Мастер-класс для педагогов: «Волшебные круги Луллия»


Развивающее пособие «Кольца Луллия»

Старший дошкольный возраст — это благоприятный период для развития логического мышления и творческого воображения. Наряду с развивающими настольными и словесными играми я использую элементы системы, разработанной философом Раймундом Луллием. Разработчики ТРИЗ адаптировали его методику к дошкольному учреждению, так появилось развивающее пособие «Кольца Луллия». Данное пособие эффективно решает развивающие задачи, такие как развитие логического мышления, воображения, речи и т.д.

Как сделать кольца Луллия

Изготовить кольца Луллия очень просто. Вам понадобится стержень от старой пирамидки и круги из плотного картона разного диаметра. Кольца, разделённые на одинаковое количество секторов должны поворачиваться в любом направлении, создавая разнообразные комбинации.

Методика работы с кольцами Луллия

Принцип работы следующий. Например, вы знакомите дошкольников с животными. На одном из колец помещаются изображения животных, на втором места их обитания, на третьем пища животных. Вращая кольца и соединяя сектора дошкольники запомнят, что птица живёт в гнезде и питается насекомыми, а пингвин во льдах и ест рыбу.

С возрастом эту игру можно усложнить, предложить детям подумать, что будет с белкой, если она попадёт в гнездо и будет питаться морковкой (соединять сектора в любой комбинации могут дети и составлять таким образом творческие рассказы).

Использовать кольца Луллия можно в любых областях. Например, закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра), знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном), развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах). Варианты использования этого пособия безграничны. Знакомя детей с рукотворным и природным миром я изготовила такие кольца Луллия.


На самом большом изображены предметы или явления природы, на втором круге часть какого-либо предмета, а на третьем значки — рука или место, где можно встретить данное явление. Вращая кольца, дети выясняют, что у платья есть пуговицы и сделано оно руками человека, а дерево создано природой. Варианты творческих заданий с использованием этих колец:

  • бывает ли медведь или слон, созданный не природой, а человеком? (статуэтки, дети лепят животных, может быть нарисованный слон и т.д.).
  • а можно ли встретить чайник с колёсиками, попробуйте сочинить весёлую историю про такой чайник.

> Целесообразно подобрать круги с изображением образцов материалов — древесина, пластик, стекло и т.д., разнообразные предметы мебели, посуды, бытовые приборы. Пригодится и круг с разными оттенками цветов, а так же с изображением местонахождения разных объектов. Нанизав на стержень такие круги и раскрутив их в произвольном порядке можно фантазировать очень долго. Например, придумать, зачем на космической станции голубой телефон из ткани. Ответы детей будут очень неожиданными и к тому же это очень весёлое занятие.
Чем больше будет изготовлено съёмных колец, тем интереснее и разнообразнее могут быть развивающие творческие задания для детей. Надеюсь, материал был полезен для Вас, уважаемые коллеги. Удачи и творческих успехов!

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов

«Занимательные круги Луллия»

Собкович Любовь Анатольевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Лесная сказка»

Цель:

формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию активного словаря дошкольников.

Оборудование: к

артинки с изображением объектов и материалов; большой круг на тканевой основе, разделенный на сектора; карточки-схемы; графин воды; буклеты.

Предварительная работа:

разработка буклетов «Методика «Кольца Луллия»

Ход мероприятия

1. — Сегодня я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Кольца Луллия». Основоположником этого метода является Раймунд Луллий. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. Лелюх Светлана Викторовна, Сидорчук Татьяна Александровна и Хоменко Николай Николаевич на основе метода луллизма разработали методику для детского сада — «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие — круги Луллия.

Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. В своей практике я использую сменные картинки, что позволяет использовать одну и тужу основу – круг- для разных игр.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

2. Авторы методики «Кольца Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:

  • 1-й тип: «Найди реальное сочетание».

    Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)

  • 2-й тип: «Объясни необычное сочетание».

    При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)

  • 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».

    В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

  • 4-й тип: «Реши проблему».

    В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

— Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Стекло – чемодан».

— Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)

— Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?

— Какие недостатки у стеклянного чемодана?

— Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.

Варианты педагогов

— Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь у вас это задание вызвало положительные эмоции, также как у детей, которые играют с кругами в детском саду.

3. Подобные игры можно организовывать и не имея под рукой пособия. И сейчас мы с вами попробуем это сделать. Я приглашаю выйти тех, кто получил карточки от моего помощника.

Рабочим материалом в игре, которую я для вас приготовила, будут картинки с изображением объектов и материала.

— У кого карточки с изображением материала образуют внутренний круг.

— У кого карточки с изображением объектов образуют внешний круг.

— Какое изображение у нас оказалось под стрелкой? (………) Первое наше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, о внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под стрелку не попадет подходящий для этого материала объект.

Педагоги выполняют задание.

— Какое сочетание у нас получилось? (…………) Молоды!

— Для игры «Объясни необычное сочетание» будем раскручивать два круга Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний против, до тех пор пока я не проговорю слова. Готовы?

Ходим кругом друг за другом.

Только надо не зевать.

Все, что стрелка нам покажет,

Будем дружно называть.

Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас мы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Когда, или где такое сочетание может случится?

— А теперь мы переходим к третьему типу игры «Придумай фантастическую историю или сказку». Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды злой волшебник…

Заслушивается один рассказ.

— Обычно дети все вместе начинают рассказывать, и получается коллективный рассказ.

— Большое спасибо уважаемые коллеги. Четвертым заданием в нашей игре должно было стать «Решение проблемы», но мы рассмотрели её чуть ранее на примере стеклянного чемодана.

— Сейчас, я хотела бы представить вам еще один вариант игры, который появился в нашей группе в ходе работы над опытом. Для этого у нас есть этот замечательный разноцветный круг. Вы видите на нем сектора, такие же как на кругах Луллия.

— Для игры нам нужно 8 человек. Правила игры просты. Наша задача рассказать о предмете, который находится в центре куга, с опорой на схемы, расположенные в секторах круга. Все они вам знакомы. Когда я начну произносить слова, вы будете двигаться по кругу, как только я закончу – вы должны остановиться. Объектом, который мы будем описывать сегодня станет вода.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте – знак найди,

Предмет в центре опиши.

Педагоги описывают объект с опорой на свою схему.

— Я благодарю вас, коллеги, можете присесть. Такая игра может быть использована на занятии, в качестве приема для подведения итога, может быть использована в совместной деятельности в режиме дня. Если в группе большое количество детей, можно попросить их дополнять ответы участников, но не повторять.

4. – В своем мастер-классе я постаралась кратко представить основные положения организации игр с кругами Луллия. Вы может использовать на практике тренинги в полном объеме, а можете включать в образовательный процесс отдельные игры. Все зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе.

И в заключении я хотела бы предложить вам ответить на вопрос «Соответствует ли данная методика ФГОС ДО?» (……………)

Какой самый первый принцип стандарта… «Сохранение уникальности и самоценности детства и реализация образовательной программы в формах адекватным данному возрасту ребенка. И прежде всего это ….игра».

Круги Луллия – это тоже игра. Дидактическая игра, где в игровой форме скрыты задачи по развитию ребенка.

Какие задачи по речевому развитию определяет для нас Стандарт? «Овладение речью, как средством общения, связной грамматической речи монологической и диалогической, речевого творчества». Могут ли они решаться в играх с кругами Луллия?

(….)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Кольца Луллия» соответствует Стандарту дошкольного образования и вполне успешна может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.

Если вас заинтересовала данная тема, я приготовила для вас информационные буклеты.

Проект «Волшебные Круги Луллия!»

— На индивидуальных и подгрупповых занятиях.

— В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).

— В игровой деятельности вне занятий.

— В самостоятельной деятельности детей

Можно выделить этапы воспитателя в играх с «Речевыми Кругами Луллия»: воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

Воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

Воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе познавательной работы.

Воспитатель осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:

— игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца;

— игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца;

— игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.

В дальнейшем после продолжительной работы с детьми, можно расширять их деятельность:

Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: «Подберите карточки с изображением домашних животных».

Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.

Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.

Распространение педагогического опыта с применением новых педагогических технологии.

Мы убеждены, что адаптивное использование «Кругов Луллия» в группах с воспитанниками всовместнойи самостоятельной деятельности поможет детям в повышении уровня речевого развития детей, а так же развивается познавательная активность, мелкая моторика рук, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]