Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Определение
Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
- завязка (начало действия);
- развитие действия;
- кульминация (самый острый, интересный момент);
- развязка (конец действия)
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
- преобладают глаголы и глагольные формы;
- глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
- простые и составные глагольные сказуемые;
- обстоятельства времени.
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Функциональные стили речи
Функциональные стили речи
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка совершенствование навыков правописания.
1. Образовательные:
-вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;
-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.
2. Развивающие:
-актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования.
-закрепить умение определять стиль речи.
3. Воспитательные:
-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы: Коллективная, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование.
Ход урока
1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.
Садитесь. В тетрадях запишите число.
Разгадайте шараду.
Слог первый мой – предлог. Второй слог – летний дом. А целое, порой, Решается с трудом. (За-дача)
Да, нам сегодня действительно на уроке предстоит решить несколько задач, касающихся текста и речи в целом.
Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д.
Итак, сегодня мы с Вами вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Общие вопросы по теме:
— Как вы понимаете слово стиль?
— Однозначное ли это слово?
(Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос)
Слово учителя
(после ответов участников групп учитель более точно дает определение и историю происхождения этого слова)
Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заострённым концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать ещё лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.
В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.
Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки», а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать ещё лучше.
– Назовите, какие стили речи вам известны.
(Ученики перечисляют стили речи).
– Чем отличаются стили речи друг от друга? В этом поможет таблица, которая лежит перед вами.
(Функциональными особенностями, языковыми средствами, ситуацией общения).
Выполнение упражнения, где необходимо словосочетания распределить в соответствие со стилем речи.
Упражнение 338
Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, светская хроника, шорох ресниц, ходил совсем ошалевший, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, хлопать ушами, серебристый иней, лебедь белая, парламентские дебаты, валютный коридор, библиографический указатель, защищать природу, растянулся на лавке.
Проверьте и оцените свою работу по критериям.
Ответы: (Разговорный: ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке.
Научный: вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель.
Официально-деловой: судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты.
Публицистический: по данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу.
Художественный: пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая).
Критерии оценки: 0 ош. – «5», 1-3 ош. – «4», 4-5 ош. – «3», 6 и более – «2».
Это были словосочетания, но мы даём стилистическую окраску тексту.
– Скажите, а как доказать принадлежность текста к тому или иному стилю?
(Нужно выполнить полный или частичный стилистический анализ).
У вас есть памятки плана стилистического анализа текста. Применяя памятку, попробуем частично произвести стилистический анализ текста.
Памятка «План стилистического анализа текста»
- Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.
- Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость названия, эмоциональность – бесстрастность, конкретность – абстрактность, субъективность – объективность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).
- Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.
- Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.
Работа по теме урока с текстом.
Запишите текст.
Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закрутился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подня
ли ропот, по дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, /увлекая за собою солому, стрекоз и перья/, поднялась к небу и затуманила солнце. (А.П. Чехов).
– Объясните знаки препинания.
– Определите тему текста. (Ветер, вихрь). Ветреная погода. Начало бури.
– Определите стиль речи. Назовите признаки стиля.
(Художественный стиль. Описывается картина сильного ветра с использованием изобразительно-выразительных средств. В нём отражены такие черты художественной речи, как конкретность (ветер в степи поднял прошлогоднюю траву, закружил пыль
), образность (олицетворение:
ветер рванул, трава и бурьян подняли ропот, закружилась пыль
)).
Этап проверки знаний учащихся.
Перед вами лежат несколько текстов. И ваша задача – определить стиль речи, применяя памятку стилистического анализа текста. Попробуйте это задание выполнить парами.
1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается (научный).
2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).
3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.
Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:
– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.
Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).
4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам , в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).
5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)
6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).
7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)
8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).
9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).
10. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (художественный).
Задание на создание текста. Попытайтесь передать содержание следующего отрывка средствами пяти стилей. Сделайте выводы о целесообразности и корректности подобных экспериментов.
Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно составил чертёж. Изменил его, и сразу получилось. Проверил по ответу – всё правильно.
– Можно ли любой текст представлять в разных стилях речи?
(Нет. В большинстве своём текст соответствует определённому стилю речи. То есть не каждый текст можно представить в различных стилях. Если только стиль худож.литер-ры может совместить и разговорный, и книжный).
Заключительный вопрос.
Почему в языке не может быть один стиль?
(тогда язык наш будет или официальный, или просторечный, или пафосный. Нужен применяться тот стиль речи, в зависимости от речевой ситуации).
Этап подведения итогов урока.
Слово учителя:
Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всём их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык той аудитории, который удобен для неё. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.
Готовьтесь к следующему занятию, на котором мы будем анализировать прозаический и лирический тексты.
4
Описание как функционально-смысловой тип речи
Под описанием понимается такой тип речи, когда указываются постоянные или временные качества какого-либо явления, предмета, живого существа, места, природы, состояния человека и прочего. Описание является статичным и действие не развивается. Употребляется как настоящем времени, так и в прошедшем и будущем.
Цель типа речи описание – создать наиболее полное представление о рассказываемом объекте. Используются простые предложения, преимущественно с однородными членами.
Применяются существительные, прилагательные и наречия. Допускается использования глаголов, но только несовершенного вида прошедшего или настоящего времени. Нередко описание дополняется синонимами (согласованными и несогласованными).
Описание может быть объективном, при котором рассказчик указывает качества объекта и не говорит о своем отношении к нему, а так же субъективным – автор делится своим мнением о предмете посредством речевых оборотов.
Композиция описания
Композиция описания состоит из трех частей:
- зачин (задается предмет описания и создается общее представление о нем);
- основная часть (перечисляются качества, начиная с наиболее значимых);
- концовка (автор подводит итог и высказывает свое отношение к предмету описания).
Главное в композиции, чтобы присутствовало единство представления и взглядов на объект, а так же логическая последовательность при его описании.
Особенности языкового оформления описания
- Лексические единицы. Сюда относится всевозможная лексика тематических групп, обозначающая названия предметов и фразеологизмы.
- Морфологические средства. Допускаются разные части речи, но важнее всех являются существительные, прилагательные и глаголы несовершенного вида прошедшего или настоящего времени.
- Синтаксические единицы. Возможность перечисления, то есть предложения с однородными членами и сложные предложения. Применимы конструкции текста с параллельными видами связи.