Урок литературы: А.С. Пушкин. Поэма «Полтава». Образы поэмы
Уроки
15–16 А. С. Пушкин. поэма «полтава». образы поэмы
Цели:
показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.
Методические приемы: аналитическая беседа, чтение произведений.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказ учащегося о Г. Р. Державине, чтение стихотворений поэта.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Александр сергеевич пушкин (1799–1837)
«У каждого возраста свой Пушкин», – писал С. Я. Маршак. Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг мыслей и переживаний юного поэта, познакомит с пушкиным-лицеистом.
2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий царскосельского парка.
Учитель. Именно тогда, в лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век, вновь и вновь заставят поэта обратиться к изучению «дел давно минувших дней».
3. Работа над поэмой «Полтава».
1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
2) Рассматривание репродукций.
Учебник, с. 77. «Полтавская баталия». В поэме «Полтава» описывается эта баталия.
3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.
– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую атаку «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.
Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит …», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)
– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки «голодный рев» – требование жертв.)
– Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)
– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)
– Каким мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним? (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен – необыкновенен, грозен для врага. Глаголы передают волнение – «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» – сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.
Карл, накануне вечером осматривая издалека лагерь русских, на-ткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке… несомый верными слугами». «Слабым манием руки» – неуверенное, слабое движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно – воодушевить свои войска.)
– Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает… вождей чужих…»? (Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла XII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») – великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!)
Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.
Домашнее задание:
выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.
Литература. 7 класс (1 часть) Медный всадник
Медный всадник (Отрывок) На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод; ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла… Вопросы и задания
Литература и живопись «Медный всадник». Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Скульпт. М. Фальконе
Примечания 1 Найдите рассказы о том, как читал свои произведения сам Пушкин (во второй части учебника-хрестоматии, в разделе «Поработайте самостоятельно» ).
|
Презентация к уроку литературы на тему «Медный всадник» 7 класс
Немного информации.
При подготовке к уроку каждый учитель выстраивает свой план или меняет чужой в зависимости от уровня развития детей в своём классе. Я столкнулась с такой проблемой: «механическое» чтение, заучивание наизусть (дети в классе всегда разноуровневые), поэтому перед анализом вступления провожу примерно такой урок комментированного чтения. А уже на следующем анализируем вступление с точки зрения выразительных средств, сопоставляем скульптурное, литературное, музыкальное произведения, работаем над вопросом: почему памятник из бронзы назван «медным» и т.д.
Примерный план 1 урока:
- Проблемный вопрос (Читаются первые строки. Почему автор не называет того, о ком пойдёт речь и выделяет «он» курсивом? Слайд 2.
- Памятник. Слайд 3. (Что подчёркивает скульптор?)
- Первое прочтение отрывка. Вопрос: о чём, о ком? Что представляете?
- Словарная работа (можно по группам или с самопроверкой)
- Чтение отрывка 2 раз по презентации с комментариями и разбором содержания.
- Определение темы и идеи. Совместное чтение по презентации 3 раз.
- Рефлексия (что узнали, что хотелось бы ещё узнать)
- Домашнее задание: выразительное чтение наизусть. И, исходя из рефлексии индивидуальные задания.
Материал к уроку
- К слайду 3.
… Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис Фальконе. Он прожил в Петербурге 12 лет, изучил документы, связанные с жизнью и деятельностью Петра Великого. Его замысел: Пётр, преобразующий страну и Россия, преодолевающая трудности, стремящаяся к прогрессу. Змея символизирует враждебные силы, мешающие преобразованиям. Для постамента был найден камень неподалёку от Финского залива. Местные его называли «Гром-камень» (якобы в него попала молния и расколола камень). Гром-камень весил около 1500 тонн. 2 года потратили на перевозку к месту установки памятника. (интересная информация о памятнике, Гром-камне в Википедии). Через 50 лет А.С. Пушкин написал петербургскую повесть «Медный всадник» о Петре I. После её публикации памятник стали называть тоже — Медный всадник.
- К слайдам 6-12.
В ходе Северной Войны со шведами, русская армия во главе с Петром 1 отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того, чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.
Пётр самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место – оно должно было находиться рядом с морем и быть пригодным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре на этом месте выросли первые укрепления.
По замыслу Петра, Санкт-Петербург задумывался как портовый город (это давало возможность вести торговлю), что также повлияло на выбор места его расположения.
Точный год основания Санкт-Петербурга – 16 (27) мая 1703 года. Именно в этот день на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Расположение крепости позволяло осуществлять полный контроль над морем и подходящими к берегу кораблями и, при необходимости, открывать по ним огонь. Сама крепость была окружена водой, что затрудняло штурм и делало её надёжным и безопасным местом.
- К слайду 13-17
. Новый город развивается очень быстро – вскоре после строительства крепости работы ведутся и на нескольких ближайших островах. Петр с самого начала задумывает Петербург как новую столицу и «Окно в Европу», поэтому город намерено застраивается на манер европейских столиц.
Петр желает построить город как можно быстрее, поэтому введена трудовая повинность. При строительстве города погибает множество людей, так как условия труда очень плохие. Свою роль в этом играет суровый климат и болота, на которых стоит Петербург.
Не дожидаясь окончания застройки Петр переносит столицу из Москвы в Петербург. Здесь же теперь находятся все важнейшие органы государственного управления.
1712-1918 гг. – Санкт-Петербург является столицей России.
- К слайду 18-21.
Петербург во вступлении повести «Медный всадник», написанной в 1833 году, — это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная. Пушкин поет гимн столице Российского государства, выражает к ней свою любовь. В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Величие образа Петра и города порождают торжественность интонации первых строк; любовь к городу – лиричность последних.
.
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/
https://historykratko.com/osnovanie-sankt-peterburga
Скачать материал
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 7 класс
Урок 17 ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ А. С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
02.02.2012 34347 2694
Урок 17 Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Цели:
познакомить с вступлением к поэме «Медный всадник»; совершенстовать навыки анализа художественного произведения, показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I; воспитывать патриотизм.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
А. С. Пушкина, как и его поэтов-предшественников, желание воскресить минувший век во всей его истине привело к изучению «давно минувших» веков.
На прошлом уроке мы с вами говорили о поэме «Полтава», а сегодня продолжим тему и прочитаем отрывок из поэмы «Медный всадник».
2. Беседа.
– Зачем Петру, России нужен был выход в Балтийское море? (Связь с Западом, торговля, обмен культурными ценностями.)
– Сколько лет длилась война, которая помогла вернуть захваченные в XVII в. земли по берегам Балтийского моря? (С 1700 по 1721 гг.)
Россия добилась победы.
Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.
3. Анализ отрывка из поэмы «Медный всадник».
– Какое решение принял Петр I? (Построить город.)
– О каком городе идет речь?
4. Работа по учебнику. Чтение отрывка (с. 77, I ч.).
5. Беседа по вопросам.
– Как автор описывает места, где решили построить город?
– Как понимаете «В Европу прорубить окно? (Выход в море для связи с Европой.)
– Какую роль должен сыграть город на Неве? (Город необходим, чтобы шведы почувствовали силу и мощь победителя, крепость-город будет вселять уверенность в безопасности. Морские корабли, на мачтах которых будут развеваться флаги всех стран, будут гостями города и страны.)
– Какие эпитеты автор подбирает, описывая город? («Пышно, горделиво. Построены дворцы и парки. Корабли стремятся к берегам Невы, одетым в гранит. Красота Москвы померкла перед великолепием Петербурга, как бывшая царица, ставшая вдовой, уступила в красоте новой царице.)
– За что Пушкин любит Петербург? (За строгость стройных строений, за бесчисленные мосты с чугунной оградой, за северное сияние, которое освещает его комнату, где он читает без свечи, без лампады. Восхищается он спящими громадами домов на пустынных улицах и медленным, величавым и мощным течением Невы.)
– Какова интонация каждой строфы?
– Каковы чувства? (I строфа – грусть, задумчивость, печаль, рожденная унылым пейзажем; II строфа – уверенность, решимость; III строфа – гордость и восхищение; IV строфа – любовь.)
Вывод. Пушкин восхищен великолепием города, которым Россия гордится и теперь. Но помним ли мы, что во время войн и строительства к его «ногам» были положены миллионы безвестных жизней?
III. Подведение итогов урока.
– Понравился ли вам отрывок?
– Какие литературные приемы позволили поэту воспеть град Петров и будущее России?
Домашнее задание:
устно нарисовать иллюстрацию, которая воспроизвела бы одно из описываемых событий Полтавской битвы (умеющим рисовать – создать иллюстрацию); выразительно читать отрывок поэмы «Медный всадник».
Индивидуальное задание: выполнить задание 2, с. 80 в учебнике (О памятниках Петру I).
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.