Конспект НОД по познанию «История появления лампочки» с детьми шестого года жизни
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы ДОУ на тему «История появления лампочки»
Автор: воспитатель Логунова Елена Андреевна, 1 категория, МДОУ «Оршинский детский сад» посёлка Орша Образовательная область «Познавательное развитие» Формы непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность Формы организации: группа Программное содержание: Цель: Дать детям представление об изменении предметов, используемых человеком для освещения, в связи с потребностями общества и техническим прогрессом. Задачи: Образовательные:
• Помочь детям ориентироваться прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком; • Закрепить правила безопасного использования электроприборов; • Вызывать интерес к жизни людей в прошлом.
Воспитательные:
• Воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
Развивающие:
• Развивать: ретроспективный взгляд на предметы быта, связную речь. Обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию.
Актуальность:
Развитие познавательных интересов дошкольников: является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе, устойчивые познавательные интересы является неотъемлемой частью школьной готовности.
Словарь новых слов: Светец, керосиновая, электрическая, цоколь, колба, нить накала. Оборудование: Иллюстрации:
«Керосиновая лампа», «Факел», «Лучина», «Костёр», «Свеча», портрет Александра Ладыгина;
Мнемосхема:
«Свеча», веревка с узелками, макеты: пещера, замок, чёрный замок королевы тьмы из бумаги, чёрный конверт, свечи на всех, лампочка электрическая;
Ноутбук: Презентации:
«Лучинушка», «Керосиновая лампа»,; Настольный светильник; полоска голубой бумаги – река времени, макет машины времени, светильник – с разноцветным светом, музыкальное оформление.
Предварительная работа: • Познавательное: «Изобретения человека», «Кто такие изобретатели?». Просмотр журналов иллюстраций – «Электроприборы», Настольно печатная игра: «Из чего это сделано?». «Что такое нефть?». • Речевое: Чтение стихотворения С. Маршака. «Электрическая лампочка». Подбор загадок, стихов, сказок согласно тематики НОД. • Социально коммуникативное: Беседы: «Осторожное обращение с электроприборами», «Огонь враг и друг»., «Повторение мнемосхемы пожарная безопасность — свечи». • Художественно-эстетическое: «Осветительные приборы» — лепка • Физическое развитие: Подвижная игра: «Ток бежит по проводам». «Светит не светит» Планируемый результат: • Повышение любознательности, активности детей. • Проявление интереса к новому, неизвестному. • Проявление самостоятельности в различных видах деятельности. Интегративные качества: Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту». Умеет планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Совершенствование навыка безопасного обращения с осветительными приборами. Любознательный, активный — интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Орг. Момент Дети стоят полукругом около воспитателяВоспитатель: «Доброе утро! – солнцу и птицам. Доброе утро! – улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым Пусть доброе утро Длится до вечера! Воспитатель: — Ребята, нам прислали подарок (демонстрация светильника). Хотите проверить, как он работает? (Ответы детей). Вместе с детьми вставляем штепсель в розетку и нажимаем кнопку. Светильник не загорается, удивлённо осматриваем его. (Предположение детей, почему он не работает) Воспитатель: — Вместе с детьми выясняет в светильнике нет лампочки. Воспитатель: «Куда же делась лампочка?» — ищет, находит письмо в чёрном конверте от феи тьмы: Я чёрная Фея Тьмы, не допущу, чтоб в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы. Чтоб разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех её предков вместе. Но сделать это не возможно, они все в далёком прошлом… Воспитатель: -Что же нам делать? Дети: Принимают решение отправиться в прошлое электрической лампочки. Воспитатель: А что же поможет нам переместиться во временном пространстве? Вношу макет машины времени с копками: (Картинки кнопки: Факел, Костёр, Лучина, Свеча, Лампочка, Керосиновая лампа). Основная часть Воспитатель: Ребята выберите, первую кнопку, на которую нам нужно нажать, какой первый предок был у лампочки? Дет: Выдвигают гипотезы, вместе приходим к выводу, Нажать нужно на кнопку костра. Дети нажимают кнопку «костёр» звуки фонограммы «Прекрасное далёко – 01» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе. Медленно подвожу кружащихся детей к имитации пещеры.Воспитатель: Куда же мы попали? Как вы думаете, кто здесь живёт? Дети: — Мы попали в каменный век, когда жил Первобытный человек. (Воспитатель с Детьми рассаживаются вокруг очага-костра).Воспитатель: -Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна? Воспитатель: -А что же освещало пещеру? (Дети: «Огонь») Воспитатель: — Как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Дети предлагают варианты). С помощью камней дети пытаются высечь искры.Воспитатель: -Получается? (Дети: Высечь искру с помощью камней очень трудно.) Вывод: Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге. Воспитатель: — -для чего ещё использовали огонь первобытные люди? (Дети: Огонь нужен был для приготовления пищи, обогрева). Воспитатель: — Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Почему? Дети: Делают самостоятельный вывод: Огонь является предком лампочки, так, как он даёт свет. Дети берут с собой символ очага.Воспитатель:- Делаем выбор, на какую следующую кнопку нужно нажать? Дети: Выдвигают гипотезы, вместе приходим к выводу, Нажать нужно на кнопку факел. Звучит фонограмма — «Прекрасное далёко» , мерцает бликами шар, дети тихо кружатся, перемещаясь по прошлому. Появляется макет замка Предлагаю детям переместиться на стульчики, перед замкомВоспитатель: — Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать. Для этого придумали факелы. Рассматриваем иллюстрацию или макет факела. Воспитатель: — Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними ночью по улицам. Факел состоит из деревянного или железного древка, деревянный обматывали паклей – затем обмакивали его смолу и зажигали, в дальнейшем делали древко железное на конце с чашей в которую, наливали горящую жидкость Дидактическая игра: «Хорошо-плохо». Дети, передавая друг другу волшебную палочку, или макет факела называют положительные и отрицательные качества факела.
-А факел может быть предком электрической лампочки? Почему? (Дети делают вывод). Берём с собой символ факела.
(Звучит фонограмма древняя Руская народная музыка).Воспитатель: — Машина времени сама отправила нас дальше в путешествие. Куда мы с вами попали? Дети: Выдвигают гипотезы.Воспитатель: — Мы с вами попали в эпоху старины, к нашим предкам славянам. Давайте, посмотрим, что же хочет показать нам машина времени (презентация: «Горит в избе лучинушка»). Воспитатель: Обычно лучину получали из берёзы, она лучше горит. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. — Как вы думаете, на какое слово похоже слово «светец»? (Ответы детей). Ну, конечно же, на слово «свет». Дети: От обгоревшей лучины мог случиться пожар. Опыт: «Как горит лучна» Дети: Давайте посмотрим, как горит лучина, (наблюдаем). Вопросы в ходе наблюдения:
— Ярко светит? (Ответы детей: Тускло горит, коптит) — Надолго её хватило? (Ответы детей: Быстро сгорает) — Опасный вид освещения или нет? (Ответы детей: очень опасный, может спалить весь дом) Поэтому под светец ставили специальную ванночку с водой.
Вывод: Света от лучины было мало, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках». Воспитатель: Обращает внимание на коробку, на ней загадка, читает
О дальнейшем предки лампочки узнаете, когда загадку разгадаете: Читает загадку: Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу. Хоть и плачет огонь, Всё же, ты его не тронь: Слёз вода горяча! Обожжёт тебя…(Свеча!)
Воспитатель: Догадались, что придумали люди взамен лучины? Дети: Свечи. Воспитатель: Молодцы загадку правильно отгадали и коробочка открылась (демонстрация свечей). Предлагаю взять, каждому по свече рассмотреть и рассказать из какого материала сделана свеча, что у неё внутри, для чего? Дети: самостоятельно изучают свечи, делают выводы и предположения. Воспитатель: Свеча сделана из воска, внутри неё нитка – фитиль, свечами освещали как аленькие дома, так и огромные залы (просмотр иллюстраций). Удобен ли такой вид освещения? Дети: Нет свечи мало горят, очень опасный вид освещения. Воспитатель: Обращает внимание на мнемосхему правила пожарной безопасности – свеча. Работа по мнемосхеме с детьми. Воспитатель: Для того, чтобы сделать открытый огонь, который давали свечи менее опасным, человек придумал накрыть его, как вы думаете. Чем? Дети: Стеклянными колбами…. Воспитатель: А затем, когда люди научились из топлива нефти делать керосин, то придуманы были керосиновые лампы. (Давайте посмотрим, как работает керосиновая лампа презентация). Воспитатель: Ребята лучину, свечу и керосиновую лампу будем брать собой? Дети: Будем брать все эти предметы дают свет. Воспитатель: Включить музыку и разноцветный свет — Машина времени отправило во время, когда люди придумали электричество. Давайте поиграем в игру Физ. Минутка: Подвижная Игра «Ток бежит по проводам». Ход игры: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы. Кофемолки, пылесос, Ток энергию принес.
После игры дети встают вокруг воспитателя.Воспитатель: Как только люди узнали ток и то, что он даёт энергию в 19 веке русский изобретатель Александр Лодыгин изобрёл лампу накаливания с угольной нитью. (Портрет изобретателя, картинка лампочки). Воспитатель: Ребята мы всех предков нашей лампочки собрали? (Ответ детей). — Давайте выложим все предметы на реке времени, что сначала, что потом, выкладывают на реке времени (полоса голубой бумаги, упирается в чёрный замок королевы тьмы): Костёр, факел, лучина, Свеча, Керосиновая лампа, лампочка. Замок падает, открываем коробку с лампочкой внутри. Дети: Рассматривают электрическую лампочку. Отвечают на вопросы воспитателя: Воспитатель: — Из чего она сделана, что у неё внутри? – стеклянная колба, цоколь из металла, нить накала. -Удобна ли электрическая лампочка? -Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы? Дети: ярко и долго светит, безопасна). Звучит фонограмма Прекрасное далёко – дети возвращаются в гру
ппу
Итог Воспитатель: Мы вернулись в своё время, вкрутим нашу лампу? Но сначала давайте вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами. Дети: Нельзя браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода… — Где мы были? — Что нового узнали? — Что хотели бы ещё узнать? — Как изменилась жизнь людей с приходом электричесва7 — Если путешествовать в прошлое лампочки понравилось, раскрасьте лампочку жёлтым цветом, если нет чёрным.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе Конспект НОД по физической культуре в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж
Конспект занятия «История электрической лампочки»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Тема: История электрической лампочки.
Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки.
Образовательная задача: Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком. Закрепить правила безопасного использования электроприборов.
Развивающая задача: Развивать мышление, связную речь, любознательность.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к жизни людей в прошлом.
Методы-приемы: Наглядный, игровой, словесный, практический
Используемый материал: картинки с изображением керосиновой лампы, факела, лампочки, свечи
Словарная работа: факел, керосин, бра, энергосберегающая лампочка
Мотивационно-побудительный этап.
Воспит-ль: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться в интересное путешествие? Куда? Чтобы узнать это, нужно отгадать следующие загадки:
Дом — стеклянный пузырек, а живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжётся…
***
Висит груша — нельзя скушать…
***
Чудеса на потолке — повисло солнце на шнурке…
***
Висит без дела днем, а ночью освещает дом…
Воспит-ль: Молодцы! Правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же — электрическая лампочка. Значит, мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.
Организационно-поисковый этап.
Воспит-ль: Что за предметы на столе?
Что общего у этих предметов?
Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка? Конечно, нет. Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры? Верно, они разжигали очаг, и от него становилось светлее. А как вы думаете, нашим далеким предкам не страшно было ходить по улице ночью? Почему?
Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Они появились гораздо позже. А до них люди использовали факелы. Факел — это короткая палка с намотанной на нее просмоленной паклей. С факелами ходили по улице, их укрепляли также на стене, и тогда они освещали помещение. Затем люди стали использовать лучину. Что это такое? Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Что бы ни случился пожар, под лучину ставили корыто с водой, угольки падали и затухали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно?
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения — свечу. Ее делали из пчелиного воска, бараньего сала.
(Показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри нее есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу)
Как вы думаете, чем неудобна свеча?
Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. (Показывает детям картинку).
Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? Действительно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.
Прошло много лет. Люди искали все новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: люстры, бра, настольные лампы, торшеры. И совсем недавно появились энергосберегающие лампочки. Они помогают нам экономить электроэнергию. Совсем скоро они заменят обычные лампы.
Рефлексивно-корригирующий этап.
Итог занятия:
Воспит-ль: Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали? О чем узнали? Вам было интересно?
С электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!