Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».


Основы методики сенсорного воспитания дошкольников

ебенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет. Это достаточно долгий период для детского организма, поэтому возраст можно разделить условно на следующие этапы:

  • младший дошкольный;
  • средний дошкольный;
  • старший дошкольный.

За короткий период своей жизни ребенок совершает настоящий прорыв в своем психологическом развитии. На этом этапе взросления происходит отделение малыша от родителей, он начинает чувствовать и воспринимать мир самостоятельно. Ребенок особенно чутко чувствует потребность не просто в родителе рядом, а в наставнике и учителе. И чем лучше родители справятся с решением этой ответственной задачи, чем больше они будут знать о психологических потребностях своего малыша, тем комфортнее для ребенка пройдет процесс адаптации к взрослой жизни.

Содержание психологического развития дошкольников

У малышей этого возраста просыпается интерес к общению со сверстниками: ребенок перестает совершать действия исключительно совместно с родителями и стремится к самостоятельности. Можно отметить три ключевых момента в поведении детей дошкольного возраста:

  • расширение круга общения ребенка;
  • вовлечение в сюжетно-ролевые игры;
  • формирование системы ценностей и образного мышления.

Дети начинают налаживать свои первые социальные контакты, они отгораживаются от взрослого. У детей этого возраста принимают первые осознанные решения, проявляются его амбиции и желание быть первым, быть лидером в группе сверстников.

Ребенок активно подражает жизни взрослых, стараясь быть похожим на них, и перенимает модели поведения в рамках сюжетно-ролевых игр, их задачи могут быть разными: дочки-матери, игры в больницу, школу, магазин и т.п. В процессе игры ребенок моделирует поведение в той или иной жизненной ситуации по подобию поведения родителей. Кроме этого, в игру вовлечены и другие дети, что также способствует социальной адаптации малыша.

На этом этапе взросления у ребенка начинает формироваться собственная система ценностей, содержание которой опирается на нормы морали, принятые в семье. Ребенок начинает воспринимать мир не так прямолинейно, как раньше: к старшему дошкольному возрасту он уже способен взглянуть на себя со стороны. Его речь становится опосредованной и спланированной.

Главные задачи родителей в дошкольный период развития ребенка – сопровождать его психологическое и моральное развитие, чтобы школа не стала для него стрессом. Один из ключевых аспектов успешной подготовки к школе является сенсорное воспитание.

Круг задач, которые решает сенсомоторное воспитание

Дошкольный период является важным этапом формирования навыков и усвоения знаний ребенка, как со стороны психологии, так и других особенностей. Об этом написано множество рефератов и статей. В процессе техника занятий основана на сенсомоторном развитии.

Все о познавательном развитии в ДОУ

Круг задач сенсомоторного воспитания:

  1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  2. Развитие крупной моторики.
  3. Формирование у детей системы обследовательских действий.
  4. Формирование системы сенсорных эталонов.
  5. Совершенствование и развитие умений самостоятельно применять систему перцептивных действий.
  6. Развитие слухового и зрительного восприятия.

Обратите внимание! Исходя из перечисленных выше целей и задач, родители и воспитатели ДОУ должны стараться создать детям все необходимые условия для сенсомоторного развития.

Что такое сенсорное воспитание


В дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, малыши с помощью развившегося образно-наглядного мышления получают массу информации о том, что его окружает, познает форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание ( от лат. «sensus» – «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.

В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Иванова Т.М. Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 10.10.2020).

Заказ № 47221

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сухомлинский В.А.

«Руки – видимая часть полушарий головного мозга»

Эммануил Кант

«Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в

коре больших полушарий»

Мария Монтессори

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений.

В наше время эта тема наиболее актуальна, т.к. идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.

Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления окружающем мире распознания творческих способностей. Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.

В раннем возрасте дети особенно чувствительны к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему одной из главных задач педагога, работающего с детьми 1 – 2 лет в дошкольном учреждении, является развитие сенсорных систем ребенка, направленных на восприятие окружающего. Известно, что ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3лет – предметная игра. Поэтому с детьми 1 – 2 лет проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Кроме того, на протяжении дня в период бодрствования детей организуются игры и упражнения по сенсорному развитию. При дефекте сенсорного развития, характерны отставания, задержки речевого и психического развития. Детям «как воздух» необходимы игровые занятия для сенсорного воспитания. Чтобы осязать, ощущать, видеть и через органы чувств развиваться каждую минуту своего игрового времени.

Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей:

1) Ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленныена обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;

2) Развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.).

Содержание сенсорного воспитания – это круг свойств, качеств, предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности. Прежде чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности.

В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3 –м годамдостигает высокого уровня развития : ребенок точно дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, величине, узнает знакомые мелодии, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям . Восприятие будет более полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребенок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто неверным.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому ведущей деятельностью в группе раннего развития всегда является игра.

Необходимо различными приемами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качество предметов, без способности наблюдать ребенок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребенок в том или ином возрасте, а уровень сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько датьдетям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно – познавательную деятельность и умение воспринимать. Возраст двух лет – это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с крышей, красные с помидором. Ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем. У ребенка на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать образцу , который задан взрослым. При предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснение взрослого, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. Координация движений руки под контролем глаз становится более свершенной, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами. На третьем году жизни задачи сенсорного развития усложняются, что связано с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). Поэтому необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удаленности предметов и явлений как в процессе специально организованных игр – занятий, так и в повседневной жизни.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры считались основным средством сенсорного воспитания. Использование дидактических игр с сенсорным содержанием интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры — в ее результативности, поэтому подготовка к игре — это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего – то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Особенность дидактической игры – наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием.

Игры для сенсорного развития.

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика», «Веселые матрешки», «Грибочки по местам» и т.п. Дети учатся различать, чередовать, группировать по величине.

Форма: «Найди и назови», «Волшебные кубики», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Найди окошко для фигуры», «Заплатки» и т.п. Дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери чашки к блюдцам», «Найди чей домик», «Бусы для матрешки», «Подбери к шапочке шарфик» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку». Действуя с этими предметами, ребенок познает их качества, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Он старается добиться результата. Перед ребенком ставится умственная задача.

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий и расширить его кругозор. Роль дидактических игр очень велика в сенсорном воспитании. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра является ведущей формой сенсорного воспитания.

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников

Сенсорное развитие ребенка происходит благодаря успешному усвоению им сенсорных традиционных эталонов. В качестве эталонов выступают цвета (основные цвета радуги), геометрические фигуры, метрическая система мер, ее содержание. Как правило, к трем годам ребенок знает несколько основных цветов, может выбрать из двух предметов один, различает круг и квадрат, знает слова «больше» и «меньше», охотно называет разные виды животных и имитирует звуки, у дошкольников этого возраста решает легкие логические задачи.

Помимо знания установленных эталонов, ребенку необходимо понимать принцип их работы. Дети младшего дошкольного возраста делают это, в основном, на ощупь: их действия носят ориентировочный характер, они долго исследуют предметы прежде, чем сделать тот или иной вывод.

К пяти годам эти навыки совершенствуются, развиваются процессы ощущения и восприятия окружающего мира. Познавая предметы через игру (конструирование, рисование), малыш начинает более тонко различать цвета, формы предметов, их соответствие или различие. Тактильный контакт сопровождается зрительным, слуховым, обонятельным.

Еще один показатель того, что сенсорика малыша развивается на должном уровне – речь. К 5-7 годам у ребенка должен сложиться словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки. Также у детей этого возраста активно развивается воображение: ребенок может создавать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали.

Методика сенсорного воспитания

Для того, чтобы процесс сенсорного воспитания малыша был успешным, необходимо встраивать различные методы в игры и его обычную ежедневную деятельность. Методика сенсорного воспитания ребенка предполагает несколько основных методов, рассмотрим каждый из них.

Значение сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Определение 1
Сенсорное воспитание – это одно из важнейших средств полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирования у него восприятия и представления об основных свойствах окружающих предметов (величина, форма, цвет, положение, запах и вкус).

Большое значение в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста имеет процесс формирования у них представления о сенсорных эталонах.

Определение 2

Сенсорный эталон – это общепринятый образец внешних свойств предмета.

Например, сенсорный эталон по цвету – это цветовой спектр, оттенки цветов по насыщенности и светлоте. Сенсорный эталон по форме – разнообразные геометрические фигуры. Сенсорный эталон по величине – общепринятая система метрических мер.

Помимо внешних сенсорных эталонов, имеются сенсорные эталоны по слуху и вкусу, например, сенсорные эталоны по слуху – это звуковые отношения и фонемы родного языка, сенсорные эталоны по вкусу – это собственный вкус и обонятельное восприятие.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста 460 руб.
  • Реферат Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста 250 руб.
  • Контрольная работа Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Усвоение сенсорных эталонов является достаточно сложным и длительным процессом, который не ограничивается границами младшего дошкольного возраста, и имеет свою определенную предысторию. Однако необходимо отметить, что усвоение сенсорного эталона не означает овладеть знаниями о том или ином свойстве предмета, умении называть и показывать его правильно. Важно не только обладать четкими представлениями о разных свойствах того или иного предмета, но и уметь их отличать друг от друга, посредством осуществления сравнения и анализа, выделения характерных и специфических свойств предметов в рамках различных ситуаций.

Замечание 1

Таким образом, процесс усвоения сенсорных эталонов — это умелое использование их как «единиц измерения», при осуществлении оценки свойств предметов и веществ. Именно знакомство с этими свойствами и является основой содержания сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Обследование

Это первоначальный уровень сенсорного воспитания, начинается он еще тогда, когда малыш берет в руки свою первую погремушку. Детские игрушки выполнены в ярких цветах и имеют стандартные формы, чтобы ребенок мог запоминать основные сенсорные эталоны. И если до наступления дошкольного возраста малыши просто манипулируют предметами, то уже к дошкольному начинают производить настоящее обследование предметов, внимательно изучать формы, различая размеры, цвета, геометрические фигуры, их содержание.

Обучение обследованию предметов у дошкольников необходимо для выявления свойств того или иного объекта, чтобы в дальнейшем ребенок имел личный опыт. Каждый предмет сугубо индивидуален, но правила обследования, методика, в целом, схожи:

  • изучение общего, целостного вида предмета;
  • разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.);
  • изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.);
  • изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве.

После этих манипуляций ребенок еще раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.


Отдельное внимание следует уделить обследованию природы. Природа дает колоссальный материал для изучения устройства мира и свойств тех или иных предметов. Зимой для детей особенный интерес представляет снег. Например, если младшим дошкольникам для того, чтобы сделать вывод о свойствах снега, необходимо его потрогать, то старшие дошколята могут определить, липкий снег или рыхлый, только по его внешним характеристикам.

Осень богата красками, наблюдая за тем, как опадает листва с деревьев, ребенок познает смену времен года. Рассматривая разные опавшие листья: от ясеня, дуба, березы, тополя, он начинает запоминать разновидности деревьев. Летом ярких цветов еще больше, как и запахов: нюхайте вместе с ребенком цветы, изучайте цвета. Отличным средством для сенсорного развития малыша станет поездка на море, озеро или речку, где можно зайти в воду, походить босиком по песку. Эти тактильные ощущения ребенок сможет проанализировать, запомнить свойства явлений. Весна – это период зарождения новой жизни, обратите внимание ребенка на то, как поют птицы, возвращаясь с теплых стран, или тает снег, снова превращаясь в воду.

Дидактические игры

Помощником в рациональном использовании игрушек станут дидактические игры. Это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности.

Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности. Существует масса дидактических игр, но разделить их можно по зонам воздействия:

  • для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
  • для развития слуха («угадай по голосу»);
  • для развития вкуса («угадай по вкусу»);
  • для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т.д.).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

Придумать дидактическую игру для своего ребенка можно самостоятельно.

    Просто обратите внимание на то:
  1. какие аспекты сенсорного воспитания нуждаются в дополнительной отработке;
  2. какие игры наиболее привлекательны для малыша.

Творческая деятельность


Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.

Чтобы процесс занятия творчеством проходил продуктивно, нужно постоянно разговаривать с ребенком и просить его рассказывать о том, что он делает. Если вы рисуете дом, расспросите малыша, что это за дом, кто в нем живет. Подробно обсудите сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как они расположены по отношению друг к другу.

Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на общем развитии ребенка и улучшении его речи. Предложите малышу слепить из пластилина несколько фигурок или целое панно. Ребенок, увлекаясь игрой, самостоятельно продумывает детали и составляет целую историю, наделяя персонажей тем или иным качеством.

В дошкольном возрасте дети очень чутко реагируют на слова взрослых, поскольку видят в них наставников и во всем следуют продемонстрированному примеру. Слова очень важны в развитии сенсорики, они производят закрепляющий эффект – ребенок получает новые знания, но только с помощью взрослого он может систематизировать их и обозначить тем или иным словом, дать им названия.

Как развить сенсомоторику

От степени сенсомоторики практически полностью зависит готовность ребенка к обучению в школе. К концу дошкольного периода у нормально развивающихся детей должна быть полноценно основана система перцептивных действий и сенсорных эталонов.

Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению разнообразных трудностей во время начального обучения. Чтобы этого не произошло важно начать упражнения и занятия как можно раньше, лучшего сразу после рождения младенца.

Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

Не все имеют представление о крупной моторике у детей что это, и есть движения крупных мышц тела. Ее формирование начинается гораздо раньше мелкой. Чтобы развить крупную моторику существует множество различных упражнений и игр.

Обратите внимание! Самым простым видом для развития крупной моторики является выполнение всевозможных упражнений во время зарядки. Разнообразные повороты, наклоны, приседание, прыжки и многое другое помогают ребенку научиться контролировать свое тело.

Научиться внимательности и координации движений можно с помощью игр со скакалкой, а также в процессе бросания и попадания в цель мячами. Укрепить мышечный аппарат можно благодаря танцам, езде на велосипеде, самокате, роликах и коньках.

Крупная моторика

Развитие мелкой моторики

Под мелкой моторикой рук у детей дошкольного возраста подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика способствует развитию речи, взаимодействует с воображением, мышлением, наблюдательностью, вниманием, координацией, а также двигательной и зрительной памятью.

Начинать развивать мелкую моторику рекомендуется с восьми месячного возраста. Объясняется это тем, что в этот период пальцы рук малыша уже поддаются активной тренировке. Можно приступить к формированию моторной функции и раньше, но все же возраст 8 месяцев, по мнению специалистов, самый оптимальный.

Занятие по ИЗО на тему «Солдат на посту» в старших группах ДОУ

Обратите внимание! Выбор средств для развития детской мелкой моторики разнообразен. При этом, чем большее количество способов будет использоваться, тем больших результатов можно достичь.

Превосходное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие оказывают игры с крупой, пуговицами, камешками и бусинками. К таким играм относятся упражнения с использованием щипцов, рисование из крупы и упражнения с использованием пинцета. Также нужно систематически давать ребенку обычную раскраску, в которой он сможет проявить свою фантазию. При этом ребенок должен играть и выполнять соответствующие задания только под пристальным контролем взрослого.

Способствуют развитию мелкой моторики также пальчиковые игры, которые представляют собой своеобразную инсценировку историй. Начинать занятия с ребенком можно с раннего возраста, до наступления одного года со временем систематически усложняя программу. Во время таких игр полностью задействованы не только руки, но и пальцы.

Прекрасно развивает мелкую моторику лепка из пластилина, глины или соленого теста. Кроме этого специалисты, имеющие огромный опыт работы с детьми утверждают, что такие занятия превосходно развивают детское воображение.

Важно! Увлекательными и занимательными считаются упражнения с применением дополнительных предметов.

Мелкая моторика

Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта

У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов.

Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир. Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы. Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

(консультация для воспитателей)

У детей младшего дошкольного возраста, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.). В этом возрасте наиболее интенсивно формируется восприятие величины

и
формы
предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.

У малышей восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развитият, является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов. Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.).

Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако в младшем возрасте, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

В этот период интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия

как начальной ступени познания окружающей действительности. Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни).Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат т и.п.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. В этом возрасте дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д.

Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, — очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

Дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребёнок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться. Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок понимает суть этих слов.

Распределение внимания у малыша между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс. Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.

Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших. В младшем дошкольном возрасте при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира. В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребёнка оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины. В этот период жизни эти процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из внешнего лана во внутренний.

Для детей этого возраста – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.

У ребёнка появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.

Задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

  • Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
  • Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
  • Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.).
  • Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка.
  • Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.
  • Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.).
  • Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
  • Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет).

Литература

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е.Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты». В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии, «Развиваем сенсорику и мелкую моторику», составленном практикующим педагогом Н.Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.


Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: