Данная презентация «Использование игровых приемов для развития связной речи у дошкольников» будет полезна и интересна учителям-логопедам, воспитателям и просто мамам.
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. В дидактике можно выделить несколько групп методов. Это наглядные, словесные и практические.
Прием – это элемент метода. Основная роль игровых приемов в том, что они играют роль мотива, побуждающего к качественному выполнению задания. При разработке игровых приемов нужно учитывать уровень развития игры детей данной возрастной группы.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Правильно подобранные игровые приемы не только вовлекают детей в обучающий процесс, но и учат ребенка искать выход из проблемных ситуаций, высказывать свою точку зрения. Например: «Что произойдет? Если бы у тебя был ковер-самолет; волшебная палочка… Если на земле исчезнут: все деревья, все пуговицы…» В своей работе мы используем различные виды игровых приемов.
Автор предлагает познакомиться с некоторыми из них на примере занятия о лисе. Для младшего и среднего возраста это просто загадка и появление на экране ответа. Для старшего возраста — это загадка-описание: рыжая, ловкая, пушистая, хитрая… Всем нам знакомая игра «Четвертый лишний» поможет не только закрепить обобщающие понятия, но и дает ребенку возможность для творчества. Лишняя картинка может быть не только лошадь, так как она без детеныша, но и медведь, так как он коричневый, а остальные рыжие.
Как усвоили дети образ лисы в русских сказках можно проверить с помощью анкеты. Для детей это совершенно новый вид работы. Привычная анкета для взрослого здесь не подходит, поэтому автор предлагает вариант детской анкеты «с рисунками». Знакомя с чертами характера лисы в сказках, я провела большую словарную работу и отработала слоговую структуру слов.
В презентации подобраны иллюстрации из сказок, загадки. Ребятам предлагалось отгадать из какой они сказки. Этот материал можно использовать для викторины.
Хочется остановиться на сказке «Хвосты». Когда мы знакомились с этой сказкой, то вырезали и приклеивали хвосты животным, а также примеривали их сами, разыгрывая эту сказку. Предварительно отработали притяжательные прилагательные с помощью лото «Где чей хвостик?»
Почти на каждом занятии мы просим ребят что-то раскрасить, дорисовать, обвести по трафарету. При этом очень часто решаем за детей что должно быть какого цвета. Я около лисы разместила палитру, так как лиса может быть не только рыжей, как мы привыкли ее видеть, но и бурой, коричневой. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими. Детские рисунки можно использовать для составления картин, анкет, а затем и рассказов.
Игра «Сосчитай лисят» поможет закрепить согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. Используя правильно подобранные картинки можно без труда составить описательный рассказ о лисе. (Полное занятие можно скачать на сайте : «Планета детство. Коррекционная работа. Составление описательного рассказа «Лиса». Мы с моей коллегой разработали полноценное занятие с использованием множества игровых приемов.)
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и игровых приемов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование языковых навыков осуществляется в играх, беседах, специально организованных ситуациях. Взрослыми создаются условия для успешного взаимодействия. Дошкольники с ОНР, кроме обычных занятий, работают с логопедом.
Развитие речи детей дошкольного возраста по картине
Картины развивают способности к наблюдению и творчеству. Малыши охотно делятся своими впечатлениями. Нужно начинать с хорошо известных предметов, постепенно переходя к сюжетным картинам.
Нужно соблюдать следующие рекомендации:
- картина не должна искажать действительность;
- содержание должно соответствовать возрасту воспитанников;
- рассматривание продолжается, пока у детей есть интерес;
- изображение должно хорошо освещаться, выставляется против света;
- пользоваться указкой во время повествования.
Важно! Рассказать историю помогает серия картинок, объединенных одним сюжетом. Чтобы не использовать раздаточный материал, воспитатели могут использовать презентации, составленные из сюжетных картинок.
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе
Воспитанники должны иметь доступ к дидактическим материалам: альбомам, коробкам с картинками по теме недели.
Формирование связной речи с помощью придумывания и фантазирования
Дошкольники с удовольствием слушают сказки. А если попробовать самим придумать сказочную историю? Этот прием помогает реализоваться в трех ролях: автора, рассказчика и слушателя. В педагогике появился термин сказкотерапия. Придумывая сказку, малыш избавляется от страхов, повышает самооценку.
Игра «Сказка с продолжением» подразумевает продолжение уже известных сказок. Добавление театрализованных элементов сделает игру более интересной, эмоциональной.
Использование пальчикового театра для «Сказки с продолжением»
В подготовительной группе используют словесное фантазирование по музыкальной композиции. Дети иногда просто мечтают под музыку, рассказывают о возникших ассоциациях. Детская фантазия не знает границ.
Обучение дошкольников пересказу
Готовые произведения, предназначенные для пересказа в детском саду, выступают в качестве образцовых текстов. Здесь уже есть придуманный автором сюжет, композиция, языковые средства. Даже с учетом этого обучать пересказу начинают после пяти лет. Тексты должны соответствовать требованиям:
- доступность содержания;
- четкая композиция;
- простой язык;
- небольшой объем.
На первых занятиях предлагают пересказывать знакомые сказки, чуть позже переходят к незнакомым текстам. Воспитатель помогает детям в случаях затруднений. Широко используется на этом этапе совместный пересказ.
Важно! Сюжетную линию произведения можно восстанавливать посредством использования мнемотаблиц. Постепенно накапливается картотека по прочитанным произведениям. Дети могут использовать ее в сюжетно-ролевых играх.
Влияние пересказа текста на становление связной речи
Изложение прослушанного текста — лучший инструмент в развитии связанной речи у дошкольников. Пересказывая произведение, они обучаются построению предложений, усваивают логику высказывания. Они используют лексику автора и пытаются заменять ряд слов и выражений синонимами.
В ходе пересказа совершенствуется произношение, происходит знакомство с выразительными средствами языка, интонационным оформлением предложений. Сформированность умения высказывать свои мысли определяет успешность обучения в школе, влияет на социализацию.
Игры на развитие речи
Игра — самое любимое занятие дошкольников. Играя, они лучше усваивают различные умения и навыки.
«Представь, что ты…»
К играм можно отнести тематическое общение в парах.
Ход игры:
- Считалочкой выбираются два участника.
- Ведущий назначает роли, используя фразу: «Представь, что ты продавец», «Представь, что ты покупатель».
- Между двумя действующими лицами должен состояться диалог.
«Что сначала, что потом»
Игра способствует умению составлять небольшой рассказ, соблюдая последовательность действий. В стадии знакомства с игрой ее проводят с применением картинок. Когда дети усвоят правила, от картинок можно отказаться.
Ход игры:
- Вариант 1. Детям показывают картинки с изображением 2 — 3 действий. Ребенок должен составить рассказ, правильно расставив очередность действий.
- Вариант 2. Ведущий перечисляет действия, совершенные героем и допускает ошибку в последовательности. Дети должны назвать, где была допущена ошибка.