Во главе любого класса в средней образовательной школе стоит классный руководитель, который не только следит за порядком среди детишек, но еще и отслеживает их успеваемость и уровень духовного развития. Классный руководитель — это человек, ответственный буквально за все, и именно о его обязанностях пойдет речь в данной статье.
Обязанности классного руководителя
Работу классного руководителя вряд ли можно назвать простой и легкой, ведь этот человек ответственен буквально за все, что происходит с вверенными ему детьми. Помимо отслеживания успеваемости, педагогу приходится следить за духовным воспитанием детей, за их психологическим состоянием.
Одна из главных обязанностей, лежащих на таком учителе — это выстраивание грамотных взаимоотношений с родителями каждого ребенка. Педагог должен проводить собрания с родителями, постоянно рассказывать им о поведении и успеваемости их детишек. Также в спектр обязанностей входит и организация внеклассных занятий для мам и пап, касающихся нюансов психологического состояния их детей. Если речь идет о подростках из неблагополучных семей, классный руководитель может навещать ребенка дома, следя за тем, в каких условиях он живет.
Обращение в социальные службы, в случае, если ребенок подвергается насилию или трудовому принуждению со стороны родителей, также входит в обязанности ответственного классного руководителя. Не редки случаи, когда учителю приходится посреди ночи отправляться на поиски детишек, которые не вернулись домой ночевать.
Еще одна важная функция классного руководителя — это воспитательная. Именно такой педагог проводит с классом разнообразные внеурочные мероприятия, заботится о развитии культурных и духовных навыков. Обычно классные руководители в начале учебного года подготавливают довольно обширную программу потенциальных внеклассных занятий с детишками. Так, учитель может посещать вместе со своими подопечными музеи и театры, устраивать дискуссии на тему вредных привычек, а также разнообразные беседы о нюансах возрастного развития школьников.
В обязанности классного руководителя входит и контроль за поведением, а также успеваемостью подопечных. Так, именно к классному руководителю обратится другой преподаватель, если школьники что-то разбили или сломали. Именно классному руководителю приходится зачастую договариваться об отработках прогулов и улучшении оценок. Если в классе обнаруживаются отстающие ученики, остающиеся на второй год, директор может потребовать с классного руководителя объяснительную по данному поводу.
Как совершенствуют должность классного руководителя в школе
Мера более чем оправдана: современный классный руководитель — не только человек, который организует досуг школьников и сопровождает их на экскурсиях. Хотя и это, и воспитание прогульщиков, и беседы с родителями — по-прежнему в его компетенции. Классный руководитель сегодня — наставник и рулевой жизнью класса. Что это значит и как рассчитать вклад классного руководителя? Разбираемся с директором московской школы №2065 Наталией Файдюк.
В этой школе придумали систему, которая как раз и помогает оценить эффективность и результативность работы классного руководителя. А еще разработали специальный электронный портал «Я — руководитель класса», где даже есть по-математически серьезная формула расчета эффективности. Но на самом деле все просто.
— Задача классного руководителя — найти подход к каждому ребенку, помочь выбрать дополнительные занятия, кружки, секции, которые позволят раскрыть талант каждого — и отличника, и условного двоечника-прогульщика, — говорит Наталия Станиславовна. — Важна не просто активность ребят, но и их достижения. Только в сравнении не с другими, а с самими собой.
Что это значит? Например, Петя уже несколько лет занимается легкой атлетикой и для него успех — победа на первенстве города. А для Миши из этого же класса успех — подготовить доклад и выступить с ним на общешкольной конференции. Казалось бы, совсем разные «весовые категории», но и дети со своими интересами.
— Классный руководитель должен создавать для детей такие условия, чтобы каждый достиг индивидуальных высот, — уверена Наталия Файдюк.
Формула расчета эффективности работы руководителя класса учитывает результативность учеников — независимо от вида деятельности и уровня сложности. Очень важно помочь каждому ребенку достичь ситуации успеха.
— Нам важно оценить не просто участие детей в различных активностях, но и их результативность, — рассказывает Наталия Файдюк. — Первый коэффициент в формуле — число ребят, которые в принципе достигли значимых для себя результатов, а второй — соотношение самых высоких результатов к самым низким среди детей одного класса. Так мы наглядно видим результат работы руководителя класса и можем его оценить. Кстати, сейчас у нас каждый ребенок в школе нашел себе занятие по душе, увеличилось количество успешных учеников.
По мнению директора школы, с таким подходом перестает работать расхожий стереотип, что хулиган не может добиться успехов. Оказывается, что дети, у которых поведение хромает, чаще всего социально одарены: у них отлично получается быть волонтерами, помогать младшим. Задача руководителя класса — увидеть это и направить активность ребенка в нужное русло.
— Руководитель класса сегодня — навигатор и ребенка, и семьи в условиях больших образовательных возможностей города, — считает Наталия Файдюк. — Он центр и модератор. Возможно, где-то менеджер и руководитель. И обязательно — немного психолог.
Права классного руководителя
Организационная и воспитательная работа классного руководителя — дело непростое, и далеко не каждый педагог способен справиться с таким спектром обязанностей. Именно поэтому любой учитель имеет право отказаться от классного руководства, если не справляется с возложенными обязанностями. Обычно дирекция школы старается отдавать столь ответственную работу опытным педагогам, работающим в школе как минимум пару лет.
Также работа классного руководителя в классе отдельно оплачивается. Каждый педагог, прикрепленный к определенному классу, получает небольшую надбавку к своей заработной плате. Важно и еще одно право учителя — запрашивать абсолютно любую информацию касательно своих подопечных. Классный руководитель имеет полное право интересоваться успеваемостью ребенка и условиями его жизни.
Также педагоги имеют право организовывать воспитательные программы для детей, устраивать разнообразные творческие инициативы для них. Среди прав классного руководителя можно назвать и то, которое дает возможность выносить на суд школьной администрации решения всего класса. Так, например, именно учитель может представить данные о выборах в классном совете. Также преподаватель имеет право заседать в административном совете, если рассматривается дело ученика из числа его подопечных. Зачастую именно классный руководитель имеет финальное право голоса в деле перевода ученика в другой класс или оставления его на второй год. Разработка системы воспитательных наказаний для подопечных также считается правом классного руководителя.
Спектр обязанностей классного руководителя действительно очень широк, а уровень его ответственности сложно как-то измерить, однако многие педагоги готовы взять на себя такую ответственность. За счет грамотности и взвешенности их действий, удается в зачатке справиться с нарастающими межличностными конфликтами, попутно повысив и успеваемость детей по учебным предметам.
Роль классного руководителя в современной школе
«Роль классного руководителя в современной школе»
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.
Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися.
Цель его деятельности
– содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.
Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно ориентированного подхода к ученикам.
Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе.
Классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) — учитель — предметник (реже — другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса.
Он — педагог — профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.
В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.
Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе:
Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
1) Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
2) Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
3) Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
4) В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
5) Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
6) Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
7) Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
* Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
* Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
* Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
* Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
* Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.
* Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.
* Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
* Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещания