Проект в средней группе «Дары осени»
Галина Савчук
Проект в средней группе «Дары осени»
Проект в средней группе «Дары осени»
Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (3 недели)
.
Участники проекта: воспитатель группы, дети второй младшей группы, родители.
Руководитель проекта: Савчук Галина Валерьевна
Приоритетная образовательная область:
Интеграция с областями: «Познавательное развитие»
,
«Социально-коммуникативное развитие»
,
«Речевое развитие»
,
«Физическое развитие»
,
«Художественно-эстетическое развитие»
.
Актуальность проекта.
Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомиться с понятием овощи, фрукты и грибы. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В тоже время дети должны понять, что овощи, фрукты и грибы очень полезны для здоровья, так как в них много витаминов, которые позволяют им лучше расти, развиваться.
Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к природе необходимо с младшего возраста. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о фруктах, овощах, грибах, а также развить познавательный интерес к природе.
Цель:
Формировать у детей познавательный интерес к дарам осени – фруктам, овощам и грибам.
Задачи проекта:
— расширить знания детей об осени, её признаках и явления;
— формировать умение у детей различать, называть и классифицировать овощи, фрукты и грибы, используя для распознавания различные анализаторы;
— формировать умение описывать внешний вид овощей, фруктов и грибов, делать простые выводы о произрастании овощей, фруктов и грибов;
— обогащать и развивать активный словарь детей;
— обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
— способствовать развитию памяти, внимания и речи;
— повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми.
Форма реализации:
— ООД.
— Дидактические,пальчиковые, подвижные игры.
— Беседы.
— Рассматривание иллюстраций.
Предполагаемый результат :
У детей будет сформированы устойчивые представления о фруктах, овощах и грибах о местах их произрастания, что они полезны и вкусны.
Повыситься познавательный интерес к фруктам, овощам, грибам, появится желание помогать взрослым в сборе урожая.
Расширять коммуникативные и творческие способности детей:
Дети научатся любить, охранять и беречь природу,соблюдать правила безопасного поведения в огороде,в саду,в лесу.
У родителей повыситься интерес к жизни и деятельности детей в группе, они будут вовлечены в образовательный процесс.
Подготовительный этап:
— Подбор материала и оборудование для занятий, ,бесед, игр с детьми.
— Сотрудничество с родителями.
-Участие в выставке работ на тему: «Что нам осень подарила»
.
— Рисование и аппликации на тему осени.
Основной этап:
Мероприятие по работе с детьми:
— Чтение художественной литературы: В. Авдиенко»Бродит осень по дорожке». В. Сутеев «Яблоко»
,
«Мешок яблок»
.
— Беседы «Как вести себя в лесу»
— ООД.
— Наблюдение: ежедневно на прогулках.
— Дидактические игры: «Овощи и фрукты»
,
«Чего не стало»
,
«Разложи урожай по корзинам»
.
— Пальчиковая игра: «Мы капусту рубим»
,
«Падают листья»
.
— Художественно-эстетическое развитие аппликация:»Овощи».
— Игровая деятельность: настольный театр сказка «Репка»
.
Мероприятия по работе с родителями:участие в выставке работ на тему:
«Что нам осень подарила»
, консультация
«Знакомим с овощами и фруктами»
, семейное прочтение сказок
«Репка»
,
«Мешок яблок»
В. Сутеева.
Заключительный этап:
Выставка работ «Овощная фантазия»
.
Досуг для детей «Осень, осень в гости просим»
.
В ходе проекта дети узнали, что осенью созревают овощи, фрукты, грибы.
Что овощи созревают на грядках в огороде, на даче; фрукты в саду, грибы в лесу.
Они полезны и вкусны.
Результат проекта:
Расширились и обогатились знания детей о фруктах, овощах,грибах.
Пополнился словарный запас детей.
Расширились коммуникативные и творческие способности детей. Дети научились любить и беречь природу. Знают правила безопасного поведения в огороде, в саду, в лесу.
Испытывают благодарность к людям, которые благодаря своему труду, получают урожай.
Проект в средней группе ДОУ на тему: Осень
Проект в ДОУ «Осень — щедрая пора». Средняя группа
Проект в средней группе по теме «Осень»Тип проекта: групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский. Цель проекта: — организация педагогического процесса, способствующего активизации познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени. Задачи проекта: — расширить представления об изменениях в природе осенью; — развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; — закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса»; расширить активный словарь по данным темам; — привлечь внимание к окружающей природе и её объектам; — развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; — способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков; — воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой. — привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи. Участники проекта: дети группы (4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников. Время проведения: август – ноябрь 2020 г. Ожидаемые результаты: — знания об осени, как о времени года, — развитие познавательного интереса к изучению природы, — развитие интереса и желания к экспериментальной деятельности, — развитие связной речи, обогащение словаря, — закрепление понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса», — воспитание бережного отношения к природе и животному миру. Пояснительная записка Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Проект «Осень-щедрая пора» направлен на: • Развитие правильной связной речи, грамотное выражение своих мыслей, в процессе дидактических, сюжетно-ролевых игр, чтения и заучивания стихотворений и т. д. • Психологическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста путем раскрепощения застенчивых детей в ходе театрализованной деятельности. • Расширение представления о характерных особенностях осенней природы. • Развитие познавательной активности, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков. • Воспитание бережного отношению к природе. • Воспитание экологической культуры, трудолюбия и любознательности. Этапы проекта: 1. Подготовительный (01.08.-15.08) — определение проблемы, цели, задач проекта — изучение методической литературы 2. Основной (16.08-31.08) Пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры) Создание картотек: по теме «Осень» оформление книги «Осенние сказки» создание папки –передвижки «Осень» Подбор художественной литературы. Подбор пособий для работы с детьми. Выбор форм работы с родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями. Перспективный план проекта «Осень-щедрая пора» ООД с детьми Образовательные области программы Виды детской деятельности Познавательное развитие Беседа на тему: «Перелетные птицы», «Витамины осени», «Овощи – лекари». Упражнение ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибков больше?», «Чего больше – фруктов или овощей» Д/упр «Найди ошибку» Просмотр м/ф: «Лунтик и его друзья. Желтый лист», «Зверюшки – добрюшки. Сердце осени» Наблюдения на прогулке Речевое развитие «Рассматривание фруктов и овощей», «Рассматривание альбома «Дары леса»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень» Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково» Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик» Отгадывание загадок Работа в уголке природы – рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет ранней и поздней осени, закрепление понятия «золотая» осень, разучивание пословиц и поговорок об осени. Социально – коммуникативное развитие С-р игра «Магазин», Семья» Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото» Д/и «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Что изменилось», «Что за птица», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Что дерево рассказывает о себе». Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Осенний урожай» и «Времена года» Художественно – эстетическое развитие Рисование — «На яблоне поспели яблоки» (нетрадиционным способом: ватными палочками), «Золотая осень», «Сказочное дерево» Аппликация: «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов», «Осенний ковер» Аппликация: «Сказочное дерево» (с использованием ладошки), «Наша грибная полянка» Лепка: «Большие и маленькие морковки», «Овощи и фрукты для игры в магазин», «Грибное царство» Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью», Музыка: пение — «Осень, осень наступила» музыка и слова С. Насауленко; «Тише, тише, тишина, в гости осень к нам пришла» музыка и слова Е. Скрипкиной ; «Кап-кап, тук-тук-тук» сл. Н. Соколова, муз. М. Парцхаладзе Танец- «Танец с осенними листьями» муз.А.Филиппенко Игра с пением: «Огородная – хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой. Заучивание стихотворений про осень. Чтение детям: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», Р.Н.С. «Мужик и медведь», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»,шотланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой , Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным». Инсценировка «Осенняя сказка». Итоговое мероприятие «Что нам осень принесла?» Физическое развитие (здоровье) п/и: «Гуси – лебеди», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад» беседа «Прогулка для здоровья» Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет» Взаимодействие с семьей Сбор фотографий на осеннюю тематику Приобретение раскрасок по теме «Осень» Участие в выставке рисунков «Осень золотая» Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе» Папка –передвижка «Осень» Изготовление книги «Осенние сказки» Изготовление работ в уголок природы из природного материала.
Сентябрь
Словесные игры: Игра «Один – много» Цель: образование от единственного числа существительных множественное число. лужа — лужи Лист — листья дерево — деревья Ветка — ветки туча — тучи Птица — птицы цветок — цветы Дождь — дожди Луковица — луковицы Огурец — огурцы Морковка — морковки Свёкла — свёклы Кабачок — кабачки Кочан — кочаны Горошина — горошины Стручок —стручки Яблоко – яблоки Груша – груши Вишня – вишни Лимон – лимоны Игры с речевым сопровождением: «Листья» Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.) Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.) И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.) Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.) «Дождик» Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: — Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет. Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз. Дидактические игры: «Что лишнее?» Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор.. Груша, яблоко, помидор, персик (помидор) Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан) Капуста, тыква, киви, кабачок (киви) Абрикос, лимон, банан, персик (лимон) Помидор, редька, лук, репа (помидор) Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко) Салат, редис, капуста, лук (лук) Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок) Клюква, малина, груша, рябина (груша) Киви, банан, груша, брусника (брусника) Редька, лук, баклажан, черника (черника) «Что дерево рассказывает о себе». Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью. «Разрезные картинки». Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки. Пальчиковая гимнастика: «Осень» Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями. Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки Н.Нищеева «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.) Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.) Н.Нищева Подвижные игры: «Гуси – гуси» Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной. Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне. Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Слова хозяйки гусей: Гуси! Гуси! Есть хотите? Ну, летите! Почему? Ну, летите как хотите, Только крылья сберегите! Ответы гусей: Га-га-га! Да-да-да! Нам нельзя! Серый волк под горой, Не пускает нас домой! «Огуречик, огуречик…» Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу. Ход: На одном конце зала- ловишка , на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах. Ловишка: «Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет» Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет. Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох! Н. Сладков «Осень на пороге» — Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса: — Готовы, готовы, готовы… — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете? Откликнулись звери: — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! — Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся! — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы: — Мы, перелётные, в тёплые края улетим! — Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем! — Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт! — Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут! — Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет! — Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы: — А мы, дрозды, на рябину навалимся! — А мы, дятлы, шишки начнём шелушить! — А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери: — А нам без мух-комаров спать будет спокойней! — Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет! — Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала. Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся». Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края. Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт. Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки. Пока еще землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок. Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу. Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы. Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму. Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться. Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата. Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в Лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче. Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник. Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину. Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг. А. Барто «Осенью» В саду пожелтели, Осыпались клёны, И только скамейка Осталась зелёной. Стоит она В тихой аллейке, И дождик Стучит по скамейке. Мокнет скамейка Под голой рябиной… Летом была она Автомашиной, Она самолётом Красивым была, Приделали к ней Два фанерных крыла. Вновь проглянет солнце Завтра поутру, Вновь начнут ребята Шумную игру. Поплывёт по Каме, По Волге поплывёт Украшенный флажками Зелёный пароход. Ежедневные наблюдения в природе на прогулках: — Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет); — Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать); — Наблюдения за цветами на клумбе (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью); — Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду); — Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи); — Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду); — Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают); — Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина); — Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»); — Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах); — Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью); — Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Октябрь
Словесные игры
Игра «Хорошо – плохо» Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение. Ход: Девочки будут говорить, когда осень — это хорошо, а мальчики — когда осень — это плохо. Хорошо — поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д. Плохо — идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д. «Подбери признак». Цель: образование относительных прилагательных. —Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.) • Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий. • Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью). • Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Дидактические игры
Игра «Что изменилось?» • Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. • Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д. • Показать картинку, например, с изображением яблока. • —Хорошо запомните картинку. Закройте глаза. Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни. • —Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.) • Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив… • 2 вариант: • Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов. «Что за птица» • Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию. «С какого дерева листок» • Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев. «Чудесный мешочек» • Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.
Пальчиковые игры
«Хозяйка однажды с базара пришла». • Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагают» пальчиками. Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику. Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику. Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику. Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест накрест. Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику. Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок. И суп овощной оказался неплох! «Едят» суп. Ю. Тувим «Мы капусту рубим – рубим…» • Мы капусту рубим, рубим, (имитация движений) • Мы капусту режем, режем, • Мы морковку трем, трем, • Мы капусту солим, солим, • Мы капусту жмем, жмем!
Подвижные игры
«Листопад» По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. Листопад, листопад, поочередно взмах руками, Листья желтые летят, обеими руками, Под ногами шелестят приседают, И летят, летят, летят… покружиться и присесть. По сигналу дети — «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Картинки деревьев меняются местами. Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Под грибом». Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее… Ползёт к грибу мокрая Бабочка: — Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! — Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. — Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт… Бежит мимо Мышка: — Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. — Потеснитесь немножко! Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт… Мимо гриба Воробей скачет и плачет: — Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! — Тут места нет. — Подвиньтесь, пожалуйста! — Ладно. Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб. — Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся. Только спрятали Зайца — Лиса прибежала. — Зайца не видели? — спрашивает. — Не видели. Подошла Лиса поближе, понюхала: — Не тут ли он спрятался? — Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются. Муравей задумался и говорит: — Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: — Эх, вы! Гриб-то… Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались? А.Н. Толстой «Мужик и медведь» (русская народная сказка) Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: – Мужик, я тебя сломаю. – Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. – Быть так, – сказал медведь. – А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: – Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. – Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: – Мужик, куда ты едешь? – Еду, медведюшка, в город корешки продавать. – Дай-ка попробовать – каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел: – А-а! – заревел. – Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает: – Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит: – Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла. А. Майков «Осенние листья по ветру кружат» Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: «Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел!» Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны. Шотланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой Зайчик-трусишка В поле бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел, Сидит — грызет. Иди прочь — Хозяин идет! • Вейся, ты, вейся, капустка, • Завивайся, белая! • Как же мне, капустке, не виться, • Как же мне, белой, не клубиться? • Вечор на капустку, Вечор на белую Выпал частый дождик, Ливмя льет, поливает, Белую капустку заливает. Я колышки тешу, Огород я горожу, Я капустку сажу, Сажу беленькую, Развеселенькую Ежедневные наблюдения в природе на прогулках: — Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет); — Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать); — Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду); — Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи); — Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду); — Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают); — Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина); — Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»); — Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах); — Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью); — Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий). Ноябрь
Словесные игры: «Назови ласково Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. Яблоко — яблочко Апельсин — апельсинчик Лимон — лимончик Слива — сливка Мандарин — мандаринчик Ананас — ананасик Вишня — вишенка Помидор — помидорчик Огурец — огурчик Морковь — морковочка Репа — репочка Редиска — редисочка Свёкла — свеколочка Чеснок — чесночек Лук — луковичка Перец — перчик Баклажан — баклажанчик
Дидактические игры: «Что где растет» • Задачи: дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»). «Какое время года?» • Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание. «Овощи, фрукты и ягоды» • Задачи. Учить детей группировать овощи, фрукты и ягоды, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность. Пальчиковые игры «Вышел дождик погулять». • Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с • мизинца, правая — с большого пальца. Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары. Шел неспешно по привычке, «Шагают» средним и указательным пальцами. А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько:»Ох!» Часто и ритмично бьют в ладоши. И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям. «1,2,3,4,5, в лес идем гулять» • Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с • больших пальцев) • В лес идем гулять. (обе руки «идут» указательными и средними • пальцами по столу) • За черникой, (загибать пальчики, начиная с большого) • За малиной, • За брусникой, • За калиной. • Землянику мы найдем • И братишке отнесем Подвижные игры «У медведя во бору» Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом. Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей. Ведущий говорит: « Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е имитируют соответствующие движения и говорят: «У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.» Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают. «У медведя во бору» Чтение художественной литературы: Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным». В давние времена жили на одном огороде овощи. Я — капуста тугая, В супе, в борщике вкусна я. Ну, а я — бурачок, Розоватый бочок, В огороде уродился, С овощами подружился. Бурачок, бурачок, Розоватый бочок. Я — фасоль, всем вам известна, И вкусна я, и полезна. А я — братец — чесночок, чесночок, Припекаю язычок, язычок, Всех микробов убиваю, Вас от хвори защищаю. Я — морковка всем на диво: И румяна, и красива. Я — огурчик наливной. Кто полакомится мной? Я — сердитый лук, ребята, Витаминами богатый, Хоть и слезы вызываю, Но от гриппа защищаю. А я тыквой зовусь, Сочной мякотью горжусь. Нет полезней и вкусней Каши тыквенной моей. Нет обеда без картошки — Ни жаркого, ни окрошки. Все картошку уважают. Кто из вас меня не знает? Помидор я вкусный, сладкий, Тра-ля-ля, тра-ля-ля! Я расту на этой грядке, Тра-ля-ля, тра-ля-ля. Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее, Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете! Огурец — ему в ответ: — Слушай, это просто смех — Хвастать, что ты лучше всех. Не поймет никак он, братцы, — Некрасиво задаваться. — А помидор все свое твердил. Хвалился, хвалился — И с куста свалился! Г. Юдин «Как варить компот» На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал: — Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот! — Ну и как же его варить? — Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной! Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу в котел и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвонил в колокольчик: — Готово! Кушайте на здоровье. Все попробовали, да как закашлялись, отказываются: — Компот называется! Сам ешь! Почему же так невкусно получилось? — мрачно задумался кот. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Ежедневные наблюдения в природе на прогулках: — Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет); — Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать); — Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду); — Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают); — Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина); — Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»); — Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью); — Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Скачать Проект «Осень — щедрая пора»
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе «Грибы-грибочки» Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова» Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа Летний проект по экологии для средней группы детского сада
Похожие статьи:
Игры осенью для детей средней группы в детском саду
Утренняя гимнастика в средней группе. Ноябрь
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС с целями. Сентябрь
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на октябрь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на ноябрь с целями