Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников


Центр изобразительной и художественной деятельности

Лепка, аппликация, рисование развивают мелкую моторику. Это важно для установления связей в мозгу и развития речи. Поэтому логично использовать уголок искусств в качестве развивающей речевой среды. Что можно порекомендовать для оборудования этого центра:

  • столы для ИЗО;
  • мольберты;
  • материалы для работы (краски, фломастеры, карандаши, альбомы, мелки, кисточки, трафареты, раскраски, салфетки, пластилин и инструменты для лепки, цветная бумага, клей, другое); вкладыши, наклейки, трафареты;
  • альбомы по хохломской, городецкой и другой росписи, по раскрашиванию матрешек и т.д.

центр изо

Роль воспитателя в формировании речевой среды

Речь воспитателя – главное средство обучения и формирования дошкольников. Дидактические коммуникации являются основой речевой среды, которая может обладать большим потенциалом для развития речи детей.

Л.П. Федоренко разделяет речевую среду на две составляющие: это естественная коммуникативная среда, это свободные разговоры с ровесниками и это искусственная речевая среда. Рассмотрим все эти типы более подробно.

Естественная коммуникационная среда возникает без усилий педагога, сама по себе. Но при этом она оказывает воздействие на формирование способностей ребенка. Она оказывает положительное влияние на психическое развитие и на формирование речевых способностей.

Это происходит, если с ребенком общаются те, у кого правильно поставлена речь, кто реагирует на высказывания дошкольника и отвечает на детские вопросы. Но эта среда может быть и негативной, если взрослые не обращают внимания на высказывания ребенка, не общаются с ним. Часто у таких детей появляются речевые дефекты.

Сюда можно отнести не только общение с воспитателями и родителями, но и любое общение ребенка с людьми разного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: