нужной степенью защиты.
  • Избегать пиков активности солнца.
  • Носить головной убор.
  • Во время купания следить, чтобы малыш не заглатывал воду.
  • Учить ребенка плавать – важная задача.

Как выглядят знаки безопасности на воде

В дошкольных учреждениях воспитатели проводят разъяснительную работу по безопасности детей на воде. Это и беседы, и лекции, это может быть презентация, где на слайдах будут размещены знаки безопасности на воде. Конечно, не все в этом возрасте умеют читать, но все они в силах запомнить обозначение этих знаков и их смысл.

К сведению! Самым важным является знак, оформленный в зеленую рамку. На ней изображен плывущий человек. Так обозначают места для купания.

В такой же зеленой раме изображены двое малышей, которые стоят в воде. Таким знаком определяют места для купания.

В идентичной раме изображена плывущая собака. Это место купания животных.

Знаки необходимо знать

В красной раме на фоне синей воды изображен плывущий человек. Рама перечеркнута по диагонали красным. Здесь купаться запрещено.

Это основные знаки безопасности на воде, которые должен знать малыш дошкольного возраста.

Как правильно вести себя в критической ситуации

Чаду нужно понимать и четко знать о том, что при виде человека, которому нужна помощь, он должен сообщить об этом взрослым.

К сведению! Если вдруг малыш наглотался воды, переохладился или ногу свело судорогой, он должен позвать на помощь взрослых.

Что делать если ребенок постоянно врет и обманывает

Правила поведения на реке

Плавание — любимое занятие для детей, но прохладная речная вода может таить опасность. Важно знать правила, которые в России еще с 19 века не очень изменились. Для детей правила поведения на воде:

  • Нельзя нырять в незнакомых местах.
  • Ни в коем случае не заплывать за буйки, даже на надувном матраце.
  • Не играть в опасные игры с захватом.
  • Зимой и весной не заходить на лед.
  • Если не умеешь плавать, пользоваться нарукавниками или надувным кругом.
  • Нельзя пить воду из водоема.

Советы родителям

Непосредственно соприкасаясь с природой, её хрупкой красотой, дети лучше осознают, как важно беречь эту удивительную среду, учатся быть добросовестными хозяевами нашей замечательной планеты. Можно рассматривать тонкую паутинку, любоваться переливающимися крыльями стрекоз, пробовать ароматную лесную землянику.

Взрослым, однако, увидев, что малыши заняты увлекательным занятием, не стоит расслабляться. Восторг от свободы и разнообразия может стать причиной травм. Поэтому очень важно перед вылазкой за город напомнить детям правила поведения в природе, объяснить, что разрешено и запрещено.

6 главных можно и нельзя

Можно делать вместе со взрослыми Нельзя делать
Подходить к водоемам Убегать от взрослых
Играть в воде Заходить далеко в лес
Подходить к открытому огню Бросать мусор
Собирать букеты Бесцельно рвать цветы, траву
Собирать ягоды и орехи Пробовать сырые грибы, незнакомые плоды
Рассматривать муравейники Брать в руки представителей фауны

Полезно объяснить детям, что все живые существа вправе жить и расти. А потому нельзя убивать насекомых, портить ягодные кустарники и грибы, даже ядовитые. Каждое растение и животное – важная часть экосистемы, лишение одного представителя флоры или фауны может негативно отразиться на природе.

Находясь в лесу с ребенком, позаботьтесь о его безопасности:

  • малыш не должен находиться на солнце слишком долго;
  • одежда должна быть как можно ярче – чтобы ребенка было хорошо видно.

Соберите и захватите с собой небольшую аптечку, ведь юный городской житель, не привыкший к насекомым и растениям, может пораниться или слишком чувствительно отреагировать на пыльцу.

В портативной аптечке должны быть:

  • перекись водорода;
  • зеленка или йод;
  • активированный уголь;
  • средство от ожогов;
  • антигистаминный препарат;
  • репеллент и средство после укусов комаров, шмелей;
  • антибактериальные влажные салфетки.

После окончания удивительного лесного приключения напомните ребенку, что весь мусор необходимо собрать и унести с собой, а костер обязательно потушить, чтобы не допустить лесного пожара.

Необходимо соблюдать нехитрые правила поведения на природе, для детей следование им станет гарантом безопасности, поможет научиться заботливому отношению к живым существам, видению и пониманию прекрасного и воспитает у малышей любовь к родному краю.

Правила поведения в лесу

Лес привлекает родителей с малышами на пикник и представляет некоторую опасность для жизни ребенка. Жизнь – это не только дар, но и большая ответственность. Лето – лучшая пора для посещения леса. Пожарная безопасность в лесу для детей может быть представлена в виде клипарта.

Пожарная безопасность в лесу

Детям интересно работать с рисунками, и они с радостью включаются в работу и запоминают материал.

Лес пожароопасен

Правила:

  • Пожар представляет одну из больших опасностей в лесу, поэтому детям младшего возраста нельзя без взрослых разводить костер.
  • Нельзя баловаться с огнем.
  • Если пожар все-таки случился, важно убегать из леса в ту сторону, откуда дует ветер.
  • Обязательно сообщить взрослым о пожаре.

К сведению! Родители должны окружать ребенка заботой и вниманием, чтобы не оставлять их одних, и детям бы не хотелось играть с огнем. Безопасность в лесу для детей всецело зависит от поведения взрослых.

Личная безопасность в лесу

Чтобы как-то рассказать ребенку о личной безопасности ребенка в лесу, в качестве наглядного материала подойдет раскраска. В ней даются картинки, по которым ребенок должен запомнить правила личной безопасности в лесу. Детская сообразительность позволит справиться с заданиями интересной раскраски и изучить этикет поведения дошкольника в лесу. Материал расположен, как памятка поведения в лесу. Такой интересный вид деятельности, как раскраска, может спасти ребенку жизнь в сложной ситуации.

Какую бы деятельность родители и воспитатели детских садов ни выбрали для работы с детьми по безопасности жизни дошкольников, все обязательно принесет пользу. Пойдя в 1 класс, воспитанник будет знать уже многое о безопасном поведении. Дети легко запоминают все важное и сумеют применить это в жизни.

Главные правила безопасности на природе

У малышей любимый вариант знакомства с окружающим миром – засовывание в рот всего, что попадается в руки. А потому объекты живой природы могут стать причиной опасности. Стоит объяснить крохам, что нельзя пробовать встречающиеся ягоды, не показав их взрослым. То же касается и других даров природы.

Детям постарше следует рассказать о том, как правильно перемещаться по лесу: нельзя носиться, сломя голову, ведь споткнувшись о случайный камень или корень можно серьезно пораниться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: