Как работает память у детей дошкольного возраста?
Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.
У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.
Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2020 г.). — Москва : Буки-Веди, 2020. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 10.10.2020).
Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными [4].
Методы мнемотехники можно вести либо в виде самостоятельного занятия, либо включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.
Анализ публикаций по использованию мнемотехники в детском саду показало, что акцент в работе с дошкольниками делается на развитие памяти и речи.
Наиболее доступным и широко применяемым педагогами ДОУ является метод «крокирования» — использование мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок.
Мнемотаблица — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка — это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение [1].
Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет им лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
В дошкольном образовании используются развивающие и обучающие мнемотаблицы [8].
Развивающие мнемотаблицы направлены на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти.
Обучающие мнемотаблицы могут использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запоминать материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте (запоминание букв, правил), заучиванию стихотворений, пословиц, способствуют коррекции нарушений звукопроизношения, работе по дифференциации звуков, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению дошкольников с природой, способствуют воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них, развитию познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлению с окружающим социальным миром, формированию представлений о видах искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности, совершенствованию умений в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, совершенствованию умений и навыков в основных видах движений, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности и т. п.
Работа с обучающей мнемотаблицей несколько иное, поскольку они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям, поэтому основная роль принадлежит педагогу, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении [7].
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать.
Коллажи — это учебные пособия, решающие задачи развития у дошкольников фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать, выполняющие задачу обучения детей [6].
Коллаж — это плотная бумага (картон, фланелеграф) различного формата (в зависимости от цели), на которую наклеиваются, накладываются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа.
Детям объясняют, что коллаж похож на «салат», когда берут много различных продуктов и соединяют их между собой, получая вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.
Примеры использования коллажей в речевом развитии детей: упражнение «Чтение письма по рисунку» — дети получают письмо — схему, которое они должны расшифровать; игра «Светофор» — дети должны определить место определенного звука в слове и выложить карточки-схемы по порядку, это и будет для детей подсказкой в воспроизведении цепочки слов [6].
Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Благодаря зарисовкам дети быстрее запоминают стихи, можно по зарисовкам предложить отгадать какое-либо стихотворение уже знакомое детям. Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов», где дети делают для себя наброски, изображая услышанное слово. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложить закрыть свои подсказки и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.
Метод ассоциативных цепочек или метод «чепухи» заключается в том, что дети из предложенных слов или набора картинок составляют рассказ — «чепуху», они как бы дурачатся и в такой игре быстро запоминают цепочку слов. Например, слова: птичка, мяч, листок, котенок и т. д. С этими словами придумываем рассказ «Птичка играет в мяч, мяч обмахивается листочком, листок укусил котенка и т. д». На первый взгляд это кажется полной бессмыслицей, а дети каждое слово ассоциируют с каким-либо действием, местонахождением и т. д. Можно провести игры типа «Чего не стало» и «Путаница» [5].
Проанализировав опыт использования мнемотехники в работе с дошкольниками, выяснили, что для развития связной речи наиболее эффективным будет использование метода «крокирования» (мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок). Этот метод в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графические схемы (В. К. Воробьева), предметно-схематические модели (Т. А. Ткаченко), блоки-квадраты (В. П. Глухов), коллаж (Т. В. Большева), схема составления рассказа (Л. Н. Ефименкова), схема-модель (Л. Е. Белоусова).
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, коллажей и схем, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Работа с мнемотаблицами строится от простого к сложному.
Т. В. Большова [3] рекомендует начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Она предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, а Л. Е. Белоусова [2] считает, что для лучшего запоминания дети сами должны придумать и зарисовать символы в предложенную схему. Т. Б. Полянская отмечает, что для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы (лиса — рыжий хвост, елка — зеленый треугольник), а для старших дошкольников — черно-белые [5]. Авторы предлагают следующую технологию работы с мнемотаблицами:
‒ рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов;
‒ перекодирование информации (преобразование символов в образы);
‒ пересказ произведения воспитателем с опорой на символы (начальный этап работы с мнемотаблицами), детьми совместно с воспитателем или самими детьми.
Т. Б. Полянская отмечает необходимость работы с детьми по обучению чтению символов. Она указывает на большую предварительную работу к НОД по развитию речи с помощью мнемотаблиц: подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей: обсуждение с детьми увиденного на экскурсиях, наблюдений за явлениями природы, художественных произведений; подготовка оборудования и раздаточного материала; выбор педагогом приемов, которые могут заинтересовать детей на занятии. В НОД автор включает обсуждение по теме («Что ты знаешь об этом?»), подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. п. основной частью НОД является составление описательных рассказов по мнемотаблицам и схемам-таблицам (с подготовительной группы). Для закрепления полученных знаний совместно с детьми педагог изготовляет альбомы по пройденной теме с детскими рассказами и рисунками [5].
Педагоги дошкольных учреждений широко используют мнемотехнику, организуя и другие виды деятельности дошкольников: для обогащения словарного запаса дошкольников, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных произведений, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при работе со сказками, при ознакомлении дошкольников с природой, на занятиях познавательного цикла. Например, тема «Животные»: внешний вид (части тела); место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных); чем питается; как зовут детёныша; какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных); в каких сказках или мультфильмах встречается данное животное.
Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками является востребованным направлением, позволяющим не только ускорить процесс запоминания информации, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал. Метод «крокирования» (мнемотаблицы, коллажи, схемы) помогает успешно справляться с задачей развития связной речи дошкольников, что подтверждается результатами работы педагогов-практиков, описывающих свой опыт работы в этом направлении.
Литература:
- Барсукова Е. Л.. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. — 2009.- № 5. — С 18–23.
- Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера, 2009–65 с.
- Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 96 с.
- Гурьева Н. А. Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-пресс, 2010–64с.
- Сваткова Л. А. Опыт использования мнемотехники в развитии дошкольников. — Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/3794-ispolzovanie-metoda-mnemotekhniki-pri-oznakomlenii-doshkolnikov-s-mirom-professij.html
- Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 654–657.
- Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам Метод. руководство, картинный комплект. — М.: Книголюб, 2014
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, коллаж, работа, связная речь, дошкольник, игра, рассказ, слово, составление рассказов, схема.
Что такое мнемотаблицы?
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.
Знакомство крохи с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:
- Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).
- Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.
- Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.
В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.
Мнемотехники для малышей: игры для развития памяти и речи (со ссылками для скачивания материала)
Начала я писать пост о наших играх для развития речи, но он получился таким огромным, и пока там такая каша, что решила я писать частями. Сегодня мой пост о мнемотехниках для малышей.
Мнемотехника
— методы и приёмы, облегчающие процесс запоминания информации. Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы. Таким образом, при работе с мнемонемическими приёмами, улучшается память, включается ассоциативное мышление и, что касается детей, развивается речь.
Существует огромное количество мнемотехник, разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение (хорошо о нём написано здесь ), или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти. Обо всём этом много информации можно найти в Интернете.
Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами. Вот, например, мнемонемические фразы.
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги)
Пользуюсь часто вот этой: «Одеть Надежду, надеть одежду»
Или, вот мне нравится: Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырёх основных островов Японии .
Так, меня понесло, могу продолжать до бесконечности). Стоп. Теперь о детях.
Здесь я напишу о мнемотехнических играх с КАРТИНКАМИ. Уверена, все дети обожают рассматривать картинки, которые являются большим подспорьем в развитии речи малыша и пополнении его словаря. Прав был Ушинский, говоря: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету»
1.Первое, о чем хочется написать, — мнемостихи
. Идея проста: на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование). Логопеды предлагают начинать мнемотехнические занятия с ребенком от простого к сложному
-Мнемоквадраты.
-Мнемодорожки
-Мнемотаблицы
(пример я взяла отсюда)
Мы с Ульяшей как-то пропустили этап мнемоквадратов, и перешли сразу к дорожкам и даже таблицам. Для начала я решила сделать мнемозаготовки к известным Ульяне стишкам, чтобы она поняла «правила игры». Играем мы так. Читаем, называем нарисованные изображения, далее дочка бежит к своей книжной полке и ищет книжку с этим стишком. Ищем нужную страничку, вкладываем закладку. То есть игра, по принципу даже напоминающая лото.
А вот и Ульяша, увлечена игрой
Через какое-то время разрежу все на квадратики, и Ульяша будет выкладывать последовательность стихотворения. На более позднем этапе предполагается, что ребенок будет сам рисовать образы стиха. Мамы, кто практиковал такие игры, отмечают, что стихотворение ребенок запоминает на лету. Разумеется, ведь процесс превращён в увлекательную игру!
Примером мнемостихов ещё являются многочисленные «Азбуки» в стихах. У нас пока только «Азбука» Маршака, но я пока целенаправленно не учу буквы с дочкой, так что этого достаточно. И вот 1 из наших мнемодорожек.
Мнемостихами являются и акростихи, то есть те, в которых начальные буквы строк образуют слово или фразу. Но это для уже читающих деток будет интересно.
Готовых мнемотаблиц в интернете великое множество. Например, вот здесь можно скачать тематические.
А вот еще пример мнемостихов, на этот раз на запоминание цветов.
Каждый «цветной» образ представлен картинкой — трафаретом, который мы накладываем на карточку нужного цвета. На фото мы играли с «синими» карточками. Материал можно скачать здесь
Ещё мы запоминаем стихи, играя с фланелеграфом. Ульяна любит, например, стихотворение Маршака «Где обедал,воробей». Я читаю стих, в нужном месте делаю паузу, Ульяна ищет зверька, называет его и прикрепляет к доске.
Картинки для фланелеграфа можно скачать здесь
2. Близки к мнемостихам истории в картинках
, где вместо слов нарисованы картинки.
Подобные истории могут значительно обогатить словарный запас ребенка. Например, овощи можно изучать, читая такую историю.
В Интернете много готовых историй. Например, здесь
Для Ульяши такие картинки пока сложноваты. Мы начали с более простого. Для начала я сделала заготовку к сказке «Курочка Ряба», которую дочка знает наизусть.
А вот ещё один из вариантов наших игр. Сочиняю истории про Ульянку. В конце дается какое-либо задание. На фото не очень видно. На картинке история о том, что к Ульяне пришли в гости мышка, кошка и собачка. Ульяна приготовила всем угощение. А они тоже принесли Ульяше вкусный подарок. Задание для дочки: положить на тарелку что-то из еды, выбрав из множества карточек. То есть получилась игра на разграничение лексических тем (съедобное-несъедобное; еда-одежда). И конечно, Ульяша в восторге. Какому ребенку не понравится история про себя!
Многие мамы сетуют, что дети не останавливаются долго на 1 странице в книжке, быстро перелистывая все подряд. Подобные истории в картинках учат сосредоточению внимания на 1 странице. Мы с Ульяшей «читаем», водя пальчиком))))
3.Игры на определение последовательности
. Самая что ни на есть мнемотехника))) Вот, например, такую картинку часто можно встретить в детских садах.
Детишкам так проще запоминать алгоритм одевания. Многие мамы на ББ дают детям задание на расклдывание последовательности. Мы с Ульяной, например, недавно раскладывали вот такую последовательность
А еще хорошая игра на определение последовательности — шнуровка с персонажами сказки «Репка». И моторика заодно развивается!!!
4.
Много игр, основанных на мнемотехнике, есть в методике
М.Шичиды
— Сетка памяти (memory grid). Играем несколькими способами.
1. Раскладываю перед дочкой карточки, смотрим несколько секунд, переворачиваю и спрашиваю: «Давай вспомним, где спрятался…». У нас фото с процессом нет, но на видео Лизы можно посмотреть этот способ
2. Выкладываю карточки, смотрим несколько секунд, преворачиваем, выдаю второй комплект таких же. Ульяна кладет их сверху, ищет пару вслепую, переворачиваем, проверяем
3. Расчерчиваю листочек в клеточки, клею наклейки, даю Ульяне посмотреть несколько секунд. Убираю. Выдаю такой же расчерченный на клеточки листочек и набор таких же наклеек, ищем нужный домик.
Этот вариант игры нравится больше всех.
— Цепочка памяти (linking memory). Лучше Лизы я об этой игре не напишу))) Играем так же, как Лиза с Алисой
— Photo memory. Показываем ребенку картинку несколько секунд, убираем, достаем 2 картинки, эту же и очень похожую на неё. (например, на одной девочка с красным бантиком, на другой с синим), ребенок должен указать на ту, что мы показывали первой. Близки к этой игре мандалы. Об этом читаем у Лизы. И скачиваем материал здесь и здесь
5. Еще Ульяне нравится игра «День-ночь». Я раскладываю перед ней карточки, смотрим. Потом я говорю «Наступила ночь», дочка зажмуривает глаза и закрывает лицо руками. В это время я прячу одну картинку. Говорю: «Солнышко выглянуло, наступил день, просыпаемся». Ульянка открывает глаза и угадывает «Кто/что спрятался»
6. Игры на развитие тактильной и слуховой памяти
У Ульянки популярностью пользуются тактильные шарики и шумелки. Фото можно посмотреть здесь, в конце поста.
Интересно играть с тактильным мешочком. Складываем в мешочек разные предметы. По маминой просьбе Малыш должен достать ручкой предмет, угадывая его на ощупь.
Слуховую память можно развивать посредством звукового лото. Например, выдать ребенку карточки с изображениями животных и найти звуки, которые они издают. Включать по очереди, а малыш должен найти нужную карточку.
Еще вариант для тех, чьи детишки любят мультики. Скачиваем песенки, например, Винни-пуха, Трубадура и мамы дяди Фёдора. Распечатываем изображения персонажей. Включаем по очереди, ребенок подбирает картинку.
Ну и совсем усложненный вариант (для деток постарше). Выдаем портреты классиков (Моцарт, Бетховен и т.п.), включаем пьесы, ребенок подбирает картинки.
В данный момент мы с Ульяшей играем так. Есть у нас такая книжка по стихам Энтина к мультфильмам.
Скачала я все эти песенки. Включаю по одной, а Ульянка ищет страничку с нужным стихом. Дочке очень нравится. Когда поиграли в первый раз, она носила мне эту книжку целый день))) Вот ёё любимый разворот и песенка)))
Кстати, мультфильмы мы пока не смотрим. Представляю, какой восторг ожидает ребенка, когда мы начнем их смотреть!
Про наши игры пока заканчиваю))).
Мамам более старших, чем моя Ульянка, деток предлагаю посмотреть еще интересные игры с использование мнемотехник здесь
И еще есть книга Т. Полянской «
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
».
Скачать можно здесь
Надеюсь, такой большой пост вас не утомил, а, может быть, кому-то был и полезен.
Наши мнемозаготовки и другие материалы можно скачать здесь
P/S. Вижу, мой пост оказался полезным и актуальным. Девочки, давайте объединим усилия и будем выкладывать ссылки на свои мнемостишки прямо сюда, в комментариях к посту
. Юля и Любовь уже сделали это!
Веселых Вам игр!
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:
- Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
- Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
- В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
- При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.
Примеры мнемотаблиц для дошкольников
- Мнемотаблицы для разучивания стихотворений
Чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, можно использовать мнемотаблицы:
- С выражением прочитайте ребенку стихотворение.
- Затем нужно сказать малышу, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу.
- Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль.
- Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл.
- Читайте по строчке и попросите малыша повторять за вами, опираясь на картинки.
- Затем кроха может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу.
Пример заучивания стихотворения при помощи мнемотаблиц Вы можете посмотреть на видео:
- Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на схему
Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.
Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас
Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести:
- дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
- изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
- заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
- показать малышу картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
- разгадывание кроссвордов;
- разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.
Развитие дошкольников
Схемы и таблицы для быстрого запоминания
Наиболее простым способом для запоминания цифр и букв являются схемы и таблицы. Например, чтобы ребенок запомнил цифры, можно начертить схемы. В них помещаются цифры и ассоциации к ним.
Логопедический массаж для детей
1 | Карандаш, ручка |
2 | Гусь, петух |
4 | Кресло, диван |
7 | Ножик |
Чтобы запомнить буквы можно сделать таблицу. В первый столбец вписывается буква, в второй слова, которые на нее начинаются, а в третьей — изображение.
А | Арбуз, Ананас, Абрикос |
Б | Бегемот, Будильник |
В | Ворона, Вилка |
Г | Гриб |
Д | Дом, Дерево |