Одной из главных задач родителей — научить детей безопасному поведению на улице в отсутствии взрослых. Помочь в этом могут правила поведения на улице для детей. Поскольку современная жизнь непредсказуема и опасна, то важно с раннего возраста развивать в своем чаде внимательность и умение правильно действовать в нестандартной ситуации.
Согласно статистике, дети, которые всегда и везде ходят с родителями, в последствии плохо ориентируются и адаптируются и не способны обеспечить самостоятельно свою безопасность, так как всегда это доверяли родственникам. Однако это не значит, что и вовсе без присмотра нужно оставлять малыша, который еще не понимает, что такое опасность. Правила безопасности и взросление должны усваиваться постепенно. Родителям не рекомендуется впадать в крайность и не отпускать своего ребенка от себя до подросткового возраста.
С чего лучше начинать?
Для того чтобы обучение было эффективным, мало просто рассказать о правилах безопасности. Немаловажное значение имеет выбор правильной формы и методов, которые соответствуют возрасту и уровню развития ребенка. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них в зависимости от возраста детей:
- Для деток в возрасте от 4 до 6 лет правила безопасного поведения будут лучше усваиваться в игровой форме с использованием игрушек и других подручных предметов. К примеру, можно инсценировать ситуацию на тему «Действия, если потерялась любимая игрушка».
- С 7-летними детками полезно составлять сценарий действий по выдуманной сценке. Это будет наталкивать ребенка на поиски правильного выхода из сложных ситуаций.
- С подростками лучше обговаривать, что ему можно, а что нет. Например, следует разграничить места, куда ребенку не стоит ходить без взрослых. В подростковом возрасте ребенку нужно знать номера служб спасения, и варианты, к кому и куда он сможет обратиться в сложных ситуациях.
Не рекомендуется акцентировать внимание на плохих событиях и печальной статистике, поскольку это может запугать ребенка. В результате кроме страха и неуверенности он ничего не усвоит. Лучше делать акцент на безопасное поведение детей на улице, поощрять стремление поделиться собственными проблемами со взрослым, быть с ним на одной эмоциональной волне.
Немаловажным является и собственный пример родителей. Ведь если ребенку рассказывать, например, что дорогу нужно переходить строго на зеленый, а самостоятельно регулярно нарушать это правило, соблюдения правила в дальнейшем можно не ждать.
Рассказывая про безопасность детей на улице, не стоит упускать и то, что некоторые факторы и моменты его поведения способны спровоцировать опасные ситуации.
Осторожно! Дорога! (беседа по ПДД)
Беседа
«Осторожно! Дорога!»
Задачи:
-Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте;
-Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход мероприятия:
1. Введение (вступительное слово классного руководителя). Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины. Наиболее частыми являются: -Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест. -Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору. -Неподчинение сигналам светофора. -Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара . Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.
2. Основная часть (Беседа с классом).
Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса). С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице. Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися). Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно». Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда. Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет. На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
3. Закрепление изученного (в игровой форме).
3.1.Ответы на вопросы:
-Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе). -Человек, едущий на транспорте. (Пассажир). -Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).
-Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)
-Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).
-Кто должен знать дорожные знаки? -Место ожидания автобуса. (Остановка). -Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай). -Номер телефона скорой помощи. (03). -Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка). -Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус). -Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар). -Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП). -Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток). -Его боятся нарушители правил. (Инспектор). -Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
-Пешеходный переход по-другому. (Зебра). -В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу? -Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете? -Каков порядок посадки в автобус и выход из него? (автобус обходят сзади)
-Как надо правильно переходить улицу, дорогу? -Можно ли перебегать через улицу, дорогу? -Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги? -Сколько сигналов у пешеходного светофора? -В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы? -Безбилетный пассажир? -Дорога для трамвая? -Дом для автомобиля?
-Трехглазый постовой. (Светофор).
-Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
-Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).
3.2.Игра.
А сейчас мы с вами немного поиграем, а заодно и закрепим теорию. Я вам предлагаю игру на внимание. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – переходите на другую сторону класса. Итак, внимание!
3.3.Загадки: Тихо ехать нас обяжет, Поворот вблизи покажет И напомнит, что и как, Вам в пути…(Дорожный знак).
Что за «зебра» на дороге? Все стоят, разинув рот. Ждут, когда мигнет зеленый, Значит это… (Переход).
Встало с краю улицы в длинном сапоге Чучело трехглазое на одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней. Обувь носит из резины, называется… (Машина).
3.4. «Перевёрнутые слова»
Перед вами слова, в которых буквы перепутаны местами. Попробуйте восстановить их в нормальном порядке (записаны на обратных сторонах доски).
Например, МАИЗ – ЗИМА
ШИАМНА –
РЕВОСТОФ –
ХОРЕДЕП –
НИПСКЕРТО –
3.5. «Найдите лишнее»
Посмотрите внимательно на ряды слов. Три из них связаны между собой по какому-либо признаку, а четвёртое отличается. Найдите лишнее слово (вместе устно):
а) Велосипед, автобус, мотоцикл, трамвай.
б) «Жигули», «Запорожец», «Волга», «КаМАЗ».
в) Красный, синий, зелёный, жёлтый.
г) ПДД, ГАИ, ГИБДД, ЖКХ.
3.6. «Разгадайте фразы».
Отгадайте, какие фразы кроются под цифрами:
А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ж-7, И-8, Й-9, Л-10, Н-11, О-12, П-13, Р-14, С-15, Т-16, У-17, Ш-18, Ь-19, Ю-20, Я-21.
16, 8,18,6 6,5,6,18,19 – 5,1,10,19,18,6 2,17,5,6,18,19.
(Тише едешь – дальше будешь).
15,12,2,10,20,5,1,9,16,6 13,14,1,3,8,10,1 5,12,14,12,7,11,12,4,12 5,3,8,7,6,11,8,21!
(Соблюдайте правила дорожного движения!).
4. Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.
Правила поведения на улице
Безопасное поведение в каждой семье понимается по-разному, в связи с чем родители и составляют правила конкретно для своих детей. Предлагаем ознакомиться с основными правилами безопасного поведения на улице, которые могут стать основой для создания собственных:
- Всегда нужно предупреждать родителей, куда идешь, с кем и когда вернешься.
- Не нужно в темное время суток одному гулять на улице. Если сложилось так, что уже темно, то домой лучше добираться по освещаемым местам.
- Не привлекай лишнее внимание, громко разговаривая по телефону и т. п.
- Не носи на улице дорогие украшения, особенно когда гуляешь без взрослых.
- Не нужно вешать ключи от дома на шею или на ремень брюк.
- При обнаружении молодой и шумной компании лучше перейти на другую улицу и ни в коем случае не вступать с ними в конфликт.
- Избегай перебранок в общественных местах.
- Если кто-то из прохожих спрашивает дорогу, можно объяснить и даже нарисовать путь, но не провожать до этого места самостоятельно.
- Если незнакомый человек попросил помочь ему с сумками, обещая за это вознаграждение, нужно ответить категорическим отказом.
- Если незнакомец предлагает попробовать себя в сфере шоу-бизнеса и красоты, не нужно стесняться спрашивать, когда и куда можно по этому вопросу подойти с родителями.
- Если поблизости начинает тормозить авто, нужно отойти от него подальше и ни при каких обстоятельствах не садиться в машину.
- Если кажется, что кто-то преследует, нужно перейти на другую улицу, зайти в магазин или обратиться за помощью к взрослым, то есть привлечь внимание к себе.
- Во время игр не следует залезать в заброшенные транспортные средства, здания и прочие подобные места.
- Если угрожает опасность, не нужно стесняться громко звать на помочь и защищаться.
- В общественных местах нужно строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования транспортными средствами.
- Не портить общественное и государственное имущество.
- Не сорить на улице и в общественных местах.
- Запрещено распивать алкогольные напитки и играть в карты.
- Бережно относиться к природе и труду других людей.
Пункты, касающиеся общения с незнакомцами, можно объединить простым и понятным правилом: «Взрослый человек никогда не попросит помощи у ребенка».
Все пункты можно подкорректировать и дополнить в зависимости от того, чему хотят научить ребенка родители.
Метки:Улица
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
- Основные правила поведения на воде для детей: памятка безопасности
- Техника безопасности пребывания на льду для детей
- Основные действия и правила пожарной безопасности для детей
- Правила безопасности поведения для детей зимой