Сотрудничество воспитателя и педагога-психолога по экологическому образованию дошкольников


Эколого-психологический тренинг в ДОУ

В дошкольном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью дошкольников.

Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Это говорит о сложности взаимоотношений природа — дети. Очень важно приучить детей восхищенно — уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого дошкольника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению детей с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.

Воспитанию бережного отношения к природе, как отмечает Е.Н. Ердаков в своей работе, способствует сосредоточение внимания воспитателя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его.

По мнению В.В. Турдаковой, основной целью любых экологических мероприятий является формирование экологической культуры людей. Базисом экологической культуры является система экологических знаний, умений и навыков. Однако знания только тогда превращаются в действие, когда воспитано экологическое сознание, результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению.

В психологическом плане ответственное отношение — это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания должны осознаваться. Это осознание приходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания». Для детей, выросших в сельской местности, знания и эмоциональное отношение к окружающей их природе являются частью их повседневной жизни. В отличие от них, городские дети получают абстрактные знания, которые не имеют применения в их каждодневной жизни. Эти знания, конечно, им необходимы, так как взаимодействие с природой важный аспект жизни каждого человека. Но как быть, если дети ежедневно видят урбанизированную среду обитания? Для городских детей знания, полученные на уроках, экскурсиях, в походах, в результате проектной деятельности, необходимо закрепить еще и выполнением специально разработанных упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы.

Эколого-психологический тренинг — комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений дошкольника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде. Экологический тренинг позволяет решать следующие задачи:

-формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;

-коррекцию и формирование целей взаимодействия человека с природными объектами.

-формирование, развитие экологических установок у детей (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического отношения к природным объектам;

— обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (например, не кричу в лесу, потому что это чужой дом);

— развитие восприятия ребенка при контакте с природой (например, обследуя ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы ребенка; трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);

— расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только я, и мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока).

Четко организованная, целенаправленная работа с использованием эколого-психологических тренингов позволяет использовать дополнительный материал, расширяющий природоохранительный кругозор и конкретизирующий знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде.

Говоря популярно, экология — это наука о взаимодействиях в природе между живыми организмами и их взаимодействии со средой обитания. Другими словами, это наука об окружающем нас мире и о нашем взаимодействии на него. По мнению Е.А.Гринёвой целью экотренинга является формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», создание определённой «блокировки» совершения экологических ошибок, как в будущей их социальной деятельности, так и в быту, прививать детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Кроме того, занятия экотренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность, вызванные оторванностью от естественной среды и вынужденным проживанием в «каменных джунглях». Хочется обратить внимание на то, что к экотренингу необходимо отнестись именно как к тренингу, а не как к объяснению каких — либо правил. И тренинг детей необходимо проводить постоянно, не делая перерывов. Тогда и только тогда обеспечен успех. Занятия экотренингом не требуют каких — либо специальных условий. Для детей достаточно прогулки в парк или во двор. Внимательный педагог всегда сможет найти куст, облюбованный крикливыми воробьями, воронье гнездо или кузницу дятла. Можно понаблюдать, как объедают рябину свиристели или как хлопотливо строят гнёзда воробьи под вывеской ближайшего магазина.

В настоящее время тренинг очень часто используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Такая широта охвата влечёт за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования.

Само понятие «тренинг (от англ. Training — воспитание, обучение, подготовка) вошло в русский язык лишь в последние десятилетия. До этого примерно в этом же значении у нас использовался термин тренировка. И сегодня между этими двумя тесно связанными понятиями не всегда проводят различие, употребляют их как синонимы. Однако в психологии и ряде других областей науки и практической деятельности термин «тренинг» приобрел свою специфику и обычно связывается не с любыми упражнениями (тренировкой), а лишь с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе. Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности природы.

Эколого-психологический тренинг, как отмечает Дерябо С.Д., Ясвин В.А., базируется на методологии социально-психологического тренинга.

Эколого-психологический тренинг может проводиться в группах из 8-18 человек под руководством ведущего-тренера. Он является достаточно универсальным в отношении социально-возрастного состава группы.

Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень сформированности отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Группы могут комплектоваться из дошкольников, начиная с пяти лет. Особенно эффективно проведение тренингов в группах, состоящих из нескольких семей (3-4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально-психологические проблемы семьи.

Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.

Большинство упражнений (техник) не требует специального обеспечения и может, в принципе, проводится в самых обычных условиях, хотя эффект от тренинга существенно выше, если он проводится на базе зоопарка, экологического клуба, экологического кафе и т. п., соответствующим образом оформленных.

Эколого-психологический тренинг органично вписывается в воспитательную работу в детских садах, а так же в семейном воспитании.

Тренинговые упражнения применяются в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно используется следующая стратегия. В начале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на формирование экологической эмпатии, стимулировании идентификации с природными объектами. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегии взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширения субъективного экологического пространства — зоной персональной ответственности за природу.

Эколого-психологический тренинг сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый из которых инициирует, актуализирует действие определенного психологического механизма развития субъективного отношения к природе. Эколого-психологический тренинг представляет собой конкретную модель «педагогической кальки», налагаемой на «психологическую матрицу», моделирующую систему психологических механизмов развития субъективного отношения к природе.

Вот примеры тренингов для детей.

МЫ — ГУСИНИЦЫ.

Для этого упражнения необходимо приготовить: детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника); питьевую воду в стаканах или блюдцах; кусочки капусты на подносе; небольшие покрывала или полотенца.

Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я зеленая гусеница. Я желтая гусеница. Я полосатая гусеница. Я пестрая…» (в зависимости от цвета гольфа). Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на ветках, их можно пить, очень вкусно! (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули, (дети прячутся под покрывалами по 2-3 человека). Пришло утро и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спят, а через некоторое время кокон раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает».

ЖУК ВВЕРХ НОГАМИ.

Для этой игры необходимо приготовить изображение жуков размером 1-2 см. (впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя, таким образом, задания); картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки (возможный вариант – гусеницы). Воспитатель раскладывает «перевернутых» жуков по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в различных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа на спине, имитируют движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх ногами – неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться? Я помогу им. Возьму листок бумаги или листок дерева, лежащий на земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой (воспитатель берет листок и помогает воспитанникам перевернуться). Как обрадовались жуки помощи! Побежали по траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь обратно в людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные). Поищите их по всей комнате, помогите им перевернуться, а затем отнесите в «траву, кусты» (например, на подоконник, где стоят комнатные цветы, или на зеленый лист бумаги – «поляну».)

ЛЮДИ БОЖЬИ КОРОВКИ.

Воспитатель и дети разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок, закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!» Все обнимаются друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят «Привет, божья коровка Лариса! Привет божья коровка Саша!» Дети делятся на две команды, например: девочки и мальчики. Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки – девочки присядут на куст (ковер, траву…). А божьи коровки-мальчики превратятся в людей. Божьи коровки-девочки ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать: заползли под листочки (под покрывала, большие платки), поспим, отдохнем. А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки-девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (пусть дети повторяют эти слова) И люди ушли, а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики — в божьих коровок (игра повторяется со сменой ролей). Можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые черви», «Люди и воробьи».

«ПРИРОДНЫЕ» ЧЕЛОВЕЧКИ.

Понадобится разнообразный природный материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.; небольшие банки или коробки (для каждого участника); кусочки пластилина.

Воспитатель предлагает детям выложить на полу или на стене человечка из любого природного материала. Его части тела можно соединить при помощи пластилина. Вариант задания: использовать только один вид плодов. (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее педагог спрашивает: «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо? Как вы думаете, что ему нравится? (не нравится) в людях? Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку». Пусть дети поселят человечка в любое место природного или животного уголка, в ландшафтном садике.

Эколого-психологический тренинг для педагогов:

1. Упражнение «Дерево».

Цель упражнения — выявить настроение участников группы.

Инструкция: «Закройте глаза и представьте себя каким-нибудь деревом. Подумайте, какое оно, какая погода, как себя чувствует ваше дерево?»

Анализ: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлениях.

Упражнение занимает 15 минут.

2. Упражнение.

Цель упражнения — усиление доминантности отношения к природе, сосредоточение внимания.

Материалы: мяч.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит, одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» — название птицы, во втором случае «земля» — животное, если было сказано «вода» — название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее

Анализ: Группа рассказывает, какие сложности возникли в ходе упражнения?

Упражнение рассчитано на 15 минут.

3. Упражнение «Природа в моей жизни».

Цель — узнать отношения участников тренинга к окружающей их природе.

Материалы: лист бумаги и ручка.

Инструкция: каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание: «Природа для меня…», («Природа в моей жизни…»).

Анализ: после того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Рассказать насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

Упражнение занимает 30 минут.

4. Упражнение.

Цель — возможность обратиться к миру с важным посланием или просьбой. При этом учащиеся могут потренироваться в формулировании экологических требований и в сотрудничестве друг с другом.

Материалы: бумага и карандаши, большие листы бумаги, цветные мелки или фломастеры — по количеству группы.

Инструкция: объединитесь в группы по четыре человека и выберите тему, которая вам нравиться, например: Как можно сберечь воду?

·Как можно сохранить лес?

·Каким образом можно защитить права животных? и т.д.

Затем приготовьте все вместе речь, которую потом произнесет один из вас. Если хотите, вы можете произнести свою речь все вместе. Вы можете написать и нарисовать плакат, в котором сообщите миру о своих требованиях, или же все вместе сочините пьесу, которая привлечет внимание к выбранной вами теме. У вас есть 20 мин. на подготовку.

Дайте возможность каждой четверке представить свое послание.

Анализ: Как протекала работа в твоей группе?

Трудно ли было найти общую тему?

·Доволен ли ты результатами работы группы?

·Почему важно, чтобы дети интересовались мировыми проблемами?

·Был ли ты когда-нибудь на демонстрации?

· Принимал ли кто-нибудь из твоей семьи хоть раз участие в той или иной гражданской инициативе?

Упражнение рассчитано на 40 минут.

5. Упражнение.

Цель — развитие эмпатии к объектам окружающей природы. Основные технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.

Материалы: бумага, ручка.

Инструкция: «Давайте поговорим о том, что каждый из вас должен делать, для улучшения состояния окружающей среды. Чем вы можете помочь природе? Подумайте и запишите. На это вам дается 5 минут». После того, как участники расскажут о своих обязанностях, они должны сделать общий вывод.

Анализ: участники рассказывают, за что чаще всего были ответственны члены группы? Кому, было трудно определить, какого рода ответственность он должен нести? Если было трудно прийти к общему выводу, то почему? и т. д.

Упражнение рассчитано на 35 минут.

6.Упражнение «Чистописание»

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза». Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Ориентировочное время: 20 минут.

7.Упражнение «Ателье мод»

Цель: развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Ход: участникам предлагается двух максимально различных животных (маленький — большой, пушистый — гладкий и т.д.), затем необходимо разработать для них комплект одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовало характеру и духу животного. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Ориентировочное время: 30-40 минут

8.Упражнение: «Зоологический балет»

Цель: идентификация с животными и растениями

Ход: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

Ориентировочное время: 30минут

9.Упражнение «Внуки Карла Линнея»

Цель: развитие эмпатии, воображения

Материал: бумага, ручки

Ход: необходимо представить, что вы Карл Линней, или вы были в экспедиции и нашли новые животные и растения, неизвестные науки, их надо назвать. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, как например: » уж молочный, заяц беззащитный, еж игривый, мышь хохотушка, пырей стойкий, ландыш хрупкий, одуванчик радостный и т.д.»

Ориентировочное время: 20минут

10.Упражнение «Предупредительные знаки»

Основные цели: Развитие эмпатии, стимулирование воображения, интеллектуализация эмоций.

Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей.

В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленными другими.

Ориентировочное время: 30 минут.

Основные цели: Формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.

Материалы и подготовка: Бумага, ручка.

Процедура: Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, какими бы невероятными или неудачными они ни казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, шлифуются формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

Ориентировочное время: 40 минут.

Список литературы:

Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом / И.В. Базулина // Начальная школа. — 2005. — №12.- с. 12-17.

Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / Ю.В. Большаков — СПб., Просвещение. — 1994. — 316 с.

Вахрушева Л.Н. Организация личностно-ориентированного взаимодействия в процессе социально-психологического тренинга в детском саду и начальной школе / Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. — 2010. — № 7. — с. 9-12.

Вачков И. В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: учеб.пос. / И.В. Вачков. — М.: Вента-Граф, 2005 — 256 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. — М: Детская психология, 2001. — 362с.

Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: учеб. пос./ Е А. Горбатова. — Спб.: Речь, 2008.- 320 с.

Горбушина О. П. Психологический тренинг: секреты проведения / О.П. Горбушина. — Спб.: Питер, 2008. — 176 с.

Гринёва Е.А., Павлова Ж.И. Занимательная экология: Методическое пособие / Е.А. Гринёва, Ж.И. Павлова — Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. — 84 с.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — с. 12-86.

Емельянов Ю.Н. Активное социально психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. — Л.: ЛГУ, 1985. — 186с.

Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования / Е.Н. Ердаков // Начальная школа. — 2006. — №7.

Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании /Д.С Ермаков, Г.Д. Петрова // Экологическое образование. — 2004. — №4.

Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной среде / Т.В. Машарова, Е.А. Ходырева. — Екатеринбург, Академия, 2002. — 200 с.

Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя / Л.В. Моисеева — Екатеренбург, 1996. — 412с.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова — Мн.: Асар, 1996. — 128 с.

Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян — М.: Академия, 2002. — 231 с.

Панов В.И. Введение в экологическую психологию / В.И. Панов. — М.: МНЗПУ, 2001. — 144 с.

Сидельковский А.П. Человек и природа / А.П. Сидельковский. — Ставрополь, 1975. — с. 41-46.

Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. Серия экологическая психология и педагогика / В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо. — М.:Просвящение,1996. — 141 с.

Эколого-психологический тренинг

Колоскова Елена

Эколого-психологический тренинг

Эколого-психологический тренинг

В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях, существующих в природе, и способов взаимодействия с природой. Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.

Эколого-психологический тренинг — одна из форм экологического образования.Он способствует решению следующих задач:

1) расширение чувственного опыта дошкольников, развитие перцептивных возможностей при контакте с природными объектами;

2) развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности живой природе, чувства сопереживания;

3) формирование экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, преодоление прагматического отношения к природе;

4) обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;

5) расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг проводится воспитателем или психологом в группе, на участке детского сада, в комнате природы, зимнем саду или в другом помещении, в котором располагаются объекты природы. Выбор места осуществляется в зависимости от содержания упражнений. Длительность тренинга — от 20 до 30 минут, что определяется сложностью упражнений и видами деятельности детей в них. Эколого-психологический тренинг проводится с подгруппой детей (5—7 человек)

в свободное от занятий время 1—2 раза в неделю.

Первая группа упражнений направлена на расширение опыта взаимодействия с природой.

Упражнение «Волшебные дощечки»

Цель. Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал и оборудование: на каждого ребенка комплект из 10 карточек размером 5×10 см.С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок, насыпанный на клей; мелкие камешки, наклеенные на картон.

Рекомендации к проведению упражнения.

Каждому ребенку раздается комплект карточек и предлагается исследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и т. д. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название карточке. Подобные упражнения проводятся и в последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.

Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, которая, по их мнению, подходит к этому описанию, и объяснить свой выбор.

Упражнение «Птицы»

Цель. Расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулирование чувства эмпатии. Развитие воображения.

Время проведения — 20 минут.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением птиц, сюжетные картинки, иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, магнитофонная запись «Голоса птиц»

, карандаши, фломастеры, краски.

Рекомендации к проведению упражнения.

Предложить детям представить, что они оказались в весеннем лесу, послушать голоса птиц (магнитофонная запись)

. Выбрать понравившиеся звуки, рассказать, какая птица может издавать такие звуки. Выбрать перышки, которые могли бы быть в ее оперении. Нарисовать птицу, придумать ей свое название. Затем воспитатель дает детям иллюстрации с изображением птиц, предлагает выбрать похожую. Далее показывает детям сюжетные картинки с изображением птиц в разные сезоны и предлагает рассказать о заботах птиц в эти периоды.Задание можно усложнить: предложить детям представить себя птицей, летящей высоко в воздухе, рассказать о своих ощущениях, пофантазировать на тему
«Если бы я был птицей.»
Упражнение «Ароматная сказка»

Цель. Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Время проведения — 20 минут.

Материал и оборудование: полотняные мешочки с разными видами трав, природными материалами, картинки с изображением поля, луга, леса, реки.

Рекомендации к проведению упражнения.

Каждому ребенку предлагается полотняный мешочек, в котором «спрятана»

ароматная сказка. Ребенок должен понюхать мешочек, попытаться представить, где живет герой сказки
(море, поле, лес)
. Объяснить свои ощущения и свой выбор. На следующем этапе ребенок выбирает иллюстрацию с изображением места, где мог бы жить главный герой, старается мысленно побывать в гостях у героя сказки
(в лесу, у реки и т. д.)
. Затем рассказывает о своих впечатлениях и ощущениях.

На первых этапах тренинга детям предлагают для обследования только один мешочек. Затем его заменяют другим. Когда у детей накопится определенный чувственный опыт, можно дать сразу 2—3 мешочка с запахами, предлагая придумать «ароматную сказку»

, опираясь на возникшие ощущения, ассоциации.

Вторая группа упражнений направлена на развитие экологической эмпатии.

Упражнение «Разведчики природы»

Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии.

Рекомендации к проведению упражнения.

Предложите детям внимательно понаблюдать и прислушаться ко всему тому, что происходит в природе, рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особо следует остановиться на тех признаках, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель. Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его образ в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой, но только незнакомой детям.

Упражнение «На участке дождь»

Цель. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать, как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Организовать диалог между двумя объектами осеннего участка, например скамейки и лужи, капельки и дерева, листочка и ветра.

Наиболее сложный вариант упражнения: дети «оживляют* картину осеннего участка во время дождя.

Третья группа упражнений эколого-психологического тренинга направлена на коррекцию способов взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства. Вот некоторые упражнения из этой группы.

Упражнение «Лесовичок»

Цель. Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.

Рекомендации к проведению упражнения.

Рассказ воспитателя: «Лесовичок — хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым».

Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку отдать карточки, где правила природы нарушаются).

Упражнение «Старые вещи»

Цель. Коррекция способов взаимодействия с природными объектами.

Материал и оборудование: коробки, пакеты, флаконы, другие предметы, старые вещи, вышедшие из употребления.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается выбрать какой-либо предмет, определить, где он использовался раньше, из какого материала сделан. Предложить исследовать предмет, рассказать, на что он похож, где может быть применен.

На следующих этапах тренинга предложите детям выполнить художественную аппликацию,используя различные материалы: пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, различные упаковки из-под лекарства.

Более сложное задание — выпуск экологического плаката.

Эколого-психологический тренинг — эффективная форма экологического образования детей дошкольного возраста, и она должна занять достойное место в практике работы.

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Столярова С.В.

МБДОУ «Детский сад № 9 «Росинка»

Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола

В дошкольном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью дошкольников.

У детей эмоциональный отклик пробуждается именно через общение с природой, так как она своей яркостью, многообразием воздействует на все чувства. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в тоже время есть дети, которые наносят вред природе, не задумываясь над своими поступками и их последствиями. Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого дошкольника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению детей с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.

В психологическом плане ответственное отношение – это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания должны осознаваться. Это осознание приходит в процессе их эмоционального «переживания». Для детей, выросших в сельской местности, знания и эмоциональное отношение к окружающей их природе являются частью их повседневной жизни. В отличие от них, городские дети получают абстрактные знания, которые не имеют применения в их каждодневной жизни. Эти знания, конечно, им необходимы, так как взаимодействие с природой важный аспект жизни каждого человека. Но как быть, если дети ежедневно видят урбанизированную среду обитания? Для городских детей знания, полученные на уроках, экскурсиях, в походах, в результате проектной деятельности, необходимо закрепить еще и выполнением специально разработанных упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы.

Эколого-психологический тренинг – комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений дошкольника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде. Экологический тренинг позволяет решать следующие задачи:

  • формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;
  • обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;
  • развитие восприятия ребенка при контакте с природой;
  • расширение индивидуального экологического пространства ребенка.

Занятия экотренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.

Эколого-психологический тренинг органично вписывается в воспитательную работу в детских садах, а так же в семейном воспитании. Он сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый из которых актуализирует действие определенного психологического механизма развития субъективного отношения к природе.

Примеры эколого-психологических тренингов для дошкольников:

«Мы – гусеницы»

Необходимо приготовить: детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника); питьевую воду в стаканах или блюдцах; кусочки капусты на подносе; небольшие покрывала или полотенца. Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я зеленая гусеница. Я желтая гусеница. Я полосатая гусеница. Я пестрая…» (в зависимости от цвета гольфа). Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на ветках, их можно пить, очень вкусно! (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули, (дети прячутся под покрывалами по 2-3 человека). Пришло утро и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спят, а через некоторое время кокон раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает».

«Жук вверх ногами»

Для этой игры необходимо приготовить изображение жуков размером 1-2 см. (впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя, таким образом, задания); картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки. Воспитатель раскладывает «перевернутых» жуков по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в различных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа на спине, имитируют движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх ногами – неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться? Я помогу им. Возьму листок дерева, лежащий на земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой. Как обрадовались жуки помощи! Побежали по траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь обратно в людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные). Поищите их по всей комнате, помогите им перевернуться, а затем отнесите в «траву, кусты» (например, на подоконник, где стоят комнатные цветы, или на зеленый лист бумаги – «поляну».)

«Природные человечки»

Понадобится разнообразный природный материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.; небольшие банки или коробки (для каждого участника); кусочки пластилина. Воспитатель предлагает детям выложить на полу или на стене человечка из любого природного материала. Его части тела можно соединить при помощи пластилина. Вариант задания: использовать только один вид плодов (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее педагог спрашивает: «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо? Как вы думаете, что ему нравится в людях? Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку». Пусть дети поселят человечка в любое место природного или животного уголка, в ландшафтном садике.

Эколого-психологический тренинг для педагогов:

1. Упражнение «Дерево»

Цель: выявить настроение участников группы.

Инструкция: «Закройте глаза и представьте себя каким-нибудь деревом. Подумайте, какое оно, какая погода, как себя чувствует ваше дерево?»

Анализ: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлениях.

Упражнение занимает 15 минут.

2. Упражнение «Природа в моей жизни»

Цель: узнать отношения участников тренинга к окружающей их природе.

Материалы: лист бумаги и ручка.

Инструкция: каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание: «Природа для меня…», («Природа в моей жизни…»).

Анализ: после того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

Упражнение занимает 30 минут.

3.Упражнение «Чистописание»

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза. Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения включает работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Ориентировочное время: 20 минут.

4.Упражнение «Зоологический балет»

Цель: идентификация с животными и растениями

Инструкция: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и внутреннего мира избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

Ориентировочное время: 30минут

5.Упражнение «Экологический кодекс жителей Земли»

Цель: Формирование мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.

Материалы и подготовка: Бумага, ручка.

Инструкция: Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, какими бы невероятными или неудачными они ни казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, шлифуются формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

Ориентировочное время: 40 минут.

Таким образом, четко организованная, целенаправленная работа с использованием эколого-психологических тренингов в детском саду позволяет использовать дополнительный материал, расширяющий природоохранительный кругозор и конкретизирующий знания воспитанников. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой.

Список литературы:

1.Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С. 12-86.

2.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренков.– М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.

3.Ермаков Д.С. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании /Д.С Ермаков, Г.Д. Петрова // Экологическое образование. — 2004. — №4. – 96 с.

4.Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А. Рыжова. – М., Линка-Пресс, 2002г. – 192 с.

5.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду/ Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.

Эколого-психологический тренинг «Путешествие на Север»

Программное содержание: вызвать у детей интерес к жизни диких животных Севера; развивать способность к идентификации с животным, формировать чувство эмпатии по отношению к нему; развивать восприятие и воображение при контакте с природными объектами; учить детей взаимодействовать, координировать свои действия с действиями сверстников; формировать доброжелательные отношения друг к другу.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Ритуал приветствия.

Поздороваться с другими людьми можно по-разному. Можно сказать слова: «Здравствуйте! Привет! Доброе утро!, а можно поприветствовать человека и без слов.

Дети образуют круг. По сигналу воспитателя дети приветствуют друг друга:

  • Поздороваемся глазами;
  • Поздороваемся с помощью улыбки;
  • Поздороваемся кивком головы;
  • Поздороваемся с помощью рук;
  • Обнимемся,

А сейчас все хором скажем друг другу: «Здрав-ствуй-те!»

2. Правила общения.

Я хочу вместе с вами вспомнить правила общения (Воспитатель показывает картинки-схемы, дети называют правила):

  • Быть доброжелательным, дружить;
  • Стараться участвовать всем и во всем;
  • Внимательно слушать друг друга;
  • Не обижать друг друга.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Выбери дорогу.

Воспитатель демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.

Сейчас мы с вами отправимся на Северный полюс. Перед вами три дороги. Каждая из них приведет нас в самую холодную сказочную страну. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная, гладкая (на пол кладется кусок ткани).

Вторая дорога труднее: она состоит из льдин, и по ним надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель {на полу раскладываются «льдинки»). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная, как самый сильный мороз (раскладываются аппликаторы). Но зато силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. Когда пройдете свой нелегкий путь, усаживайтесь в круг.

2. Выбери тотем.

Далеко, за семью морями, за лесами и горами расположен материк под названием Антарктида. Там все белым-бело. Снег искрится на солнце, хрустит под ногами. Очень сильный мороз щиплет нос и щеки. Но все-таки там хорошо. Среди ледяных гор поселились необыкновенно красивые животные и птицы. Назовите их. Рассмотрите картинки и выберите себе наиболее понравившееся.

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением животных. Дети рассматривают, выбирают наиболее понравившееся. Воспитатель помогает прикрепить к одежде.

Мы выбрали себе понравившееся животное. И с этой минуты у каждого из нас появилось новое имя — тотем. Оля будет пингвином, Галя -… и т.д., а я — белым медведем.

Воспитатель предлагает сесть на ковер в кружок, обращая внимание на то, как хорошо и удобно смотреть в глаза друг другу. Затем просит всех «животных» рассказать о себе. Воспитатель задает вопросы:

  • Чем ты питаешься?
  • С кем из животных ты дружишь?
  • Чем покрыто твое тело?
  • Какого цвета твои глаза?
  • Какого цвета твое тело?
  • Какое у тебя настроение? Чем ты любишь заниматься?
  • Как ты передвигаешься?
  • Где ты добываешь себе пишу?
  • Кого ты боишься? Как ты защищаешься от врагов?
  • Что помогает тебе выжить в суровых холодных условиях?
  • Как предупреждаешь окружающих, что подходить очень близко к тебе нельзя?

3. Повадки животных.

Мы стали удивительно красивыми, добрыми животными. Эти животные спят. Глаза их закрыты, (звучит музыка). Взошло солнышко. Животное открыло глаза, потянулось, подставило солнышку спину, погрело ее. Почесало один бочок, второй, животик. Улыбнулось всем вокруг и пошло искать своих друзей, (дети ходят, здороваются друг с другом). Но вдруг подул сильный ураганный ветер. Все животные стали сбиваться в кучку. Каждый хочет укрыться, погреться и пытается пробраться в серединку.

Имитируя движения животных, все игроки сбиваются в кучку. Каждый хочет погреться и пытается пробраться в серединку. Педагог наблюдает за тем, кто не погрелся. Затем предлагает сделать круг, взявшись за руки, а тем, кто не был в середине, пробраться в «домик». «Домик» не пускает новых жильцов. Ребенок сам решает задачу (протиснуться, пролезть, попросить впустить) или ему помогает взрослый. Попавший в домик должен немного постоять в центре. Педагог спрашивает, как он себя там чувствует. Затем игрок становится в круг.

4. Животные на островах.

Погрелись животные и немножко проголодались. Чем питаются пингвины, тюлени, белые медведи? Где они добывают свою пищу? Вы будете добывать себе вкусную пищу в море. Будете плескаться в воде и нырять под воду. Но будьте внимательны — вас может подстерегатьопасность. Когда вы услышите сигнал опасности, немедля выбирайтесь на «острова-льдины».

На полу по всей комнате раскладываются «льдины». Педагог предлагает детям море между «льдинами-островами». По сигналу все должны выбраться на любые острова. Каждый раз, когда животные плавают, воспитатель убирает один остров. Так происходит до тех пор, пока не останется один остров, где все собираются в одну тесную компанию. Взрослый старается обнять всех детей и хвалит дружную семью животных.

5. Игра «Палец вверх, палец вниз».

После своей морской прогулки, животные вернулись на берег и сели в кружок. Они были немного встревожены — ведь их поджидала опасность. Сделайте глубокий вдох и плавный медленный выдох. Послушайте биение своего сердечка: оно стало ровным и тихим. Страх и напряжение ушло. Настроение стало спокойным. Животные приободрились и завели спор.

Воспитатель произносит определенные фразы. Если дети считают, что они относятся к ним, большой палец руки поднимают вверх, если не относятся — опускают вниз. Фразы могут быть следующими:

  • Вы тот, кто питается рыбой (чем еще питается белый медведь).
  • Вы тот, кто умеет нырять и плавать.
  • Вы тот, кто умеет летать (спросить у пингвинов, почему не умеет летать).
  • Вы тот, кто питается травой и ветками кустарника (почему?).
  • Вы тот, кто знает как вести себя в природе (как?)
  • Вы тот, кто любит природу (что значит любить природу?).
  • Вы тот, кто живет среди льдов и снега.
  • Вы тот, кто знает, чем покрыт материк Антарктиды (чем?)

6. Айсберги и солнышко.

Материк Антарктиды покрыт толстым слоем льда. Под воздействием теплых течений огромные глыбы льда откалываются и превращаются в плавающие «ледяные горы». Как они называются? Это айсберги.

Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский лебедь или холмистый островок с водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они переливаются и кажутся разноцветными.

Воспитатель — «солнышко», дети превращаются в «айсберги» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «Айсберги», сравнивает их со знакомыми объектами. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «айсбергу» растаять.

«Растаявшие айсберги» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Заключительная рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу.

  • Понравилось ли вам быть животным?
  • Что ты чувствовал, когда плавал в море между льдинами?
  • Что ты чувствовал, когда хотел погреться в домике?
  • Что ты чувствовал, когда общался со своими друзьями?
  • Представь, что тебя поймали и посадили в клетку. Клетка красивая, большая, тебя кормят и ухаживают. О чем бы ты думал, мечтал, сидя в клетке?
  • Ты боишься людей? О чем бы ты их попросил?

2. Ритуал прощания «Последняя встреча».

Представьте себе, что животные расстаются надолго. Обнимитесь покрепче, выскажите друг другу доброе пожелание.

3. Макет «Антарктида».

Жители Антарктиды очень радушные и гостеприимные. Они прислали вам кусочек своей Родины (дети рассматривают макет Антарктиды)

Тренинговое занятие. Эколого-психологический тренинг.

Тренинговое занятие.

Эколого-психологический тренинг.

І. Цели и задачи тренинга.

Цель эколого-психологического тренинга:

— передача знаний о природе и о человеке в мире природы, а также разви­тие некоторых умений и навыков;

— самораскрытие участников и самостоятельный поиск ими способов решения собственных психологических проблем;

— формирование и отработка умений и на­выков эффективного поведения.

Задачи эколого-психологического тренинга

:

— коррекция, формирование и развитие экологиче­ских установок личности;

— преодоление прагматического отношения к природным объектам;

— коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;

  • обучение умениям и навыкам такого взаимодей­ствия;
  • развитие перцептивных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами;
  • расширение индивидуального экологического пространства.

Цель упражнения — подготовить участников к работе, создать доброжелательную атмосферу, хорошее расположение духа, развивать умение короткой самопрезентации.

Продолжить фразу:

«Не хочу хвалиться, но я…»

ІV. Правила группы:

  • доверительный стиль общения;
  • искренность в общении;
  • уважение говорящего;
  • недопустимость непосредственных оценок человека;
  • общение по принципу «здесь и теперь»;
  • персонификация высказываний;
  • конфиденциальность всего происходящего в группе;
  • как можно больше контактов и общения с людь­ми;
  • активное участие в происходящем.

V. Ожидания.

VІ. Разминка.

Цель: активизация участников, подготовка их к дальнейшей работе.

Игра «Ассоциации».

Участники по очереди описывают ассоциации к слову, предложенному ве­дущим или предыдущим играющим. Ведущий может сделать этот процесс более экологизированным, т.е. предлагать соответствующие слова-стимулы: де­рево, море, пейзаж, фабрика, яд, лес, эколог, воздух, ураган, наводнение, человек и т.д.

VІІ. Актуализация проблемы.

Еще в глубокой древности для того, чтобы выжить, человеку необходимо было иметь определенные знания об окружающей среде, о силах природы, растениях и животных. Можно ска­зать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства, позволяющие ему изме­нять среду своего обитания. Благодаря достижениям техники мы теперь, казалось бы, меньше зависим от природы в своих насущных потребностях и поэтому склонны забывать, что зави­симость эта сохранилась.

Подобно другим наукам, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении всей истории человечества. Труды Гиппократа, Аристотеля

и других древнегреческих философов содержат сведения экологического характера. Так,
Аристотель
(384—322 годы до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал о них то, что знал: например, о периодиче­ской миграции и зимней спячке рыб, о перелетах птиц, о строи­тельной деятельности животных, о паразитизме кукушки и т. д. Однако тогда греки не знали слово «экология». Этот термин был впервые использован немецким биологом
Эрнстом Геккелем
в работе
«Всеобщая морфология организмов» (1866 год).
Слово «экология»

происходит от двух греческих слов:
oikos,
что означает дом, родина, и
logos
— понятие, учение. В бук­вальном смысле экология — это «наука о местообитании». «Под экологией, — писал Геккель, — мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупнос­ти взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дру­жественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в кон­такт. Одним словом, экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин называет условиями, порож­дающими борьбу за существование».

Можно привести множество трактовок экологии, которые дают ученые разных научных школ. Например:

Р. Дажо: «Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают».

Э. Макфедьен: «Экология — это наука, изучающая популяции и характери­зующаяся количественным подходом к исследованию природных явлений».

Ю. Одум: «Экология — это наука о структуре природы, характеризующаяся энергетическим подходом к исследованию природных явлений».

Т. Льюис и Л. Тейлор: «Экология — наука о том, как реагируют индивиды, популяции и сообщества популяций на изменение среды».

П. Агесс: «Экология—наука не только естественная, она должна включать в себя и другие дисциплины, такие, например, как право, экономика, социология и т. д.».

Н. П. Наумов: «Экология имеет дело с той стороной, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику образу­емых ими популяций отдельных видов, наконец, структуру и динамику сооб­ществ разных видов».

С. С. Щварц: «Современная экология — это наука о путях приспособления видовых популяций к изменяющимся условиям внешней среды, наука о становлении, преобразовании и развитии видовых популяций, о законах их ин­теграции в биологические системы более высокого порядка, специфически при­способленные к наиболее эффективному использованию энергии в конкретных условиях среды».

М. Ф. Реймерс: «В нынешней ситуации экология в современном расши­ренном понимании далеко вышла за рамки биологической праматери — биоэкологии. Она превратилась в цикл знаний, по общественному значению и внутреннему содержанию равный циклам физико-математических, химико-био­логических наук, наук о Земле и общественных наук».

Современная трактовка экологии может быть представлена следующим образом.

Экология — это комплексная наука, изучающая законы
существования (функционирования) живых систем в их вза­имодействии с окружающей средой.
Современное состояние окружающей среды некоторые ученые характеризуют как чрез­вычайно напряженное, некоторые говорят о предстоящем или уже наступившем экологическом кризисе.

VIІІ. Зачем нужно заниматься экологией?

Дорогие ребята! На Земле — XXI век! Сегодня многих взрослых, а по­рой и детей, тревожат сведения о том, что мы дышим грязным воздухом, едим загрязненную посторонни­ми примесями пищу и пьем такую же плохую воду, заставляя при этом страдать окружающие нас растения и животных вместе с нами. А что будет дальше? Можно ли избавиться от надвигающихся бед? Что нужно сделать немедленно, а какие проблемы пока можно отложить?

Задуматься над этими вопросами, понять, что де­лать, и начать активно действовать должно помочь наше занятие.

Мы не обещаем, что бу­дет легко стать экологически грамотными, культур­ными людьми — это серьезная, но необходимая рабо­та. Почему? Давайте вспомним недавнее прошлое — когда ваши бабушки и дедушки были детьми… Все было иначе. Они купались в чистых речках, озерах, прудах и морях. Собирали незагрязненные грибы и ягоды. В то время еще не падали радиоактивные осадки и кислотные дожди, а пища не содержала ядо­химикатов и нитратов…

В нашем детстве стало боль­ше дорогих вещей, красивых игрушек, модной одежды, но в мире мы видим отравленную воду, разрушен­ную почву, обедненные леса и загрязненный воздух. Теперь бабушки и дедушки, мамы и папы стремятся нас научить такому ведению хозяйства, чтобы всего было вдоволь, а вода, воздух, лес и почва оставались бы чистыми. Они наивно и всерьез думают, что им для решения этой проблемы не хватает денег, учебни­ков и кадров. Нет! Они просто не умеют делать то, че­му собираются учить вас! А у вас нет выбора: если вы не научитесь хозяйствовать иначе, экологически гра­мотно, вряд ли ваши дети узнают когда-нибудь, как прекрасен мир живой Природы и как может быть хо­роша жизнь человека, живущего в гармонии с ней!

Наше занятие — это попытка помочь изменить свое отношение к природе. Но для этого придет­ся освоить азбучные истины экологии, чтобы покон­чить с путаницей в терминах и увидеть сложные вза­имосвязи, пронизывающие все сущее на Земле… «Все связано со всем»
— это один из главных экологическихзаконов.
Да, можно прочесть много умных книг по эколо­гии, можно, да и нужно, смот­реть прекрасные экологические фильмы (особенно «Одиссеи» Ж.- И. Кусто), но что дальше?

Это будет экологический ЛИКБЕЗ (т.е. ликвидация безграмотности).

IX. Экологические видеофильмы. Видеотренинг.

X. Проективное рисование. Плакат «Экология – это…»

ХI. Экологическая игра «Воспитание ответственности за Землю»

Мы живем на Земле, и каждый из нас чувствует себя ответственным за что-то или за кого-то: за своих де­тей, родителей, друзей, учебу, работу. А чувствуем ли мы себя в ответе за Землю? За то, что происходит с ней, с ее лесами, водами, городами? Или же мы рав­нодушны, ироничны, пренебрежительны? В ответе мы за это или нет? Давайте подумаем вместе».

Ход игры.

Индивидуальная работа.

Каждый участник письменно приводит свои аргументы, почему он не отвечает за Землю («я еще недостаточно взрослый»; «это государ­ственная проблема»).

И одновременно объясняет, по­чему он в ответе за природу («все мы составляем еди­ное целое», «любое действие вызывает реакцию»).

После того, как все продумают свои аргументы, игру можно начинать.

Групповая работа.

Ведущий берет в руки мяч — «земной шар» — и гово­рит: «Я Земля. Мои леса засыхают, реки загрязнены, уменьшается количество растений и животных, люди разрушают мои недра. Я — твоя вторая мать, мои поля и леса дают тебе пропитание, мои воды дают тебе жизнь, мои горы дают тебе большое богатство. Я больна, и мне нужна твоя помощь. Если я умру, со мной умрет все. Помоги!»

Затем он бросает мяч кому-нибудь из круга. Тот отвечает: «Я в этом не виноват и не отвечаю за это, я не могу тебе помочь, потому что…» — и называет одну из своих причин. Затем бросает мяч следующему участнику игры.

После того, как мяч побывает в руках у всех игра­ющих по несколько раз, его снова берет ведущий и с теми же вступительными словами бросает кому-ни­будь из круга. На этот раз тот, кто держит в руках мяч-глобус, говорит: «Да, я в ответе за это, и я хочу по­мочь тебе тем, что…» — называет формы своей помощи.

В конце игры

дискуссия о том, как кто себя чувствовал, отказывая Земле помощь.

ХІI. Упражнение «Неоконченный рассказ».

Ведущий читает вслух текст и предлагает участникам написать окончание рассказа на чистых листках.

Текст:

СОСНОВЫЙ БОР

Знаменитый ленточный сосновый бор на Алтае (Сибирь) — это защита от наступления казах­ских песков. Недавно из-за пожаров погибло множе­ство сосновых деревьев. Необходимо восстановить погубленный лес, но это стоит денег. Правительство дает, но очень мало. Могут помочь обычные люди: нужно внести определенную сумму на восстановле­ние бора (1 га леса — 300 долларов). На территории нового леса, оплаченного дарителем, будет табличка с его фамилией. Старшеклассник из Москвы внес собственные сбережения на восстановление 1 га си­бирского леса. Свой поступок он мотивировал так: …

Закончите рассказ (работа в группах).

Затем ведущий просит участ­ников высказать, что они думают о состоянии лесов, об оказании им помощи, о пожарах, о людях. Дискус­сия может стать особенно актуальной, если дать до­полнительную информацию более значимого харак­тера: это уже рядом со мной; в пространстве, во времени.

Примеры эмоционально заряженных фактов

.

  1. «Украинские леса в течение последних деся­тилетий интенсивно уничтожаются. Быстрее всего исчезают расположенные близ колхозов: лесни­ки не имеют возможности охранять их так, как го­сударственные. Кроме того, вновь посаженные леса имеют пониженную жизнеспособность: лесные по­садки создаются по устаревшей технологии. По­этому уже на 7-м году гибнет 35-70% саженцев. А еще через 15 лет деревья останутся на десятой час­ти начальной площади» («Зелений світ», квітень, 2001 р.).

2. Порубаем все дубы…

С каждым годом в Украине становится все меньше лесов. Но не из-за плохого состояния окружающей среды или стихийных бедствий, а из-за элементарной жадности.

Лес — это деньги, а деньги у нас любят. Поэтому из года в год все больше и больше украинской древеси­ны продают за границу — только в прошлом году за рубеж вывезли 1,3 млн. кубометров. Если в 2000 году Украина продала древесины на 45 млн. долларов, то в 2001 году — уже на 51,8 миллиона. С такими темпами ведения «лесного бизнеса» Украина через пару деся­тилетий может превратиться в сплошную степь. Но это через десятилетия, а деньги-то предлагают сей­час… Госкомлес с каждым годом заготавливает все больше лесных семян, да только когда они вырастут! («Вечерние вести, 7 июня 2002 г.)

3. «Сейчас на нашей планете сохранилось лишь 20% начального лесного покрова. Каждые 2 секунды на земле исчезает участок леса размером с футболь­ное поле». («Зелений світ», квітень 2001 р.).

4. На Дальнем Востоке в 2001 году именно 9 старше­классников ответственны за поджог части местных лесов. Но особенно страшно, когда лес уничтожается в угоду человеческой алчности — тут нет географиче­ских границ!

Вырубка лесов Амазонии, Сибири, Дальнего Востока — легких планеты — не только решение (хотя и ущербное) экономических проблем отдельных стран, но и начало уже другой беды: снижения вы­работки кислорода, а самое страшное — потери сотен и тысяч видов растений и животных (навсегда!). Ну, а жадность «новых» украинцев (вырубка леса в Кар­патах) наказана уже сейчас: ничем не сдерживае­мые селевые потоки, страшные наводнения…

Кто виноват и что делать? Ваше мнение относительно услышанного?» (высказывания участников).

ХІІI. Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: обеспечения психологической разгрузки участников. Участники становятся в круг. Инструкция: Ли знаете вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте послушаем вместе, какой он. Сейчас по колу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они возвратятся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

• В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони)

  • Начинает накрапывать дождь. (Щелкает пальцами)
  • Дождь усиливается. (Поочередное плескание ладонями по груди)
  • Начинается настоящий ливень. (Плескания по бедрам)
  • А вот и град — настоящая буря. (Топот ногами)
  • Но что это? Буря стихает. (Плескания по бедрам)
  • Дождь стихает. (Плескания ладонями по груди)
  • Редкие капли дождя падают на землю. (Клацанья пальцами)
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней)
  • Солнце! (Руки кверху)

ХІV. Подведение итога занятия.

Откровенно говоря …

Мое имя

  1. Во время занятия я понял, что …
  2. Самым полезным для меня было …
  3. Я был бы более откровенным, если …
  4. Своими основными ошибками на занятии я считаю …
  5. Мне не понравилось…
  6. Больше всего мне понравилось, как работал (а) …
  7. На следующем занятии я хотел бы …
  8. На месте ведущего я …
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: