Фрагмент урока музыки по теме ‘Времена года в музыке’. 1 класс.


Конспект урока в 1 классе по теме «Музыка – искусство звуков»

Конспект урока в ДШИ по теме «Музыка – искусство звуков»

Открытый урок по предмету «Слушание музыки»

Вводная беседа
Автор: Корецкая Наталья Владимировна, преподаватель МБУ ДО «ДШИ» пгт. Восток, Приморский край Описание работы: Предлагаю Вам конспект урока по предмету «Слушание музыки» в 1 классе Детской школы искусств на тему: «Музыка – искусство звуков». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, учителей музыки общеобразовательных школ, преподавателей Детских школ искусств и музыкальных школ. Цель: Введение и знакомство с учебным предметом «Слушание музыки». Воспитание культуры слушания и восприятия музыки Задачи: Пробудить интерес к музыке с первого урока учащихся первого класса, познакомить с песнями о музыке, научить слушать и слышать звуки природы, обучать навыкам анализа музыкальных произведений (песен), формировать у детей позитивное отношение к музыке, развивать эмоциональную сферу ребенка, развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников, воспитывать сплоченность и взаимопонимание посредством коллективно-творческой деятельности. Музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»; Лядов «Музыкальная табакерка» Оборудование: Аудиозаписи песен; компьютер, музыкальные колонки. Этапы урока: Организационный (подготовка к занятию, размещение участников на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока). Подготовительный (введение) Основной (работа по теме урока). Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).

Ход урока
Организационный этап: Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Занятие наше будет необыкновенным, мы с вами окунемся в прекрасный мир музыки и звуков. Для начала нам нужно познакомиться, не так ли? Меня зовут Наталья Владимировна, я – ваш преподаватель, хочу научить вас любить и понимать музыку. Создание положительного, эмоционального фона, психологический настрой на предстоящую работу: улыбка, доброжелательность педагога, освобождение детей от зажатости и страха, активизация внимания. Предлагается каждому ребенку назвать свое имя. Преподаватель: Отлично! Подготовительный этап: Сообщение темы и цели занятия. Преподаватель: Тема нашего занятия «Музыка – искусство звуков», вы научитесь слушать и слышать звуки вокруг нас и попытаемся все вместе понять – что же такое музыка?


А теперь я вам предлагаю внимательно послушать тишину. Ребята, вы что-нибудь слышите сейчас? Дети после некоторой паузы по очереди робко поднимают руку и неуверенно называют услышанные звуки: из открытого окна звуки проехавшей мимо машины, шорох падающих листьев, жужжание мухи, стук молотка где-то вдали, голоса детей в коридоре и т.д. Преподаватель: Правильно, молодцы, все это – звуки. Идет беседа о разных звуках: приятных, противных, громких, тихих. Дети вспоминают разные короткие истории из жизни про звуки.


Основной этап: Преподаватель: Ребята, я предлагаю вам послушать замечательную песню композитора Г. Струве. «Я хочу услышать музыку». Давайте внимательно послушаем, о чем говорится в этой песне.


Включается аудиозапись песни. Г. Струве. «Я хочу услышать музыку». После прослушивания ребята четко пересказывают текст песни, называя основные моменты. Преподаватель: Молодцы, ребята. Вы внимательно слушали. А скажите, вам песня понравилась? Чем она вам понравилась?


Детям песня понравилась, но ответить на второй вопрос ученики пока не могут, на помощь приходят родители, присутствующие на уроке, подбирая слова «добрая, ласковая песня». Постепенно ребята включаются в беседу и продолжают подбор характеризующих слов. Кто-то из ребят отметил, что в песне красивая музыка. Преподаватель: Правильно, ребята. В песне, действительно, есть не только хорошие слова, но и красивая музыка.


Преподаватель: Я предлагаю вам послушать еще одну песню о музыке. Давайте еще раз внимательно послушаем и ответим на вопрос, который прозвучит в песне. Звучит аудиозапись песни Е. Крылатова «Откуда музыка берет начало?». После прослушивания ребята, не дожидаясь вопросов от учителя, сразу поднимают руки для ответа. Ученики правильно услышали вопрос в песне, и отметили, что в песне есть и ответы на этот вопрос.


Преподаватель: Да, все правильно вы услышали. Песня так и называется «Откуда музыка берет начало?», и написал ее замечательный композитор Е. Крылатов. Далее следует анализ услышанного, характер песни. Ребята вместе с родителями подбирают подходящие характеризующие слова, сравнивают с предыдущей песней, отмечают, что последняя песня грустная. Преподаватель: Ребята, а когда вы лично услышали в первый раз музыку? Дети «вспоминают себя», называют разный маленький возраст, разные обстоятельства. В беседе преподаватель подводит тему разговора к Рождению ребенка, к убаюкиванию, к колыбельной мамы. Дети с радостью и удивлением «вспоминают» мамины (бабушкины) песни и сказки на ночь. Все приходят к выводу, что первая услышанная музыка в жизни каждого человечка – колыбельная мамы.


Преподаватель: Ребята, а как вы думаете, когда же музыка сама родилась? Следует пауза. Ребята в затруднении. Называются предположительно даты – сто лет назад, тысяча лет назад. Преподаватель: Нет, ребята. Ни сто, ни тысяча… на много-много больше. Никто не может точно сказать, когда именно и как родилась музыка. Но мы можем с вами пофантазировать…


Путем отбрасывания разных исторических событий, все приходят к выводу, что, возможно, музыку придумали древние люди. Следует импровизация сценки жития древних людей. Ребята сами выбирают себе роли: «охотники» — мальчики, «домохозяйки» — девочки». Все придумали себе орудия труда и охоты, дубинки, копья, лук и т.д. Каждый ребенок, сидя на своем месте, придумывает свои действия и с удовольствием рассказывает и показывает классу.


Преподаватель направляет общий рассказ в определенном направлении: Охотники пошли на охоту.


У Никиты лук, у Артёма копье, у Вовы дубинка. Никита натянул тетиву лука и стрельнул в мамонта. Что Никита услышал в этот момент? Дети пытаются изобразить звук. Артем тоже кинул свое копье в мамонта. Что он услышал? Девочки пошли за ягодой в лес. Света случайно наступила на палочку. Что она услышала? И т.д. разыгрываются разные ситуации с участием каждого ребенка.


Продолжение общей «истории» подразумевает приход охотников домой, где ждут девочки, приготовление пищи, песни и пляски вокруг огня, где все герои с накопленными за день звуками принимают участие.


Преподаватель: Вот, ребята, мы с вами сочинили свою версию, как родилась музыка. Кто знает, а может так оно и было? Дети и взрослые соглашаются.


Преподаватель: Ребята, а у вас есть дома музыкальные инструменты? Какие? Дети называют, если есть. Также вспоминают, что у них есть дома телевизор, компьютер, плеер, где можно слушать музыку. Преподаватель: А вы знаете, что раньше, когда не было еще ни телевизоров, ни компьютеров, люди придумали маленькие шкатулки, коробочки с механизмом, при открытии которых звучала прекрасная волшебная музыка. Такие коробочки было приятно дарить на праздники и получать в подарок. Я предлагаю вам послушать произведение А. Лядова «Музыкальная табакерка»


Звучит аудиозапись А.Лядова «Музыкальная табакерка» Дети внимательно слушают. После прослушивания анализ, характеристика произведения. Дети употребляют слова: «Волшебная музыка, тонкая, прозрачная, нежная, танцевальная».


Заключительный этап: Преподаватель: Ребята, Вы не скучали, вы хорошо себя чувствуете? Дети: Да. Преподаватель: А что мы сегодня делали на уроке? – Дети вспоминают, что слушали звуки, песни, играли в «Древних людей» Преподаватель: Вам понравилось слушать музыку? Дети: Да. Преподаватель: А что мы с вами слушали сегодня? – Дети называют произведения, отмечают, какое произведение им более всего понравилось и почему. В качестве домашнего задания ребятам предлагается по желанию нарисовать рисунок о музыке, рассказать стихи о музыке или придумать свой небольшой рассказ о музыке Преподаватель: Спасибо вам за активную работу, ребята!!! Пусть музыка всегда живёт в ваших сердцах. Используемая литература: Владимирова О. А. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб., 2006 г. Лысенко С. Ф «Слушание музыки» как предмет музыкальной литературы на начальном этапе обучения в ДМШ» Методическая работа. г.Находка, 2004 г. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007 г.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий

Похожие статьи:

Загадки о музыке для детей

МУЗЫКА. Поурочные разработки по музыке для 4 класса общеобразовательных школ

Музыкальная викторина для школьников 9, 10, 11 класса

Фестиваль «Давыдовский». Итоги

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Конспект музыкально – тематического занятия по слушанию музыки «В мире музыкальных инструментов»

Конспект музыкально – тематического занятия по слушанию музыки «В мире музыкальных инструментов»

Автор: — музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка — детский сад № 6 г. Нового Оскола Белгородской области»

Позвольте представить Вам конспект занятия по слушанию музыки в подготовительной группе. Это итоговое занятие о свойствах и особенностях музыкальных инструментов.

Цель:

обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов; учить различать их тембровую окраску. Формировать способность находить общее и различное у идентичных инструментов. Познакомить с определениями: «Классическая, народная, эстрадная музыка, симфонический, народный оркестр.

Оборудование:

ширма, за которой находятся скрипка, балалайка, гитара, музыкальный центр, грам. запись музыкальных инструментов.

Ход занятия.

Муз. руководитель:

Сегодня, ребята, я вас познакомлю с музыкальными инструментами, которые внешне похожи друг на друга. Какие это инструменты, попробуйте догадаться сами. Все они называются струнными, но исполняют на них разную музыку; на одном классическую, на другом народную, на третьем – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестре: симфоническом, народном, эстрадном. Но вместе в одном оркестре они не играют, потому что звучат по-разному. Как вы думаете, о каких инструментах я говорю?

(Ответы детей).

— А как мы узнаем, какой инструмент звучит, если не видим его?

Дети:

по звуку.

Муз. руководитель:

Сейчас мы послушаем небольшой отрывок в грамзаписи, а вы ответите, о каком инструменте я буду говорить. (За ширмой звучит скрипка. Дети отвечают)

Муз. руководитель:

Конечно это скрипка. Недаром за необычный звук, её называют королевой оркестра. (Показ инструмента).

Муз. руководитель:

Скрипка – основной музыкальный инструмент в симфоническом оркестре. Людей, которые играют на скрипке, называют скрипачами. В симфоническом оркестре их много. Про скрипку говорят, что она поёт человеческим голосом. Поэтому в оркестре она главная.

Звучит звукозапись. Концерт Вивальди для скрипки с оркестром.

Муз. руководитель:

Мы не раз ещё будем встречать этот инструмент.

Игра « Зимняя пляска».

Муз. руководитель:

А сейчас поговорим о другом инструменте. (За ширмой играет балалайка). Дети узнают её по звучанию. Внимательно посмотрите на балалайку и скажите, чем она похожа на скрипку? (Ответы детей). А чем отличается? (Ответы детей). Верно. Научиться играть на балалайке легче, чем на скрипке. Посмотрите, мне для игры не нужен смычок. А на грифе есть специальная чёрточки. Они предназначены для точного воспроизведения звуков. На скрипке музыкант играет по слуху, а это очень сложно. На балалайке любили играть на народных гуляниях. Люди пели весёлые песни, частушки, припевки. Каждый демонстрировал своё певческое мастерство. Мы с вами тоже знаем частушки.

Дети исполняют частушки.

Муз. руководитель:

Во время праздничных гуляний собиралось много народных музыкантов. Играли на балалайках, гармошках, ложках, свистульках, трещотках, даже на стиральных досках и пилах. Веселью не было конца.

Звучит в грамзаписи «Камаринская».

Муз. руководитель:

А теперь угадайте, какой мы увидим и услышим сейчас инструмент. (Звучит за ширмой гитара). Правильно — это гитара (показ гитары). наверно кто-нибудь из ваших родственников и знакомых играет на гитаре. (Ответы детей.) Чем она похожа со скрипкой и балалайкой? (Ответы детей). Электрогитара – главный инструмент в эстрадном оркестре и ансамбле.

Звучит грамзапись гитары.

Муз. руководитель:

Есть ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. вы его слышите каждый раз когда приходите в зал (пианино). Музыканты называют его фортепиано. Сейчас мы увидим, где же находятся струны. (Открывает крышку пианино, показ детям молоточков, которые ударяют по струнам. Объяснить назначение педалей.) Фортепиано считают инструментом, который может заменить целый оркестр. А теперь я Вам предлагаю немного потанцевать.

Танец «Утят».

Муз. руководитель:

Ребята, давайте же вспомним, о каких инструментах мы с вами сегодня беседовали (ответы). В каких оркестрах они играют? Какой инструмент называют королевой музыки? А какой инструмент может заменить целый оркестр?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: