Конспект дидактической игры «Чудесный мешочек» (вторая младшая группа)


Важные аспекты теории

В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.

В обучающей игре ребёнок усвоит знания, которые не сможет получить в процессе обычной игры

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности происходит познание окружающего мира.

Задачи дидактических игр

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

  • по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
  • по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
  • по ознакомлению с природой;
  • по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

  • развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
  • нравственное воспитание малышей;
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Приёмы

При проведении дидактической игры с малышами ясельной группы наиболее целесообразными приёмами являются:

  • вне­запное появление объектов, игрушек;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
  • создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
  • обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
  • сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
  • изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
  • показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
  • демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
  • элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).

Это важно. В младшей группе воспитатель подробно объясняет правила и играет вместе с детьми.

Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте

Правильно организовывать и систематически проводить дидактические игры необходимо с самого первого пребывания малыша в детском саду. К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

  • Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
  • Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром помощника воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
  • У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
  • Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
  • В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
  • Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
  • Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

Игры с предметами

Поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте — предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом). Планируя предметные игры с самыми маленькими воспитанниками, педагог должен продумать такие моменты:

  • Организация места для игры. Если игру проводят сидя, это должен быть один или несколько составленных вместе столов, чтобы за ним могли удобно расположиться все участники игры и педагог. Если игра проходит в форме путешествия, необходимо тщательно подготовить «маршрут» с остановками, одной или двумя, и убрать с пути следования детей все яркие, крупные, отвлекающие внимание предметы и игрушки, не имеющие отношения к игре.
  • Подбор материалов. Предметы, природный материал, игрушки должны быть полностью безопасны. Детям третьего года не рекомендуется играть с фасолью, горохом, лучше дать им каштаны, листья, крупные прочные ракушки, деревянные некрашеные чурочки, брусочки. Благотворно влияют на детскую психику и имеют большой развивающий потенциал игры с цветным и обычным песком, манной крупой, пшеном. Малыши могут закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.

    Игры с предметами вызывают наибольший интерес у детей ясельной группы

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:

  • Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
  • Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. То есть, давая ребёнку доступный пониманию материал, при повторении игры задание усложняется. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз), но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.

Настольно-печатные игры требуют от малышей повышенного внимания и логического мышления

Словесные игры

Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:

  • способствуют формированию правильного звукопроизношения;
  • развивают связную речь;
  • активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;
  • способствуют обогащению, пополнению словаря;
  • учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;
  • развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

Словесная игра может быть и подвижной, во время неё малыши охотно будут произносить требующие отработки имитационные слова

К проведению словесных игр с детьми раннего возраста также существуют требования:

  • Речь воспитателя — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной.
  • Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко.
  • Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок). Проводя словесные игры на прогулках, можно использовать в качестве наглядных пособий объекты природы: деревья, небо, цветы и т. д.
  • Следует учитывать, что в зимнее время словесные игры на открытом воздухе проводить нежелательно, чтобы не переохлаждать голосовой аппарат детей.

Таблица: картотека дидактических игр для детей раннего возраста

НаправленностьНазваниеЗадачи игрыПравила игрыМатериалы, оборудованиеКак играть
Ознакомление с окружающим«Встретим новую куклу» (игра на адаптацию)
  • Учить детей принимать нового товарища в коллектив, проявлять к нему дружелюбие;
  • закрепить имена детей группы;
  • воспитывать доброту, отзывчивость.
Чётко называть своё имя.
  • Кукла в нарядном платье,
  • игрушечная мебель, посуда,
  • макеты угощения (печенье, торт).
Воспитатель показывает детям красивую, нарядную куклу, которая пришла в группу и хочет познакомиться с ними. Дети по очереди называют кукле свои имена, вместе с воспитателем рассматривают её наряд, хвалят, а потом угощают чаем со сладостями.
«Наши игрушки»
  • Закрепить умение использовать игрушки по назначению, делиться ими;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Называть, как играют той или иной игрушкой.Разнообразные, уже знакомые детям игрушки, среди них 1–2 сломанные.Дети по очереди берут игрушку, рассматривают, говорят, как ею играют. Воспитатель обращает внимание на сломанную игрушку, обсуждает с детьми, что могло с ней случиться, вместе с малышами приходит к выводу: игрушки нужно беречь, не бросать, аккуратно складывать, и они не будут ломаться.
«Чего не стало?»
  • Учить детей запоминать предметы в группе, определять, какой убрали;
  • развивать сообразительность, мышление, память;
  • воспитывать выдержку, честность.
Дружно закрывать глаза, дожидаться, пока уберут предмет, и лишь потом его называть.
  • Предметы различных групп (овощи, фрукты,
  • кукольная мебель, посуда,
  • игрушки.
Воспитатель выкладывает 3–4 предмета в ряд, предлагает малышам рассмотреть и потрогать их, определить цвет, размер и пр. Потом просит детей закрыть глаза и убирает один предмет. По сигналу дети открывают глаза и пытаются определить, чего не стало. Игру можно проводить как часть занятия соответствующей тематики (закреплять знания об овощах, фруктах, посуде).
«Накормим куклу обедом»
  • Закрепить названия предметов посуды;
  • формировать умение выполнять игровые сюжетные действия с куклой;
  • воспитывать аккуратность, культуру поведения за столом.
Накрывать на стол сообща, не отбирать друг у друга предметы.
  • Кукла,
  • игрушечная мебель (стол, стул),
  • посуда (столовая и чайная).
Воспитатель сообщает детям, что кукла захотела есть. Из игрушек, которые есть в игровой зоне, дети выбирают стол, стул, вместе накрывают стол скатертью, расставляют посуду, усаживают куклу. Воспитатель повторяет правила поведения за столом. Кукла «ест» (импровизация воспитателя), вытирает рот салфеткой, благодарит детей. Во время обустройства кукольной «столовой» необходимо стимулировать детей к называнию предметов, их формы, цвета, назначения. (Это чашка, она белая, кукла будет пить из неё чай).
«Магазин»
  • Формировать у детей умение узнавать предмет на картинке и называть его;
  • развивать мышление, связную речь, активизировать словарь;
  • учить играть не с предметами, а с их изображением.
Чтобы получить картинку, нужно громко и правильно назвать, что на ней изображено.Предметные картинки с изображением посуды, одежды, продуктов, игрушек.Воспитатель играет роль продавца, дети — покупатели. Предметные картинки располагаются на фланелеграфе рядами, так, чтобы все дети их хорошо видели. Дети называют изображённый предмет, получают картинку, кладут картинку в корзинку или сумочку. После того как все картинки разобраны, воспитатель предлагает посмотреть, кто что купил. Малыши достают и повторно называют свои «покупки».
«Оденем куклу на прогулку»
  • Закрепить умение детей раздеваться и одеваться, складывать одежду, повторить порядок действий при одевании на прогулку;
  • способствовать закреплению обобщающих слов «одежда», «обувь».
Подбирать одежду и обувь кукле по сезону.
  • Кукла,
  • комплект одежды и обуви для неё (по сезону).
Одна из любимых кукол детей просит, чтобы её взяли на прогулку. Воспитатель предлагает малышам помочь кукле и одеть её. В начале года дети надевают на куклу предметы одежды, уже отобранной воспитателем, а во второй половине года сами отбирают необходимые предметы одежды и обуви.
«Найди пару»
  • Учить детей подбирать предметы, имеющие логическую связь;
  • развивать ассоциативное мышление, сообразительность.
Комплект парных картинок: Дед Мороз и ёлочка, собачка и будка, птичка и гнездо, младенец и погремушка.Воспитатель демонстрирует детям картинки (перемешанные) и просит научить куклу раскладывать их по парам, находя общую связь (ассоциацию). Дети образуют пары картинок, педагог поощряет малышей к высказываниям: почему объединили в пары именно эти картинки, чем они связаны.
«Найди лишнее»Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать общее свойство предметов в группе и выделять тот, который этим свойством не обладает.Дожидаться своей очереди, не перебивать других детей.Полоски с изображением четырёх картинок, одна из которых не принадлежит к общей группе (предмет одежды среди мебели, посуда среди игрушек и т. д.)Воспитатель предлагает малышам рассмотреть полоски с картинками и найти, что тут лишнее, и пояснить, почему. Игра подходит для индивидуальной работы.
Ознакомление с природой«Чудесный мешочек»
  • Закрепить знание названий фруктов и овощей;
  • формировать у детей умение определять овощи и фрукты на ощупь,
  • развивать мыслительные процессы, внимание, сосредоточенность.
Не вынимать фрукты и овощи из мешочка, пока не угадано, что это.Мешочек из плотной ткани, овощи и фрукты или их муляжи.Воспитатель приносит в группу красивый мешочек и говорит ребятам, что в мешочке спрятаны подарки от лесных зверят. А достать подарки можно лишь тогда, когда дети потрогают их и догадаются, что спрятано в мешочке. Дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают овощ или фрукт, пытаясь угадать его.
«Наши друзья — животные»
  • Закрепить знания детей о домашних животных (питание, особенности поведения);
  • воспитывать гуманное отношение к животным.
Выбирать корм животным из предложенного, аккуратно раскладывать перед фигурками животных.
  • Фигурки домашних животных,
  • картинки с изображением корма для них,
  • картинка с изображением бабушки.
Чтобы мотивировать детей к игре, воспитатель читает им загадки или короткие стихотворения о животных и предлагает отправиться в путешествие на бабушкин двор, чтобы помочь ей покормить животных. На отдельном столе обустроен «бабушкин двор»: животные на макете двора, вокруг разложены картинки с изображением корма. Дети под руководством воспитателя сначала рассматривают животных и вспоминают, кто что ест, а потом находят нужные картинки и раскладывают перед животными.
«Кто позвал?»
  • Закрепить знание детьми «голосов» домашних животных;
  • поощрять к звукоподражанию;
  • развивать речевой аппарат, мышление, внимание.
Внимательно, тихо слушать голоса животных, чётко называть животное.
  • Фигурки домашних животных или игрушки, их изображающие,
  • ширма.
Дети сидят на стульчиках перед ширмой. Воспитатель сообщает, что в гости к ним пришли животные, но они спрятались. Малыши должны отгадать «голос» животного, и оно выйдет к ним. Воспитатель изображает мычание, лай, мяуканье, каждый раз ставя за ширмой нужное животное. Когда дети отгадывают, животные «выходят» и выстраиваются в ряд перед ширмой. Потом воспитатель предлагает повторить названия животных и поиграть с ними (творческая режиссёрская игра детей).
«Найди детёнышей»
  • Закрепить знание детьми домашних (диких) животных и их детёнышей;
  • развивать мышление, познавательную активность;
  • обогащать словарь названиями детёнышей животных;
  • воспитывать любовь к животным.
  • Отыскать детёныша и поставить возле его «мамы»,
  • действовать дружно, не мешать остальным играющим.
Фигурки животных и детёнышей или картинки с их изображением.Воспитатель расставляет на одном столе (или в одной его части) фигурки взрослых животных, а на другом — их малышей. Дети рассматривают фигурки, а воспитатель сообщает, что детёныши потерялись и ищут своих мам. Детям нужно отыскать маленьких животных и «привести» к мамам.
Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)«Подружки для матрёшки»
  • Учить детей сравнивать и подбирать предметы по размеру независимо от цвета и формы;
  • формировать умение работать сообща, дружно.
Нужно искать подружку по величине, сравнивая свои матрёшки с игрушками товарища.По три матрёшки трёх размеров (разного цвета) на каждого ребёнка.Воспитатель рассаживает детей парами, даёт каждому набор матрёшек, предлагает рассмотреть, расставить по величине: самую большую, среднюю, маленькую. Потом сообщает, что матрёшки ищут подружек: большие хотят подружиться с большими, маленькие с маленькими, матрёшки среднего размера с такими же. Дети сопоставляют матрёшек и образуют пары. Если матрёшки подобраны неправильно, они «грустят», и воспитатель предлагает малышам исправить ошибку, составить правильные пары.
«Разноцветные мячи»
  • Учить детей группировать предметы по цвету;
  • закрепить знание основных цветов;
  • воспитывать усидчивость, умение выполнить задание, достичь результата.
Брать по одному мячу и «отдавать» кукле в соответствующем платье.
  • Четыре куклы в одежде основных цветов,
  • мячи основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Куклы рассажены на стульях в ряд, возле каждой куклы корзинка, на расстоянии 1,5–2 м от них стоит стол с подносом, на котором разложены небольшие мячи разных цветов. Воспитатель обращает внимание детей сначала на кукол и их наряды, потом на мячи. Загадывает загадку о весёлом мячике. Предлагает каждому ребёнку взять мяч, определить его цвет и «подарить» мяч кукле, цвет платья которой совпадает с цветом мяча.
«Найди фигуру»
  • Закрепить знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);
  • формировать умение делать выбор;
  • развивать логическое мышление, зрительную память.
Не выкрикивать, а чётко произносить название фигуры.Геометрические фигуры разных цветов и размеров (круг, треугольник, квадрат).К детям приходит гость (зайчик, кукла) и приносит в корзинке геометрические фигуры. Воспитатель достаёт по очереди фигуры из корзинки и просит детей назвать их. Потом фигуры раскладывают на столе, и дети по просьбе персонажа находят синий квадрат, красный круг и т. д.
«Закрой окошки в домике»
  • Совершенствовать представление о геометрических фигурах;
  • формировать умение подбирать необходимую фигуру;
  • развивать мышление, пространственное воображение.
Выбирать такие фигуры, чтобы они закрывали окошки полностью, не разбрасывать фигуры.
  • Геометрические фигуры разных цветов,
  • домики с окошками в форме геометрических фигур.
Воспитатель демонстрирует детям домики, в окошках которых изображены мышки. Чтобы спрятать мышку от кота, нужно закрыть окошко в домике фигурой соответствующей формы и цвета.
Развитие речи«Назови, что видишь»
  • Называть действие;
  • закрепить и систематизировать представление об использовании бытовых предметов.
Отвечать по одному, внимательно рассматривать картинку.
  • Самодельный телевизор, в экран которого вставляются картинки формата А4,
  • подборка иллюстраций действий людей: мама подметает, девочка поливает цветы, мальчик играет с мячом и т. д.
Воспитатель предлагает малышам посмотреть телевизор, но не простой, а с интересными картинками. На экране по очереди появляются картинки с изображением действий. Воспитатель чётко называет действие и предмет, дети повторяют. При повторном проведении игры самостоятельность детей увеличивается: они называют действия и предметы сначала словосочетанием, потом предложением.
«Автомобили»
  • Развивать у детей навыки звукоподражания;
  • учить согласовывать движения и произносимые звуки.
Выезжать из «гаража» по сигналу, не выкрикивать слишком громко.Рули или медальоны с изображением автомобилей.Воспитатель предлагает малышам «прокатиться на автомобилях» по группе или участку. Дети становятся в ряд (в гараж). Когда воспитатель поднимает флажок, дети движутся по кругу, громко произнося «Би-би», «Ту-ту», «Р-р-р», имитируя звуки машин.
«Поезд»
  • Развивать умение внимательно слушать, правильно произносить звуки;
  • действовать слаженно, ориентироваться в пространстве.
Не наталкиваться друг на друга, выполнять действия вместе со всеми.
  • Шапочка машиниста поезда,
  • иллюстрация с изображением поезда.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию, напоминает, что у поезда есть паровозик (впереди), а за ним катятся вагоны, предлагает поиграть в поезд. Поначалу роль «машиниста» исполняет воспитатель, к концу года — дети. Малыши становятся в ряд за воспитателем и двигаются, повторяя «Чух-чух, ту-ту» с разной силой голоса и в разном темпе. Когда поезд останавливается, все произносят «Ш-ш-ш». На остановке можно выполнить творческое задание: вообразить себя зайчиком, мотыльком и т. д.
«Узнай по описанию»
  • Учить детей внимательно слушать простые загадки, отгадывать их;
  • находить среди предметов или картинок отгадку.
Не выкрикивать, дождаться, когда загадка будет загадана.
  • Предметы,
  • муляжи,
  • предметные картинки.
Воспитатель раскладывает на столе или на фланелеграфе картинки, фигурки, предметы и загадывает загадку. Дети отгадывают её, находят предмет или изображение-отгадку и показывают всем товарищам.
«Дождик»
  • Учить детей различать силу и темп речи;
  • совершенствовать навыки звукоподражания;
  • воспитывать культуру речи, умение контролировать силу голоса.
Капельки и тучка из бумаги.Воспитатель демонстрирует малышам тучку с капельками и сообщает, что сейчас пойдёт дождик. Сначала дождик идёт медленно, редко «Кап… Кап…», потом чаще, сильнее «Кап-кап-кап!» Затем воспитатель предлагает детям показать, как капает медленный дождик, быстрый, тихий, громкий.

Дидактическая игра «Изучаем фрукты и овощи с котом Филиппом» для детей 2 младшей группы

Картотека дидактических игр

«Изучаем фрукты и овощи

с котом Филиппом»

Составила: Машнева С. И.

Автор рисунков: Машнева Анастасия

1. .Дидактическая игра «Собери все овощи (Фрукты)»

Цель: правильно передавать внешний вид овощей и фруктов, развивать зрительное восприятие.

Ход игры : Воспитатель от имени кота Филиппа предлагает ребенку показать и назвать только овощи (фрукты0 , изображенные на картинке .

2. . Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»

Цели: Формировать у детей преставления о саде и огороде; учит различать фрукты и овощи, определять места их произрастания.

Ход игры : Воспитатель от имени кота Филиппа предлагает ребенку рассмотреть картинки . назвать , что на них изображено. Просит ребенка рассказать где растут овощи , где фрукты . Дает задание распределить те , на которых изображены овощи положить на поле с огородом , с фруктами — на поле с садом .

3. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путём прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход игры : Воспитатель выкладывает перед ребенком картинку , разрезанную на 3-4 части .Дает ребенку время рассмотреть части , затем спрашивает « как ты думаешь , что изображено на картинке ?» Затем показывает ребенку целую картинку с изображением этого предмета . Просит ребенка собрать из частей целую картинку .

4..Дидактическая игра «Разложи овощи (фрукты) в корзины»

Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия: большой-маленький, один-много.

Ход игры: Воспитатель от имени кота Филиппа просит ребенка помочь ему собрать урожай . Показывает две корзинки , уточняет размер корзин . Дает задание : В большую корзину надо собрать большие плоды . в маленькую – маленькие .

5Дидактическая игра. «Сварим овощной суп (фруктовый компот)»

Цель: Научить детей различать овощи и фрукты, правильно называть их . Развивать словарь детей, правильный грамматический строй речи.

Ход игры : Воспитатель от имени кота Филиппа просочь ему сварить овощной суп и фруктовый компот .Перед ребенком выкладывается картинка с изображением кастрюли и кувшина . и маленькие картинки с изображением овощей и фруктов . Ребенку дается задание все овощи положить в кастрюлю , а фрукты в кувшин .

6. Дидактическая игра «Загадки с грядки»

Цель. В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, находить их по описанию. Ход игры : Воспитатель предлагает ребенку послушать загадку , и найти картинку с отгадкой .

ЛОТО

«ВО САДУЛИ , В ОГОРОДЕ»

Помоги коту Филиппу сварить борщ (компот)

«Загадки с грядки»

  • Круглое , румяное.

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. (Апельсин)

Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один — Кислый очень, очень. (Лимон)

Ужин этот лучший самый, Рада я и Миша рад, Ведь сегодня наша мама Нам купила … (виноград)

Как на грядке под листок Закатился чурбачок — Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. (Огурец)

  • Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

  • За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая.

(Морковь)

  • Была зеленой маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Вишня)

  • Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный… (Баклажан)

  • На сучках висят шары, Посинели от жары. (Слива)

  • Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)

  • Сто одежек —

Все без застежек.

(Капуста)

  • Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчатая, вкусна!”(Картошка)

  • Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала … .

(Груша)

  • Кругленький, пушистый, Сладенький, душистый. Он на веточке растёт С твёрдой косточкою плод.

(Персик)

  • Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют.

(Помидоры)

  • Над землей трава, Под землей бордовая голова.

(Свекла)

Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста

Организация игры включает в себя:

  • подготовку к проведению;
  • непосредственно игровую деятельность;
  • анализ.

При подготовке игры воспитатель должен:

  • отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
  • выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
  • определить количество участников;
  • подготовить материал, оборудование;
  • обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
  • провести предварительную работу с детьми.

Временной план игры

Проведение дидактической игры проходит по таким этапам:

  1. Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован.
  2. Основная часть (6–7 мин). Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.
  3. Показ игровых действий. Он должен быть чётким, понятным, может повторяться в процессе игры.
  4. Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками.
  • Подведение итогов (1–2 мин). Воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат игры.
  • Дидактическая игра в группе детей третьего года жизни может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше.

    После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх.

    Анализ игры помогает воспитателю видоизменять её в дальнейшем, обогащать новым материалом.

    Таблица: пример конспекта дидактической игры в первой младшей группе

    АвторШевцова Е.А.
    Название«Весёлые жучки»
    Задачи игры
    • Учить детей подбирать и группировать геометрические фигуры по цвету, формировать умение действовать согласно словам воспитателя.
    • Закрепить понятия «один», «много», «высоко», «низко».
    • Закрепить знание красного цвета, ознакомить с чёрным цветом.
    • Развивать память, наблюдательность.
    • Воспитывать интерес к познанию нового.
    • Воспитывать любовь к насекомым, учить не бояться их.
    МатериалыИзображения чёрного жука, жука-солнышка, круги и квадраты чёрного и красного цвета, музыкальное сопровождение.
    Вступительная частьВоспитатель обращает внимание детей на большого чёрного жука (изображение) на коврике. Ты скажи нам, чёрный жук, Отчего пришёл к нам вдруг. Жук усами шевелит, Ребятишкам говорит: Я немного заскучал, Своих деток потерял. Не могли бы вы, ребята, Моих деток отыскать? И тогда мы с вами вместе Будем весело играть. В.: Давайте поищем, где спрятаны детки чёрного жука.
    Основная частьВ.: Ребята, какого цвета наш жук? (Чёрного). А какой он формы? (Круглый). Значит, и дети у него чёрные и круглые. Давайте-ка поищем, нет ли их тут на лужайке. «Лужайка» (зелёная ткань или бумага) размещена на столе, а поверх неё лежат геометрические фигуры, круги и квадраты чёрного и красного цвета. Дети выбирают чёрные круги. В.: Почему вы решили, что это детки нашего жука? (Они круглые, чёрного цвета). Давайте отнесём детишек к большому жуку. Сколько больших жуков? (Один). А маленьких? (Много). Какого цвета жуки? (Чёрные). А теперь жучки хотят с нами повеселиться. Звучит музыка, дети выполняют произвольные движения, держа жуков в руках. В.: Хорошо мы поиграли с жучками. А теперь посадим их на травку, пусть отдохнут возле большого жука. (Дети раскладывают круги на зелёном фоне). Пока мы танцевали, к нам прилетел ещё один жук. (Воспитатель выставляет на мольберт изображение божьей коровки). Какого он цвета? (Красного). Давайте и его детишек найдём. Дети ищут круги красного цвета. В.: Ах, как обрадовались жучки и захотели полетать высоко-высоко. А потом опустились вниз, летают низко, у земли. И снова высоко! (Дети повторяют движения с жучками вслед за воспитателем). Давайте положим жучков возле их мамы, они по ней соскучились. А потом мы ещё поиграем с нашими жучками.
    Итоговая частьВ.: Ребята, кто прилетал к нам в гости? Какого цвета были жуки? Они были квадратные или круглые? Вы нашли деток жуков? (Ответы детей). Да, вы справились, вы все молодцы!

    Как сделать запошивочный шов

    5. Складываю мешочек вдвое лицевой стороной вверх. Фиксирую срезы булавками. Стачиваю края мешочка на швейной машинке.

    6. Выворачиваю мешочек на изнаночную сторону. Проглаживаю, выставляя на утюге настройки для тонких тканей. Фиксирую края булавками.

    Делаю строчку по краю мешочка, отступая на ширину лапки.

    7. Так выглядит запошивочный шов в изделии. Он аккуратный и подходит для вещей, постоянно используемых в быту — постельного белья, чехлов. Такой шов сохраняет срезы деталей, не дает им осыпаться на протяжении длительного времени. Как видите, они как будто запечатаны внутри, снаружи не торчит ни одной ниточки, даже оверлок не сделает вам такой безупречной обработки!

    8. С помощью распарывателя делаю два отверстия для шнура. Для этого захватываю только верхнюю ткань по краям кулиски с двух сторон, распарываю.

    9. Вставляю в полученное отверстие булавку с надетой на неё лентой.

    Протаскиваю ленту сквозь кулиску, обернув её вокруг мешка два раза.

    10. Концы ленты прижигаю спичками, предотвращая ткань от осыпания.

    На этом мастер класс как сшить мешочек с завязками закончен. Теперь лекарства моей мамы будут лежать в сохранности, чему она несказанно рада! Кстати, этот контейнер подойдет так же для рукодельниц, у которых есть завалы из ниток, клубочков и тесьмы.

    Изготовление обучающей игры своими руками

    Изготовить дидактическую игру для детей ясельной группы совсем несложно. Главное — определиться, какую именно игру вы хотите сделать и какого вида: печатную или предметную.

    Атрибуты для игр с куклой (одежду, мебель) охотно помогут изготовить родители воспитанников. Мамы и бабушки свяжут шапки и шарфики, сошьют платьица и пальтишки. Папы сделают креслица, диваны, кроватки. Кукольную мебель можно расставить на коврике или на полке, а вот одежду и обувь лучше сложить во вместительную коробку, например, из-под обуви, и сделать яркую, красивую надпись.

    Всё большую популярность набирают игры с крышечками от пластиковых бутылок, прищепками, шнурками. Шаблоны для них можно найти и распечатать в интернете, а потом подобрать прищепки нужного цвета. Это игры «Ёжик», «Ёлочка», «Солнышко», «Подбери петушку пёрышки», «Почини машинку» и другие. Они служат развитию ловкости и скоординированности движений пальцев рук, воспитанию усидчивости, сосредоточенности, внимания, позволяют закрепить цвета, форму предметов.

    Фотогалерея: игры с прищепками, шнурками и крышками


    Такую простую и симпатичную гусеницу легко изготовить самостоятельно


    Основой для прищепок может быть ёжик, солнышко или божья коровка


    Дети охотно сделают из прищепок хвостик попугаю или рыбке, лучики солнышку


    В игре со шнурками маленькие детали прикрепляются к большому фону


    Разнообразие применения крышечек от пластиковых бутылок ограничено только фантазией воспитателя


    Можно предложить детям разложить в корзинки «ягоды» из крышек

    Сенсорные мешочки своими руками

    4th Окт 2017

    На одном известном мамском форуме я прочитала о такой развивающей игрушке как сенсорные мешочки, которые без особого труда можно смастерить из подручных материалов. Эту игрушку часто называют мешочками Монтессори, и представляют они собой кусочки ткани, наполненные разным мелким содержимым. Дайте малышу такие в ручки, и он с удовольствием будет их изучать, щупать и перебирать! Данное упражнение развивает тактильные ощущения, моторику и координацию ребенка.

    Итак, для сенсорных мешочков нам понадобится следующее:

    • Крупы: гречка, рис, пшено, фасоль, горох, перловка.
    • Макароны разной формы (я взяла спиральки и рожки)
    • Ткань разных цветов и фактуры: у меня — хлопок, атлас, фетр и трикотаж.
    • Воронка для засыпания крупы в мешочек.
    • Фольга для запекания.
    • Кухонные весы.
    • Очень желательна швейная машинка, но можно обойтись и ручками. :)
    • Все остальные инструменты, которые мы будем использовать по ходу дела, я уверена, найдутся в каждом доме.

    Готовы? Поехали!

    Содержание статьи:

    Шаг первый: прокаливаем крупы.


    Это нужно для того, чтобы в них не завелись всякие червячки, бррр. Во избежание этих неприятностей, отмеряем на кухонных весах по 50 грамм каждой крупы, засыпаем в корзинки из фольги. Советую сперва сделать углубление в фольге, приподняв края, и лишь потоп насыпать крупу, чтобы ничего не рассыпалось. Делайте все сразу на противне, так будет проще! Ставим противень в духовку на 30 минут на слабый огонь. Всё, жучки нас не побеспокоят. :)

    Шаг второй: готовим ткань.

    Вырезаем из разной по составу ткани 8 деталей размером 20х10 см. Сложив каждую деталь пополам, мы получим квадрат 10х10 см.

    Используйте различные на ощупь материалы — малышу будет приятно ощутить разницу! Можете взять шелк, если есть, а также мешковину, шерсть, лён — тактильно они очень необычные и приятные. Яркие цвета приветствуются.

    Кстати совсем не обязательно покупать ткань специально для этой игрушки — уверена, что вы сможете найти дома ненужные вещи, которые давно не носите, или детские пеленки. Например, черно-белый прямоугольник я вырезала из своего старого платья, красные кусочки — остатки подкладочной ткани, а голубые — не пригодившаяся ткань для пэчворка.

    Шаг третий: шьем мешочки.

    К счастью, у меня есть швейная машинка, с которой пошить десяток мешочков можно буквально за полчаса!

    Складываем деталь пополам (лицевой стороной вовнутрь) и прошиваем на расстоянии 1 см от края по периметру, оставляя с одной стороны 5 см. Это отверстие нам понадобится для выворачивания мешочка на лицевую сторону. Очень советую прострочить дважды, и второй шов проложить на 0.5 см в сторону от первого — так изделие точно не порвется.

    Шаг четвертый: наполняем сенсорные мешочки.

    Ура, наконец-то можно приступить к наполнению! Для меня было интересной задачей выбрать, какая крупа в мешок из какой ткани отправится. Так, гречку и рис я поместила в гладкие атласные мешочки, спиральные макароны и перловку — в плотные фетровые, фасоль — в мягкий трикотажный, а остальное — в обычные хлопковые. Мелкие крупы пересыпала через воронку, крупные вручную.

    Для того, чтобы крупы не высыпались через дырочку, ставлю их вертикально в контейнер и несу к швейной машинке. Можно заколоть булавкой, но мне было лень)

    Шаг пятый: зашиваем отверстия.

    Изначально я думала подбирать к каждому цвету ткани соответствующие нитки и зашивать вручную, чтобы не заправлять нитки в машинку, но потом подумала, что этот процесс затянется, и решила прошить все на машинке черными нитками. В конце концов, это всего лишь домашняя игрушка, хоть и развивающая, и ребенок ее так ухайдокает, что цвет ниток не будет иметь значения ?

    Так что я села и буквально за 15 минут зашила на машинке все отверстия, естественно, заправляя припуски внутрь. Строчила также два раза.

    Как играть с сенсорными мешочками?

    Всё, сенсорные мешочки готовы! Хранить их удобно в пищевом контейнере. Нашей малышке они очень понравились — перебирала, щупала, била друг о дружку, так что, надеюсь, мои старания не пропадут даром. :)

    Для малышей постарше можно сшить второй комплект сенсорных мешочков и вместе искать одинаковые по наполнению. Мы с мужем сами с удовольствием сыграли в игру «что в мешке» ))

    А еще видела в интернете мешочки с нашитыми цифрами — думаю, чуть попозже сделаю и такие, чтобы учить ребенка считать.

    Надеюсь, мой опыт был вам полезен! Приятного времяпрепровождения с малышом ;)

    0

    0

    Екатерина Ульянова

    Мама двух чудесных дочек и автор блога blogomamochka.ru

    Рекомендуем также

    • Обзор развивающих деревянных игрушек для детей до года
    • Идеи подарков на Новый Год детям от 1 года до 3 лет
    • Как сделать бизиборд своими руками
    • Игровое пространство для ребенка своими руками

    Пожалуйста, поделитесь этой статьей с друзьями!

    Моё уютное творчество. Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»

    Наталья Плахтеева

    Моё уютное творчество. Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»

    Развитие мелкой моторики рук у детей – это процесс, оказывающий влияние не только на речь, но и на развитие внимания, памяти, мышления и воображение.

    Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактическое пособие «Чудесный мешочек».

    «Чудесный мешочек» — это замечательное пособие для детей разного возраста — от младшего дошкольного до подготовительного.

    С помощью этого дидактического пособия у детей

    — формируется умение обследовать предметы на ощупь, называть их свойства;

    — развивается движение рук по предмету в процесс знакомства с ним;

    — формируется умение различать предметы по форме и называть их.

    Это пособие можно использовать как со всеми детьми группы, так и с подгруппой детей, а так же и для индивидуальной работы.

    Поэтому предлагаю коллегам, у которых ещё нет, сшить это замечательное пособие.

    Будет лучше, если мешочек будет красивым, сшитым из ярких тканей, чтобы увеличить интерес к происходящему. Чтобы ребёнок заинтересовался и задал вопрос: «Интересно, а что там?».

    И чтобы достигнуть этого эффекта, свой «Чудесный мешочек» я сшила из натуральных тканей способом «Лоскутная мозаика».

    Одну из его сторон я сшила из ярких, пёстрых лоскутков плотного ситца

    А другую сторону – из лоскутков мягкой на ощупь фланели. Тут цвета нежные, спокойные, изображающие забавных сонных животных

    При использовании дидактического пособия «Чудесный мешочек» для дидактических игр, происходит интеграция образовательных областей

    «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие».

    Сами игры и их правила очень разнообразны и увлекательны, поэтому дети всех возрастов с удовольствием принимают в ней участие!

    Например:

    «Кто там спрятался в мешочке?»

    (для детей первой и второй младшей группы)

    Цель:

    — закреплять знания о звуках, издаваемых домашними животными.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает детям мешочек и просит их угадать, кто в нем сидит.

    Воспитатель произносит звук, который издаёт, например, курочка «Ко -ко – ко».

    Дети догадываются и говорят, что там спряталась курочка.

    Когда дети отгадают, воспитатель достаёт из мешочка игрушку и ставит её на стол перед детьми. Затем озвучивает следующее животное и т. д.

    «Узнай на ощупь»

    (для детей средней, старшей группы)

    Цель:

    — учить детей определять и называть на ощупь предметы, развивать мелкую моторику рук.

    Ход игры

    Воспитатель кладёт в мешочек геометрические фигуры (можно положить предметы посуды или природный материал). Дети на ощупь знакомятся с предметом, называют и описывают его. Затем достают и ставят на стол.

    «Найди предмет»

    Правила игры.

    Дети уже знают, какие предметы в мешочке. Воспитать называет предмет, а ребенок должен его найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек.

    Существует ещё много игр, которые можно предложить детям с использованием пособия «Чудесный мешочек».

    Шьётся мешочек очень просто, ткань можно использовать любую, а если приложить немного фантазии — то он может стать и красивым атрибутом любого уголка.

    Его можно использовать для хранения разных видов лото, как приобретённых в магазине, так и изготовленных своими руками.

    А если сшить несколько таких мешочков, то в них можно хранить много «ценных» вещей, которые всегда есть у детей.

    Пока я работала над созданием своего «Чудесного мешочка», ко мне обратились мои коллеги с просьбой сшить и им такие мешочки для работы с детьми в своих группах.

    Немного пофантазировав, у меня получились вот такие мешочки. Все они разные.

    Один сшит из плотного вельвета коричневого цвета. Он украшен атласными лентами и пуговицами, пришитыми разноцветными нитками

    Второй мешочек я сделала двусторонним. Его я сшила из плотной ткани с муаровым узором. Одну сторону я немного украсила разноцветными паетками

    Этот мешочек можно использовать и вывернув его наизнанку. Эту сторону я не украшала, а оставила её такой, как есть — уж очень красивый, как будто «сказочный» узор на этой ткани.

    А третий мешочек сделан из настоящей плотной мешковины. Лицевую сторону я украсила аппликацией из белой ткани и цветами, вывязанными крючком. Взяла разноцветные нитки для вязания и сплела косичку. Эта косичка служит завязкой горловины мешочка

    Надеюсь, что игры с использованием пособия «Чудесный мешочек» будут интересны детям.

    А также они станут будить фантазию детей и наводить на вопрос: «Интересно, а что лежит в этом красивом мешочке?»

    Особенности мешочков для подарков и сладостей

    Мешочки, которые будут использовать для оформления подарков и сюрпризов обязательно требуют красивого оформления. Для их декорирования и украшения можно использовать разные техники и материалы, при этом не обязательно ограничивать свою фантазию:

    • красивая вышивка, ее можно сделать швейной машиной (прострочив по заранее нарисованному контуру), крестиком или гладью, бисером и лентами;
    • аппликация из ткани, для аппликации выбирается контрастные материалы, или те, что отличаются по оттенку, для выразительной композиции;
    • нанесение штампов, чтобы реализовать эту технику, потребуются сами штампы (можно изготовить своими руками) и специальная краска по ткани;
    • использование подручных средств, мешочек можно украсить пуговками и пайетками, создать картинку-переливашку или пришить цветы из текстиля;
    • декоративными украшениями для мешочка могут быть красивые кружева и атласные ленты, оригинальная драпировка или использование двух слоев ткани.

    Нередко для придания мешочкам праздничного и нарядного вида используются минималистские приемы декорирования. Для их применения достаточно подобрать красивую ткань, яркие бантики из наружных завязок или приклеенные стразы, бусы и готовые украшения.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]