«Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»


Виды сказок

Сказочные произведения можно разделить на три вида. Повествующее о животных, показывающие быт людей, демонстрирующие волшебство.

Сказки о животных самые старые их корни уходят в глубину Древней Руси. Здесь очень ярко представлены образы колобка, репки лисы зайчика. Эти образы и проявления характеров учат пониманию добра и зла.

Сказки рассказывающие про быт людей очень близки к современным реалиям, в них всегда есть чему поучиться.

Волшебные сказки это целый мир в котором добро и зло выражается через проявление волшебства магии колдовства. В таких историях персонаж в лице харизматичного героя берет на себя обязательства по спасению людей, а иногда даже целого мира.

Герои действует не один, как правило, ему помогают добросердечная люди. Читая, ребёнок видит как важно прийти на помощь, чтобы в едином стремление победить зло.

Виды «лечебных» сказок

  1. Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
  2. Еще один пример сказкотерапии для дошкольников — известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов.
  3. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту.
  4. Дидактические – способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.
  5. Психокоррекционные — оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.
  6. Медитативные – формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
  7. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.

Народные сказки их роль в общем и речевом развитии

Сказания активно применяют в обучении детей творческому пересказу

Детишки увлеченно придумывают свои сюжеты, делают анализ текста, создают творческие постановки. Достигая шестилетнего возраста ребятишки обладают великолепными речевыми способностями, они могут легко фантазировать и придумывать собственное сочинение презентуя их на публике.

Можно выделить такие качества как свободное общения, умение составить сложное предложение, правильно скомбинировать и произнести длинные фразы.

Многие малыши уже самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно формулирует сочинение и рассказывают его, другим же приходится с этим сложновато, но строить фантазийные миры любят все. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными.

Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, и завоевать внимание ребенка. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума.

В дальнейшем развивается разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера.

Развитие речи

Пример сказкотерапии для дошкольников

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Роль сказки в развитии речи дошкольников

Развитие личности дошколят гармонично коррелирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций.

Многие малыши 5 лет имеет низкий уровень речевого развития. Также страдают передача эмоциональных состояний, способности связанные с артистическим проявлением , интонирование или некачественное звуковоспроизведение.

К счастью эти проблемы устраняются. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи.

Возможности русской народной сказки в развитии речи детей

Благодаря юмору, живым насыщенным выражением передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении, ребята с лёгкостью анализирует и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков.

Прочитав сказку спросите какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь.

Важную роль в развитии речи играет звуко-буквенный анализ, с которым дети сталкиваются в сказках колобок и репка. Герои в этих сказках возникают последовательно, с развитием сюжета то это последовательность повторяется, так малыши участвует в освоении звуко-буквенного анализа.

Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр, пальчиковый или театр теней, участвуя в таких постановках ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса.

Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи , улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через сказку

Развитие связной речи у детей старшей группы через сказку
Название: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через сказку. Цель: Создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Задачи: — развивать связную речь у детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; — обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми; — способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СКАЗКУ. Сказка — удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна маленькому ребенку. В мир сказок ребенок вступает уже в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка расширяет жизненный опыт ребенка, воспитывает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, любви ко всему живому, сочувствия, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, диалогами, ритмической напевностью. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией.Маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста. Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Каждая организованная образовательная деятельность, в том числе работа со сказкой, сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей: — словаря; — грамматического строя; — диалогической и монологической речи; — совершенствованию звуковой стороны речи. Дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Возможности русской народной сказки в развитии речи детей. Благодаря юмору, живым насыщенным выражениям, передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении.Дети с лёгкостью анализируют и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков. Прочитав сказку, спросите, какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы, ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь. Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр или пальчиковыйтеатр. Участвуя в таких постановках, ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса. Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи, улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука. Роль сказки в развитии устной речи. Сказочные истории помогают развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения. В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа, яркость, великолепные образы, необходимость проговаривать одни и те же речевые формы все это ставит сказки на первые места по развитию устной речи. Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений.Его речь становится богатой эмоционально. И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил: — ребёнку нужно полностью понимать прочитанный текст; — как можно полнее передавать художественный текст, — избегать нарушения логики рассказа; — использование слов и оборотов в оригинальном исполнении автора; — использование правильных синонимов; — использовать правильный ритм; — соблюдать последовательность. Чем ближе к источнику произведения, тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку.Эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст.Соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее.
Примеры игр с использованием сказок
«Шагаем в сказку» Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления. Педагог говорит название сказки, а ребёнок, шагает и на каждый шаг называет героя из этой сказки. «Помоги герою найти свою сказку» Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания. На столах разложены сюжеты из 2-3 сказок. Педагог раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети сопоставляют каждому сюжету своего сказочного героя. «Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. Например, сказка «Колобок». Педагог предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: покатился, пел, ушёл и т.д. Далее педагог предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. «Верно – неверно» Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга. Педагог читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут… Позвала внучка мышку… Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое… «Хорошо-плохо» Цель: Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку). «Сказочные слова» Цель: Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Педагог предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь; Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.). «Ложная альтернатива» Цель: Развитие внимания, связной речи. Педагог задаёт вопросы с помощью слов «или-или», но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо — утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок — заяц или волк? Кто помог вытянуть репку — дедка или бабка? «Что сначала, что потом» Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого малыша. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Роль сказки в развитии устной речи

Сказочные истории помогаю развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.

В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа кристальная ясность, яркость, великолепные образы. необходимость проговаривать одни и те же речевые формы всё это ставят сказки на первые места по развитию устной речи.

Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений его речь становится богатой эмоционально. Анализируя текст ребенок использует метафоры и эпитеты, это помогает устно выразить своё отношение к истории прочитанного материала.

Для построения основ устной речи необходимо специально обучаться.

Например Л.Б. Фесюкова рекомендует составить рифму из двух слов кузнец-удалец, после чего перейти цепочки рифм и составлению двустишия. Также можно поиграть в игру «От каждого по словечку» здесь требуется составить длинное распространённое предложение.

Наиболее важным, считает Л.Б. Фесюкова, воспитание чуткости к слову. Для этого она предлагает найти в произведении ласковые, красивые, грустные слова

Придумать длинное, и смешное слово Проанализировать слова имеющие одинаковое написание норазные смысловые значения. Например мука-мука, где от расстановки ударения зависит смысл.

Озвучить слово с использованием только согласных и предложить ребятам определить его полное звучание.

Придумать новое название сказок чтобы оно соответствовало изначальной идеи.

Сказка развивает в ребенке познавательные процессы, корректируется неблагоприятное развитие. Значительно Растет уровень Связной речи, время и пространство человек и природа, храбрость, стойкость и другие проявления жизни становятся доступными для понимания маленькими детьми. Сюжет сказок как привлекает внимание, и поддерживает интерес в ходе занятия.

Это особенно важно для детей с нестабильностью психоэмоционального фона, таким ребятам легко концентрироваться и быстро вникают материал. Обучение становится увлекательной игрой вместе с героями истории. Ребёнок получает ясное представление об окружающем мире, увеличивается кругозор и развиваются психические процессы.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Встреча со сказкой»

Программное содержание:

  • учить осмысливать поступки сказочных героев;
  • формировать навыки связного высказывания;
  • упражнять в узнавании сказок, решении нравственно-смысловых задач;
  • развивать умения выражать эмоции при помощи мимики, выразительных движений;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук, творческому воображению;
  • через формирование нравственных качеств воспитывать доброту и отзывчивость.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, мы давно уже подружились со сказкой. И я знаю вашу мечту: хотя бы на ненадолго оказаться в сказке.

Поэтому я предлагаю отправиться в тридевятое царство, чтобы встретиться там с необычными сказочными героями. А вот и сказочная волшебная дверь.

Звучит музыка из сказки «Буратино».

В. Ну что, догадались, герой какой сказки нам поможет открыть волшебные ворота? Смотрите, какая цветочная лужайка. Только цветочки поникли, головки опустили. Чем мы им может помочь? (Ответы детей)

В. От ваших хороших пожеланий мой цветочек раскрылся. В моем цветочке живет сказка «Дюймовочка». Вы тоже к цветочку подойдите, лепесточки разверните, сказку тоже там найдите. Расскажите, какая сказка?

(В моем цветочке живут сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три поросенка», «Лисица со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Лиса, заяц и петух» и т.д.)

В. Куда же нам идти дальше? Что в сказках помогает найти дорогу? (стрела, сапоги-скороходы, яблочко…).

В сказках чудеса бывают, герои путь-дороженьку теряют,

Мы присядем на пенек, и поможет нам клубок.

Давайте его нарисуем.

Мы рисуем завиточки, получаются клубочки,

Раз виток, два виток, получился наш клубок.

В. Кто нам расскажет о своем клубочке. (Рассказы детей).

С волшебными клубочками путь наш будет веселее, потому что о них вы все рассказали очень интересно. Закрывайте дружно глазки, через миг мы будем в сказке.

Звучит страшная музыка.

В. Куда мы попали?

В лесу темном есть избушка, стоит задом наперед.

Непростая там старушка, бабушка Яга живет.

(Дети изображают Бабу Ягу, а потом красивых, воспитанных детей).

В. Вам бы, конечно, хотелось увидеть себя красивыми, улыбающимися в зеркале. Но для этого нам нужно собрать зеркальце, которое разбила царица. В какой сказке это было? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Появляется зеркало. Дети смотрят, улыбаются. (Стоит теремок).

В. Хочу, чтобы и в моем теремке жили только хорошие, добрые герои. Помогите мне. Здесь разные шапочки. А вы выберите шапочки только добрых героев разных сказок. Тот, кто выбрал шапочку, может сразу поселяться в наш теремок.

В. Ой, как много жильцов поселилось в теремке. Почему здесь Красная Шапочка? Почему ты считаешь, что твой герой должен жить в теремке? (Ответы примерно звучат так: «Золушка — добрая, так как она …»)

Вы такие умнички, поэтому и смогли войти в тридевятое царство, тридесятое государство, чтобы встретится там с необычными героями.

Звучит музыка. Выходит кот.

Кот. Интересно, как это вы меня отыскали?

В. Мы в сказках побывали, о многих героях сказочных рассказали.

Кот. У меня есть звездочки. Они маленькие, как вы. Но растет человек, делает добрые дела, и тогда звездочки от радости сверкают, растут большими и растут вечно. Возьмем звездочки, украсим ими звездное небо и случится настоящее чудо.

Загорается гирлянда, звучит музыка.

Приложение 2

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки

Практические методы развития Связной речи:

Создай героям новые обстоятельства. Главные герои прежние, но обстоятельства совершенно иные от фантастических да прибрежных в текущей действительности.

Например ванька-встанька директор хлебозавода или кощей бессмертный повелитель луны. Дети с удовольствием будут придумывать новые обстоятельства и ситуации с любимыми героями, развивая собственную фантазию.

Перевирание текста используется если сказка знакома. В этом методе намерены делается ошибка к для того чтобы дети её поправили. Например сознательное ошибиться назвать Красную шапочку жёлтой.

Расскажи по-новому. Здесь можно работать не только над развитием речи, но и над развитием чувств ребенка. К примеру предложить найти гуманный способ перевоспитать мачеху и ленивую дочь из сказании о Морозко.

Спасение. Вообразите ситуации с различными вариантами решений по спасению. Дети будут сочинять сюжеты что поспособствует развитию связной речи

Придумай конец. Необходимо предложить придумать варианты концовки Метод развивает логику, проводить правильный анализ и заканчивать мысль, задействовать словарный запас.

Прорабатывать связную речь нужно проводить периодически. Обязательно нужно начинать до возраста 6-7 лет. Дети разовьют свой словарный запас научиться применять языковые средства выразительности, речь станет осмысленной и логичной.

Цели и принципы речевой сказкотерапии

Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Пересказ

Занятия по пересказу начинается уже в детсадовском возрасте, делая это устно, воспринимая сказку в собственной речи, ребёнок усиливает свое речевое развитие. Необходимо осмысленно, эмоционально, воспринимать собственный пересказ, именно в эти моменты проявляется творческая активность!

Процесс пересказа делает понимание художественного слова наиболее глубоким, а образы предстают близкими и понятными. Истории для устного рассказа должны вызывать живой отклик быть короткими и выразительными.

Лучшим материалом являются легенды о животных у них присутствуют динамичный сюжет, чёткая характеристика героев.

И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил:

  • ребёнку нужно полностью понимать прочитанный текст;
  • Как можно полнее передавать художественный текст, избегать нарушение логики рассказа;
  • использование слов и оборотов в оригинальном исполнении автора;
  • использование правильных синонимов;
  • использовать правильный ритм;
  • длительных полов;
  • соблюдать последовательность.

Чем ближе к источнику произведения тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку, эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст, соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста

Составитель: воспитатель МАДОУ №51 г.Сыктывкара «Золотая рыбка» Торлопова Татьяна Андреевна.

Овладение родным языком является важным приобретением ребенка в дошкольном детстве. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в речевом развитии. Дома ребенок проводит совсем немного времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки, которые читают родители. Поэтому к моменту поступления в школу у детей возникает множество проблем (скудный словарный запас, использование в речи неправильных грамматических форм, несформированность связной речи и т.д.) В связи с этим, у ДОУ одной из важнейших задач становится речевое развитие дошкольников.

В своей работе одним из средств развития речи я выбрала сказку.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Сказка учит детей нравственным нормам поведения. Дети черпают из сказок множество познаний. Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном, это чтение.

Поэтому я хочу рассказать о методах и приемах работы со сказками.

Наглядный метод.

Приемы:

  • Рассматривание иллюстраций, игрушек;
  • Элементарные инсценировки;
  • Просмотр видео;
  • Оформление выставок;

Словесный метод.

  • чтение произведений
  • вопросы по содержанию
  • пересказ
  • заучивание
  • прослушивание аудиозаписей

Игровой метод.

  • Элементы инсценировки;
  • Игры-драматизации;
  • Дидактические игры;
  • Театральные игры;
  • Использование различных видов театра.

О некоторых приемах подробнее.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». В нем – предметы из сказок. Задания: назови, из какой сказки предмет, расскажи отрывок и т.д.

Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки выражение».

Сюжетные картинки. Задания:

а) найди ошибку;

б) разложи по порядку;

в) что пропустили.

Драматизация.

Для малышей сложно рассказать сказку целиком. Основа актерского мастерства – театральные этюды. Можно использовать такие задания: «Кто так двигается», «Как плакал зайчик».

Беседы по содержанию.

1. Приемы, которые помогают понять содержание произведения:

  • Вопросы.

Они должны быть разнородными. Одни вопросы помогают детям дать характеристику героям сказки. Например, зайчик какой? (слабый, доверчивый, наивный, добрый). Другие вопросы помогают понять идею произведения (Почему герой поступил так, правильно ли это). Так же необходимо задавать вопросы, помогающие детям понять особенности жанра (Почему это произведение называется сказкой? Что в ней является вымыслом? Какие волшебные предметы встречаются в сказке?)

  • Рассматривание иллюстраций. Воспитатель предлагает иллюстрацию с изображением обычного колобка и задает воспрос: «Таким был колобок в сказке? Почему нет? Каким должен быть сказочный колобок?». Можно предложить две иллюстрации для сравнения. Например, обычная печка и волшебная.
  • Словесные зарисовки. Например, какая ведьма в сказке, какие у нее глаза, выражение лица и тд.

2. Приемы, которые способствуют пониманию языка сказки.

  • Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает достоинства произведения, замечает средства выразительности.
  • По просьбе воспитателя дети вспоминают самый смешной эпизод, самый грустный, самый страшный и т.д., пересказывают описания или поступки героев.
  • Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее.

Работа над сказкой дает большие возможности для развития речи. Богатый образный язык сказки помогает ребенку расширить свой словарный запас, формировать грамматический строй речи. Кроме того, дошкольники приобщаются к богатейшему культурному наследию русского народа. Следовательно, сказка – эффективное средство для развития речи, а чтобы это средство дало результат, надо применять их в работе в полной мере, используя различные приемы.

Следующая >

Сочинение сказочных историй

В развитии дошкольников большое значение имеет воображение, но к сожалению на сегодняшний день у многих уровень воображения достаточно низкий.

Когда ребенку предлагают сочинить историю он использует для этого прошлый опыт, это говорит о том что уровень воображения находится на первом или втором уровне. Как не печально, но только некоторые ребята имеют свое внутреннее виденье, используя которое прекрасно справляются с заданием сочинить историю.

Ребенок с хорошим развитым воображением обладает отличной речью, оригинальными идеями воплощая их в сказки. Чтобы хорошо сочинять необходимо иметь связную речь, то есть уметь вести монолог.

В свою очередь, чтобы вести монолог необходимо иметь накопленный опыт из жизни и литературы. Также должны быть сформированы аналитические навыки и умение заранее продумать свой рассказ.

Обучаясь сочинению важно выбрать сюжет, который будет побуждать придумать свою историю . Составление истории должно быть четким и понятным, необходимо включать простейшие описания.

Сюжет нужно выбрать опираясь на уровень развития речи и опыт ребенка, очень важно затронуть нравственный аспект и эстетическое восприятие. Помогайте ребенку в процессе сочинения, ведите ребенка по истории, задавая вопросы, это поможет придерживаться темы и логического хода истории.

Основные действия

Программа по сказкотерапии для дошкольников

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно проговорил подготовленный им текст. Различные части произведения помогут осуществить много полезных упражнений.

В процессе рассказывания проводится большая словарная работа, упражнение «Любование», которое заключается в восхищении мухой, развиваются сочувствие, благородные чувства. Детям становится интересным ведение диалога, а стихотворная форма изложения произведения помогает закрепить в памяти многообразие слов и выражений.

Во время воспроизведения сказки также можно провести беседу о том, что нельзя оставлять друга в беде, провести артикуляционную гимнастику, во время которой дети должны эмоциями показать, какое вкусное у мухи варенье. Упражнение «Страх», которое необходимо проводить во время кражи пауком мухи, научит детей изображать испуг, сыграет важную роль в развитии мимики.

Также важно сделать правильный «выход» из сказки, попросить детей запомнить все важные моменты и объяснить, какую пользу принесло им проведенное занятие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: