Развивающая предметно – пространственная среда по экологическому воспитанию детей в дошкольных группах


Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации

Ирина Остапенко

Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации

«Экологическая развивающая среда в ДОУ»

Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети сразу хотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.

Чтобы иметь представление на эту тему, я кратко ее раскрою, подводя к понятию эколого — развивающая среда.

• Начнем с того, что экология – это наука, изучающая жизнь организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среды.

• Окружающая среда – это живое и неживое вокруг нас.

• Для человека окружающая среда – это все, что мы видим, и многое из того, чего невидим вокруг себя.

Соединив три определения можно сказать, что человек живет в экологической среде и является её составляющей частью. Но так, как мы многого не видим, часто не придаем значения микромиру вокруг нас, по тем или иным причинам, мы можем восполнить этот пробел и создать развивающую экологическую среду.

Вернемся к понятию «Экология»

, чтобы понимать, в каком направлении вести работу для создания
развивающей экологической среды. Вспомним, что экология –это наука, изучающая окружающую среду вокруг нас, мы часть этой среды – часть экологии. Чтобы дать элементарное представление об экологии детям, нужно создать эколого – развивающую среду, для глубокого изучения и представления окружающей среды. Так как речь идет о дошкольном учреждении, будем создавать ее там.
Итак, экологическая развивающая среда – это обозначенные специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания.

Для того, чтобы образовательное пространство выступало, как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого-развивающая средав детском саду должна способствовать:

1. познавательному развитию ребенка;

2. эколого-эстетическому развитию;

3. оздоровлению ребенка

4. формированию нравственных качеств

5. формированию экологически грамотного поведения;

6. экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность, возраст детей.

Естественно для того, чтобы эколого — развивающая среда способствовала развитию ребёнка,нужны следующие компоненты:

1. уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные)

2. мини лаборатория (материалы для экспериментирования, природный материал)

3. библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы и аудиоматериалы)

4. оформленные каждой группой игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр

5. огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры)

ВСЕ ЭТО позволяет изучить мир вокруг нас.

Для этого можно использовать дидактические игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне»

,
«Домашние животные»
, и другие.

А, вот благодаря библиотеке мы можем прочитать и представлять очень многое.

НАПРИМЕР: Узнать наименование животных Африки, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии, чем они питаются, о среде их обитания,

А вот за счет проведения субботников на участке происходит формирование у детей трудовых навыков и умений в целом. Сохраняя «Наш дом»

— природу в чистоте потому, что мы часть этой природы – этим формируем любовь к природе, и полное представление о труде, а также уважение к труду взрослых. В процессе совместной трудовой деятельности, а также коллективных работ с природными материалами у детей
развиваются социально – коммуникативные навыки.
Мы знаем, что природа ребенка окружает с детства. Дети за счет любознательности, наблюдают за природой постоянно на улице, на даче, в парке и у них происходит формирование эколого — эстетических качеств, понятие красоты природы в разное время года. Природа дает возможность ребенку видеть и реалистически понимать явление природы, различать и ощущать атмосферные осадки. В дошкольной организации можно изучить природу расширенно, выходя за рамки базовой информации. Можно организовать и провести конкурс поделок «Дары природы»

. Для этого необходимо использовать природный материал. Как правило, он разной формы, цвета и размера. Именно эти его свойства положительным
образом влияют на развитие сенсорной системы, мелкой моторики. А это, в свою очередь, имеет значение для последующего комплексного развития познавательной сферы ребенка, элементарных математических представлений, а также всех компонентов речевой системы.
Природа для ребенка всегда будет источником новых знаний о различных природных явлениях. Только умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания окружающего мира, рождает привычки делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – эти два развития единый процесс.

Благодаря эколого-эстетическому развитию идет нравственное воспитание. Только в дошкольном возрасте можно формировать любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям. По мере взросления ребенка постепенно меняется мировоззрение, изменяется представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности, воспитывать в ребенке экологическую грамотность, через бережное и любовное отношение к природе человека на нашей планете.

В заключении хотелось бы сказать, что эколого – развивающая среда в дошкольном учреждении, позволяет получить экологическое воспитание. В свою очередь, экологическое воспитание позволяет познавать природу, через наблюдения с использованием чувственного метода. Экологическое воспитание связано с наукой экология, которая связана с непрерывным процессом обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности.

НАПРИМЕРЕ, любимого и весьма доступного опыт с луком, который дети сами сажают в разный грунт, поливают, выращивают и наблюдают за процессом роста. Как мы знаем ЛУК – это продукт питания. Выращивание детьми продукции, используемой непосредственно в рационе питания детей, используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе.

Уход за цветами в группе способствуют формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы. Идет приобщение их к посильному труду по уходу за растениями и огородом.

Экологическое воспитание направленно на развитие и формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности является Экологическим образованием.

Эколого-развивающая предметная среда в ДОО

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

К.Д. Ушинский о.

Экологическое пространство – это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

познавательному развитию ребёнка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов );

— эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);

— оздоровлению ребёнка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе);

-формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

-формированию экологически правильного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

-экологизации различных видов деятельности ребёнка (условия для самостоятельных игр с природным материалом , использование природного материала на занятиях).

Рыжова Н.А. предлагает некоторые объекты, помогающие создать экологическую развивающую среду в детском саду.

Живой уголок.

Живые уголки (уголки природы) – достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них.

В течении многих лет в живом уголке рекомендовалось содержать как типично комнатных животных (морская свинка, золотистый хомячок и т.п.), так и диких, которых дети вместе со взрослыми могут принести с прогулки в лес, на реку, луг (ежик, дикие птицы, лягушки).Но с точки зрения экологического воспитания человек не может по своей прихоти приносить диких животных к себе в дом так же как и в детский сад. Наоборот, мы должны приучать ребёнка бережно относится к зверям, птицам и т.д. Наиболее просты для содержания и легко доступны для приобретения морские свинки, золотистые хомячки, белые крысы, декоративные лягушки, волнистые попугайчики, канарейки, черепахи. Однако при неправильном уходе и эти животные часто болеют и погибают. Если есть условия, можно приобрести кроликов, декоративных кур.

В состав живого уголка рекомендуется включать, прежде всего, виды, которые не могут прожить в данной природной зоне без помощи человека и которые широко разводятся в домашних условиях: канарейки, попугайчики, некоторые виды грызунов и т.п.

Для удобства работы рекомендуется оформить паспорта животных и растений. Варианты оформления могут быть разными: альбом: тетрадь или папка из так называемых прозрачных «файлов», соединенных вместе. В паспорте растения (животного) следует поместить фотографию (её можно сделать прямо в живом уголке) или рисунок этого объекта, указать научное и бытовое название растения (например, бальзамин или Ванька мокрый) и животного; если есть интересная информация – происхождение названия (например, почему морскую свинку зовут именно морской, хотя к морю она не имеет никакого отношения); родину растения или животного, условия, в которых оно живет в природе, экологические особенности, тип питания для животных, особенности образа жизни (ночной, дневной); связи с другими животными и растениями.

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, каждая характеристика животного обозначается квадратиком, растения- кругом.

В живом уголке необходимо выделить полочки или шкаф для хранения корма и ухода за растениями, животными. Здесь можно поместить красочную литературу по уходу за животными. Теплица в живом уголке может служить, прежде всего, местом выращивания самими детьми корма для животных, наблюдений за растениями и пополнения рациона дошкольников витаминами (лук, чеснок).

Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений. При правильно организованной работе живой уголок может способствовать и формированию экологически грамотного поведения детей в природе. Важно, чтобы каждый ребёнок выбрал для ухода то растение, животное, которое ему больше всего нравится, то есть общался с живыми объектами по желанию, а не по указанию взрослых.

  1. Нужно познакомить детей заранее с особенностями растений, животных.
  2. Важно также объяснить дошкольникам, что животным не подходит «человеческая пища», их нужно кормить определённое количество раз, определённым объемом пищи.
  3. Для более эмоционального контакта дети могут дать имена обитателям уголка. Наиболее простой вариант, которому они обычно следуют – присвоить животному человеческое имя. Однако вы можете предложить детям сначала понаблюдать за животными, выяснить их особенности, а потом уже, исходя из результатов этих наблюдений, давать имена.
  4. Во время ухода. Наблюдений за обитателями живого уголка постоянно нужно обсуждать с детьми различные вопросы, например: какую роль играет свет, вода, тепло в жизни животных и растений живого уголка? Почему животные едят разную пищу? Чем домашние животные похожи на своих родственников в природе и чем отличаются от них? Почему некоторые спят днём?

Зимний сад.

Зимний сад – относительно традиционный элемент среды. В нём могут быть размещены как различные группы растений. Так и отдельные животные (прежде всего птицы), аквариумы и т.д. Зимний сад традиционно выполняет оздоровительную и релаксационную функции. Здесь активизируется познавательная деятельность ребёнка, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ.

Музеи.

Относительно новым для детских садов является создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. В качестве элементов предметной развивающей среды создаются ландшафтно–этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Ландшафтно–этнографические музеи позволяют познакомить дошкольников с национальными и природными особенностями региона, с вопросами использования природы и отношения к ней людей в конкретном районе, с экологическими проблемами на примере своей местности. Музеи природы могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями (отдельные коллекции): красивых камней, сухих веток, наростов на деревьях, брошенных гнёзд (например, синички-ремеза или осиное), открыток о природе. В музеях, как и в коллекциях экологического класса не должно быть чучел животных. Ребёнок должен общаться с живыми существами своего ближайшего окружения. Для создания картинных галерей рационально использовать стены холлов и коридоров, в том числе и лестничных. В целях экологического воспитания здесь могут быть размещены пейзажи, «портреты» животных, желательно, чтобы они были представлены в разных жанрах. Создаются также мини-музеи в группах: музей дерева, музей «Друг человека» (собаки) и т.д.

Фитобар.

В последние годы во многих учреждениях, особенно оздоровительного типа, выделяются небольшие помещения, где детям после процедур и занятийв бассейне предлагается набор витаминных чаев, настоев из трав, плодов. Оздоровительное значение фитобара может дополнено познавательным и эстетическим. Использование различных лекарственных растений может послужить отправной точкой для разговора с детьми об особенностях этих растений, местах их произрастания, правилах сбора и охраны. Их красоте, привлекательности. Желательно подобрать фотографии или художественно выполненные рисунки целебных растений. Наборы таких картинок вывешиваются на стены фитобара и меняются в зависимости от составов лекарственных сборов. Во время процедур воспитатель обращает внимание детей на внешний вид растений, их названия, особенности, рассказывает посвященные им легенды.

Огород, сад.

Эти элементы развивающей предметной среды можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой. Традиционно огород используют с цель. Выработки у детей навыков ухода за растениями . знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду (как для употребления в пищу детьми и взрослыми, так и на корм для животных). Можно выделить три основных типа огородов:

1.Огород во дворе дошкольного учреждения.

2.Мини-огороды на окнах.

3.Огороды в теплицах, парниках.

Категорически запрещено употреблять в пищу продукцию с огородов, расположенных вблизи автотрасс с интенсивным движением, в экологически загрязнённых районах. Вторая проблема экологической безопасности, которая может быть рассмотрена на примере огорода (сада) – необходимость организации экологически чистого сельского хозяйства: выращивание растений без применения ядохимикатов, химических удобрений, использование биологических методов защиты растений, использование пищевых отходов, компоста в качестве удобрений.

Альпийская горка.

Альпийская горка — нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Вариативность проявляется в месторасположении горки, в видовом составе растений, внешнем виде, размерах. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает в детях эстетические чувства, любознательность, воспитывает бережное отношение к живым существам. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. Важной особенностью альпийских горок является то, что они позволяют разместить на сравнительно небольшом участке множество разнообразных растений. Если растения подобраны правильно. Альпинарий будет выглядеть привлекательно в любой сезон года – с ранней весны до поздней осени. К тому же, время от времени, вы можете изменять видовой состав растительности, создавать различные композиции растений на горке.

В условиях городов возникают трудности с сохранностью альпийской горки, поэтому один из вариантов – размещение её в экологической комнате, зимнем саду или живом уголке. В этом случае вам придется подбирать растения методом проб и ошибок, так как в комнатных условиях смогут выжить прежде всего низкорослые комнатные растения, суккуленты (с толстыми листьями). В помещениях детского сада м – это можно так же создать и мини-альпинарии – это сооружения в поддонах, крупных бетонированных емкостях, на дно которых кладется дробленый щебень, кирпич или черепица. Так же мини-альпинарий можно создать в аквариуме. Насыпав на дно керамзит и мелкие камни, среди которых будет спрятана емкость с кактусами или другими мелкими растениями.

Мини-фермы.

Многие городские дети не имеют возможности познакомиться с обычными домашними животными, поэтому некоторые детские сады, имеющие соответствующие условия, создают на своей территории мини-фермы. Как правило, они представляют собой комплекс подсобных помещений и вольер. Мини-фермы не только дают детям возможность общения с животными, но и приучают выполнять определённые обязанности, самая простая из которых – выращивание на территории сада необходимых растений и кормление животных. На примере животных мини-фермы можно обсудить с ребятами целый комплекс вопросов, касающихся их роста, развития, питания, пользы для людей и т.д.

Территория.

Грамотное оформление территории позволит педагогам эффективно организовывать процесс экологического образования. Хорошо продуманное оборудование территории позволяет воспитателю использовать обычную ежедневную прогулку для ознакомления дошкольников с новым материалом, закреплять пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах. На территории могут быть созданы мини-парки, сады, клумбы, газоны, небольшие искусственные водоемы с растительностью, воссозданы фрагменты различных природных и культурных ландшафтов (леса, луга, поля). Можно выделит участки для экспериментирования, на которых всегда будет чистый песок, вода, камни. Зимой их заменят снег и лёд.

Экологическая тропинка.

В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: 1) на территории дошкольного учреждения; 2) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер). В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы с растениями и животными, огороды, отдельные камни, которые послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть ящериц, альпийская горка. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Литература

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., Карапуз. 2000.
  2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. М., 2010.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М., 2014.

Семинар «Развивающая экологическая среда в ДОУ, как метод воспитания»

Наиболее загрязненные места отмечаются на карте красным цветом. Можно рассказать детям, что существует экологическая карта России, цель которой — выделить наиболее загрязненные места, опасные для жизни, места экологических бедствий и катастроф.

Экологические игры

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры — формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурсмарафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

4.Традиционные и нетрадиционные элементы развивающей предметной экологической среды.

Лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды

. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребенку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. (Условия в экологическом классе или помещении группы затрудняют такой вид детской деятельности в силу поставленных педагогом ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок, глину на столе, на полу и т. д.) Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т. п.). Выделение отдельного помещения для лаборатории способствует повышению интереса детей к исследовательской работе. Педагоги практически всех дошкольных учреждений, работавших по авторской программе «Наш дом — природа», отмечали, что дошкольники с огромным нетерпением ждут занятий в лаборатории.

Эколого-развивающая среда детского сада

  • 22 июля 2011

Конкурс «Педагогический альбом»
Номинация «Педагогическая среда»

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Как педагог-эколог ставлю перед собой цель – развитие экологической воспитанности дошкольников.

В экологическом образовании и воспитании программа нашего дошкольного учреждения ставит следующие задачи: освоение экологических представлений, развитие познавательных умений, овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к объектам природы, развитие экологически правильного поведения в природе.

Для решения задач экологического воспитания и образования в нашем детском саду организуется система взаимосвязанных компонентов: организация различных видов деятельности, развивающая предметная среда, экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями.

Началом работы по экологическому образованию дош­кольников, по моему мнению, является правильная орга­низация единого экологического пространства. Центром экологического образования в нашем детском саду является эколого-познавательный центр.

В эколого-познавательном центре созданы условия для экологического образования детей: есть аквариум с рыбками, бассейн – «модель пруда» для изучения и игр с водой, собрано более 40 видов растений. Это одно из самых любимых мест детей и взрослых.

Также в нём собран разнообразный методический материал, пособия, природоведческая литература, разнообразные технические средства обучения. Здесь располагаются: учебная зона «Корабль знаний», экологическая лаборатория «Эврика», мини-музей «Удивительное рядом», игровой , материал для детского творчества «Кладовая для умелых ручек», планетарий «Большая Медведица», собрание детских работ «Копилка впечатлений», , библиотека «Зеленые странички».

Дети с удовольствием приносят сюда подарки: коллекции предметов природы, поделки, рисунки. В эколого-познавательном холле есть очень интересный , где можно найти «Красную книгу Вологодской области», карту чудес земли Вологодской, рассмотреть фотографии растений и животных своей местности. В исследовательском центре можно заглянуть в микроскоп, отправиться в путешествие по карте мире, изучить модель нашей планеты.

Центры природы в группах являются зелеными островками, которые служат для воспитания экологически грамотного отношения к живым существам, а так же способствуют оздоровлению окружающей детей среды.

В каждом уголке природы более 10 видов игр экологического содержания, соответствующих возрасту детей, оборудование для детских исследований, календари наблюдений, материал для творчества, коллекции, оборудование для трудовой деятельности, результаты творчества детей.

В нашем дошкольном учреждении организована ра­бота педагогов с детьми на экологических тропах в здании детского сада и на его территории, создан уголок нетронутой природы «Уголок леса Вологодской области». При озеленении территории и помещений стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны.

Много­образие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение. Кроме того, на участ­ках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрос­лых в природе, оказывают посильную помощь, знакомятся с видами насаждений, их особенностями. Все это способ­ствует развитию наблюдательности, любознательности, фан­тазии, бережного отношения к природе.

На территории ДОУ высажены более 40 видов многолетних и видов однолетних декоративных растений, 10 видов деревьев, 15 видов кустарников. Декоративные растения подбираются таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение с мая по сентябрь.

Животный мир представлен животными разных классов: улитки 3-х видов, рыбки 4 видов; временными обитателями – кроликами, хомяками, дождевыми червями. На территории ДОУ встречаются птицы 10 видов, насекомые: бабочки 5 видов, муравьи, жуки 10 видов, пауки 3-х видов.

В помещении ДОУ выращиваются более 80 видов растений, расположенных в зимнем саду (зоне релаксации), в уголках природы на группах, в комнате развивающих игр и компьютерно-игровом центре, на лестничных пролётах и ступеньках, в эколого-познавательном центре.

Созданная для становления личности ребенка – дошкольника в ДОУ эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.

Автор: Соколова Зинаида Александровна, воспитатель-эколог 1 квалификационой категории МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30 «Цветик-семицветик», город Вологда. Стаж работы 4 года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]