Развивающая предметно – пространственная среда во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС ДО методическая разработка (младшая группа)


Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

НаправленностьНазвание уголкаОснащение, материальная базаФункционирование
Познавательно-исследовательскаяУголок познавательно-исследовательской/опытно-экспериментальной деятельностиПриродные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований.Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании.
Уголок сенсорикиБольшие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.).Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста.
Уголок «Космос»Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования.Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет).
Уголок будущегоФункциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования.Знакомство с робототехникой, мастер-классы.
ИгроваяУголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Гараж»Наборы предметов и костюмов для игры; список вариантов проведения игры.Самостоятельная игровая деятельность детей 4–7 лет.
Игровой уголок для девочек/для мальчиковИгрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков.
Уголок игровой деятельностиКуклы; игрушки из различных материалов (плюшевые, пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр.Для детей 1,5–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры. Для детей 4–5 лет: сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам. Для детей 6–7 лет: самостоятельные игры.
РечевойУголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказокПодборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.).Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений.
Логопедический уголокКартинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр.Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха.
ДвигательнаяФизкультурный/спортивный уголокСпортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр.Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения.
Художественная, творческаяХудожественно-эстетический уголокРепродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами.Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами.
Уголок «Народные промыслы»Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров.Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле.
Театральный уголок, уголок ряженияДекорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок.Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия.
Музыкальный уголокПроигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр.Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций.
Нравственное воспитаниеУголок добрых делСтенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников.Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет.
Православный уголок, Пасхальный уголок, уголок РождестваНаглядный православный календарь; иллюстрированное издание Библии для детей; фигурки и картинки с изображением ангелов, церквей; декоративные пасхальные яйца; макеты «Рождественский вертеп», «Дары волхвов», «Вход Господень в Иерусалим».Чтение и обсуждение библейских историй в переложении для детей; подготовка к проведению праздничных досугов в группе (Рождество, Пасха, Медовый спас, Троица, Покров).
Уголок «Семья»Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки.Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода.
Патриотическое воспитаниеУголок родного городаФотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе».Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города.
Национальный уголокВыставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке.Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке.
Трудовое воспитаниеУголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальникаПлакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы).Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ.
Развитие социальных компетенцийУголок профессий, уголок медика, уголок железнодорожникаКниги о профессиях; фотографии людей за работой (возможности, родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии».Эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители».
Уголок транспорта, уголок ПДДКниги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры.Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов.
Создание положительной мотивацииУголок забытых вещей, уголок потеряшкиЗабавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.).Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли.
Уголок именинникаПразднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника.Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания.
Уголок питанияСтенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю.Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи.
Уголок воспитателяФотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения.Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей.
Уголок достиженийСтенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях.Поздравление призёров конкурсов.
Уголки дополнительного образованияУголок первоклассникаРабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу.Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме.
Уголок английского языкаПлакаты с буквами английского алфавита, иллюстрированными словами; проигрыватель и подборка аудиозаписей (песни, стихотворения, фоноупражнения на английском языке); картотека игр.Совместная с воспитателем деятельность по изучению букв, слов и построению диалогов на английском языке, разучивание песенок и стихотворений.
Шахматный уголокКоллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей.Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок).
КоммуникацияУголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия)Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр.Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме.

Создание речевой среды в младшей группе

Елена Подкопаева

Создание речевой среды в младшей группе

«Создание речевой среды в младшей группе

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Е. И. Тихеева.

Хорошая речь – важнейшие условия всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познание окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.

В дошкольной педагогической науке под речевой средой понимается не только предметное окружение, важно чтобы речевая среда была организована наиболее эффективно, чтобы влиять на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Поэтому создание речевой среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребёнка дошкольного возраста.

Создание речевой среды в младшей группе «Зайка»

начинается уже с приёмной, где мы встречаем наших малышей. В приёмной нашли своёместо:

Информационный уголки для родителей;

Поделки (творческие работы)

детей;

Уголок настроения;

«Чудо дерево»

.

Всё это создаёт комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Особое внимание хотелось бы обратить на роль режимных моментов в создании активной речевой среды, так ка побуждение к речевой активности, формирование воспитателями речи детей происходит в процессе живого общения с ребёнком.

В нашей группе имеются такие развивающие среды как:

Центр сюжетно-ролевых игр – помогает формировать у детей основы культуры общения через решения проблемных ситуаций. Для развития игры в группе созданы необходимые условия: оборудовали игровую зону детей мебелью, внесли различные атрибуты, куклы, наборы посуды, кроватки, коляски, машины, конструкторы и многое другое для игры в «Семья»

,
«Магазин»
,
«Парикмахерская»
,
«Больница»
,
«Строители»
,
«Автопарк»
,
«Библиотека»
,
«Театр»
,
«Домик уединения»
.

Центр сенсорного развития –в этом уголке у нас имеются игры с мелкими предметами: мозайка, пазлы, бусы, конструкторы и др., игры шнуровки (разного вида, игры с прищепками, сухой бассейн, пирамидки, кубики, пальчиковые игры, настольно-печатные игры, вкладыши разных форм, матрёшки с вкладышами, «чудесный мешочек»

, сенсорные подушки, сенсорное панно с различными застёжками, шнуровками, липучками, пробками и т. д.

Центр художественного творчества – здесь дети в свободное время рисуют, лепят, развивая тем самым мелкую моторику рук и воображение.

Центр речевого развития –в него входят: уголок книги – где читают любимые сказки и рассматривают сюжетные картинки, театрализованный уголок с различными видами театра, универсальная, многофункциональная тумба, пальчиковый театр, сказки пазлы, матрёшки сказки, куклы рукавички, фланелеграф, «королева книга»

,
«речевой дворик»
, маски, сюжетные картинки и дидактические игры.

В нашей группе имеется картотека, в неё входит комплекс артикулярной гимнастики в картинках, режимные моменты, правила поведения в детском саду, подвижные и хороводные игры, потешки, предметные сюжетные картинки для составления описательных рассказов, игры по речевому развитию, игры на развитие словарного запаса, мнемотехника, правила дорожного движения и т. д.

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

Предметно развивающая среда в 1 младшей группе детского сада

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М.А. Васильевой.:

  • Удовлетворять потребность малыша в движении;
  • Формировать положительный эмоциональный настрой;
  • Побуждать детей к активной речи.

В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности»

есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.

В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.

Игровой

Основной вид деятельности наших малышей — игровой. В нашем

собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

Так как я веду опыт работы по сенсорике, то в «Жилой комнате» имеются наборы посуды основных цветов, я связала сумочки тоже основных цветов, а в уголок ряженья я сшила разноцветные юбочки с ободочками.

помогает воспитателю в самодеятельной игре – экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.

Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Центр располагается так, что дети могут к нему подходить со всех сторон.

Дидактический стол

Дидактический стол является частью развивающих игр. Я использую его для проведения игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняю, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно.

Мы приобрели в группу разборные стульчики с инструментами для наших мальчишек. Малыши приобретают определенные навыки при действиях с отвертками и молотком.

Музыкально-театральный центр

Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра

. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Уголок ИЗО

Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности

есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.

Книжный уголок

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги
и развития речи
подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Уголок «Моя семья»

В раннем возрасте дети тяжело переживают разлуку с родителями, наша общая задача — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. И совместно с родителями для малышей был создан уголок «моя семья»

. Родители принесли свои семейные фотографии, и теперь дети в любой момент могут обратить свой взгляд на фотографию и вспомнить маму и папу. Это способствует тому, что малыш не чувствует себя одиноким, брошенным. Рассматривая фотографии, мы беседуем с ребятами, расспрашиваем их, активизируя речь детей.

Центр развивающих игр

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, насетнное панно с геометрическими фигурами.

Место для уединения

Любят дети уголок уединения, в котором можно почитать в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.

Раздевальная комната

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд «Вот мы какие», где размещены фото детей, посещающих группу. Дети рассматривают фото, называют имена детей.

Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы.

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. Все представленные вашему вниманию уголки и составляют предметно-развивающую среду.

Предыдущие статьи:
  • Формирование эмоциональной лексики у детей
  • Идеи по оформлению детского сада

Примерные эскизы и макеты уголков: фотогалерея


Эскиз оформления родительского уголка: ячейки для текущей информации, распорядка дня, демонстрации деятельности детей


Эскиз оформления игрового уголка: ячейки для информации, место для детских рисунков и поделок


Эскиз оформления творческого уголка: ячейки для информации, место для размещения детских работ


Эскиз уголка с навесными полками, ячейками и натяжными нитями для закрепления детских работ


Макет уголка для проведения игр «Кухня», «Стирка»


Макет уголка для организации игровой деятельности, также подходит для познавательно-исследовательского и книжного уголков


Макет уголка для дидактических игр с выдвижным столиком


Макет книжного уголка


Макет игровой зоны с мягкими модулями


Макет палатки для оформления уголка уединения

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: