Вводный урок по истории Древнего мира в 5 классе «Путешествие в историю»
История, 5 класс
УРОК 1
ВВОДНЫЙ УРОК «ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ»
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.
Приветствие учащихся и знакомство с учениками.
Учитель сообщает учащимся некоторые сведения о себе (имя-отчество, своё отношение к преподаваемому им предмету, важность изучения курса в школе)
Самопрезентация учащихся самих себя (учащиеся называют свои имя и фамилию).
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
На доске учитель рисует «карту – маршрут» путешествия по уроку.
Исторические источники
Учебник истории
История Древнего мира
История как наука
Учитель:
Сегодня мы начинаем путешествие в увлекательный мир истории. Нам удастся вернуться в далёкое прошлое и познакомиться с ним. И в этом нам с вами поможет что? Нет, не машина времени. А предмет «История». Это слово вам знакомо. Слово «история» многозначно. Своя «история» есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Если история – это наука, что же она изучает?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.На основании сказанного учитель подводит итог):
История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.
(Учащиеся записывают в тетрадь:
История изучает прошлое человеческого общества, жизнь и деятельность людей в прошлом
).
Учитель:
Как же мы изучаем историю? Сначала давайте с вами запомним, что есть история всемирная, а есть – отечественная история. Подумайте, ребята, чем отличаются эти две «истории»
(Ответы учеников).
Учитель:
Ребята, запишите в тетради, что всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны. Давайте вспомним с вами исторические события нашей страны
(Ответы учащихся)
. Какой общенациональный праздник мы с вами празднуем 9 мая? А вы знаете, кто такие Минин и Пожарский? Или слышали о Петре I? Но с этим вы ещё познакомитесь. А мы отправляемся дальше!
Учитель
. Ребята, первой остановкой в нашем большом путешествии в историю будет история Древнего мира. Ответьте мне, что значит слово «Древний»?
(Ответы учащихся).
Запишем, что История Древнего мира изучает
далёкое прошлое народов, государств и стран
.
Учитель:
Для изучения истории применяются так называемые
исторические источники
. Здесь нам тоже нужно остановиться. Запомните, ребята, что исторические источники – это всё то, что даёт нам информацию о прошлом. Какие же источники используются? Давайте запишем три больших типа источников:
Исторические источники
Устные Письменные Вещественные
Учитель:
Ребята, подумайте и приведите мне примеры разных типов источников
(Учащиеся по рядам называют: 1-й ряд – устные, 2-й ряд письменные, 3-й ряд – вещественные).
Учитель:
Давайте остановимся на вещественных источниках. Как люди их находят, чтобы изучать историю? К ним на помощь приходит одна из самых главных помощниц истории – археология. Запишите себе, что
археология –
наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Учитель:
И последней станцией в нашем путешествии будет нам источник, с которым будем работать весь год – это учебник. Давайте посмотрим на него, как он выглядит. Учебник состоит из оглавления и параграфов. В оглавлении собраны все темы для изучения истории Древнего мира. Пролистайте учебник. Что вы можете найти на его страницах?
(Учащиеся называют)
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учитель:
Ребята, давайте повторим весь маршрут нашего путешествия.
Исторические источники
История Древнего мира
История как наука
Учебник
Понравилось вам путешествие? Готовы к изучению истории Древнего мира?
Что мы узнали на каждой станции нашего маршрута? (Учитель проходит по каждой из станций)
Домашнее задание:
стр. 8 учебника. Записи в тетради.