План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» материал (младшая группа)


Особенности процесса самообразования по теме «Экологическое воспитание»

Самообразование — непрерывный процесс, направленный на профессиональный рост педагога, а также на расширение общекультурного и образовательного кругозора. В детском саду ознакомление с методическими наработками и внедрение их в практику работы групп дошкольного учреждения является обязательным условием успешной профессиональной деятельности. ФГОС определён базовый список тем по самообразованию педагогических кадров детских садов, который варьируется в зависимости от возраста воспитанников. В этот перечень включён блок проблем, связанных с воспитанием осознанного бережного отношения к природе:

  • Формирование начал экологической культуры дошкольников.
  • Экологическое воспитание детей в детском саду.
  • Экологическое развитие детей в дошкольном учреждении.
  • Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры.
  • Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника.

Проработка темы, связанной с экологическим воспитанием, ведётся в течение учебного года. Последующие темы самообразования могут быть связаны с предыдущей, например, от обобщённого варианта «Экологическое воспитание в детском саду» к более конкретному «Развитие эковоспитания дошкольников через дидактические игры». Или, наоборот, от частного к общему.

Подробнее об экологическом воспитании можно узнать из нашей статьи — Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Разработка тем по экологическому воспитанию на протяжении работы педагога в детском саду может идти от общего к частному или наоборот

Актуальность темы

Для работы над выбранным вопросом самообразования необходимо сформулировать актуальность проблемы. Важность рассмотрения вопроса экологического воспитания в работе педагогов разных возрастных групп будет аргументироваться одинаково, так как своевременность изучения темы определяется развитием личности ребёнка в целом. Однако некоторые частные моменты будут уточняться в зависимости от возраста воспитанников.

  • Формирование эмоционально отзывчивой личности.
  • Тесная связь с воспитанием нравственности, в том числе милосердия, сочувствия, доброты через бережное отношение к окружающей среде, то есть заботу о представителях флоры и фауны.
  • Совместное с детьми наблюдение, анализ увиденного, услышанного и занимательные игры позволяют формировать представления о значении живой и неживой природы для каждого человека. В этом пункте уместно будет указать, какие именно наблюдения, игры используются в работе с конкретной возрастной группой.

    Наблюдения, опыты, творческие задания — вот что составляет основу работы по экологическому воспитанию детей

  • Разные методы и приёмы работы (указать, какие для конкретного возраста) также создают условия для формирования эстетических и нравственных качеств человека, гражданина, способного защитить не только отечество, но и всё то, что создала природа.

Это интересно. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».

В.А. Сухомлинский

Цели и задачи самообразования педагога по теме экологического воспитания

ФГОС сформулированы цели работы по самообразованию на тему экологии:

  • Организация процесса воспитания личной ответственности за состояние экологии.
  • Формирование основ культуры природосообразного поведения дошкольников.
  • Развитие навыков рационального взаимодействия ребят с окружающей средой.
  • Осознание подрастающим поколением себя частью природы.
  • Привлечение семьи в работу по воспитанию культуры природосообразного поведения ребёнка.

Для достижения поставленных целей педагог должен решать следующие задачи:

  • пополнить свою методическую копилку новой информацией относительно выбранной темы;

    Педагог обязательно должен знакомиться с новой методической литературой, которая публикуется в разных источниках: книгах, периодике, интернете

  • составить картотеку обучающих игр, прогулок, конспектов занятий и развлекательных мероприятий по теме для своей группы;
  • работать над созданием экологического уголка в группе;
  • заниматься экологическим просвещением детей и их родителей.

Представленные цели и задачи, как и темы, являются обобщённым вариантом, в то время как для каждой возрастной группы есть свои особенности.

Система работы ведётся по принципу пирамиды: новые знания, умения и навыки надстраиваются над уже имеющимися, то есть освоенными в прошлом году.

Таблица: темы, цели и задачи самообразования по теме для разных возрастных групп

Возрастная группаСпецифика выбора темыЦелиЗадачи
Младшая (первая, вторая)Акцент делается на разработку системы дидактических игр для этого возраста.
  • Знакомство с представителями разных классов животных;
  • развитие эстетических чувств;
  • участие малышей в посильной работе по уходу за растениями и животными, нас окружающими;
  • приобщение родителей к выполнению сезонных поделок.
  • Работа по развитию умения видеть красоту природы (живой и неживой), восхищаться ею и т. д.;
  • тренировка навыка насыпать корм в кормушки, не просыпая его;
  • систематический уход за растениями на участке (полив или — для первой младше — помощь в поливе);
  • уборка опавших листьев на территории участка и снега на дорожке, ведущей к зданию группы;
  • совместное с родителями создание поделок из природного материала (например, «Дары осени»).
СредняяАкцент делается на активизацию познавательной активности у малышей.
  • Побуждение бережно распоряжаться доступными природными богатствами;
  • развитие свободного общения между детьми по поводу процесса и результатов трудовой и игровой деятельности.
  • Уход за растениями на участке и в группе (полив);
  • создание вместе с родителями проектов по защите окружающей среды (стенгазет с рисунками животных, растений, нуждающихся в защите);
  • помощь малышей в создании кормушек для птиц;
  • уборка листвы и снега с территории участка;
  • проведение систематических бесед о важности сохранения природы.
СтаршаяАкцент на расширение круга знаний относительно животного и растительного мира родного края (связь с патриотическим воспитанием).
  • Знакомство с животным и растительным миром родного края, страны;
  • обогащение представлений о ценности природы;
  • практическое участие семьи в экологическом воспитании малышей.
  • Занятия трудовой деятельностью, связанной с защитой природы (полив растений);
  • создание совместно с родителями агитационных стендов по защите животных и растений родного края, а также изготовление скворечника своими руками;
  • проведение бесед о природе страны, а также о необходимости заботы о домашних животных.
ПодготовительнаяАкцент на изучение правил поведения на природе, знакомство с видимыми явлениями Вселенной, а также рассмотрение значимости воды в нашей жизни.
  • Познакомиться с такими явлениями Вселенной, как звёзды, солнце;
  • изучить основные свойства воды;
  • формировать бережное отношение к природе через заботу о чистоте местности.
  • Продолжение занятий трудовой деятельностью;
  • выполнение простых экспериментов с водой (в воде прорастают корни и побеги у некоторых растений, например, у лука и бобовых);
  • участие вместе с родителями в театрализованных постановках на тему правильного поведения на природе.

План самообразования на 5 лет на тему «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»

План самообразования

Индивидуальный план работы воспитателя Каукановой Натальи Владимировны

Период работы над темой пять лет (с 2020 по 2020 гг.)

Начало работы над темой декабрь 2020 года.

Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.

Тема самообразования:

«Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»

Цель:

формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме самообразования.

2. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

3. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

4. Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций и способностей к исследованию.

5. Организовать работу с воспитателями по консультированию по теме «Совместная работа воспитателя по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой форме»

6. Принять участие в семинаре, методическом объединении.

7. Проведение открытого занятия для педагогов по теме.

8. Создать как можно больше дидактического материала и дидактических игр.

9. При помощи дидактических игр вызвать интерес к деятельности по сенсорному развитию, влияющих на сенсорное развитие детей.

10. Формирование сенсорных эталонов. Формирование представлений о внешних свойствах предметов.

Пояснительная записка

Основная задача начального обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста — формирование сенсорных эталонов. Прочность, автоматизация знаний достигается, когда на занятиях присутствуют игровые упражнения, ситуации, помогающие детям незаметно для себя выполнять эти упражнения с интересом, что играет важную роль в формировании знаний, умений и навыков.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

Отчет по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

0000Отчёт по самообразованию

«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

В 2016-2017 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста».

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Цели:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
— Изучить литературу по данной теме; — развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. — развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников. — повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире.

Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.

Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;

  • принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
  • принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов — дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: 1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с. 2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с. 3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007 4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с. 5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Содержание работы по самообразованию по теме « развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет на 2016-2017 уч. год»

Месяц Тема Содержание работы на 2016-2017г. Практическая деятельность
  1. Сентябрь — Октябрь
Теоретический этап Изучение методической литературы по данной теме . Используемая литер-ра Е.А. Хилтунен «Детский сад по системе Монтессори. Методические рекомендации для педагогов Консультация для родителей на тему: Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет.
  1. Ноябрь
Теоретический этап Изучение опыта воспитателей д/с Ромашка по данной теме. Рассматривание дидакт. игр, пособий, игрушек.(ясельных групп). Консультация для родителей на тему: «Значение игр и упражнений для развития мелкой мускулатуры рук у детей.»
  1. Декабрь
Практический этап Создание предметно-развивающей среды в группе Наличие игр и пособий для детей, по сенсорному развитию.
  1. Январь-Февраль
Практический этап Обучение детей правилам игры с дидактическими игрушками (показ, объяснение , совместная и индивидуальная деятельность.) Привлечение родителей к изготовлению новых дидак. пособий, игрушек для детей. Игры детей в дидактическом уголке, с дид. игрушкой совместно с воспитателем.
  1. Март
Практический этап Обучение детей правилам дид. игр ( совместная деятельность воспитателя и ребёнка). Изготовление воспитателем дидакт. игр для детей. Игры детей в дидактическом уголке, с дид. материалом, изготовленными воспитателем.
  1. апрель
Практическая этап Проведение с детьми игр с песком , рисование пальчиком , (ладошками) , игры с крупами , фасолью и горохом, массажными мячиками. Рекомендации родителям для развития мелкой моторики у детей в быту ( мокрые ладошки- песочные дорожки, игры – упражнения с массажными мячиками. ( индивидуальная и подгрупповая работа).
7.Май Практический этап Анализ работы по данной теме за период учебного года Подведение итогов воспитателем о знаниях детей по развитию сенсорных способностей в возрасте 2-3 лет.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: