Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»; 11 класс


Содержание программы:

  • Языковые нормы
  • Грамматические нормы
  • Орфографические и пунктуационные нормы
  • Текст: структура, языковое оформление
  • Изобразительно-выразительные средства языка

Автор: Зинченко Наталья Александровна, МКОУ «Тундутовская СОШ», Р.Калмыкия,с. Тундутово.

Предмет:русский язык

Класс: 11

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)

Записка

Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.

Цели курса:

освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы.

Задачи курса:

  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

Последовательность освоения содержания

. предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся

может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

  • умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
  • умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).

Содержание программы

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения).

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Обобщающее повторение.

РП спецкурс русский язык 10 класс

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база:

I. Федерального уровня:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Приказ Министерства РФ № 56 от 30.06.99 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего общего образования».

II. Регионального уровня:

• Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 №929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».

• Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 26.08.2016 №73-иогв-010201/6646 исх «О формировании учебных планов в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2016/2017 учебном году».

III. Школьного уровня:

• Образовательная программа среднего общего образования (протокол педагогического совета от 29.08.2016 №1).

• Учебный план среднего общего образования МКОУ Богдашкинской СШ на 2016-2017 учебный год.

Программа спецкурса по русскому языку для 10-11 класса «Нормы орфографии и пунктуации ».Авторы: Исакова В.А, Курошина Л.Н. Ульяновск, 2009

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрированно к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) вот уже несколько лет является реальной, всё более распространяющейся практикой выпускной аттестации школьников. Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.

Цели и задачи

Программа спецкурса «Нормы орфографии и пунктуации» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен.

Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышать уровень грамотности учащихся.

В основе данной программы лежит программа спецкурса по русскому языку под редакцией Исаковой В.А, Курошиной Л.Н. Настоящая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю).

В соответствии с календарным графиком школы на 2016-2017 учебный год в 10 классе 35 учебных недель. Программа составлена на 70 часов.

Содержание тем учебного курса.

1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.

Типология заданий ЕГЭ.(2 ч)

2. Орфоэпия.

Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.( 2 ч)

3. Лексика и фразеология.

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.( 2ч)

4. Словообразование. Основные способы словообразования частей речи. ( 2 ч)

5. Морфология.(6 ч)

Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.

6. Грамматические нормы.(14 ч)

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).

7. Орфография.Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.(24 ч)

8.Нормы литературного языка. (4 ч)

8. Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.( 2 ч)

9. Синтаксис.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом. ( 10 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса

Орфоэпия

Должны знать:

• что изучает орфоэпия;

• основные орфоэпические нормы произношения слов;

уметь:

• проводить орфоэпический разбор;

• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.

Словообразование

должны знать:

• что изучает словообразование;

• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;

• что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;

• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;

• как связано строение слова и его написание;

уметь:

• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

• определять способы образования слов;

• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.

Лексикология и фразеология

знать:

• что изучает лексикология и фразеология;

• основные понятия лексикологии и фразеологии;

• основные способы объяснения лексического значения слова;

• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;

уметь:

• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;

• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;

• определять прямое и переносное значение слова;

• находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология

знать:

• что изучает морфология;

• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;

• основные морфологические нормы;

уметь:

• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;

• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;

• проводить морфологический разбор слова;

• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

Синтаксис и пунктуация

знать:

• что изучает синтаксис и пунктуация;

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

Материально-техническое обеспечение.

Литература.

1. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2010.

2. Гольцова Н.Г, И.В. Шамшин. Русский язык.10-11 классы.М: «Русское слово», 2011

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

4. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

5. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.

6. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2008.

Словари.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка./В.И.Даль.-М: Просвещение, 2003.

2. Ожегов С.И.Словарь русского языка./С.И.Ожегов.-М, 1990.

3. Панов Б.Т, Текучев А.В.Орфографический словарь./Б.Т.Панов, А.В.Текучев-М: Просвещение, 1990.

4. Тихонов А.Н.Словообразовательный словарь./А.Н.Тихонов.-М: Просвещение, 1990.

Презентации по подготовке к ЕГЭ.

Сайты.

www.ege.edu.ru

www.mirege.ru.

www.5 ege.ru.

www.ege.jandex.ru

Календарно-тематическое планирование

занят.

Дата

провед.

Тема занятия к-во

час.

форма занятия
11 класс – 34 часа
1 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. 1 лекция
2 Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. 1 работа с тестами

А1

3 Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. 1 работа с тестами

А1

4 Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне.

1
5 Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) 1 практикум

А2, А11

6 Тропы. Умение находить их в тексте. 1 работа с тестами

В1

7 Стилистические фигуры, их роль в тексте. 1 работа с тестами

В1

8 Правила образования форм слов разных частей речи. 1 практикум

А3

9 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 1 исслед.работа

А10, В2

10-11 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 2 самост.работа

А10

12-13 Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. 2 практикум

А12

14-15 Правописание корней и приставок. 2 практикум

А13, А14

16-17 Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. 2 исслед.работа

А15

18 Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

1 тренинг

А16

19 Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. 1 работа с тестами

А17

20-21 Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов. 1 исслед.работа

А18

22-23 Самостоятельная работа по проверке навыков орфографической грамотности. 2 самост.работа
24 Синтаксические нормы

. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.

1 тренинг

А5, В3

25 Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения. 1 практикум

А8

26 Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. 1 практикум

А9, В4

27 Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) 1 тренинг

А5

28 Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. 1 практикум

А5, А19, А20

29 Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. 1 практикум

А4

30 Синтаксическая синонимия. 1 самост.работа

А26

31 Знаки препинания в простом предложении. 2 работа с тестами

А19,А20, А22

В5, В6

32 Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях 1 практикум

А23, А24

33 Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях 1 практикум

А25

34 Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) 1

Литература для учителя

  1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».
  2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»
  3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
  4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

Литература для учащихся

  1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
  2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
  3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: