Урок 2 класс природа и рукотворный мир, тест, примеры, видео, таблица, рисунки. Урок природа и рукотворный мир, кратко и доходчиво детям


Понятие природа

Природа — это всё, что вокруг нас, но не сделано человеком. Все природные объекты мы можем подразделить на две группы: первые относятся к живой природе, а вторые— к неживой.


На картинке представлены объекты живой и неживой природы. Всё, что относится к живой природе, может расти, дышать и умирать (примеры: лиса, дерево, мальчик). Объекты неживой природы не обладают этими качествами (камень, туча, ветер и т. д.).

Но живая и неживая природа не существуют отдельно, они связаны друг с другом. Не было бы воды и солнца, у нас бы не росли деревья, цветы, овощи и фрукты. Отсутствие растений вызвало бы гибель травоядных животных (коров, коз, верблюдов). Поэтому, неживая природа помогает жить и существовать живой природе.

В видео представлено ещё больше предметов живой и неживой природы.

Конспект урока «Природа и человек» по окружающему миру для 2 класса

Тема урока: «Природа и человек». Класс 2

Учитель: Соколова Елена Александровна

МАОУ «СОШ №25 «Олимп» г. Великий Новгород

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана наука «Экология. 2. Учить правильному поведению в природе. 3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

1. Проектор. 2. Слайды. 3. Учебник.

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний.

— Сегодня у нас очень важный урок. Начать его я хочу со стихотворения Р. Рождественского. Оно отражает тему нашего урока.

Слайд №1

— Какую тревогу передает автор в своем стихотворении?

— Какую книгу мы называем Красной?

— О каких богатствах пишет поэт?

— Назовите тему нашего урока.

Учитель подводит итог: « Наш урок будет посвящен проблемам, возникающим в природе. Выясним какую роль играет для природы человек? Чем он может помочь ей?

И так тема нашего урока: « Природа и человек».

Слайд №2

2. Введение в тему.

А). Работа в группах. Каждой группе выданы карточки с изображениями природных явлений и влияния человека на природу.

— Распределите карточки на две группы.

Подведение итогов работы в группах. Вывод: 1 группа- влияние человека на природу (Слайд №3, №4.

), 2 группа- явления природы, на которые человек повлиять не в силах
(Слайд №5)
В). Продолжение работы в группах.

— Теперь распределите изображения, показывающие влияние человека на природу на две группы.

Подведение итогов работы: 1 группа- положительное влияние человека на природу (Слайд №6)

, 2 группа- отрицательное влияние
( Слайд №7).
— Этот процесс можно отобразить в виде схемы.

Слайд №8

3. Знакомство с новым понятием

.

— В последние годы отрицательное влияние человека на природу приводит к тому, что мы пьем грязную воду, дышим отравленным воздухом, едим некачественные продукты и т.д.

Таким образом, природа стала оборачиваться против человека. Дополним нашу схему.

Слайд № 9.

— Из данной схемы следует, что природа и человек – это единое целое. Человек не является хозяином природы, он не имеет право необдуманно вторгаться в ее жизненный ритм. Иначе природа будет в большой опасности и нам грозит экологическая катастрофа, после которой жизнь на земле станет невозможной. Чтобы этого не произошло, именно от нас с вами зависит жизнь на земле. Для этого была создана наука « Экология».

-Кто слышал такое слово? (Это молодая наука о взаимосвязях природы и человека.)

— Посмотрите и прочитайте на слайде слова.

Слайд №10.

— Что вы можете сказать об этих словах?

( Дети приводят примеры известных им экологических катастроф, объясняют понятие экологически чистый продукт, учитель помогает им.. Используется материал

слайда № 11)

— Кто такой эколог? ( Это человек, который следит за порядком в природе, помогает ей.)

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

4. Самостоятельная работа в группах.

— Сейчас вы будете начинающими экологами. Каждой группе выдается карточка с одним из природных компонентов. ( Почва, лес, животные, водоемы.)

— Каждая группа должна составить правила поведения по охране своего природного компонента. Запишите свои мысли, составьте памятку.

Подведение итогов работы в группах.

5. Подведение итогов урока.

— Заканчивая наш урок, я хочу обратить ваше внимание на слова известных русских писателей.

Слайд № 12.

Охранять природу — значит охранять Родину. Пришвин М. М.

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Достоевский Ф. М.

— Как вы понимаете данные высказывания?

— С каким понятием познакомились сегодня на уроке?

Слайд №13

— Ребята, как вы думаете, почему я решила продемонстрировать именно этот слайд с новорожденными животными?

(Они беззащитные, слабые и от каждого из нас зависит их жизнь. Помните в природе все взаимосвязано, мы единое целое. Давайте любить и охранять природу, чтобы будущее поколение детей не узнавали о животных и растениях только из Красной книги!

6. Рефлексия.

— Поднимите солнышко, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение, и тучку, если урок вызвал другое настроение.

Домашнее задание. Нарисовать правила поведения в природе (картинки-памятки).

Объекты природы, фото

Объектами природы могут быть:

  • Животные: белка на рисунке относится к живой природе.

  • Растения: ромашка — это часть живой природы.

  • Планеты: Земля, также, как и другие планеты — объект неживой природы.

Взаимодействие природы и человека

Объекты природной среды сегодня находятся под постоянным влиянием человеческого фактора. Примечательно, что естественная среда способна самостоятельно развиваться и восстанавливаться. В противном случае человеческая деятельность оказывала бы более серьезное негативное влияние на природную среду, чем это происходит в действительности.

Начальными проявлениями взаимодействия людей с природой были:

  • охота и собирательство;
  • приспособление пещер под жилища, а в дальнейшем и попытки построить жилье из подручного материала (позднее из срубленных деревьев).

Несколько позже людям удалось приручить некоторые виды животных, появились зачатки земледелия. Этим ознаменовался переход человечества из охотниче-собирательской эпохи в аграрную.

Несмотря на это, необходимо помнить, что радикальные изменения природных условий могут привести к необратимым последствиям, например, таким как существенные изменения климатических условий, которые способны привести к разительным метаморфозам в животном и растительном мире. Результатом будут измененные до неузнаваемости условия жизни человечества.

В древности люди отождествляли природу с высшими силами, считая закономерные процессы следствием божественного промысла. Благодаря этому, уже тогда сформировалось определённое почтительное отношение к естественным стихиям.

На сегодняшний день люди предпочитают основываться на научных данных об окружающем мире. Гнева богов современный человек уже не боится. Однако это не отменяет необходимости относиться к естественным ресурсам осторожно и бережно.

Примеры рукотворного мира

Всё, что создал человек, называют рукотворным миром. Рукотворный мир начал появляться в тот момент, когда древний человек изобрел свое первое орудие труда.

Всё, что делалось человеком, имело конкретную цель:

  • Одежда — человек придумал её очень давно, чтобы не мёрзнуть.
  • Убежище (дом) — защита от диких животных, врагов.
  • Дорога — строились для удобного, безопасного и быстрого перемещения из одного пункта в другой.
  • Газеты и журналы — печатались с целью сообщить людям какую-либо важную информацию.
  • Телефон — для связи с теми, кто далеко.

Объекты рукотворного мира, фото

  • Дом, гараж и другие здания сделаны построены человеком, а не природой.

  • Дорогу делали люди. Кстати, машины, проезжающие по ней также являются объектами рукотворного мира.

  • Игрушки, конструкторы, мячики и другие предметы для развлечений тоже предметы, созданные людьми, а не природой.

Пара природа и рукотворный мир примеры

В природе можно находить объекты, которые похожи на предметы рукотворного мира по каким-либо признакам: по форме, размеру, цвету, назначению и т. д. Каждый способен увидеть сходство по-своему. Приведём примеры пар природы и рукотворного мира:

  • колокольчик — цветок на поляне (природа) — колокол в церкви (рукотворный мир). Названия схожи, да и внешне есть общие черты.
  • бабочка капустница — бабочка на костюме мальчика. Название предметов совпадают, и внешне они похожи.
  • Солнце на небе — лампочка на потолке. И первый, и второй объект светятся.
  • ежик — животное — гребешок для волос. Этими объектами можно уколоться.
  • Марс (планета) — игрушечный мячик. Предметы имеют форму шара.
  • голубь с крыльями — самолет. И птица, и самолет умеют летать, у них есть крылья.
  • снежинка — салфетка кружевная. Эти предметы состоят из узоров.
  • паутина — сеть для ловли рыбы. В обоих предметах можно запутаться.

Необходимость природоохранной деятельности

Для контроля интенсивности воздействия на природную среду люди создают различные устройства, цель которых — определение уровня загрязненности почвы и воздуха. На основании каких данных можно делать выводы о том, воздействие какой группы факторов следует ограничить, чтобы избежать непоправимых последствий в виде необратимых изменений. Над этой проблемой работают целые научные отрасли.

Какой бы глобальной ни казалась проблема, вклад в её решение может быть осуществлен небольшими предприятиями и даже отдельными людьми (или группами людей). Например, многих сегодня ужасает проблема загрязнения Мирового океана пластиковыми отходами.

Решение этой проблемы уже частично придумана — это процесс переработки пластиковых материалов с целью создания из них новых изделий. Продуман и механизм — уже существуют предприятия, способные заниматься этим. Создаются и пункты приёма такого вторичного сырья от населения и организаций. Одним из механизмов минимизации количества пластиковых отходов и облегчения их переработки является и раздельный сбор мусора.

Модель переработки вторичного сырья вполне дееспособна и в сфере органических отходов — имеется в виду сбор макулатуры. Сама идея далеко не нова. Некоторое время назад такая деятельность было широко распространена. Возрождается она и сегодня. Из пришедшей в негодность бумажно-картонной продукции в перспективе могут производиться строительные материалы (рубероид), упаковка, некоторые виды декоративных элементов (папье-маше).

Необходимость беречь природные ресурсы диктуется объективными обстоятельствами: если природа с её способностью к самовосстановлению и самостоятельному развитию вполне способна существовать без вмешательства людей, то человечество без природных ресурсов не выживет.

Длительное взаимодействие между естественной природой и человеком без ущерба для обеих сторон возможно только в случае бережного отношения к окружающей среде. Только на таких условиях природа в естественном состоянии может существовать еще долго. В этом и состоит конечная цель уроков, посвящённых естественному и рукотворному миру — с детства научить людей бережно относиться к окружающей среде.

Природа и рукотворный мир тест 2 класс

  1. Выберите правильно утверждение: а) Природа — это всё, что нас окружает б) Природа — это всё, что построил человек в) Природа — это то, что нас окружает, но не сделано человеком
  2. Что из написанного сделал человек своими руками? а) Солнце б) стул в) птицу
  3. Что из этого человек не сделал? а) автобус б) книгу в) цветок
  4. Найдите соответствие (стрелочками укажите, к чему относится каждый объект из правого столбика).
ПриродаВоробей
Мороженое
Платье
Рукотворный мирМедведь
Шишка на дереве
Поезд

5. В каждой строчке найдите лишнее слово и выпишете его (всего получится 3 ответа): портфель, конфета, гриб, сапог гора, сосна, река, звезда петух, град, мальчик Миша, подсолнух

Ответы к тесту: 1 — в; 2 — б; 3 — в; 4 — природа: медведь, шишка на дереве, воробей; рукотворный мир: платье, поезд, мороженое; 5 — гриб (так как это объект природы, остальное — рукотворный мир), сосна (это объект живой природы, остальное — объекты неживой), град (это объект неживой природы, остальные — живая).

Урок окружающего мира по теме «Человек – часть живой природы» 2 класс

Урок Окружающего мира 2 класс Образовательная система «Гармония»
Тема: Человек – часть живой природы Тип урока: урок – исследование

Составила: Учитель начальных классов высший категории МОУ СОШ № 94 Макутина Людмила Павловна

Цели: 1. Узнать к какой части природы относится человек, находя доказательные подтверждения сходства и отличия человека с животными, с млекопитающими; 2. Воспитывать способность к творчеству; 3. Воспитывать доброе и вежливое отношение к окружающему миру; 4. Развитие самоценной личности (через работу в группах).

Оборудование:

Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Автор Поглазова О.Т. Карточки – таблицы для каждой группы. Набор карточек с названиями отличительных признаков и названий действий групп животных. Опорные схемы для наблюдений за погодой и фенологических наблюдений. Слайды для урока в программе Microsoft Power Point.

Ход урока:

1. Орг. Момент 2. Минутка календаря. Группа дежурных синоптиков рассказывает по опорным схемам о погоде:

3. Актуализация знаний. — Мир, который нас окружает, состоит из множества предметов. Вспомним, на какие группы можно разделить все предметы. (См. приложение. Слайды 1- 4). Дети выбирают предмет и называют группу – изделие, живая природа, неживая природа. На слайдах идёт проверка. 4. Подведём итог: Окружающий мир делится на группы – изделия и природа. (Слайд 5). Чем же отличаются изделия от предметов природы? (Изделия сделаны руками человека). Природа бывает живая и неживая. А чем предметы живой природы отличаются от предметов неживой природы? (Слайд 6)

5. Постановка цели урока — Отгадайте ребус. (Слайд 7) -Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (о человеке) — Сегодня мы постараемся определить, где находится человек. К какой группе вы отнесёте человека? (дети доказывают, что человек не изделие, и к неживой природе его тоже нельзя отнести).

6. Постановка цели исследования. — Сегодня на уроке вы постараетесь доказать или опровергнуть гипотезу «Человек – часть живой природы». А какие группы живой природы вы знаете? (Слайд 8) К какой группе можно отнести человека? Вы сравните отличительные признаки и умения человека с четырьмя группами животных: рыбы, птицы, звери, насекомые. (Слайд 9) 7. Работа в группах. Класс делятся на группы. Каждая группа получает таблицы. Затем один ученик из каждой группы выбирает для таблицы нужные карточки. Задание: Выберите для каждой таблицы карточки с отличительными признаками и умениями для каждой группы, сравните с отличительными признаками и умениями человека. Результаты занесите в таблицу. В учебнике есть пословицы: прочитайте их и выберите одну, подходящую для вашей группы. Объясните, когда мы так говорим.

8. Отчёты групп. Каждая группа отчитывается по выполненному заданию. Результаты дети просматривают на слайдах. Учитель при отчетах отмечает результаты на слайдах во время просмотра. (Слайды 10-13). Каждая группа делает вывод о том, что у человека и животных есть как общие признаки, так и отличительные черты и умения. Значит, человека нельзя отнести ни к одной группе животных.

9. Вывод по исследованию и подведение итогов урока. Дети делают вывод о том, что человека нельзя отнести ни к одной из групп животных, но, так как у человека очень много общего с животным миром, делается вывод: «Человек — часть живой природы». (Слайд 14) — Итак, мы с вами подтвердили или опровергли гипотезу «Человек – часть живой природы».

10. Домашнее задание. Прочитать и выполнить задания по теме.
Полный текст материала Урок окружающего мира по теме «Человек – часть живой природы» 2 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Макутина Людмила Павловна → Lydmila 04.11.2009 1 44003 4961 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Рисунки пара природа и рукотворный мир

Компьютерная мышка и живой мышонок. У объектов не только одинаковое название, но и можно отметить внешнее сходство. Но одна мышка — предмет, созданный человеком для работы на компьютере, а вторая — создана природой.


Яйцо из шоколада (Киндер) и куриное яйцо. Одно яйцо производилось кондитерами на фабрике, а второе произвела курица, то есть объект живой природы.

Осенний листок с дерева и лист бумаги. Листья на дереве появляются без вмешательства человека, создаются природой. А вот лист бумаги — это предмет, полученный на заводе. Причем изначально бумага была деревом — объектом живого мира, но после переработки стала предметом человеческого труда.

Маленький щенок и игрушка-собака. Оба предмета — животные, но одно — живое и является объектом природы, а другое — неживое и придумано человеком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]