Подвижные игры с речевым сопровождением картотека на тему


МБДОУ «Детский сад № 97» г.о. Самара

Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей), общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушениями речи не всегда понимают требования педагога. Часто речевые расстройства сопровождаются отставанием развития двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдаются раскоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность. В головном мозгу область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью и фактически является ее частью. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития моторики ребенка в целом. У большинства детей с нарушениями речи имеется недостаточная сформированность функции движений. Она проявляется несовершенством общей двигательной активности, работы мышц лица, в том числе артикуляционной мускулатуры, а также тонких движений кистей и пальцев рук. У детей имеются трудности в регуляции и контроле произвольных движений, что проявляется в виде плохой координации частей тела. Ребенок не может точно и четко выполнить гимнастические упражнения. Несовершенство тонкой моторики рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например, когда дети застегивают или расстегивают пуговицы, зашнуровывают обувь, завязывают ленты, пользуются столовыми приборами. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, невнятности речи. Участие двигательной системы в становлении речи объясняет высокую значимость активной стимуляции развития всех компонентов двигательной сферы ребенка—мышц, отвечающих за общие движения, тонкие движения рук, артикуляцию и мимику. Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра—это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников—способ познания окружающего. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов, получению детьми удовольствия от процесса игры. Многолетние педагогические наблюдения специалистов показывают, что разнообразные подвижные игры являются эффективным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются подвижные игры (большой, средней, малой подвижности):

Подвижная игра как средство развития речи дошкольника

Подвижная игра как средство развития

речи дошкольника

«Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Георг Гегель

Проблема владения языком издавна привлекала внимание разных исследователей и педагогов.

Речь – одна из важных линий всестороннего полноценного развития ребенка. Она тесно связана с его интеллектуальным развитием. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Наша речь очень сложна и разнообразна, поэтому развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Общение является ведущим средством развития речи, оно осуществляется в различных видах деятельности: учебная, бытовая, трудовая, игровая.

Я работаю с коллективом детей старшей разновозрастной группы (4-6 лет).

Уровень речевого развития дошкольников – недостаточный.

В своей работе большое внимание уделяю развитию речи дошкольников посредством подвижной игры со словарным сопровождением.

Тема моего выступления: «Подвижная игра как средство развития речи дошкольника»

По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, является эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности. Как любая творческая деятельность, игра, приносит радость детям, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.

Особое внимание хочется уделить подвижным играм со словарным сопровождением. Эти игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.

Игры со словом для детей являются не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

В подвижных играх включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, я сама четко и выразительно прочитываю относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст стиха и во время игры проговаривают его сами.

В ходе проведения игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми стихотворений, потешек, словесного сопровождения подвижных игр.

Каждая игра имеет свои правила.

Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Подвожу детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или иной игры товарищам, с ней еще незнакомым. Иногда предлагаю всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям я придаю большое значение.

В своей работе использую методическую литературу, интернет – ресурсы. А также готовые разработки подвижных игр «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» автор: Бизикова О.А. с текстами, например: «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др., с разнообразными движениями и пением: «У соседа лучше», «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»; хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка».

Мною сделана подборка подвижных игр со словесным сопровождением и составлен годовой план изучения подвижных игр. Каждый месяц с детьми разучиваем новую подвижную игру.

Предлагаю вашему вниманию видеозапись подвижной игры «У медведя во бору…», «Море волнуется».

Считаю, что такая форма речевого развития дошкольников как подвижная игра со словесным сопровождением побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. У детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь.

Использование подвижных игр со словесным сопровождением может дать позитивную динамику речевого развития.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве

со стороны взрослых способна творить чудеса.

Играя – развиваем – обучаем — воспитываем

Подвижная игра с речевым сопровождением

Лексическая тема «Фрукты. Овощи»

Мы по садику гуляли, Птиц на яблоньках видали. В огород пошли с друзьями,Овощи собрали сами. Урожай собрали ловко — И капусту, и морковку!

Комплекс ОРУ «Во саду ли, в огороде»

«Яблоньки тянутся к солнышку»

И.п. ноги врозь, руки вниз; 1 — руки вверх — в стороны; 2 – руки через стороны вниз. Повторить 4 раза.

«Отпугиваем птиц»

И.п.: ноги слегка расставить; 1-2 — руки в стороны; 3-4 – вниз, сделать два хлопка по бедрам, сказать «хлоп, хлоп». Повторить 5 раз.

«Собираем овощи в корзину»

И.п.: ноги врозь, руки полукругом перед собой, пальцы рук касаются друг друга, локти приподняты; 1-2 — наклон вперед, руками тянуться к носкам ног; 3-4 — вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

«Ай-ай, мы собрали урожай!»

И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Выполнить 8-10 легких, мягких подскоков. Подскоки чередовать с ходьбой. Повторить 2-3 раза.

Повторить первое упражнение.

Подвижная игра «Сторож и зайцы»

На одной стороне площадки очерчивают место для «сторожа». На другой стороне обозначают домики для «зайцев». В каждом домике находятся 2-3 «зайца». «Сторож» обходит площадку — «огород», делая вид, что он разыскивает следы «зайцев», проверяет, не погрызли ли они фруктовые деревья, не съели ли морковку и капусту; затем «сторож» возвращается к себе. По сигналу педагога «зайцы» выбегают из своих домиков в огород, прыгают на двух ногах продвигаясь вперед, присаживаются на корточки — «грызут овощи». По сигналу педагога «Сторож идет!» «зайцы» бегут в домики, а ребенок, изображающий сторожа, старается поймать кого-либо из них. Пойманного ребенка «сторож» уводит к себе. Игра по­вторяется два раза, после чего выбирают нового сторожа.

Примечание. В начале игры сторожа может изображать педагог.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«В огороде у ребяток»

Дети образуют круг и встают лицом в его центр.

В огороде у ребяток Много-много ровных грядок.Шагают на месте, высоко поднимая колени.
Там растут горох и лук, Помидоры и капуста, Огурцы и кабачки, Есть их очень-очень вкусноВыполняют «пружинку», хлопая в ладоши.
Мы с корзинкою пройдем, Овощей мы наберем.Идут по кругу друг за другом.
Пробежим вдоль гряд с друзьями, Громко-громко крикнем маме:Бегут по кругу друг за другом.
«Двери, мама, открывай!Имитируют стук в дверь.
Мы несем наш урожай!»Разводят руки в стороны, слегка наклоняются вперед.

Игра малой подвижности «Угадай-ка»

Дети образуют круг, берутся за руки. По сигналу педагога, сто­ящего в центре круга, начинают движение в правую сторону, про­износя следующий текст:

Угадай-ка, угадай-ка,

Ну-ка с нами поиграй-ка!

Твои загадки отгадаем,

Мы овощи и фрукты знаем.

Педагог подает команду «Стоп!», дети останавливаются. Педа­гог называет чье-либо имя, определяя, кто из детей будет отгады­вать название овоща или фрукта по описанию педагога.

Педагог. Саша, угадай! Этот овощ зеленого цвета, у него много одежек и все без застежек, внутри находится белая, сладкая коче­рыжка.

Саша. Это капуста.

Педагог. Света! Этот овощ растет в земле, он красного цвета, с длинным хвостиком, кругленький, как маленький мячик.

Света. Это редис.

(И так далее.)

Примечания. 1. Педагог может взять для игры набор дидакти­ческих картинок с изображениями овощей и фруктов, необходимых для игры. 2. Если ребенок затрудняется с ответом, необходимо по­мочь ему, дополнить свое описание нужными уточнениями. 3. По­мощь других детей при ответе допустима.

Лексическая тема «Дары леса»

В лес мы осенью пойдем Да грибочки там найдем. Как найдем в траве грибочек,Так положим в кузовочек. Полный кузов наберем, Маме кузов отнесем.

Комплекс ОРУ «В лесу»

«Дышим лесным воздухом»

И. п.: ноги врозь, руки вниз; 1 — руки вверх — в стороны; 2 — руки через стороны вниз. Повторить 4 раза.

« Отгоняем комаров»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 1 — руки вперед; 2 -вверх, помахать кистями рук, посмотреть на них; 3-4 — руки через стороны вниз. Повторить 4 раза.

«Ищем грибы»

И. п.: ноги врозь, руки вниз; 1-2 — наклон вперед, не сгибая

колени, руки в стороны, голову прямо — выдох; 3-4 — и. п. По­вторить 4-5 раз.

«Здравствуй, грибок»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 1-2 — присесть, по­стучать пальцами по носкам ботиночек, сказать «вижу»; 3-4 — и. п. Повторить 4-5 раз.

«Грибки, в корзинку!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Выполнить 8-10 под­скоков. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.

Повторить первое упражнение.

Подвижная игра «Грибы-шалуны»

На площадке очерчивается круг — «корзинка грибника». В кор­зинке находятся дети-«грибы». Считалкой выбирается «грибник», который присаживается на корточки в 2-3 м от круга — он долго ходил по лесу, устал, заснул. Педагог читает текст:

На пеньке сидит грибник,

Отдыхает, крепко спит.

Тише-тише, не шумите,

Грибника не разбудите!

Дети-«грибы» выбегают из «корзинки», прыгают, шалят на лу­жайке. Педагог говорит: «Грибник проснулся!» «Грибник» после слов педагога просыпается, видит, что «грибы рассыпались» — разбежались, начинает догонять детей — «собирать грибы в кор­зинку». Дети-«грибы» должны успеть забежать в «корзинку» до того, как до них дотронется «грибник». Тот, кого «грибник» запят­нал, становится следующим водящим-«грибником».

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Мы корзиночку возьмем»

Мы корзиночку возьмем, В лес по ягоды пойдем.Шагают по кругу друг за другом.
Раз, два, три, четыре, пять, Будем ягоды искать.Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.
Пробежимся по дорожке,Бегут по кругу.
Перепрыгнем через лужи.Прыгают на двух ногах.
Под листочки мы заглянем —Приседают.
Ягод соберем на ужин:Имитируют руками сбор ягод.
Ежевики и малины, Голубики и калины.Шагают на месте.
Гроздья спелые брусники И немного земляники.Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: