Проверочная работа по биологии 6 класс по теме » Фотосинтез» тест по биологии (6 класс) на тему
6 класс. Тема: фотосинтез.
Вариант 1.
1. Фотосинтез происходит:
а) только на свету б) в темноте в) только осенью г) только ночью.
2.Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растений, приводят к образованию:
а) сахара, который затем превращается в крахмал; б) крахмала, который затем превращается в сахар; в) крахмала или сахара; г) крахмала и сахара.
3. Углекислый газ необходим растению для:
а) дыхания , б) фотосинтеза, в) размножения , г) поглощения воды.
4. Обесцвеченный лист растения, который стоял на свету, при обработке йодом:
а) желтеет б) обесцвечивается в) синеет г) не изменяет цвета.
5. Поглощаемая растением солнечная энергия запасается в:
а) минеральных веществах б) органических веществах в) кислороде г) воде.
6. Значение растений для животных состоит в том, что они:
а) выделяют углекислый газ , б) поглощают воду и минеральные вещества
в) выделяют кислород , г) образуют перегной.
7.Основной продукт фотосинтеза –
А)Сахар б)Кислород в)Белки г)Соли
8. Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные:
А) Фотосинтез- это процесс образования на свету из углекислого газа и воды органических веществ.
Б) Фотосинтез происходит в темное время суток.
В) Фотосинтез происходит в хлоропластах.
Г) Для обнаружения крахмала в листьях используют спиртовой раствор.
Д) Обесцвеченный лист растения, который прежде стоял на свету, при обработке йодом синеет.
Е) В процессе фотосинтеза растение выделяет углекислый газ.
Ж) углекислый газ необходим растению для фотосинтеза.
Вариант 2.
1. Фотосинтез происходит в:
а) ядре б) вакуолях в) цитоплазме г) хлоропластах.
2. В процессе фотосинтеза растение:
а) поглощает углекислый газ б) поглощает кислород в) выделяет углекислый газ г) образует минеральные вещества.
3.Фотосинтез- это процесс:
а) образования органических веществ в хлоропластах на свету из углекислого и воды;
б) разрушения органических веществ в листьях; в) образования минеральных веществ на свету г) поглощения растением углекислого газа и воды
4. Чтобы обнаружить крахмал в листьях используют:
а) воду б) йод в) спирт г) кислород.
5. «Космическая роль» зелёных растений заключается в том, что они: а) улавливают и запасают солнечную энергию б) поглощают воду в) поглощают минеральные соли г) поглощают кислород.
6. Благодаря испарению воды растение:
а) создает органические вещества б) растет в) размножается г) охлаждается.
7.Основной продукт фотосинтеза –
А)Сахар б)Кислород в)Белки г)Соли
8. Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные:
А) Фотосинтез- это процесс образования на свету из углекислого газа и воды органических веществ.
Б) Фотосинтез происходит в темное время суток.
В) Фотосинтез происходит в хлоропластах.
Г) Для обнаружения крахмала в листьях используют спиртовой раствор.
Д) Обесцвеченный лист растения, который прежде стоял на свету, при обработке йодом синеет.
Е) В процессе фотосинтеза растение выделяет углекислый газ.
Ж) углекислый газ необходим растению для фотосинтеза.
Разработка урока по ФГОС в 6 классе по теме Фотосинтез
Урок по ФГОС в 6 классе
Автор: Акманаева Светлана Витальевна — учитель биологии высшей квалификационной категории, МБОУ Средняя общеобразовательная школа №45 с углублённым изучением отдельных предметов» город Набережные Челны, Республики Татарстан
Тема: Фотосинтез
Задачи урока:
- продолжить формирование понятия о способах питания растений;
- познакомить учащихся с воздушным питанием растений;
- раскрыть понятие «фотосинтез»; показать, что свет — необходимое условие протекания фотосинтеза, раскрыть роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;
- выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;
- сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза, опытным путём доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на свету.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
— что фотосинтез — воздушное питание;
— что способность к фотосинтезу — важнейшее свойство зеленых растений;
— условия необходимые для протекания фотосинтеза;
— результатом фотосинтеза является образование органических веществ в растениях;
— побочным продуктом фотосинтеза является кислород,
Учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдения за зелеными растениями,
-осуществлять постановку биологических экспериментов,
-объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,
— раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.
Метапредметные:
Регулятивные
—
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— давать определение понятиям;
— проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Коммуникативные
— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Личностные:
— формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
— развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе;
— развитие самостоятельности;
— формирование осознанной мотивации к выполнению задания;
— формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.
</ Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при обсуждении виртуального опыта, решение проблемных вопросов, работа в тетради, работа в парах при составлении схемы, работа в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II.
Мотивационно — целевой этап
. Звучит музыка
.
Актуализация знаний. Определение темы урока.
— Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?
400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно. Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить. Уже в 6 веке в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Люди видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи.
Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?
Ответ был найден, но для этого потребовалось почти 2 века…
— А вы можете сейчас ответить на этот вопрос? Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, я предлагаю вернуться на 4 века назад и познакомиться с экспериментами, которые были поставлены учеными для ответа на эти вопросы (использование презентации)
III.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Каждая группа получает карточку с материалом для анализа с вопросами.
Задание каждой группе:
выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу.
1 группа:
Опыты ван Гельмонта
Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян ван — Гельмонт поставил опыт — поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г. питательных веществ для ван — Гельмонта осталось загадкой.
Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения
. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.
Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело только с участием минеральных солей почвы.
2 группа
Опыты Джозефа Пристли и Ингенхаузена
Вывод: 1)листья выделяют кислород;
2) образуется он только на свету.
Проблемный вопрос:
— В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты
Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи.
Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил
противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты
гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему?
3 группa
Опыты Жана Сенебье
Вывод: 1)образование кислорода в листьях происходят только при поступлении в них углекислого газа
2) без СО2 кислород не образуется
4 группа
Опыты Юлиуса фон Сакса
Выводы: 1) на свету в клетках образуется крахмал;
2) процесс идет только в зелёных частях листа, где есть хлоропласты;
3) для образования крахмала нужен углекислый газ
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
Итак, обобщим полученную информацию:
- Какова тема сегодняшнего урока? (питание растений — фотосинтез)
- Какой процесс позволяет растениям питаться? (фотосинтез)
- При каких условиях идёт фотосинтез? ( СО2, вода, солнечный свет и хлоропласты)
- Какое вещество образуется в процессе фотосинтеза и питает всё растение? (крахмал)
- Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? (только имеющих хлоропласты)
- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (фильм «Солнце, жизнь и хлорофилл»)
(с 2:13 мин.)
Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и
обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислород
для дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими планеты» будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством.
Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% — наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.
Проблемный вопрос:
- Где и как можно увеличить интенсивность фотосинтеза?
— В теплицах и парниках человек создает определенные условия — освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.
Для чего человек создает такие условия?
— Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
Вывод: листья — это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса.
V. Объяснение и понимание домашнего задания: Оценивание
Изучить параграф №16; подготовить свой рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза и ответить на ? темы в рабочей тетради.
VI. Рефлексия
— Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти
заводской дым?
— Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам.
Правильно ли она поступила? Почему?
Фотосинтез идет
на светукруглый год.
И он людям дает пищу и
кислород.
Очень важный процесс —
фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, уголь, сено, дрова —
Фотосинтез всему этому
голова.
Воздух
чистбудет, свеж, как легко имдышать!
И озоновый слой будет нас
защищать.