Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. — презентация
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Приветствие Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе! Окажите такую услугу, Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Задачи урока Повторить признаки СПП с различными видами придаточных Узнать отличительные особенности придаточных обстоятельственных (строение, средства связи, положение в СПП) Научиться опознавать СПП с придаточными обстоятельственными среди других СПП Совершенствовать умение анализировать СПП
Девиз урока: «Навстречу прекрасному!» Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная… Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это — удел юных и настойчивых… Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите! К.Г.Паустовский
Готовимся к ЕГЭ 1. В каком слове произносится звук IзI? 1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово 2. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) щавель 2) добела 3) понял 4) создала 3. Какое слово имеет суффикс -чик- в значении «маленький»? 1) мячик 2) огурчик 3) шкафчик 4) ключик 4. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? На стену (1) у которой сидел художник (2) и рисовал картину (3) косо падали лучи заходящего солнца. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3
ПРОВЕРКА. 1)2; 2) 3; 3)3; 4)4;
« Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины, и тайны бытия, и многовековая пыль Вечности…» Д.С.Лихачёв
Повторим, вспомним…
Сложное предложение Сложное предложение это предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.
Сложносочинённые предложения В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга. Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.
Сложноподчинённые предложения Сложноподчиненными предложениями называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая придаточной. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.(О.Бальзак) ( с. чтобы…….),[……….]. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.(Э.Делакруа) [… сущ.], (с.сл. у которых….).
Виды придаточных Определительные Изъяснительные (дополнительные) Обстоятельственные
Определительные придаточные вопросы определения [ …± ук. сл.+ сущ. ], ( с. сл. который, какой, чей, кто, что, где, когда и др… ). Мы любим дом, где любят нас
Изъяснительные придаточные вопросы дополнения [ … глагол ], (с. что, будто, чтобы, как, словно и др., с.сл. кто, что, как, отчего, зачем, где, почему, сколько, чей и др…). Люблю, когда сосна шумит
Графический диктант 1. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. 2. Я читала, что бессмертны души. 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. 4. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. 5. Не место красит человека, а человек место. 6. В росистых лугах течет речонка, что мне так мила. 7. Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.
Обстоятельство в ПП По значению выделяются обстоятельства 1) образа действия ( как? каким образом?): Мы пошли пешком. 2) времени (когда? с каких пор? до каких пор? С какого времени? как долго?): Мы приехали вчера. 3) места (где? куда? откуда?): Я побежал вперед. 4) причины (почему? отчего? по какой причине?): От усталости у меня кружится голова. 5) цели (зачем? для чего? с какой целью?): Я пришла мириться. 6) меры и степени (в какой мере, степени?) эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям: Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно. 7) условия (при каком условии?): Без звонка туда идти нельзя. уступки (несмотря на что?): Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома
Обстоятельственные придаточные вопросы обстоятельств [ … ],( союзы и союзные слова…). Придаточные места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки. Если солнце не потушат, будут зайчики всегда! (Придаточные условия) Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано. (Придаточные уступки)
Обстоятельственные придаточные Образа действия и степени (как? каким образом? в какой мере или степени?) Союзы – что, чтобы, как, как будто, словно; союзные слова — как, насколько и др. Времени ( когда? как долго? с каких пор?) Союзные слова – когда, пока, как только, едва, в то время как и др. Места (где? куда? откуда?) Союзные слова — где, куда, откуда. Причины ( почему? отчего? по какой причине?) Союзы — потому что, так как, оттого что, ибо, тем более что, благодаря, ввиду того что и др. Цели (зачем? для чего? с какой целью? Союзы — чтобы, для того чтобы и др. Условия (при каком условии?) Союзы — если (бы), когда, ежели, раз, коли и др. Уступки (несмотря на что? вопреки чему?) Союзы — хотя, пускай, несмотря на то что, союзные слова – как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни и др. Сравнения ( как? насколько?) Союзы — как, словно, будто, точно, тем – чем и др. Следствия (что из этого следует?) Союзы — так что.
Придаточные обстоятельственные Почему они так называются -обстоятельственные ? Придаточные обстоятельственные Уступки Условия Цели Причины Сравнения Меры и степени Образа действия времени места следствия
Разговор о главном… Почему придаточные обстоятельственные так называются? По каким признакам их следует отличать от других придаточных?
Наши исследования Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения и отвечают на те же вопросы, что и обстоятельство в простом предложении.
Распределительно-цифровой диктант Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений: в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными, во 2-й — простые предложения с обстоятельствами. 1. Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. 2. Наскоро одевшись, он вышел в ночь. 3. Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. 4. Двое продолжали гулять вопреки дождю. 5. Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть. 6. Переходя улицу, нужно быть очень внимательным. 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. 9. Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. 10. Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.
Проверь себя Ключ: СПП — 1, 3, 5, 7, 9 ПП — 2, 4, 6, 8, 10
физкультминутка (Комплекс упражнений для глаз). Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитать до 5, открыть широко глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть на кончик носа и перевести взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и другую сторону. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.
«Один в поле не воин» Спишите. Определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. 1. Дорогу размыло дождем так, что по краям образовались рытвины. 2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан. 4. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдешь. 5. Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов.
Обобщим… Как определить вид придаточного? 1. Задать от главной части вопрос. 2. Определить, от какой части речи зависит. 3. Выяснить средство связи. 4. Установить смысловую связь между частями. 5. Сделать вывод.
Обобщим… Продолжи фразу: Придаточные обстоятельственные отвечают …. обозначают ………. Зависят от….. в главной части и присоединяются …. Придаточные обстоятельственные могут занимать…………
Попробуем сами… (моделирование СПП) Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот. Трава была сочная. В мае шли дожди. Я зайду к тебе. У меня будет свободное время. Поездку на остров пришлось отложить. На море разыгрался сильный шторм. В лесу было тепло. В тенистых местах ещё лежал снег. Мы надеялись. Наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах.
Домашнее задание Параграф 8, стр (таблица) 1) Текст 33 « Любовь, уважение, знание» творческое задание 2, 2) Упражнение 66 (на выбор одно задание)
Урок окончен Урок закончился. Звонок! Пора настала отдохнуть. Но, что изучено сегодня, Ты выучить не позабудь!
Конспект урока «СПП с придаточными определительными» по русскому языку для 9 класса
Тема: СПП с придаточными определительными. 9 класс.
Учитель: Ибраимова Ж.Е
Цели урока
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; 2) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); 3) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Тип урока
: изучение нового материала
Оборудование урока:
компьютер
Раздаточный материал: бумага, карандаши
ХОД УРОКА
- ТРЕНИНГ «Я желаю тебе»
- Оргмомент
- Актуализация.
Прежде чем перейдем к новой теме давайте вспомним ранее изученное, но прежде разделимся на группы по цвету фигуры.
1 задание : «Восстанови схему»
(таймер 2 мин.)
А) защита постеров
Б) выставление оценок на стикерах с объяснением( и в оценочный лист)
(рассаживаются по местам)
2 задание . Поиграем в «Да-нетку»(
за каждый правильный ответ- фигуру)
- СПП состоят только из придаточных предложений
- Придаточное может стоять только после главного
- Независимое П в составе СПП называется главным
- СПП с придаточными изъяснительными отвечают на вопросы падежей
- Где, куда, откуда-сочинительные союзы места
- Или, либо, то-то- сочинительные союзы разделительные
- Утром, когда я выходил из дома, было тепло- союз из
- Союзы и союзные слова являются членами предложения
- Словно, точно, будто- союзы степени
- СС и П изучает синтаксис
Подведем итоги
(
Возвращаемся к постеру
) Какую синтаксическую единицу мы рассматриваем?
Какие придаточные в СПП мы еще подробно не рассматривали?
Записываем тему урока, классная работа. Формулируем цель. (знать, уметь)
Вспомним, что мы знаем о придаточных определительных. Таблица ЗУХ
ЗНАЮ
УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
ВОПРОСЫ ПРИДАТОЧНЫХ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ | С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ П. |
Место в П |
- Изучение новой темы. Делимся на группы
«Найди свою половинку»
- Работа над постерами. Параграф 23-24,с. 63.
- Защита постеров.
- Оценивание при помощи смайликов, стикеров
Упражнение №1 из учебника, с. 60.
Задание: прочитать, выписать выделенные предложения.
Слабый уровень:
определить тему текста, найти придаточные определительные
Сильный уровень
: определить тип придаточного, составить схемы данных предложений.
- Цифровой диктант
. Задание: Учитель называет П., называя порядковый номер каждого, а школьники заполняют по соответствующим колонкам номера П.
1.Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. 2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело. 3. Светило солнце, но было очень холодно. 4. Я поднял книгу, упавшую со стола. 5. Я поднял книгу, которая упала со стола. 6. Гнев-это страсть, а страсть исключает рассудок и логику. 7. Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. 8. Корень учения горек, зато плод сладок. 9. Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности. 10. Мы спокойны: клевете и зависти не сделать белого чёрным. 11. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём. 12. О, я была уверена, что ты придёшь назад.
13. Не слушайте никогда того, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.
5.3
.
Творческая работа.
Задание: составить П. по данным схемам. Определить тип придаточного.
Для слабых: для сильных
1. [ ук. сл. + сущ. ], (какой — = ).
2. [ сущ. ], ( где = — и — ).
3. [ сущ.], ( который = ).
5.4 Выборочный диктант
. Записать и указать СПП с придаточными определительными, составить схемы.
1. Если вы устали, давайте отдохнем.
2. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.
3. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года.
4. Это был район, откуда мы должны были переехать.
5. Дедушка нервно зашагал по комнате и заговорил так, будто нас там не было.
6. Всю жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать
5.5. Самостоятельная работа по карточкам. Работа в парах.
Задание: Соединить половинки СП. Указать СПП с придаточными определительными. Сверьте ваши работы.
- Скучен день до вечера 1. Надо прилежно учиться
- У человека должны быть любимые произведения, 2. Коли делать нечего
- Чтобы получить хорошую профессию, 3. Так человек для работы
- Как птица создана для полета, 4. К которым он обращается неоднократно.
- Рефлексия
(«Лестница успеха»)
- Подведение итогов.
- Заполнение таблицы ЗУХ
- Тест.
- Оценивание
- Д.з
с. 63 №3, урок 23-24(синтаксический разбор)