Роль перчаточного театра в жизни ребенка консультация (младшая группа) на тему


Значение и цели театрализации

Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.

Театрализация — незаменимый элемент утренников

Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает:

  • работу над выразительностью реплик персонажей;
  • расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
  • совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.

Кроме того, целями театрализации являются:

  • всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
  • стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
  • развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
  • формирование социальных навыков поведения;
  • приобщение дошкольников к чтению;
  • развитие режиссёрских навыков;
  • воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.

Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов, советский психолог

Видео: презентация видов театра для детского сада (настольный из вязаных игрушек, на банках, на ложках, театр теней)

Театральная постановка «Театр «Бибабо»»

Театр «Бибабо»
Цель:
развивать творческую речевую активность детей.

Задачи

Образовательные:

упражнять в лексическом оформлении высказывания; активизировать употребление в речи слов, используемых в сказках; упражнять в грамматическом оформлении высказывания, использовании прямой речи; создавать условия для сенсомоторного уровня речи; развивать артикуляционную моторику; интонационную выразительность речи; закреплять умения программирования повествовательного высказывания; упражнять в коллективном составлении творческого высказывания.

Развивающие:

развивать осознанную речевую активность при составлении творческих высказываний; речемыслительные операции; слуховое восприятие.

Воспитательные:

воспитывать умения работать в коллективе: договариваться, распределять роли, совместно действовать, ориентироваться на партнера.

Предварительная работа:

инсценировка сказок в театре «Бибабо»; чтение сказок; дидактические игры «Угадай, кто говорит» и «Угадай, кто позвал».

Оборудование:

куклы театра «Бибабо» (на три подгруппы детей); модель телевизора; микрофон; сарафан и платок для «бабушки Рассказушки»; «волшебный сундучок»; аудиозапись музыки из телепередачи «В гостях у сказки»; ширма.

* * *

Создание речеактивизирующей ситуации

Воспитатель играет роль бабушки Рассказушки.

Звучит аудиозапись музыки из телепередачи «В гостях у сказки». Бабушка Рассказушка сидит за моделью телевизора, рядом с ней волшебный сундучок. Бабушка Рассказушка.

Здравствуйте, дорогие мои! Сегодня к вам в гости опять пришла сказка. В прошлую нашу встречу столько новых интересных сказок вы рассказали для моего волшебного сундучка! Сегодня с вами хотят встретиться новые сказочные герои, может быть, и про них вы сочините новые сказки?
(Достает из волшебного сундучка кукол театра «Бибабо»: старика, старуху, серого волка, лису, медведя, царевича, королевну.)
Это герои будущих сказок. Сейчас мы разделимся на три команды, каждая будет сочинять свою сказку, а потом покажет ее в телепередаче «Театр «Бибабо»». А вот какой команде достанутся какие герои, мы сейчас узнаем. Дети делятся на три команды по желанию. Куклы прячутся за ширму. Один ребенок заходит за нее, выбирает там любую куклу и голосом этого персонажа говорит: «Добро пожаловать в сказку!» Другие дети должны угадать, кто это. Отгадавшая команда получает этого сказочного персонажа.

Первый раз показать игровые действия может воспитатель. Развитие действий внутреннего программирования

После того как команды получили своих сказочных персонажей, бабушка Рассказушка просит детей вспомнить последовательность составления рассказа без опоры на модель. Затем приводятся правила, которые дети должны соблюдать при работе над сказкой: сказку надо придумывать вместе; после ее сочинения, распределите роли, кто каким будет персонажем, не забудьте выбрать ведущего, кто будет говорить текст сказки; прорепетируйте сказку. Создание условий для сенсомоторного уровня речи
Физкультминутка
«В гости сказка нас зовет…» В гости сказка нас зовет, Дети ходят по кругу.

Становитесь в хоровод.

Прямо от порога

Ждет нас путь-дорога. В сказке темные леса Руки поднимают вверх, тянутся.

Вырастают в небеса.

Посидим с друзьями Садятся на пятки.

На острове Буяне. Гуси-лебеди летят, Кистями рук изображают взмахи
крыльев.
Поздороваться хотят.

Обсушите перышки Выполняют упражнение для пальцев

И поклюйте зернышки. «Курочка клюет зернышки».

Конь волшебный проскакал, Выполняют упражнение «Лошадка».

Волк голодный зарычал. Произносят звук [р-р-р].

А три умных кошки Выполняют упражнение «Гармошка».

Играют на гармошке. Активизация языкового оформления высказывания

Дети работают в командах. Воспитатель оказывает подгруппам помощь в составлении сказки, распределении ролей, напоминает о необходимости придумывать диалоги для персонажей, контролирует взаимодействие детей в подгруппах, предотвращает конфликты и помогает договориться.

После того как сказки придуманы и отрепетированы, дети по очереди разыгрывают их в театре «Бибабо». Сказки анализируются детьми по вопросам: Понравилась ли вам сказка? Что больше всего понравилось? Понятна ли была сказка? Никакая часть не пропущена? Какие персонажи в сказке получились более выразительными, похожими? (индивидуально следует похвалить тех, кто изображал персонажей.) Интересная ли получилась сказка? Не похожа ли она на какую-нибудь уже известную? Можно ли ее сохранить в сундучке бабушки Рассказушки?

После всех сказок бабушка Рассказушка благодарит за новые сказки и уходит.

Работа в театральном уголке

Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:

  1. Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки).
  2. Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя.
  3. Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках.

    Работа с напольными куклами очень сложна, но увлекательна для детей — нельзя использовать мимику

  4. Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит.

Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.

Мастер-класс «Мир перчаточного театра»

Арская Вероника

Мастер-класс «Мир перчаточного театра»

Арская Вероника Викторовна

Мастер-класс для воспитателей «перчаточный театр своими руками»

Мастер-класс: «Мир перчаточного театра»

Цель: Заинтересовать и побудить воспитателей к изготовлению перчаточного театра, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.

Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов через

Формирование представлений о разнообразии кукольного театра, изготовление куклы из подручного материала.

Задачи. Дать практические знания и умения по изготовлению простейшего перчаточного театра.

Задачи:

• Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.

• Познакомить с технологией изготовления перчаточной куклы, используя в работе бросовый материал.

• Повышение профессионального уровня и обмена опытом участников, расширения кругозора.

• Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра.

Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения;

Воспитывать интерес к театральной деятельности, к популяризации инновационных идей, авторских находок.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

— понимание его участниками сути работы педагога-мастера;

— практическое освоение участниками мастер-класса навыков в изготовления игрушек для кукольного театра;

— активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

— повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности.

Уважаемые коллеги. Тема нашей встречи сегодня «Кукольный театр своими руками»

,задача: изготовление
театральных персонажей из бросового материала.
Для работы нам понадобится : флис (разных цветов, шаблоны героев сказок, клеевой пистолет, аксессуары для оформления и украшения,и желание творить).

Перерисовать шаблоны на флис, вырезать, затем оформить героя и приклеить клеевым пистолетом к перчатке. Перчатки лучше взять размером на детскую ладошку, чтобы детям было удобно и легко играть. Они яркие, мягкие, поэтому детки их обожают, легко стираются, экологичны. С их помощью можно показывать знакомые сказки, такие как «Теремок»

,
«Колобок»
,
«Волк и лиса»
и другие, а также потешки, стихи.

Театрализованная деятельность дошкольников. Театр би ба бо

Марина Владимирова

Театрализованная деятельность дошкольников. Театр би ба бо

Театрализованная игра в жизни дошкольника

Дети дошкольного возраста очень любят сказки. Слушая сказку, ребенок представляет себя в той или иной роли, мысленно попадает в «сказочные ситуации»

, открывая для себя нечто сокровенное и волнующее. В душе каждого ребенка таится желание свободной
театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи. Они – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Использование театрализованных игр в работе с детьми помогает им применять полученные знания на практике, проявлять творчество в различных видах театральной деятельности
Немного истории

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землей, в воде живут разные боги, злые и добрые духи. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, возили на колесницах, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища все больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, чертях, ангелов,высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

Кукольный театр – вид театрального представления, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

Театром кукол би-ба-бо или театром «Петрушки»

называется
театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупатццы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки.
Петрушка – любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти. В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода)

: Петрушка и лекарь
(городовой)
. Сюжеты были самыми обычными, например, Петрушка женится или покупает лошадь. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом его расправы были достаточно жесткими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала
«небесная кара»
Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924г. не обрел, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ БИ-БА-БО

Куклы би-ба-бо можно приобрести в магазинах или сшить самим. Самая простая кукла состоит из тельца-рубашки, головы и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода.Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластмассового шарика, папье-маше. Можно также использовать старые куклы и резиновые игрушки. Если кукла тяжела для вождения, то можно использовать гапит (деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой)

.

Процесс изготовления куклы состоит из нескольких этапов: подбор материала, раскрой деталей, прошивание, набивка, сборка,

Правила работы с куклами би-ба-бо

Если куклу провести по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Чтобы показать, что кукла идет, надо ритмично продвигать ее вперед с очень незначительными подскоками или покачиваниями из стороны в сторону. При беге эти движения делаются чаще и более резко. Девочка может идти вприпрыжку. Старик ритмично наклоняет согнутый корпус вперед.

Кукла должна выходить не сразу, как из-под земли,а постепенно: сначала появляется ее голова, затем плечи, грудь и только при приближении она показывается немного выше колен. На этом уровне кукла должна быть все время, т. е. не опускаться и не подниматься. Уходя с ширмы, кукла должна не проваливаться вниз сразу, а удаляться постепенно в глубину ширмы и так же постепенно опускаться.

Посадить куклу можно двумя способами. Если у куклы есть ноги, надо повернуть ее лицом к зрителям, перекинуть ноги через ширму и немного опустить куклу. Если у куклы нет ног, надо поставить ее к зрителям в профиль, немного опустить и свободной рукой снизу расправить ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги.

Если кукла должна лечь, сначала ее сажают, а потом кладут голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут спиной к зрителям, чтобы они не видели открытых глаз.

Если на сцену выходят две куклы сразу, то кукол выводят с разных сторон ширмы. Тот, у кого кукла на правой руке, встает с правой стороны ширмы, у кого на левой руке – с левой стороны.

Кукла, которая говорит, слегка двигается или немного жестикулирует. Кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящего.

Все предметы, находящиеся на ширме, должны быть обыграны. Если ставят дерево, куст, пенек, то за дерево или куст кукла может спрятаться, поискать грибы; на пенек – сесть и т. д., в зависимости от текста. Не надо загромождать ширму ненужными вещами, которые в спектакле не будут использованы. Декорации, реквизит и бутафория обычно по размеру не пропорциональны куклам, их делают немного больше самих кукол.

По возможности все оформление и отдельные мелкие вещи делают объемными или полуобъемными.

Театрализованные игры как средство всестороннего развития ребенка

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Театрализованныеигры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Умственное развитие: образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Нравственное воспитание: Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного Эстетическое влияние театрализованныхигр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: