Конспект занятия «Улитка» по лепке из соленого теста в средней группе


Что нужно для лепки улитки из пластилина

В первую очередь родителям следует приобрести качественный материал для лепки. Он должен быть мягким, податливым и не липким, а во время разминания на руках не должно оставаться краски. Кроме того, чтобы слепить поделку из пластилина в виде улитки, необходимо подготовить следующие инструменты:

  1. Скалку. Подойдет пустой флакон цилиндрической формы. Плоские элементы довольно затруднительно выполнить, используя только пальцы.
  2. Доска или картон. Используется в качестве рабочей поверхности и подставки.
  3. Влажная салфетка. Даже качественный материал будет оставлять следы на руках ребенка, а также на столе, салфетка позволит быстро их удалить.

При работе может потребоваться стакан с теплой водой. В него нужно окунуть брусок, чтобы он размяк и стал более податливым. Особенно это актуально при создании мелких деталей – усиков, глаз, узоров на панцире.

Часть первая. Вводная беседа

Педагог подводит детей к сухому аквариуму, в котором живут улитки рода ахатина.

  • Знаете ли вы, как называются эти животные?
  • Встречали ли вы улиток где-нибудь еще? Что у них общего с улитками, живущими в аквариуме?
  • Какой стишок-закличку обычно говорят, обнаружив улитку? Может ли улитка выполнить просьбу детей, которые просят ее «высунуть рога»?

Часть вторая. Наблюдения за улиткой

Педагог выслушивает ответы детей и их комментарии, а потом сообщает, что улитка, к сожалению, не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания всевозможных вкусностей в виде пирога. Не может по двум причинам: во-первых, она не любит пирогов, а во-вторых, у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках — очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет того, что «сидит» на шее. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны.

Затем педагог предлагает детям получше разглядеть улитку, достает ее из аквариума и сажает на кусочек толстого стекла или плексигласа. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца.

Дети наблюдают за улиткой, а педагог рассказывает о животном.

Ученые называют улиток моллюсками. Улитка ахатина — брюхоногий моллюск: его «брюшко» одновременно является ногой. Сколько ног у детей? У кошки? У собаки? А вот у моллюска-улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается.

Педагог поднимает кусочек плексигласа с улиткой вверх так, чтобы дети могли понаблюдать за движениями животного снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мусклистой ноги моллюска и принцип его передвижения. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь — это своеобразная смазка. Чтобы мотор в машине работал исправно, шофер обязательно наливает в специальный бачок масло — смазывать трущиеся детали. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они хорошо крутились. Вот и моллюску необходима слизь-смазка для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу — от повреждений.

Педагог раздает детям небольшие кусочки коры и предлагает провести по ним ладошкой. Что ощущают дети? Легко ли ладони скользить по шершавой поверхности? Трудно. Можно и кожу ободрать. А у моллюска кожа нежная.

Благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны.

Иногда улитка начинает собирать с поверхности кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест.

Эта улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство — нежные листья салата. А в природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки зубов нет. По крайней мере таких зубов, как у детей. Улитка скребет листья с помощью специального устройства — терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.

Часть третья. Работа с картинками

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок и разделить их на две группы: на одних картинках художник изобразил улитку правильно — такой, какой она является в действительности; на других картинках улитка нарисована с шутливыми ошибками (улитка изображена с глазами на голове, с носом, ртом и даже с зубами; улитка выглядывает из домика-раковины, в котором есть окошко и печная труба).

В чем ошибся художник?

Дети должны отыскать картинки с ошибками и объяснить, почему изображение улитки на картинках считается неправильным.

Часть четвертая. Раковина-домик. Тактильное знакомство с улиткой

Педагог обращает внимание детей на изображение раковины улитки в виде домика с трубой и с окошком.

Чем, на их взгляд, отличается раковина от домика?

Раковина действительно защищает улитку от непрошеных гостей, и она может укрыться в ней полностью. Есть такие улитки, раковины которых даже закрываются специальными крышечками.

Но, в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Раковина — неотъемлемая часть ее тела. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка — вместе с раковиной. Нам видна только наружная часть тела улитки. Все остальное скрыто в раковине.

У улиток ахатина раковина закручена спиралью. И часть тела улитки внутри раковины также скручена.

Педагог предлагает детям осторожно потрогать раковину улитки: она мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая?

Раковина твердая. Кроме защитной функции, раковина играет роль опоры. (Для тактильного исследования можно использовать и коллекцию раковин неживых моллюсков. Однако будет правильно, если педагог позволит детям осторожно прикоснуться и к живой улитке.)

Пусть дети ощупают себя. Они легко обнаружат, что внутри них прячутся кости — много костей, составляющих скелет человека. Главная опорная ось скелета называется позвоночником. А у моллюсков такого позвоночника нет. Они — беспозвоночные. Зато у них есть раковина, которая служит им вместо костей.

Затем педагог достает из аквариума нескольких улиток и предлагает желающим осторожно взять их в руки. Как улитки себя при этом ведут? Прячутся в раковину. Почему? На всякий случай, если вмешательство в их жизнь окажется враждебным.

Но дети не сделают улиткам ничего плохого: они просто их искупают, чтобы очистить от лишней слизи.

Можно сначала промыть улиток под водной струей из-под крана или из лейки, а потом опустить на несколько минут в ванночку с теплой водой. Здесь улитки «расправятся», покажут, что купаться им нравится. После этого выкупанных улиток помещают обратно в аквариум, а детям предлагается вымыть руки.

Часть пятая. Имитация движений улитки

Дети с педагогом переходят на ковер. Педагог спрашивает детей, может ли кто-нибудь из них показать, как двигается улитка. Пробуются разные варианты. Обсуждается, соответствует ли этот способ движения тому, которым пользуется улитка. Повторить движения улитки очень трудно. Для этого нужно лечь на ковер на живот, плотно прижать руки к телу, поднять верхнюю часть туловища — т.е. превратиться в «ногу» моллюска — и попробовать изобразить телом волну.

Легче имитировать движения улитки кистью руки.

Часть шестая. Рисование улитки

Педагог предлагает детям сесть за столы и нарисовать улитку.

В живом уголке живет всего один вид улиток. А на земле в различных ее уголках обитает множество различных моллюсков. Они различаются и по размерам, и по форме раковин, и по тому, что они любят есть.

Самое сложное — правильно нарисовать раковину улитки.

Педагог может познакомить детей с приемами изображения раковин различных моллюсков, но при этом оговориться: если дети придумают какой-нибудь другой способ, пусть научат педагога.

Затем дети рисуют.

Готовые рисунки укрепляются на выставке. В конце занятия можно предложить детям рассказать о своих рисунках: что они нарисовали, почему именно так изобразили улитку, что изображенное животное делает в данный момент и т.п.

Если же педагог почувствует, что дети уже устали, обсуждение рисунков можно перенести на следующее занятие. Это послужит удобным предлогом вспомнить, о чем шла речь во время первого знакомства с улиткой.

Некоторые замечания по организации занятий из цикла «Знакомство с животным»

  1. При проведении цикла занятий «Знакомство с животными» полезно сравнивать одного животного с другим. При сравнении можно использовать «шутливые» вопросы, например: «Что общего между колючками ежа и панцирем черепахи?». При знакомстве с черепахой можно попросить детей сравнить ее с улиткой: что между ними общего? Черепаха, как и улитка, носит на себе свой «домик». И так же, как у улитки, он выполняет защитную и опорную функции. Однако, в отличие от улитки, для которой раковина является единственной опорой, у черепахи и внутри есть кости. Она — позвоночное животное. Можно попросить детей ответить на такой вопрос: «Медлительных людей часто сравнивают с улиткой или с черепахой: «Ползет как улитка» или «Ползает как черепаха». Одинаково ли ползают эти животные?» Можно предложить детям сравнить сухопутную и болотную черепах. У водных черепах, в отличие от сухопутных, на лапах перепонки и питаются они по-другому: эти черепахи — хищники.
  2. Подобно представлениям о «рогах» улитки, существует множество мифов, связанных с животными — обитателями живых уголков. Можно объяснить детям, что они не имеют под собой никаких естественно-научных оснований. Так, часто полагают, будто бы еж в заботах о потомстве накалывает что-то на иглы — в частности, яблоки и грибы — и тащит в нору. Во-первых, ежи — хищники, кормятся охотой и не едят грибы. Во-вторых, они не делают никаких запасов на зиму, так как в холодное время года впадают в спячку. В-третьих, если кто когда и видел ежа с чем-то на колючках — например, с листьями, — то это скорее всего произошло случайно, по воле ветра. Что касается яблок, то ученые высказывают такие предположения: ежи могут — крайне редко — использовать дикие яблоки для того, чтобы за счет содержащейся в них кислоты избавиться от паразитов.
  3. Хотя тактильное знакомство с животным — важный элемент занятий, некоторых зверюшек не следует давать детям в руки. Так, хомячок или болотная черепаха могут укусить ребенка. Случается, некоторые дети боятся дотрагиваться даже до безобидных животных. Педагогу в этих случаях не стоит настаивать на контакте во время занятия. Возможно, через некоторое время ребенок сам захочет взять в руки улитку или погладить морскую свинку.
  4. После контакта с животными дети обязательно должны вымыть руки.

Как сделать улитку из пластилина

Ниже представлены пошаговые мастер-классы по созданию улитки из пластилина разной сложности. Они подойдут для детей от 3-х лет.

Простая улитка из пластилина для детей

Панцирь и тело самого моллюска должно отличаться цветом. Красиво смотрится как резкий контраст, так и легкое различие оттенков. Для создания простого изделия потребуются следующие материалы и инструменты:

  • материал белого, черного и двух любых цветов;
  • проволока;
  • стаканы с теплой и холодной водой.

Поэтапная инструкция как слепить улитку из пластилина:

  1. Из двух брусков разного цвета скатывают два шарика. Далее каждый из них опускают в стакан с теплой водой на 1 минуту, чтобы материал стал более мягким. Один из шаров должен быть большего размера, чем другой.
  2. Крупный шарик раскатывают в длинный жгут. Это можно делать в руках навесу или же ладонью об дощечку.
  3. Далее жгут сворачивают по спирали. Это будет панцирь улитки.
  4. Шарик меньшего размера скатывают в толстую короткую колбаску и загибают под прямым углом.
  5. Основание туловища прижимают пальцами к доске, чтобы оно стало плоским и имело неровные края.
  6. На расплющенный кусочек ставят панцирь, немного придавливая его.
  7. От белого бруска отщипывают два кусочка, а затем скатывают их в шарики. По размеру они должны походить на бусины. Далее кусочек черного материала раскатывают, чтобы получилась пластинка. Ей нужно обмотать проволоку, которая в дальнейшем вставляется в заготовленные «бусины» и в туловище моллюска. Также из черного пластилина делают два маленьких шарика. Их необходимо примять и разместить на бусинах. Это будут зрачки улитки.

Совет! Проволоку можно заменить обломленными спичками.

Улитка из пластилина и ракушки

Данный мастер-класс по созданию улитки из пластилина заинтересует детей 3-4 лет. Для его выполнения необходимо прогуляться в парке или пройтись по окрестностям дачного участка, чтобы найти пустые раковины. Также для поделки потребуются такие материалы, как:

  • длинные ракушки;
  • разноцветный материал;
  • стека.

Пошаговая инструкция:

  1. Для начала необходимо подготовить панцири. Их нужно хорошо промыть, очистить от грязи, пыли и слизи, а затем просушить. При желании можно также покрыть лаком.

  2. Брусок цветного материала разминают в руках и формируют их него толстую колбаску. Один из ее концов зауживают, а другой загибают. Поверх колбаски размещают подготовленную раковину.
  3. Продолговатые ракушки промывают, очищают от грязи. Подготовленные детали вставляют в голову моллюска. Место стыка разглаживают.
  4. Далее из белого пластилина формируют два шарика размером с бусины. Внутри них делают углубление с помощью стеки. Шарик зеленого материала расплющивают и помещают на место глазной радужки. Таким же образом изготавливают зрачки. Готовые глаза размещают поверх длинных ракушек.
  5. Из цветного материала скатывают короткий жгут. Его помещают на место улыбки.

Важно! Следует брать застывающий материал, если поделка будет использоваться в качестве декора. Улитка из скульптурного пластилина замечательно будет смотреться в качестве украшения интерьера детской комнаты.

Улитка из пластилина на картоне

Улитка из пластилина на картоне – это красивая композиция, для создания которой потребуется лишь проволока, маркер, стека и сам материал. Инструкция по изготовлению поделки:

  1. Брусок фиолетового материала разминают и, проворачивая в руках, скатывают в длинную колбаску.
  2. Далее ее сворачивают по спирали. Лишнюю часть отрезают с помощью стеки.
  3. Кусочек розового пластилина также скатывают в колбаску. Она должна быть короче и толще.
  4. К задней части прикрепляют созданный ранее панцирь, а переднюю – загибают под прямым углом.
  5. Используя маркер, рисуют глаза улитки.
  6. Далее проволоку обрезают, чтобы получилось два коротких кусочка. На один из концов каждого отрезка нанизывают шарик из цветного материала.
  7. После чего шарик стягивают вниз. Другим концом проволоку втыкают в голову моллюска. Это будут усики.
  8. На финальном этапе создают простые цветочки с листиком и размещают их вокруг улитки.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]