Значение драматизации в дошкольном образовании
Речевое развитие — важная составляющая, влияющая на гармоничное становление личности. Правильная речь — это не только основа успешного овладения грамотой, но и социализация в обществе. И театрализация сказок в средней группе — эффективный способ ее формирования.
Театрализованное выступление
У детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности — игровой. Поэтому все знания, полученные ими в процессе игры, усваиваются эффективнее. Детей не нужно заставлять учиться: они сами с удовольствием будут включаться в такой образовательный процесс. Драматизация положительно сказывается на:
- словарном запасе — происходит его обогащение и уточнение значения слов;
- грамматическом строе речи, — взяв за образец художественную речь, дошкольник будет строить свои предложения правильно;
- просодике — речь становится интонационно окрашенной, улучшается дикция, дети овладевают навыком управления высотой и силой голоса;
- улучшается качество связной речи.
Важно! Драматизация сказки в средней группе помогает сформироваться «языковому чутью». В процессе постановки и выступления дети могут импровизировать, использовать в связной речи пословицы и поговорки. Все это способствует в дальнейшем успешному овладению языковыми нормами родного языка.
Постановка детских сказок положительно сказывается и на эмоционально-волевой сфере. Дети становятся менее зажатыми, перестают бояться публичных выступлений, легче идут на контакт. Драматизация учит ребят лучше понимать эмоции окружающих их людей. Особенно это важно для тех, у кого имеются речевые нарушения, потому что им трудно понимать эмоциональное состояние других людей.
Еще одна из главных целей детской театрализованной деятельности – познакомить дошкольника с художественным стилем, особенностями народной культуры. Поэтому воспитатели чаще всего для постановки выбирают русские народные сказки или известные произведения детских писателей.
Занятие в детском саду
В дошкольной деятельности используют несколько видов драматизации:
- игры, имитирующие повадки животных, людей или известных литературных героев;
- диалог;
- инсценировка известных произведений;
- игры-импровизации, когда разыгрывают представления без подготовки.
Начинать знакомство с миром театра нужно с инсценирования простых сценок, постепенно переходя к более сложным, например, импровизации. Театральную деятельность можно реализовывать как в рамках группы, так и на уровне ДОУ на праздничных мероприятиях.
Игра-инсценировка сказки «Репка» в средней группе ДОУ
Сценарий игры-инсценировки по мотивам русской народной сказки «Репка» в детском садуСценарий будет полезен педагогам, реализующим в своей практике технологию сказкотерапии. Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Задачи: 1. Согласовывать свои действия с действиями других детей. 2. Расширять и обогащать словарный запас детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала). 3. Воспитывать интерес к драматизации, желание перевоплощаться в образы героев сказки, используя различные средства выразительности. Материалы и оборудование: декорация для игры, атрибуты для каждого персонажа сказки.Ход игры: Воспитатель: Дай-ка в глазки погляжу Сказку вам я расскажу А сказка будет вот про что… Круглый бок, желтый бок Сидит на грядке колобок В земле засел крепко Конечно это- (Репка) Жили-были дед да баба (выходят дети в соответствующей одежде). Говорит дед бабке: Дед: «Пойду я в поле, посажу репку, может и вырастет какая-нибудь» Воспитатель: Пошел дед в поле, выкопал ямку, положил семечко. Полил водичкой и пошел домой. Проходит несколько дней. Дед отправляется снова в поле посмотреть: выросла-ли репка? (В этот момент «репка» садится на стульчик). Пришел дед, смотрит, а репка выросла большая-пребольшая. Дед за репку. Тянет-тянет, а вытянуть не может, и говорит: Дед: «Позову-ка я бабку». «Бабка, бабка, пойдем репку тянуть». (дед за руку ведет бабку…-ребенка). Воспитатель: «Бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, а вытянуть не могут. Пошла бабка звать внучку». (Бабка ведет внучку). Бабка; «Внучка, внучка, выручай! Пойдем тянуть репку». (бабка за руку ведет внучку…-ребенка). Воспитатель: «Тянут: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут». Пошла внучка звать Жучку. Внучка: «Жучка, Жучка, выручай, пойдем тянуть репку!». Воспитатель: «Тянут: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут». Позвала Жучка Мурку: Жучка: «Мурка, Мурка, выручай, пойдем тянуть репку». Воспитатель: «Прибежала Мурка, тянет за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала Мурка мышку. Мурка: «Мышка, мышка, выручай, пойдем тянуть репку!» Воспитатель: «Прибежала мышка, тянет за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку-вытащили репку». Хоть большая репка, Хоть сидела крепко, Вместе репку мы тащили, Только дружбой победили. Воспитатель: Ребята, а какие пословицы или поговорки можно сказать к этой сказке? — «Один в поле не воин». Один дед не смог вытянуть репку, а вместе вытянули. — «Дружба-дело святое». Только дружба помогает в делах. — «Мир не без добрых людей». На помощь другим идут только добрые. — «Терпенье и труд все перетрут». Только трудолюбивые и терпеливые добиваются успехов в начатых делах. Ребенок: «Мы вам сказку показали Хорошо ли плохо ли А теперь мы вас попросим Чтобы вы нам хлопали».
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованная инсценировка сказки для детей 5-7 лет в детском саду. СценарийСказка в стихах для детей средней группы ДОУ. Сценарий
Сказки для инсценировки в средней группе
Дети данной возрастной группы характеризуются своим стремлением к социализации. Они активнее включаются в ролевые игры, примеряя на себе различные роли (социальные и героев известных сказок).
Обратите внимание! В среднем дошкольном возрасте ребята становятся более внимательными, они уже могут воспринимать не только стихотворные произведения, но и короткие русские народные произведения.
Раскраски по ПДД для ребенка дошкольника 3-4 лет
Какие представления можно показывать в средней группе?
«Заюшкина избушка»
В роли ведущего выступает сам воспитатель или, по желанию, ребенок. Главными героями этой сказки являются:
- Заяц;
- Лиса;
- Собака;
- Медведь;
- Бык;
- Петух.
Воспитатель должен заранее подготовить соответствующий реквизит. Это маски с ушами животных (медвежонка, собаки и других героев) или их изображением. Также это лубяная заюшкина и ледяная лисья избушки. Перед началом постановки педагог читает детям сказку, знакомя не только с ее содержанием, но и с тем, как передавать характер персонажей при помощи мимики и интонации.
Воспитатель объясняет детям значение устаревших и малознакомых слов, чтобы воспитанникам было понятно содержание произведения. В ходе обсуждения сказки он задает наводящие вопросы о характерах персонажей, чтобы они смогли их передать во время инсценировки. Например, лиса – хитрая, заяц – добрый, скромный, петух – храбрый, и так про всех персонажей.
Сказка «Заюшкина избушка» связана с лексическими темами «Времена года», «Домашние и дикие животные». В ходе инсценировки дети учатся образовывать притяжательные прилагательные: заячья, зайкина избушка, лисья.
«Колобок»
Еще одна популярная сказка, которая есть в картотеке средней группы. В роли ведущего выступает взрослый или ребенок. Герои сказки:
- Колобок;
- Бабка;
- Дедка;
- Заяц;
- Волк;
- Медведь;
- Лиса.
Особенность этой сказки — у персонажей немного слов, поэтому детям нужно больше использовать мимику и жесты, чтобы передать характеры своих героев. Воспитатель может сделать дорожку с растениями и грибами, ягодами, по которой будет катиться Колобок.
Эта сказка связана с лексическими темами «Дикие и домашние животные», «Семья». Также с воспитанниками можно обсудить правила поведения.
Обратите внимание! Данное произведение можно выбрать и для игры-импровизации. Например, предложить детям придумать реплики для Бабки и Дедки. Или других зверей, от которых укатился Колобок.
Театрализованная деятельность в детском саду
«Муха-Цокотуха»
Это произведение нравится детям, и его часто выбирают для постановки, потому что оно в виде стихотворения. Фразы персонажей легче запоминаются, поэтому данную русскую сказку часто выбирают для занятий в средней группе. Роль ведущего можно разделить на нескольких детей, потому что текст большой, или же выбрать для инсценировки отрывок.
В инсценировке «Мухи-Цокотухи» может быть задействована вся группа. Детям нужно без слов изображать персонажей при помощи мимики, жестов, движений. Главные роли — Муха-Цокотуха и Комарик.
Это произведение подойдет и для импровизированного сценария, если уровень речевого развития детей позволяет им самостоятельно придумывать фразы своим персонажам. Данную сказку можно использовать и для урока логори
Для инсценировки данной сказки стоит постараться приготовить дом, в котором будут жить герои. Воспитатель может сделать это самостоятельно или подойти с этой просьбой к детям. Тем самым у ребят появится еще больше желания принять участие в театрализованной деятельности.
Занятия по рисованию маминого портрета в средних группах детсада
Дети играют роли Мышонка, Лягушки, Зайчика, Лисички, Волчонка и Медведя. При инсценировке ребята могут добавлять к словам звукоподражательные комплексы, чтобы сделать речь персонажей еще более выразительной.
Обратите внимание! «Теремок» лучше всего подходит для отработки просодической стороны речи, а именно – высоты и силы голоса.
«Репка»
С этой сказкой также знакомят детей в среднем дошкольном возрасте. В роли Репки можно выбрать ребенка или использовать реквизит. Главными героями являются Бабка, Дедка, Внучка, Жучка (собака), Кошка и Мышка.
Особенность этой сказки в том, что у персонажей практически нет слов. Поэтому дети могут импровизировать. Например, ребенок, исполняющий «кошкину» роль, может говорить «Мяу», Жучка – гавкать, а Мышонок – пищать. Для персонажей людей воспитатель предлагает детям придумать короткие фразы.
Важно! Также эта сказка подходит для работы с неговорящими детьми, потому что звукоподражание — одно из главных направлений в работе с такой категорией лиц. Только в этом случае не нужно предлагать детям придумывать фразы самостоятельно.
Инсценировка «Репки»
Все перечисленные произведения подходят для работы с детьми среднего дошкольного возраста, потому что они небольшие по объему; персонажи говорят простыми фразами, их характер нужно передавать посредством мимики и жестов. Затрагиваемые лексические темы соответствуют возрасту детей, поэтому они смогут понять, о чем была сказка.
После прочтения воспитатель проводит с детьми краткий анализ произведения. Он задает вопросы, о чем был сюжет, кто из героев положительный персонаж, а кто — отрицательный, почему они так считают и другие подобные вопросы. Дети лучше понимают характер персонажей и смогут лучше их передать.
В ходе подобной беседы ребята учатся выражать свое мнение, что положительно влияет на качество связной речи. Происходит обогащение и уточнение лексики, предложения становятся более грамматически правильно построенными.
Дети инсценируют сказку «Теремок»
Драматизация сказки «Репка» в средней группе
Алленова Наталья Федоровна
Драматизация сказки «Репка» в средней группе
Цель: способствовать развитию устной речи детей, памяти, творческого воображения.
Оборудование: костюмы героев, забор, дом, цветник, деревья, лопата, лейка.
Герои: Дед, Баба, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка.
Содержание:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. А вы знаете, куда вы сегодня пришли? Сегодня наша группа превратился в театр. Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь на стульчики. (Дети садятся)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом театре бывают зрители и артисты? Артисты, это те люди, которые показывают концерт или представление. А зрители это те люди, которые смотрят это представление. Вот и у нас сегодня часть детей будет зрителями, часть детей, артистами. Наши ребята-артисты подготовили для вас зрителей, показ интересной сказки. Отгадайте, пожалуйста, название сказки по загадке:
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
Воспитатель: Правильно, ребята. Артисты покажут вам сказку «Репка»
. Внимательно смотрим и слушаем.
Воспитатель: Жила-была на свете очень большая дружная семья. Никогда они не ссорились, дружно жили, во всем друг другу помогали. Как-то раз решил дед посадить репку. Взял лопату вышел на огород, начал копать землю.
Дед: Я лопатой раз
Я лопатой два
Убирайся, убирайся,
Злая сорная трава.
Воспитатель: Скопал дед землю, посадил семечко и ухаживал за ней, поливал её свежей чистой водой. Устал наш дед.
Дед: Ох, пойду-ка я отдохну.
Воспитатель: Солнышко пригрело, наша репка росла – росла и выросла!
Репка: (выпрямляется в полный рост)
Я полезна и вкусна
Взрослым, детям я нужна
Вкусная и крепкая,
Называюсь – Репка я!
Дед: (Выходит дед)
Воспитатель: Пришел дед на огород, посмотреть на свою репку и очень удивился! Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет — потянет, вытянуть не может.
Дед: Ох!
Не вытащить мне репку!
Больно уж засела крепко.
Воспитатель: Позвал дед бабку.
Дед: Бабка!
Воспитатель: Не слышат бабка она же старенькая. Позвал еще раз.
Дед: Бабка!
Бабка: Что случилось?
Дед: Помоги репку тянуть.
Бабка: Бегу, бегу, сейчас помогу!
(Выходит бабка)
Воспитатель: Прибежала бабка на помощь и стали они вдвоем тянуть репку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Бабка: Внучка!
Внучка: Да, бабулечка!
Бабка: Помоги нам репку тянуть.
Внучка: Бегу, бегу, сейчас помогу!
(Выходит внучка)
Воспитатель: Стали втроем тянуть репку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка собачку Жучку.
Внучка: Жучка!
Жучка: Гав-гав!
Внучка: Беги, помоги нам вытянуть репку.
(Выходит Жучка)
Воспитатель: Прибежала Жучка на помощь. Стали они вчетвером репку тянуть. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.
Жучка: Кошка!
Кошка: Мяу-мяу!
Жучка: Беги, помоги нам вытянуть репку.
(Выходит кошка)
Воспитатель: Прибежала кошка на помощь. Стали они впятером репку тянуть. Кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Кошка: Мышка!
Мышка: Я здесь!
Кошка: Беги скорее помоги нам вытянуть репку.
Мышка: Бегу, бегу, сейчас помогу!
Воспитатель: Прибежала мышка на помощь. Стали они всей дружной семьей тянуть репку из земли. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, и вытянули репку.
Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. Давайте поаплодируем нашим юным артистам. А вам мои юные зрители понравилось наше представление? Какую сказку показывали нам артисты? А кто из артистов вам больше всего понравился? Все артисты сегодня хорошо играли свои роли. А в следующий раз артистами будут другие дети. А сейчас я говорю вам до свидания. До новых встреч!
Советы по реализации театрализованных игр
Для проведения занятия необходимо составить конспект, в котором будут прописаны все цели и задачи в соответствии с требованиями ФГОС. Также должен соблюдаться ряд условий для реализации театрализованной деятельности:
- Подойти серьезно к подбору литературных произведений. Их объем должен соответствовать возрасту, поэтому предпочтение отдается сказкам.
- Составить план по реализации произведения.
- С раннего возраста нужно приобщать детей к художественному слову (потешки, частушки).
- Речь взрослого должна быть интонационно окрашенной.
- С раннего возраста приучать детей к театрализованной деятельности (пальчиковый театр, разыгрывание сценок с игрушками).
Детям нравится не только слушать сказки, но и ощущать себя на месте героев. Конечно, не все хотят брать роль отрицательных персонажей. Поэтому педагог должен объяснить малышу, почему волка или лису играть так же интересно, как добрых героев. Театрализованные игры — это возможность не только скорректировать речевое развитие, но и сделать ребёнка коммуникабельным и познакомить его с миром театра.