Урок развития речи в 6 классе Составление портретов «радости и зависти»


Конспект урока развития речи в 6 классе «Письмо мальчику Онфиму в XIII век».

Изучение нового материала.

Новый материал оформляется в ходе групповой работы со словарём, индуктивной беседы, индивидуального сообщения, записи результатов исследования в рабочий лист.

1) Работа с понятиями.

— Письмо относится к эпистолярному жанру. Эпистола — (лат. epistole– письмо) литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Любой жанр устной и письменной речи предполагает использование понятий, терминов. Какие термины связаны с эпистолярным жанром — жанром письма?

2) Поисковая работа в группах с толковым словарём.

— Задание для первой

группы: выяснить значение слов

адрес

(место, куда отправляют письмо);
адресат
(тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение);
адресант
(тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение).

— Задание для второй

группы: выяснить значение слов

письмо

(грамотка, уведомленье, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому);
конверт
(бумажный пакетик квадратной или прямоугольной формы, в который вкладывают письмо).

— Задание для третьей

группы: выяснить значение слов
почтальон
(человек, который доставляет почту по указанному адресу);
индекс
(цифровое, условное обозначение населённого пункта).

— Отчёт групп о проделанной работе.

— Какие новые знания вы получили в процессе работы со словарями?

3) Индуктивная беседа.

— Какие виды писем вы знаете? Запишите их в рабочем листе. ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету
)
Дополните свою запись информацией со слайда
(слайд )
— Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

А чего не хватает коротким электронным сообщениям ли мобильным звонкам?

(Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

— Какой стиль речи вы будете использовать для письма другу?

4) Страничка истории. Индивидуальное сообщение.

Задание классу: Прослушайте сообщение, сформулируйте новое знание.

Подготовленный ученик рассказывает о расцвете эпистолярного жанра в 18-19 веках: В 18-20 веках письма были единственным письменным средством общения. Личные письма друзьям, родным, знакомым. Деловые – в различные учреждения. Образцом эпистолярного жанра являются письма писателей-классиков, которые мы можем почитать в собраниях сочинений. Есть даже произведения, созданные в форме писем. Например, Карамзин после своей поездки по Европе издал «Письма русского путешественника». Интересно читать письма И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, в которых содержится информация о нашем крае. Лев Толстой, когда был в гостях у шаблыкинского помещика Н.Киреевского, писал жене, Софье Андреевне: «Нынче опять едем в отъезжее поле, и, по правде сказать, чего я здесь не скажу – совсем не хочется ехать, но делать нечего; заехавши так далеко, надо воспользоваться сколько можно. Правду сказать, мне здесь дороже охоты этот охотничий мир и стариковский. Я не жалею, что я поехал, и не нарадуюсь». О личности Киреевского Л.Н.Толстой писал: «Очень любезен, учтив, равен со всеми, прост во всех смыслах, но, видно, честный, добрый, здравомыслящий человек, которому и по характеру, и по положению, и по богатству легко быть честным». А две недели спустя Толстой, говоря о Киреевском, признается в письме к Фету: «Изустно скажу Вам, что это за прелесть, — он сам и весь этот мир, который уже перешел в предания, а там действительность». Таким образом, письма – это свидетельства времени, рассказывающие нам о времени и людях, которые тогда жили.

5) Промежуточная рефлексия.

-Что нового вы узнали из этого сообщения?

6) Композиция письма.

(Записать в тетрадь)

— Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение).

— Подумайте и запишите композицию письма.

Приветствие и (или) обращение — название или имя того, кому предназначено письмо.

Вступление — извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

Основная часть — изложение информации, интересующей адресата.

Заключение — выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.

Подпись. Дата.

— Какие из этих элементов присущи только письму?

— Как они оформляются?

(Текст письма начинается с красной строки и с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата. Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу, а дату – внизу слева).

Урок развития связной речи в 6 классе

Урок развития связной речи в 6 классе.

Тема:
Интерьер. Описание помещения.

  • Тип урока:

    урок формирования новых знаний

  • Форма урока

    : беседа с использованием презентации

  • Технические требования к уроку:

    программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран

Цель урока

формирования знаний — организация работы по усвоению приемов и методов описания интерьера

Задачи:

  • образовательные:

    познакомить учащихся с понятием «интерьер»; дать представление о видах и составляющих интерьера; научить описывать помещение; активизировать познавательную активность;

  • развивающие:

    развивать творческие способности, наблюдательность; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать интерес к культурному наследию, развивать связную речь;

  • воспитательные:

    воспитание чувства вкуса и цвета; воспитывать общую культуру и культуру языка.

Структура урока

сочетает этапы:

  1. организационный;
  2. постановки цели;
  3. введения знаний и понятий;
  4. беседы;
  5. обобщения, первичного закрепления;
  6. самостоятельной работы;
  7. подведения итогов;
  8. определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Виды работ:

Наблюдение, беседа по вопросам, рассуждение, запись, составление плана, подбор материала по плану, рассказ по плану.

Ход урока

  1. Организационный момент. 2.Постановка цели.

Возвращаясь откуда-то домой, мы всегда рассказываем, о том, что узнали. Но чаще всего наш рассказ начинается с описания того места, где мы были. Как правильно построить наш рассказ? На что обратить внимание? Какие слова подобрать. Этому мы будем учиться на сегодняшнем уроке.

  1. Введение знаний и понятий.

Модная сегодня профессия – дизайнер интерьеров. А что такое «интерьер»? Обратимся к экрану. (Слайд№3)

Запишем определение.

— Какие типы интерьера по назначению можно выделить?

(Жилой и общественный) На какие виды делится каждый из них? (Старинный и современный)

(Слайды №5,6,7,8)

— Что включает в себя интерьер? (Слайд№4)

(Стены. Перекрытия. Отделка стен. Лепка. Резьба по дереву. Мебель. Осветительные приборы. Ковры и т.д.)

— Можно ли по интерьеру определить, кто хозяин помещения? (Слайд №6) ( Можно. У мальчика в комнате – морская тематика, мебель в виде штурвала. У девочки – белая мебель, розовые стены, наклейки – Барби)

Итак. Интерьер может нам рассказать об эпохе, о культуре, о характере человека.

Многие художники на своих картинах изображали интерьер.

-Зачем они это делали? (Слайд№9) (В живописи интерьера художник должен отразить эпоху, быт, культуру, интересы, социальное положение и профессию человека, различные оттенки его чувств и настроений. )

Художники, изображавшие интерьер (Слайд№10)

  • Какой интерьер на картине Васнецова? (Слайд№11) (Старинный, жилой)
  • На картине С.Жуковского? (Слайд№12) (Старинный, жилой)
  • На картине П.Пушкарева ?(Слайд№13)(Старинный, общественный)
  • На картине С Кустодиева? (Слайд №14) (Старинный, общественный)
  • На картине А.Переверзевой? (Слайд№15) (Современный, жилой)

4. Этап беседы.

Рассмотрим картину «Север» повнимательнее. (Слайд №15)

— Почему картина так называется?

  • Что изображено на картине?
  • Что привлекает наше внимание в первую очередь?
  • Как выглядит комната на картине А.Переверзевой?
  • Какие детали интерьера включила художница в свою картину?
  • Какие приметы северной деревни изобразила художница на картине?

Давайте рассмотрим героев картины.

  • Кто герои картины?
  • Как одеты женщины?
  • Чем они занимаются?
  • Какие детали говорят о неторопливости беседы?
  • Что делает ребенок?
  • Какое настроение царит в комнате?
  1. Этап обобщения, первичного закрепления

Северное лето короткое и нежаркое. Большую часть года здесь царит холод, ночь и белый снег. Поэтому люди стремятся хотя бы в доме задержать частицу ярких летних дней. На картине А.Переверзевой мы видим такую комнату в северной деревенской избе.

Составим план описания картины. (Слайд №18)

  1. Летний день в северной деревне.
  2. Комната (стены, стол, окна, пол, кровать и др.предметы интерьера).
  3. Герои картины.

    Женщины(внешность, одежда, занятие)

  4. Ребенок (возраст, поза, выражение лица).
  • Впечатления от картины.
  • Запишем план в тетради.

    Подберем слова, необходимые для описания. (Бревенчатые стены, высокий стол, деревянные стулья, белая скатерть, большие окна, легкие занавески, длинная герань, железная кровать, яркие красные наволочки, взбитые подушки, лоскутное разноцветное одеяло, белый кружевной подзор, яркие половики, самовар, вазочка с вареньем, пирожки. Разноцветный сарафан, красный сарафан, красная косынка, белые кофточки, босые ноги. Голубенькая рубашка. Неторопливо, степенно, спокойно, чаепитие)

    6.Этап самостоятельной работы

    Глядя на картину, используя опорные слова, опишите устно картину А.Переверзевой «Север» (Слайд№ 19)

    7.Итоги урока.

    • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
    • Почему художники часто так детально изображают интерьер на своих картинах?

    8. Задание на дом.

    Устно опишите современный жилой или общественный интерьер. Обращайтесь к плану. Можно использовать фотографии, картины художников или личные наблюдения.

    Уроки развития речи в 6 классе

    Тематическое планирование

    6 класс

    1 Модуль: «Текст. Тема. Основная мысль» (5 уроков)
    узнать научиться
    • Основные признаки текста
    • Чем тексты отличаются друг от друга
    • Определять тему текста
    • Формулировать основную мысль текста
    2 Модуль: «Стили речи. Различение текстов разных стилей» (6 уроков)
    узнать научиться
    • Какие бывают стили речи
    • Какие языковые средства характерны текстов определённого стиля
    • Отличать тексты разных стилей
    • Подбирать соответствующие ситуации языковые средства при составлении собственного текста
    4 Модуль: «Описание. Учимся рисовать словами» (5 уроков)
    узнать научиться
    • Какие бывают средства выразительности
    • Зачем нужны описания интерьера в художественном произведении
    • Красочно и точно передавать словами увиденное
    • Делать выводы о характере человека по деталям интерьера
    5 Модуль: «Рассуждение. Учимся быть убедительными» (5 уроков)
    узнать научиться
    • Как правильно спорить
    • Из каких частей состоит рассуждение
    • Высказывать свою мысль и доказывать её
    • Быть убедительным
    7 Модуль: «Повествование. Учимся интересно рассказывать» (5 уроков)
    узнать научиться
    • Как сделать рассказ интересным
    • Из каких частей состоит текст-повествование
    Рассказывать истории выразительно, сохраняя внимание слушателей

    Главная цель уроков развития речи в 6 классе – дать учащимся представление о стилистическом разнообразии текстов, научить отличать тексты разных стилей, учитывать языковые средства разных стилей, а также различать тексты по типу, иметь представление о структуре текста-описания, повествования и рассуждения.

    1. Модуль: «Текст. Тема. Основная мысль»
    1 Текст. Признаки текста
    2 Типы текста
    3 Тема. Основная мысль
    4 Структура текста.
    5 Контрольная работа по модулю

    На первом уроке

    учащимся предлагается проделать исследовательскую работу. Нужно учитывать, что ранее они уже сталкивались с понятием текста и, конечно, имеют интуитивное представление о том, что такое текст. Поэтому они могут выдвинуть гипотезу о том, что такое текст, назвать признаки. Для этого им предлагается, выбрать из предложенных вариантов (слова, связанные по теме; предложения, не связанные между собой; несколько предложений, связанных друг с другом) выбрать то, что они считают текстом и объяснить свой выбор. Объяснив свой выбор, учащиеся таким образом формулируют определение текст, перечисляя признаки текста (связность, смысловая общность, относительная завершённость). Затем им предлагается для анализа 5 фрагментов. Их задача оценить по . Результаты заносятся в таблицу. Итоги обсуждаются. В качестве завершения учащимся предлагается стихотворение Льва Лосева «Текст – это ткань». Такую работу лучше проводить в группах.

    Цель второго урока

    – дать представление о разных функционально-смысловых типах речи. Учащимся предлагается три картинки: на одной изображён просто кот, на другой – комикс с котом, на третьей – абстракция, но в той же цветовой гамме, что и на предыдущих картинках. Ученикам предлагается в 5-6 предложениях записать, что они видят на этих картинках. Затем тексты выборочно зачитываются и ученики определяют, что общего, а что отличается в этих текстах. Объединившись в группы, они обобщают сказанное, находят особенности каждого типа текста, записывают в таблицу. Вопрос, на который они отвечают в виде вывода: «Почему так происходит? Почему тексты получились такими разными?» Приходим к выводу, что зависит от цели высказывания: рассказать (повествование), описать (описание) или рассуждать (рассуждение). В качестве закрепляющих упражнений предлагается по отдельным словам определить, к какому типу текста относился текст, из которого взяты слова.

    Главная цель третьего урока

    – научить ребят определять и формулировать тему и основную мысль текстов разных стилей и типов. При этом важно на этом этапе дать понять разницу между темой и основной мыслью. Обычно, как показывает опыт, это вызывает у детей трудности. Дома ученики подготовили тексты разных типов на одну и ту же тему Возможные задания: 1) найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее основную мысль текста; 2) сформулировать 3 утверждения по тексту, одно из которых не соответствует содержанию (потом обмениваются, задача – найти то, которое не соответствует); 3) выбрать из предложенных формулировок ту, которая наиболее точно отражает основную мысль текста. Когда ученики увидят достаточное количество примеров того, как формулируется основная мысль текста, им предлагается самостоятельно сформулировать основную мысль прочитанных текстов. В конце урока можно задать вопрос, что было основной мыслью урока.

    Четвёртый урок

    посвящён структуре текста. Учащиеся получают разрезанный на предложения текст. Задача – собрать, а после ответить на вопрос, почему приняли именно такое решение, какие слова подсказывают, что предложения связываются именно так. В итоге ученики сами формулируют основные способы связи предложений в тексте (однокоренные слова, словоформы, союзы, местоимения). После чего учащимся предлагается текст-подвох: грамматически предложения связаны, а по смыслу – нет. Приходим к выводу, что смысловая связность – тоже важный признак текста. Тогда учащиеся получают задание найти связь между предложениями в восстановленных текстах. Задание типа: 1) найдите предложение, в котором развивается мысль, выраженная в 5-ом предложение; 2) найдите предложение(-ия), в котором описываются следствия действия, описанного в 6-ом предложении.

    1. Модуль: «Стили речи. Различение текстов разных стилей»
    1 Чем отличаются тексты разных стилей
    2-3 Научный и публицистический стили речи
    4 Официально-деловой стиль речи
    4 Художественный стиль и стиль художественной литературы
    5 Контрольная работа

    Цель первого урока

    этого блока не просто продемонстрировать детям, что тексты отличаются по стилям, но привести к пониманию подходящего стиля при составлении собственного текста есть основа коммуникативного успеха. Сделать это можно, проведя параллель со стилями в моде. Ученикам предлагается рассмотреть две картинки: 1) девушка в спортивном костюме на балу среди дам и кавалеров в элегантных нарядах и 2) девушка в бальном платье на детской площадке во дворе. Вопрос, который задаётся классу: «Что не так? Почему смешно?» Совместными усилиями класс приходит к выводу, что девушка и на одной, и на другой картинке выбрала неподходящий стиль одежды и что, чтобы не попасть в нелепую ситуацию, нужно уметь правильно подбирать стиль, соответствующий ситуации. Проводим параллель со стилями речи. Затем ученики выбирают роли, и их задача рассказать о погоде, происшествии на улице или описать природу, выбирая соответствующие роли/речевой ситуации средства языка. В качестве подсказки даны опорные слова, но ученики сами определяют, для какой ситуации какие слова и выражения уместны.

    На втором и третьем уроке

    обзорно изучаются научный и публицистический стили речи. Чтобы ученики поняли языковые особенности научного стиля речи им предлагается такое задание: перевести с научного языка на обычный простые пословицы. В качестве подведения итога ученикам предлагается переложить на официально-деловой, научный или публицистический стиль речи известную сказку.

    Четвёртый урок

    – выявить особенности официально-делового стиля. Работа в группах. Каждой группе выдаётся кусочек устава школы. Задача проанализировать: найти в тексте перевод на оф. –деловой стиль речи, ответить на вопросы. 1 группа – за тем, как строятся предложения; 2 группа – за лексикой; 3 группа – как структурируется текст. Зачем нужен официально-деловой стиль речи? Задание: сформулировать устав для школы будущего/школы мечты.

    На пятом уроке

    перед учащимися ставится задача определить разницу между понятием «художественный стиль» и «стиль художественного произведения». Лучше всего это делать на примере конкретного литературного произведения, где встречается использование разных стилей речи.

    1. Тема: «Описание. Учимся рисовать словами»
    1 Что можно описывать
    2 Интерьер. Что можно сказать о человеке по его комнате?
    3 Как сделать описание выразительным. Сравнения. Метафоры
    4 Сочинение
    5 Работа над ошибками

    Цель этого блока не просто научиться описывать интерьер, применяя выразительные средства языка, а научиться быть внимательным к деталям. Учащимся предоставляется возможность выражать себя.

    На первом уроке

    учащиеся знакомятся с тем, какими различными могут быть тексты описания: пейзаж, портрет, интерьер, анализируют тексты.

    На втором уроке

    учащимся предлагается для анализа несколько описаний комнаты из художественных произведений: «Муму» Тургенева (комната Герасима), «Обломов» И.А. Гончарова (комната Обломова), «Мёртвые души» Гоголя (дом Собакевича, Манилова). Задача – выписать «говорящие» детали и напротив каждой подписать, какой вывод о характере человека можно сделать. Делаем вывод о значении интерьера в художественном произведении.

    Третий урок

    – это урок-творческая мастерская. Главная задача проникнуть в суть метафоры, попробовать свои силы в создании метафор и сравнений. Разбор стихотворения. Придумывание своих ассоциаций. На что похоже: 1) Опишите, используя метафору или сравнение: 1) пламя костра; 2)

    На четвёртом уроке

    пишем сочинение. Чтобы была мотивация, важно правильно сформулировать задание. Описывая комнату, характеризуют персонажа. Вот пример задания.

    При работе над ошибками обязательно зачитать сочинения тез ребят, которые выразят такое желание. Слушая текст, учащиеся пробуют догадаться, кто хозяин комнаты.

    1. Модуль: «Рассуждение. Учимся быть убедительными»
    1 Публицистический стиль. Проблемный вопрос. Структура рассуждения: тезис и аргумент
    2 Искусство аргументации. Подготовка к дебатам
    3-4 Дебаты
    5 Сочинение-рассуждение

    На первом уроке

    — работа с текстами публицистического стиля. Задание: сформулировать тему, проблему – вопрос, который задаёт автор читателям.

    Второй урок

    – вступить в диалог м авторами. Высказать своё мнение. Для этого

    Три разрезанных текста (на листах разного цвета). В одну сторону – тезис, в другую – аргументы. Сформулировать, по какой теме тексты, в виде вопроса сформулировать проблему. Переходим к анализу аргументов. Какие они бывают: формулируют сами. Затем текст Смехова. Добавить. Слушают небольшую речь – определяют аргументы. Затем – придумывают сами аргументы к тезисам (в парах).

    Третий и четвёртый уроки

    проходят по технологии дебаты. Готовятся заранее. Даётся текст с проблемой. Задание подготовить за и против. На уроке ограничены по времени, и успеют выступить только 6 игроков, но это не значит, что остальные бездействуют: они получают оценочные листы, которые должны заполнять по ходу дебатов.

    Последний урок – написание эссе (сочинение-рассуждение) по цитате. Задача – сформулировать проблему, привести аргументы, подтверждающие тезис.

    1. Тема: «Повествование. Учимся интересно рассказывать»
    1 Из каких частей состоит рассказ
    2 Как сделать рассказ интересным
    3 Устно рассказываем истории
    4 Сочинение
    5 Работа над ошибками

    На первом

    уроке ученики знакомятся со структурой повествовательного текста. Работа проходит в группах. Каждой группе предлагается разрезанный на части комикс Бидструпа. Задача – расположить в нужном порядке, объяснить свой выбор. Если бы вы словами описывали то, что нарисовано на этом комиксе, текст какого типа речи у вас получился? Сколько абзацев бы было в этом тексте, сделайте план. Какую роль играет каждая из частей текста в развитии сюжета? Подписывают напротив каждой части. Совместно с учениками делаем вывод о том, что в любой рассказе есть то, с чего завязывается конфликт/ситуация (завязка), события, которые следуют после (развитие действия), ситуация, где достигается высшее напряжение (кульминация) и последующие события (развязка).

    Второй и третий

    уроки направлены на развитие устной речи учащихся, развитие воображения и творческого мышления. Рассказ по картинкам. На втором урокПосмотреть видео рассказов (барон Мюнхгаузен): что делает его рассказ интересным, захватывающим. Сформулировать заповеди искусного рассказчика. Сами пробуют рассказать Рассказ по картинкам. На четвёртый урок готовят ряд картинок и поучительную историю. Задание для слушающих: 1) определить тему; 2) определить основную мысль; 3) записать, какие выразительные средства были использованы. Работа по группам.

    На четвёртом уроке

    предлагается написать сочинение-повествование. Составить рассказ по концовке или по завязке.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: