Планирование по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» составлена на основе:
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
— Авторской программы ««Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова 2011 г;
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г
- учебного плана МБОУ СШ №75 города Ульяновска.
— с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного
средства человеческого общения; формирование позитивного отношения
к правильной речи как показателю общей культуры человека;
— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
— формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и
сохранению чистоты русского языка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 35 часов. «В мире слов» — внеурочный курс для младших школьников , в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание внеурочной деятельности строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.В программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной устной и письменной речи.
Из истории языка
Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьный ( краеведческий ) музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
Загадки простого предложения
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.
Практическая и игровая деятельность:
— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;
— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;
— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
— конструирование предложений с однородными членами по моделям;
— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».
Лабиринты грамматики
Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён.
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
Такие разные признаки предметов
Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Практическая и игровая деятельность:
— проект «Значения цветовых прилагательных»;
— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
— викторина «Самый-самый»;
— игра-соревнование «Подбери словечко».
Формы контроля
Для проверки усвоения универсальных учебных действий используются следующие виды работ:
- участие в конкурсах
- защита проектов
- обобщающая знания игра «Своя игра»
Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Всего часов |
1 | Из истории языка. | 2 |
2 | Знаки простого предложения. | 9 |
3 | Лабиринты грамматики. | 2 |
4 | О существительных по существу. | 12 |
5 | Такие разные признаки предметов. | 8 |
6 | Обобщение по темам программы за год. | 2 |
Итого: | 35 |
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
- оценивать положительные качества личности одноклассников;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные
- наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
- уточнять значение слова по толковому словарю;
- сравнивать толкование слова в различных словарях;
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
- самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
- наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
- устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
- наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
- исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
- осуществлять учебное сотрудничество;
- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
- составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
- оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
- создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);
- сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
- работать с информацией, представленной в виде модели;
- соотносить схемы предложений с их моделями;
- анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
- наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
- на основе наблюдения форм имён существительных в текстах
- строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Старые и новые слова в языке. | Наблюдение за использованием устаревших и новых слов в тексте; уточнение значение слова по толковому словарю; сравнение толкование слова в различных словарях; экскурсия в школьный музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой) | 1 | ||
2 | Игра «В музее слов» | Игра «В музее слов». Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. | 1 | ||
3 | Проект «Сокровища бабушкиного сундука» | Составление о старинных вещах, которые хранятся в семье. | 1 | ||
4 | Редактирова ние текста | Старинные пословицы и поговорки. Работа с деформированным текстом. Осуществление учебного сотрудничество. | 1 | ||
5 | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | Порядок слов в предложении: понимание зависимости смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возни- кают из-за нарушения порядка слов. | 1 | ||
6 | Важные мелочи. | Учимся правильно ставить логическое ударение. Инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения; Различие интонации восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения. Лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?» | 1 | ||
7 | Требуется определение Художествен ные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. | Художественные определения (эпитеты). Знакомится со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Игры «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»; «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника | 1 | ||
8 | Важные обстоятельства. | Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. | 1 | ||
9 | Необходимо дополнить. | Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). | 1 | ||
10 | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». | Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. | 1 | ||
11 | Стройтесь в ряд! | Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Конкурс «Самый длинный однородный ряд». Анализируем смысл предложения и выявляем на основе анализа место постановки запятой. | 1 | ||
12 | Запятые, по местам! | Знаки препинания при однородных членах. Игра: «Поставь на место запятую». | 1 | ||
13 | Слово в грамматике. | Формулируем собственное мнение, аргументируем его, договариваемся и приходим к общему решению при совместном обсуждении проблемы. | 1 | ||
14 | Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика. | Наблюдение и анализ порядока слов в простом предложении, на основании наблюдения строим рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл. | 1 | ||
15 | «Лебедь белая плывёт». | Наблюдение за использованием существительных общего рода, на основании наблюдений вывести закономерности их употребления. | 1 | ||
16 | Может ли род быть общим? | Употребление в речи существительных общего рода. О существительных по существу Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. | 1 | ||
17 | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | На основе наблюдения форм имён существительных в текстах строит рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке. | 1 | ||
18 | Как быть, если нет окончания? | Соблюдение нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролируем их соблюдение в речи собеседника. | 1 | ||
19 | Один, два, много. | Всегда ли существительные имели только два числа? Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. | 1 | ||
20 | Почему именительный падеж назвали именительным? Проект: «Что рассказали падежи о себе». | История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).Для чего существительные изменяются по падежам? Начинаем работу над проектом. | 1 | ||
21 | Как «работает» родительный падеж? | Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников. Систематизация знания о родительном падеже. | 1 | ||
22 | «Щедрый» падеж. | Систематизация знания о дательном падеже. Соблюдениет нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролируем их соблюдение в речи собеседника. | 1 | ||
23 | Винительный падеж — великий маскировщик. | Систематизация знания о винительном падеже. Отличаем родительный и винительный падежи. | 1 | ||
24 | Падеж-работяга. | Оценивание правильности выполнения действий, осуществление итогового контроля по результатам выполнения задания, осуществление учебного сотрудничество. Систематизация знания о творительном падеже. | 1 | ||
25 | Любимая «работа» предложного падежа. Защита проекта « Что рассказали падежи о себе». | Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников. Систематизация знания о предложном падеже. Защита проектов. | 1 | ||
26 | Кому принадлежат имена собственные? | Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. «Моё имя», «Собственные имена в моей семье». | 1 | ||
27 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | Составление устно небольшого монологического высказывания с помощью заданных языковых средств. | 1 | ||
28 | Всё познаётся в сравнении. | Соблюдение нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных. Контролиь соблюдение этих норм в речи собеседника и исправление допущенных при речевом общении ошибки. | 1 | ||
29 | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. | Контроль за действиями партнёра и оказания в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. | 1 | ||
30 | Что кому принадлежит? | Значение относительных прилагательных. | 1 | ||
31 | Ещё одна обязанность притяжатель ных прилагатель ных. | Узнаем какие прилагательные называют притяжательные прилагательные. Выявляем способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Видит использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах. | 1 | ||
32 | «Крокодиловы слёзы». | Контроль за соблюдением норм русского языка в речи собеседника и исправление допущенных при речевом общении ошибок; выдвигаем гипотезы, находим аргументы для их доказательства. | 1 | ||
33 | Лингвистичес кие игры. | «Дружная семейка»,«Найди лишнее». На доске по вертикали написаны слова: трудолюбие и литература. Подберите дружную семейку из различных частей речи к каждой букве. Учебное сотрудничество и взаимодействие, умение договариваться, распределять роли в игровой деятельности | 1 | ||
34-35 | «Своя игра». Обобщение по темам программы за год. | Игра «Знатоки». Оценивание правильности выполнения действий, итоговый контроль по результатам выполнения задания; | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. — М.: Альта-Принт, 2007
Конспект занятия по Внеурочной деятельности курса «Дорогою добра» 3 класс. «Доброта»
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
Анализ рассказа:
— Понравился ли вам рассказ?
—Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
— Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
— Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
— Каким еще человеком его можно назвать?
— Чему нас учит эта история?
3 остановка«Непроходимое болото трудных задач»
— Ребята, мы с вами много говорили о доброте, но на нашей планете к сожалению бывает и зло.
— Что такое зло?
Зло
– это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
— А коль существует добро и зло, значит люди могут совершать добрые и недобрые (злые) поступки.
— Наша 4 остановка называется «Непроходимое болото трудных задач».
-Чтобы перебраться через него надо решить задачи.
-Это будут не математические задачи, а жизненные.
— Но я думаю, что вы с ними справитесь без труда.
(Каждая команда получает задачу , анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё решение.)
1.Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод
.
Как вы оцениваете поступок девочки и её мамы?
2.Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей?
3.Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берем и смываемся», — сказал Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал, что яблоко взял Петя. «У — у, предатель», — подумал Петя,- «я еще с тобой рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши?