Презентация «В мире игрушек»
Сегодня мы с вами поговорим об истории игрушки.(1)
Прошу внимание на экран, мы с вами отправимся в мир игрушек. (2)
Игрушка пришла к нам из далёкого прошлого. Секреты её изготовления передавались по наследству, от отца к сыну, от матери к дочери. (3) Игрушки должны были развлечь, повеселить, порадовать детей, пока их родители заняты делами. Вот так выглядели погремушки с различным мелодичным звучанием их подвешивали над колыбелью (кроваткой) ребёнка. В те далёкие времена игрушки для своих детей родители делали сами.(4)
Для сыновей папы из дерева вырезали лошадок, лодочки, повозки (5), а для дочек мамы делали кукол из ткани – вот таких младенцев и куколок. А из соломы вот таких мальчиков и девочек, маму с детьми и вот такую барышню.(6) Послушайте загадку.
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка? (МАТРЁШКА)(7)
(8)Давным – давно из далекой страны Японии в Россию привезли деревянную фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму, который был очень умным, таким умным, что его голова вытянулась от его постоянных раздумий вверх.(9) Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Поэтому выражение лица у Фукуруму было озабоченным, ведь всю семью надо как –то прокормить. Русским умельцам, народным мастерам заморский гость понравился.
(10)Решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Расписали русские художники игрушку: губки бантиком, румянец на щечках, прикрыл голову веселый платочек. И так захотелось этой игрушке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша? И стали новые игрушки матрешками.
(11) Вот так выглядела самая первая российская восьмиместная матрёшка «Девочка с петухом» художника Сергея Малютина.
Ребята, а вы знаете из чего сделана матрёшка? (12) Для изготовления матрешек используют липу: она хорошо поддается обработке: сначала делают чурочки вот такие заготовки, затем их превращают в бочоночки поделённые на две неравные части.(13) После этого на специальном станке обрабатывают внутреннюю часть заготовок, делают углубление в которое будет прятаться меньшая по росту матрёшка.
(14)Когда всё подготовлено матрёшек расписывают – раскрашивают.(15) После этого матрёшек покрывают специальным лаком и сушат.
(16)В разных селах и городах стали делать матрешек. По названию того села или города, где сделана игрушка, и стали называть матрешек. Самая яркая и красивая матрешка – из Семенова. Она своеобразной формы, более стройная, вытянутая, на ее переднике всегда яркие букеты цветов.
(17) Посмотрите, какие красивые и разные бывают матрёшки. (18, 19, 20, 21, 22, 23). Красивые?
Вопросы:
(24)Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Из чего раньше делали игрушки, из какого материала? А кто делал детям игрушки? Из какой страны к нам приехала матрёшка? У кого из вас есть эта игрушка дома? А хотели бы иметь? А у вас какая игрушка самая любимая?(25)
«Игрушка и антиигрушка»
И
консультация для родителей
«Ребенок играет не только с игрушками
, он
играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром
. Если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли он»
Юркевич Виктория Соломоновна.
В игре формируются новые качества личности и психики дошкольника:
- коммуникативные способности
- воображение
- способность к символическим замещениям
- способность к преобразованиям
- наглядно-образное мышление
- самооценка
Потенциал игры
- средство общения с ребенком
- средство обучения, воспитания, развития ребенка
- средство изучения ребенка
- средство коррекции поведения и психического развития ребенка
- средство здоровьесбережения ребенка
В игре удовлетворяются основные потребности самого ребенка:
- в общении
- в познании
- в движении
- в самовыражении и самостоятельности
- в радости, удовольствии
- в подражании взрослому
С рождения и до 4-х лет у ребёнка формируется НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ!
Действенное-от слова «действовать»! Ребёнок должен произвести за это время как можно больше различных действий с самыми различными предметами! Именно так закладывается БАЗА всех остальных видов мышления! Для того чтобы с 3,5-4 лет у ребёнка начало развиваться НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ, для того чтобы ребёнок смог подбирать способы решения задачи в уме, для того чтобы мог оперировать картинками и образами, ребёнок должен все эти задачки и действия решить с помощью РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ОБЪЕКТОВ!
К четырем годам
ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья — деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге — коврами в кукольной квартире.
Крупные игрушки к пяти годам
постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
В наше время мир игрушек многообразен. Игрушки для детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:
Сюжетные, или образные, игрушки
– куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего быта, сказочные персонажи. Одни из любимых детьми игрушки те, которые изображают зверей: плюшевые мишки, тигрята, собачки. Дети во время игры как бы одушевляют их, проявляя заботу, разговаривает с ними, руководят.
Спортивно – моторные игрушки
. Особый тип игрушек, который способствует повышению двигательной активности детей, развитию ловкости, меткость, выдержки. В среднем и старшем возрасте дети с удовольствием осваивают микромоторные настольными играми (хоккей, футбол, бильбоке), овладевают спортивными играми (бадминтоном, кеглями, городками).
Технические игрушки,
которые все больше входят в жизнь. Это разные типы конструкторов, транспорт, всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они необходимы детям, так как развивают мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, творческие способности.
Музыкальные игрушки
– погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты.
АНТИ
» Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник тридцать лет назад. Вот только сенсорная агрессия окружающей среды лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. То же и с игрушками: в них содержится идея обладания, а не радостного постижения мира.
» Вера Абраменкова, доктор психологических наук, профессор, социальный психолог детства
Анти — Игрушки, стирают грань между добром и злом
Подобные игрушки стирают грань между хорошим и плохим. Ребенок, чьи представления о моральных ценностях еще до конца не сформировались, просто не понимает, на чьей стороне ему надо играть. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины – скелеты, чудовища
и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и на стороне злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности .
« Антиигрушки» могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию.
Игры и игрушки, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками – монстрами,
формируют в детях агрессию
. Насилие воспринимается ребенком как что-то совершенно нормальное, даже героическое.
Зверушки кислотных цветов, не имеющие аналогов в реальном животном мире
Уродцы с искаженными пропорциями, «лишними» частями тела, лишь отдаленно напоминающие настоящих зверей, могут быть по-своему милы. Очевидно, что пронзительно-синий медведь с парой лишних лап полезных знаний дать не может. А, кроме того, перенасыщенность яркими красками и деталями развивает у малышей тревожность, провоцирует нервозность.
Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, способствующие развитию агрессии. Учите детей играть, использовать предметы – заместители, воображаемые предметы. Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек.
Для ребенка игрушка
– источник радости, предмет для творчества, психологическое средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.
В последние годы ученые разработали критерии экспертизы игрушки,
которые включают, помимо медицинских и экономических критериев (качество материалов и степень обработки), а также эстетических (красота и совершенство) , еще и психоэмоциональные (радость и удовольствие), педагогические (развитие способностей, умений) и другие требования, согласно которым игрушка должна также соответствовать требованиям: креативности (развитие, творчество, сотрудничество), культурообразности (соответствие культурным архитипам) и психотерапевтичности (установки на здоровье, позитивные перспективы).
Ребенок-дошкольник активно осваивает
мир, чтобы его преобразовать, ощущая
себя ТВОРЦОМ,
и игрушка – необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее
ценность для развития творческого
потенциала самого ребенка.
Материал подготовлен при помощи Интернет-ресурсов