Рабочая программа по технологии для 2 класса начального общего образования образовательная система «Школа 2100» 1 час в неделю (всего 34 часа)


Технология 2 класс Школа 21 века

Учебно-тематическое планирование

Тема раздела № урока Тема урока Характеристика деятельности учащегося
Как человек учился мастерству Природа и человек. Освоение природы Использовать природные материалы в повседневной жизни человека, о технологиях обработки природных материалов. Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения
Как родились ремесла. Как работали ремесленники-мастера Соотносить процесс и результат труда с использованием зрительных опор и аналогий.
Каждому изделию — свой материал Применять приобретенные знания и умения при изготовлении изделий из разных материалов
Разные материалы — разные свойства Делать простейшие обобщения
Каждому делу — свои инструменты. Познакомимся с инструментами Делать простейшие обобщения и выводы
От замысла — к изделию Делать простейшие обобщения
Выбираем конструкцию изделия Делать простейшие обобщения
Что такое композиция Делать простейшие обобщения
Симметрично и несимметрично Делать простейшие обобщения
Разметка деталей. Подбирать изделия по заданным условиям
Отделение детали от заготовки. Подбирать изделия по заданным условиям; различать однодетальные и многодетальные изделия
Сборка изделия. Различать однодетальные и многодетальные изделия.
Отделка изделия. Воспринимать красоту изделия; разрабатывать эскиз изделия.
Что умеет линейка Различать материалы и инструменты по их назначению; готовить место
Учимся читать чертеж и выполнять разметку Читать простейший чертеж
Разметка прямоугольника от двух прямых углов Различать материалы и инструменты по их назначению; готовить рабочее место
Разметка прямоугольника от одного прямого угла Применять освоенные умения в жизненной ситуации
Что умеют угольники Наблюдать, сравнивать, делать обобщения; проводить исследование
Разметка прямоугольника с помощью угольника Работать с угольником
Как разметить круглую деталь Работать с опорой на инструкционную карту
Как человек научился делать одежду Как появились натуральные ткани Проводить самостоятельные исследования; классифицировать свои наблюдения
Свойства и строение натуральных тканей. Проводить самостоятельные исследования; классифицировать свои наблюдения
Технология изготовления швейных изделий Выполнять различные стежки
Волшебные строчки Выполнять вышивку аккуратно, ровно
Как человек учился выращивать сад и огород Что любят и что не любят растения. Поводить исследования и самостоятельные наблюдения
Что выращивают дома и возле дома Классифицировать
Технология выращивания растений Проводить исследования и самостоятельные наблюдения
Как размножаются растения Проводить исследования и самостоятельные наблюдения
Инструменты растениевода. Классифицировать инструменты
Особенности растений. Различать материалы и инструменты по их назначению
Как человек придумал себе помощников – машины и механизмы От телеги до машины Классифицировать виды транспорта
Макеты и модели. Использовать приобретенные знания в жизни в групповой работе, Отличать макет от модели
В воздухе и в космосе Работать самостоятельно с помощь инструкционной карты.
3435 В водной стихии Работать самостоятельно с помощь инструкционной карты; правильно классифицировать транспорт

2 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Технология. Ступеньки к мастерству» Е.А. Лутцева (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» — 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009) и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Технология»

Цели обучения:

-дать детям первоначальный
опыт преобразовательной
художественно-творческой и технико-технологической
деятельности
, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;

-создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Основные задачи:

  • научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни,
  • пользоваться различного рода источниками
  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человекас природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

• формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

• использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно программе на изучение программного материала во 2 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Технология» отведено 1 час в неделю (35 часов).

Количество часов в год – 35 ч

Количество часов в I четверти -9 ч Количество часов в II четверти – 7 ч Количество часов в III четверти — 10 ч Количество часов в IV четверти — 9 ч

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Личностные результаты:

Создание условий для формирования следующих умений:

— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

под контролем учителя

выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

с помощью учителя

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

— о гармонии предметов и окружающей среды;

— профессиях мастеров родного края,

— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения — свое или высказанное другими;

— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

— происхождение натуральных тканей и их виды;

— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

— читать простейшие чертежи (эскизы);

— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

— решать несложные конструкторско-технологические задачи;

— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

— отличия макета от модели.

Уметь:

— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Содержание программы по технологии.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

Конструирование и моделирование

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

Требования к уровню подготовки

Личностные результаты:

Создание условий для формирования следующих умений:

— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

под контролем учителя

выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

с помощью учителя

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):

— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

— о гармонии предметов и окружающей среды;

— профессиях мастеров родного края,

— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения — свое или высказанное другими;

— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:

— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

— происхождение натуральных тканей и их виды;

— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

— читать простейшие чертежи (эскизы);

— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

— решать несложные конструкторско-технологические задачи;

— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование Знать:

— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

— отличия макета от модели. Уметь:

— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Рабочая программа по курсу технология 2 класс ОС «Школа 2100»

  1. Пояснительная записка

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциа­лом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они стро­ятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духов­ного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Концепция программы. Программа решает блок задач, связанных с фор­мированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первона­чального опыта практической преобразовательной деятельности.

Актуальность программы. Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстра­нённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чув­ство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преоб­ражение. Процесс и результат художественно-творческой деятель­ности становится не собственно целью, а, с одной стороны, сред­ством познания мира, с другой — средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творя­щего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материаль­ного мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрос­лым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Значимость программы: важнейшая задача образования в начальной школе — формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через предметно-практическую творческую деятельность. Обучение их умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной).

Инструментарий для оценивания результатов:

  • продуктивные задания в учебниках, практическая деятельность (индивидуальная и коллективная)
  • постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Система оценки достижений учащихся:

  • Таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений
  • Портфель достижений школьника. Папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Система условных обозначений: РК- региональный компонент.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данна программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой «Технология».

Преподавание ведется по учебнику: О.А.Куревина, Е.А.Лутцева «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для 1-4 классов; Москва, БАЛАСС.

В авторскую программу изменения не внесены. Программа составлена с учетом РК. В общем количестве часов изменений нет, так как полное соответствие с Примерной базовой программой.

Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаи­мосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как созда­теля материально-культурной среды обитания, изучение этно­культурных традиций.

Родной язык — развитие устной речи на основе использования важ­нейших видов речевой деятельности и основных типов учебных тек­стов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практиче­ской деятельности.

Литературное чтение — работа с текстами для создания обра­за, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство — использование средств художе­ственной выразительности в целях гармонизации форм и кон­струкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каж­дого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную твор­ческую предметную деятельность.

Задачи курса:

— получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  • приобретение навыков самообслуживания; овладение техно­логическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  • использование приобретённых знаний и умений для творче­ского решения несложных конструкторских, художественно-кон­структорских (дизайнерских), технологических и организацион­ных задач;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продук­тивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирова­ния и организации;
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-­конструкторских задач.

Методическая основа курса — деятельностный подход. Репродуктивным остаётся освое­ние новых технологических приёмов, конструктивных особенно­стей через специальные упражнения.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям — прак­тическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои вари­анты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Важной составной частью практических работ являются упраж­нения по освоению основных технологических приёмов и опера­ций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются зало­гом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.

В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принци­пов и приёмов их создания;
  • моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);
  • решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
  • простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, опреде­ление особенностей конструкции и технологии изготовления изде­лия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработ­ки, реализация замысла с корректировкой конструкции и техноло­гии, проверка изделия в действии, представление (защита) процес­са и результата работы).

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами дан­ной местности, другие культурные традиции.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным обра­зом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — проектов.

Контроль образовательных результатов, оценка деятельности учащихся на уроке.

Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она вклю­чает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Оцениваются освоенные пред­метные знания и умения, а также универсальные учебные дей­ствия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучае­мых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий явля­ется степень самостоятельности, характер деятельности (репро­дуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Содержание курса содержит достаточно материала для его реа­лизации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии — 1 час в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни — признание человеческой жизни и существо­вания живого в природе и материальном мире в целом как вели­чайшей ценности, как основы для подлинного художественно-­эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отраже­ние в художественных произведениях, предметах декоративно-­прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нрав­ственном здоровье.

Ценность добра — направленность человека на развитие и сохра­нение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности — любви.

Ценность истины — это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро­здания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических тради­ций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз­неспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия челове­ческой жизни, потребности творческой самореализации, состоя­ния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, пра­вилами, законами общества, членом которого всегда по всей соци­альной…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: