Проверочная работа по русскому языку «Склонение имен существительных» для учащихся 3 класса


Первое склонение

Первое склонение имен существительных

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с твер­дой и мяг­кой осно­вой с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

  • муж­чина
  • дядя
  • юноша
  • маль­чишка
  • берёста
  • дорога
  • няня
  • деревня.

Сюда же доба­вим суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые могут в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста назы­вать как лиц муж­ско­го пола, так и жен­ско­го, напри­мер:

Примеры

тру­дяга, заби­яка, плакса, молод­чина, непо­седа, выскочка, злюка, неряха

  • Забияка Ваня
  • плак­са Валя
  • непо­се­да Серёжка
  • молод­чи­на Стасик.

Склонение существительных на -ия

Отметим, что ряд суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния закан­чи­ва­ет­ся на -ия:

  • история
  • стадия
  • лекция.

Такие сло­ва в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют окон­ча­ние -и в отли­чие от типич­ных суще­стви­тель­ных пер­во­го скло­не­ния, как напри­мер сло­во «тра­ва».

Сравним:

  • и. п. (что?) лек­ция, тра­ва
  • р. п. вре­мя (чего?) лек­ции, нет травы
  • д. п. уде­лим вни­ма­ние (чему?) лек­ции, траве
  • в. п. вижу (что?) лек­цию, траву
  • т. п. вос­хи­ща­ем­ся (чем?) лек­цией, травой
  • п. п. сооб­щит (о чём?) о лек­ции, о траве

Склонение имен существительных в русском языке

Склонение имен суще­стви­тель­ных — это изме­не­ние по паде­жам в соот­вет­ствии с родо­вой при­над­леж­но­стью. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют основ­ные три типа скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных. Но кро­ме них, выде­ля­ют еще несколь­ко скло­не­ний.

Имена суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам. Это изме­не­ние фор­мы сло­ва назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем. Изменение имен суще­стви­тель­ных по паде­жам и чис­лам в рус­ском язы­ке назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем. В соот­вет­ствии с родо­вой при­над­леж­но­стью и падеж­ны­ми окон­ча­ни­я­ми в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные делят­ся на три скло­не­ния.

Первое склонение

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с твер­дой и мяг­кой осно­вой с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

  • муж­чина
  • дядя
  • юноша
  • маль­чишка
  • берёста
  • дорога
  • няня
  • деревня.

Сюда же доба­вим суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые могут в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста назы­вать как лиц муж­ско­го пола, так и жен­ско­го, напри­мер: тру­дяга, заби­яка, плакса, молод­чина, непо­седа, выскочка, злюка, неряха.

  • Забияка Ваня
  • плак­са Валя
  • непо­се­да Серёжка
  • молод­чи­на Стасик.

Склонение существительных на -ия

Отметим, что ряд суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния закан­чи­ва­ет­ся на -ия. Такие сло­ва в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют окон­ча­ние -и в отли­чие от типич­ных суще­стви­тель­ных пер­во­го скло­не­ния, как напри­мер сло­во «тра­ва».

Сравним:

  • и. п. (что?) лек­ция, тра­ва
  • р. п. вре­мя (чего?) лек­ции, нет травы
  • д. п. уде­лим вни­ма­ние (чему?) лек­ции, траве
  • в. п. вижу (что?) лек­цию, траву
  • т. п. вос­хи­ща­ем­ся (чем?) лек­цией, травой
  • п. п. сооб­щит (о чём?) о лек­ции, о траве

Второе склонение

Второе скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, а так­же с окон­ча­ни­ем -о/-е и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

  • гений, автор, герой, соло­вей;
  • домище, чело­ве­чище, забо­ришко, голо­сишко;
  • слово, дело, село, поле, море, собра­ние, варенье.

Склонение существительных среднего рода на -ие

Особое вни­ма­ние обра­тим на суще­стви­тель­ные сред­не­го рода, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на бук­во­со­че­та­ние -ие:

  • наклоне́ние
  • сочета́ние
  • указа́ние.

Такие суще­стви­тель­ные скло­ня­ют­ся по-особому: в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла пред­лож­но­го паде­жа отме­тим окон­ча­ние -и, а не -е, как у слов сред­не­го рода типа «озе­ро» или «поле».

Понаблюдаем и срав­ним:

  • и. п. (что?) ука­за­ние, озеро
  • р. п. нет (чего?) ука­за­ния, озера
  • д. п. удив­ля­ем­ся (чему?) ука­за­нию, к озеру
  • в. п. читаю (что?) ука­за­ние, вижу озеро
  • т. п. инте­ре­су­юсь (чем?) ука­за­нием, озером
  • п. п. рас­ска­жу (о чём?) об ука­за­нии, об озере

Третье склонение

К тре­тье­му скло­не­нию отно­сят­ся име­на суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем в име­ни­тель­ном паде­же, напри­мер:

  • быль
  • радость
  • сирень
  • лазурь
  • рос­кошь
  • горечь
  • блажь
  • вещь .

Таблица «Три склонения имен существительных»

Склонение Род Окончание Примеры

Первоемуж­ской-а, -яюноша дядя
жен­скийптица земля
Второемуж­скойнуле­воеотец день
сред­ний-о, -езерно счастье
Третьежен­скийнуле­воедочь рожь

Разносклоняемые существительные

В отдель­ную груп­пу выде­лим раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные сред­не­го рода на -мя:

  • бре­мя
  • вымя
  • темя
  • пла­мя
  • стре­мя
  • пла­мя
  • вре­мя
  • зна­мя
  • имя
  • пле­мя
  • семя
  • суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода «путь»
  • суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «дитя».

Разносклоняемыми эти сло­ва назва­ны пото­му, что частью они скло­ня­ют­ся как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние вто­ро­го скло­не­ния.

Сравним:

  • и.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • р.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • д.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • в.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • т.п. пла­менем, дитятей (-ею), путём, ночью
  • п.п. о пла­ме­ни, о дитя­ти, о пути, о ночи.

Другие типы склонения существительных

В рус­ском язы­ке целый пласт лек­си­ки состав­ля­ют суще­стви­тель­ные — быв­шие при­ла­га­тель­ные или при­ча­стия. Они сохра­ни­ли грам­ма­ти­че­скую фор­му преж­ней части речи и скло­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные. Эти сло­ва отне­сем к отдель­но­му типу скло­не­ния суще­стви­тель­ных, напри­мер:

  • слу­жащий
  • про­во­жа­ющий
  • при­бывший
  • сла­га­емое
  • про­хожий
  • ванная
  • запятая
  • гор­ничная
  • горячее
  • ска­зу­емое
  • моро­женое.

Отдельный тип скло­не­ния состав­ля­ют суще­стви­тель­ные, кото­рые име­ют толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. У этих слов невоз­мож­но опре­де­лить родо­вую при­над­леж­ность и, сле­до­ва­тель­но, отне­сти к одно­му из трех основ­ных типов скло­не­ния: тру­дяга, заби­яка, плакса, молод­чина, непо­седа, выскочка, злюка, неряхаграб­ли, брю­ки, весы, каче­ли, румя­на, пери­ла, чер­ни­ла, хло­пья, слив­ки, кон­сер­вы, буд­ни, сут­ки, кани­ку­лы, город­ки, шах­ма­ты, про­во­ды, выбо­ры, деба­ты

Особняком нахо­дят­ся нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные, кото­рые во всех паде­жах сохра­ня­ют одну и ту же фор­му: мет­ро, паль­то, кен­гу­ру, зебу, колиб­ри, сулу­гу­ни, дра­же, трю­мо, каноэ, алоэ, шас­си, так­си, жалю­зи, бра.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/tipyi-skloneniya-imen-sushhestvitelnyih.html

Второе склонение

Второе склонение имен существительных

Второе скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, а так­же с окон­ча­ни­ем -о/-е и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

  • гений , автор , герой , соло­вей ;
  • домище, чело­ве­чище, забо­ришко, голо­сишко;
  • слово, дело, село, поле, море, собра­ние, варенье.

Склонение существительных среднего рода на -ие

Особое вни­ма­ние обра­тим на суще­стви­тель­ные сред­не­го рода, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на бук­во­со­че­та­ние -ие:

  • наклоне́ние
  • сочета́ние
  • указа́ние.

Такие суще­стви­тель­ные скло­ня­ют­ся по-особому: в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла пред­лож­но­го паде­жа отме­тим окон­ча­ние -и, а не -е, как у слов сред­не­го рода типа «озе­ро» или «поле».

Понаблюдаем и срав­ним:

  • и. п. (что?) ука­за­ние, озеро
  • р. п. нет (чего?) ука­за­ния, озера
  • д. п. удив­ля­ем­ся (чему?) ука­за­нию, к озеру
  • в. п. читаю (что?) ука­за­ние, вижу озеро
  • т. п. инте­ре­су­юсь (чем?) ука­за­нием, озером
  • п. п. рас­ска­жу (о чём?) об ука­за­нии, об озере

Тест по русскому языку Падеж имен существительных 3 класс

Тест по русскому языку Падеж имен существительных 3 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Склонение имен существительных — это:

1) изменение их по падежам2) изменение их по числам3) изменение их по родам

4) образование новых имён существительных

2. Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы:

1) кого? чего?2) кому? чему?3) кем? чем?

4) о ком? о чём?

3. Укажи словосочетание с именем существитель­ным в творительном падеже.

1) осталась без хвоста2) спрятала под крылом3) вьется в воздухе

4) идти на восток

4. Укажи предлог, который употребляется с имена­ми существительными в родительном падеже.

1) над2) для3) к

4) в

5. В каком падеже имена существительные не упо­требляются без предлогов?

1) в творительном3) в предложном2) в именительном

4) в дательном

6. Укажи словосочетание с именем существитель­ным в родительном падеже.

1) нора енота2) охота на волка3) бояться льва

4) взобраться на коня

7. В каком предложении слово корабль употребле­но в винительном падеже?

1) Корабль плыл медленно.2) Корабль вёл капитан.3) Палуба корабля заполнена грузом.

4) В гавань вошёл корабль.

8. Поставь имена существительные, данные в скоб­ках, в нужном падеже и числе.

Проезжать мимо берёзовых (роща) __________.Радость неожиданных (встреча) __________.

Зелень альпийских (пастбище) __________.

9. Вставь в устойчивые словосочетания имя суще­ствительное палец в нужном падеже и числе.

Обвести вокруг __________, попасть __________ в небо, высасывать из __________, по __________ можно сосчитать.
10. Выпиши из текста выделенные имена существи­тельные. Напиши в скобках рядом с каждым име­нем существительным падеж.
Каждое утро мы ходим в школу. Там нас встре­чает наша учительница. Мы изучаем много инте­ресных предметов. На уроке математики мы учим­ся считать. На уроке литературы мы знакомимся с книгами детских писателей. На уроке дисциплины «Окружающий мир» радуемся новым открытиям.

2 вариант

1. Склонение имён существительных — это:

1) образование новых имён существительных2) изменение их по числам3) изменение их по родам

4) изменение их по падежам

2. Имена существительные в дательном падеже от­вечают на вопросы:

1) кого? чего?2) кому? чему?3) кем? чем?

4) о ком? о чём?

3. Укажи словосочетание с именем существитель­ным в творительном падеже.

1) прячет в земле2) роет нору3) летит над полем

4) написал отцу

4. Укажи предлог, который употребляется с имена­ми существительными в родительном падеже.

1) над2) около3) к

4) в

5. В каком падеже имена существительные не упо­требляются без предлогов?

1) в именительном2) в дательном3) в родительном

4) в предложном

6. Укажи словосочетание с именем существитель­ным в родительном падеже.

1) грива коня2) засмотреться на тигра3) опасаться кабана

4) охота на зверя

7. В каком предложении слово автомобиль упо­треблено в винительном падеже?

1) Автомобиль мчался по шоссе.2) Автомобиль вёл опытный водитель.3) Двигатель автомобиля нуждается в ремонте.

4) На парковку въехал грузовой автомобиль.

8. Поставь имена существительные, данные в скоб­ках, в нужном падеже и числе.

Зарево далёких (пожарище) __________.Строительство зимних (овощехранилище) __________.

Просмотр вечерних (телепередача) __________.

9. Вставь в устойчивые словосочетания имя суще­ствительное вода в нужном падеже.

Выйти сухим из __________, толочь __________ в ступе, много __________ утекло, вилами по __________ писано.
10. Выпиши из текста выделенные имена существи­тельные. Напиши в скобках рядом с каждым име­нем существительным падеж.
Летом ребята побывали в Москве. На Красной площади они наблюдали смену почётного караула. Кремль поразил своей красотой. В Третьяковской галерее дети познакомились с картинами известных художников. Ребятам очень понравилась поездка.

Ответы на тест по русскому языку Падеж имен существительных 3 класс 1 вариант1-12-43-24-25-36-17-28. Рощ, встреч, пастбищ9. Пальца, пальцем, пальца, пальцам10. В школу (В. п.), учительница (И. п.), предметов (Р. п.), на уроке (П. п.), с книгами (Т. п.), открытиям (Д. п.)

2 вариант

Источник: https://testschool.ru/2018/03/09/test-po-russkomu-yazyiku-padezh-imen-sushhestvitelnyih-3-klass/

Разносклоняемые существительные

В отдель­ную груп­пу выде­лим раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные сред­не­го рода на -мя:

  • бре­мя
  • вымя
  • темя
  • пла­мя
  • стре­мя
  • пла­мя
  • вре­мя
  • зна­мя
  • имя
  • пле­мя
  • семя
  • суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода «путь»
  • суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «дитя».

Разносклоняемыми эти сло­ва назва­ны пото­му, что частью они скло­ня­ют­ся как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние вто­ро­го скло­не­ния.

Сравним:

  • и.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • р.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • д.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • в.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • т.п. пла­менем, дитятей (-ею), путём, ночью
  • п.п. о пла­ме­ни, о дитя­ти, о пути, о ночи.

Другие типы склонения существительных

В рус­ском язы­ке целый пласт лек­си­ки состав­ля­ют суще­стви­тель­ные — быв­шие при­ла­га­тель­ные или при­ча­стия. Они сохра­ни­ли грам­ма­ти­че­скую фор­му преж­ней части речи и скло­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные. Эти сло­ва отне­сем к отдель­но­му типу скло­не­ния суще­стви­тель­ных, напри­мер:

  • слу­жащий
  • про­во­жа­ющий
  • при­бывший
  • сла­га­емое
  • про­хожий
  • ванная
  • запятая
  • гор­ничная
  • горячее
  • ска­зу­емое
  • моро­женое.

Отдельный тип скло­не­ния состав­ля­ют суще­стви­тель­ные, кото­рые име­ют толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. У этих слов невоз­мож­но опре­де­лить родо­вую при­над­леж­ность и, сле­до­ва­тель­но, отне­сти к одно­му из трех основ­ных типов скло­не­ния.

Примеры

тру­дяга, заби­яка, плакса, молод­чина, непо­седа, выскочка, злюка, неряха

граб­ли, брю­ки, весы, каче­ли, румя­на, пери­ла, чер­ни­ла, хло­пья, слив­ки, кон­сер­вы, буд­ни, сут­ки, кани­ку­лы, город­ки, шах­ма­ты, про­во­ды, выбо­ры, деба­ты

Особняком нахо­дят­ся нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные, кото­рые во всех паде­жах сохра­ня­ют одну и ту же фор­му.

Примеры

мет­ро, паль­то, кен­гу­ру, зебу, колиб­ри, сулу­гу­ни, дра­же, трю­мо, каноэ, алоэ, шас­си, так­си, жалю­зи, бра

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: