Муниципальная олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Русский язык достаточно сложен в изучении, но также очень гибок и многогранен в его выразительных возможностях. Одним из средств, используемых для контроля знаний учащихся, а также систематизации и обобщения изученного материала является проведение олимпиад по русскому языку.

Участие в таком мероприятии помогает научиться применять знания, полученные на уроках, воспитывает любовь к русскому языку. Мы хотим помочь учащимся добиться высоких результатов и предлагаем вашему вниманию примеры заданий олимпиады по русскому языку для 4 классы. Внизу вы найдете ответы к представленным заданиям.

  • Тестовые задания
  • Открытые вопросы
  • Творческие задания
  • Ответы на тесты
  • Ответы на открытие вопросы
  • Ответы на творческие задания

Тестовые задания

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? А) палисадник Б) камыш В) заслонка Г) посёлок Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой? А) бреют Б) клеют В) реют Г) сеют Д) тлеют

3. Найди верный ответ. А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ ? А) с…езд Б) с…бить В) с…играть Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки? А) кошка Б) мышка В) лампа Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде: А) у пушистой белки Б) по широкому полю В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман. А) а, е, а, и В) о, е, а, и Б) о, и, а, и Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное: А) гербарий В) узкий Б) санаторий Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка: А) прочитать в книге В) сорвать с сирени Б) гулять по улице Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит. А) лень приносит Б) горе приносит В) малая лень Г) большое приносит

Районная олимпиада по русскому языку, 4 класс

2013 год

Код участника __________________

Районная олимпиада по русскому языку, 4 класс

Дорогой друг! Ты – участник олимпиады и можешь показать успешно все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Организаторы олимпиады желают тебе успехов. Будь внимателен, терпелив и настойчив!

1. Найдите и исправьте все допущенные ошибки.

Весеннее утро.

Как хорошо весеннее утро! Из – за синий полоски леса показалось солнце. В его лучах кроснеют виршины гиганских сосен. Над рекой золотистым дымком клубица туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе, и открывает синюю гладь реки. В зеркальной воде видишь голубой небо и облока. На яркой зелини блестит роса. Ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой мокушке высвистывает песенку. Он свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

4,5 балла

Найди предложение, в котором говорится о тумане, подчеркни его основу, определи падеж имён существительных.

2 балла

2. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.

Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной, гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

0,25 балла за каждое слово

3. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке

. Лей — _______________ Шей — ______________ Шёл — ______________ Лёд — _______________

2 балла

4. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.

Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

2 балла

5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе, мозоль

подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе.

Запиши получившиеся словосочетания.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2,5 балла

6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк. А как будут называться эти животные женского рода? Запиши. Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2,5 балла

7. Закончи пословицы: У кого что болит, тот ____________________________________________________________. Где много слов, там _____________________________________________________________. За всё берётся, да _______________________________________________________________. Тяжело в учении — _______________________________________________________________.

0,5 балла за пословицу

Составь пословицы с данными словами:

Дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

1 балл за пословицу

8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы. Чуть со_нце пригрел_ откосы И стал_ в л_су пот_плей, Б_рёза з_лёные косы Развесила с тонк_ ветвей. Вся в бел_ платье одета, В с_рёжках, в л_стве кружевной Ст_ит, ярким со_цем согрета, Она на опушк_ л_сной.

0,25 балла за 1 слово

Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни, по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы. 1 группа_ ___________________________________ 2 группа____________________________________

2 балла

9. Укажите имя существительное женского рода:

(А)Профессор,(Б) шампунь, (В) вермишель, (Г) шимпанзе, (Д) тополь, (Е) тюль, (Ж) депо

2 балла

10. Подчеркни фразеологизмы, содержащие слова – антонимы.

1. Нет худа без добра;

2. Ум за разум заходит;

3. От мала до велика;

4. Ни конца ни краю;

5. Валить с больной головы на здоровую.

3 балла

11. Впиши в предложения подходящие по смыслу пропущенные слова с буквосочетаниями цы или ци.

Черепаху защищает крепкий ____________________. Дети осторожно, на _____________ прокрались в комнату. Значок для обозначения числа называется ___________________.

3 балла

12. В каком слове количество букв и звуков совпадает, подчеркни это слово:

(А) Семь, (Б) ёж, (В) прелестный, (Г) боюсь, (Д) сеют

2 балла

13. Кто автор этих крылатых выражений? Запиши ответ.

Как бы чего не вышло; лошадиная фамилия; на деревню дедушке; человек в футляре._______________________

2 балла

Ответы и критерии оценки За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла.

Задание 1.

Весеннее утро.

Как хорошо весеннее утро! Из – за синий полоски леса показалось солнце. В его лучах кроснеют виршины гиганских сосен. Над рекой золотистым дымком клубица туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе, и открывает синюю гладь реки. В зеркальной воде видишь голубой небо и облока. На яркой зелини блестит роса. Ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой мокушке высвистывает песенку. Он свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

0,25 балла за каждую верно исправленную ошибку (9 ошибок – 4,5 балла)

1 балл за правильное нахождение предложения и подчёркивание основы, определение падежа – за каждое слово – 0,25 балла (2 балла)

Задание 2.

Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия, возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!), и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль. 0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение

Задание 3

Ель, ешь, ложь, толь. 0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла

Задание 4.

Домов, столов, ковров (окончание – ов) Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)

2 балла

Задание 5.

Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль, просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.

0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.

Задание 6.

Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица. 0,25 балла за слово

Задание 7.

У кого что болит, тот о том и говорит. Где много слов, там мало дела. За всё берётся, да не все удаётся. Тяжело в учении – легко в бою. 0,5 балла за каждую пословицу. +1балл за каждую верно составленную самостоятельно пословицу

Задание 8.

За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла. Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание). 1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной. 2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке — 2 балла

Задание 9.

Вермишель – ж. р., 2 балла за верно выполненное задание, минус 0,25 за каждую ошибку

Задание 10.

Валить с больной головы на здоровую.

От мала до велика;

Нет худа без добра

3 балла

Задание 11.

Черепаху защищает крепкий панцирь

. Дети осторожно,
на цыпочках
прокрались в комнату. Значок для обозначения числа называется
цифра
.

3 балла

Задание 12.

Боюсь – 5б., 5зв., 2 балла за верно выполненное задание

Задание 13.

– 2 балла

Максимальное количество баллов – 38 ± (орф. ошибки, творческое задание)

Открытые вопросы

Вопрос 1 Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки: Готовь лыжи летом — … Шайбы по весне считают — … Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2 Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3 Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о]. Посмотрите, дом стоит, До краёв водой налит. Без окошек, но не мрачный С четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы — Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4 Замени иноязычные слова сложными русскими словами. 1)Каллиграфия — … 2)Орфография — … 3) Эгоизм — …

Вопрос 5 Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении. Жар солнца — жар чувств; Каменное здание — каменное сердце; Строить планы — строить мост;

Городская олимпиада по русскому языку 4 класс

Количество баллов Код

2018 год

Районная олимпиада по русскому языку

4 класс

Помни, что за орфографические ошибки будет снято 5 баллов от общего количества баллов. Пиши грамотно!

Задание №1. Образуй множественное число от данных имён существительных.

Задание №2. Сколько общих звуков в словах «серп» и «перс»? Какие?

Ответ: ____________________________________________________________

Задание №3. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.

Что надо сделать, когда назвался груздем?

__________________________________________________________________

Какой праздник для кота однажды заканчивается?

__________________________________________________________________

Задание №4. Составь пословицу из слов, причём бери из них столько букв, сколько указано в скобках.

Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2), велосипед (3), веник (2), имя (1).

Задание №5. Замени данные фразеологические обороты словами-синонимами.

Задание №6. Прочитай транскрипцию (фонетическую запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запиши эти предложения буквами по правилам орфоргафии.

[пашо

лй`
а
вл`
э
снай`
о
лкувл`
э
ссиж
у
най`
э
л`иштопв
о
лк`ин`исй`
э
л`и].

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7. Запиши слово, в котором приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффиксы те же, что в словах «малиновый» и «закрывать», а окончание, как в слове «фантазирует».

Ответ: ____________________________________

Задание №8. Что это?

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Ответ: ________________________________________

Задание №9. Сколькими способами можно в ряду букв «поднимитеперья» расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза? Запиши все варианты.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Как-то 8 букв собрались вместе и решили составить слово. Они долго менялись местами, и, наконец, это слово получилось, только читалось оно справа налево. Разместились буквы так:

Буквы Е

и
С
стояли после буквы
К
.

Буква Е

стояла перед буквой
Т
через одну.

Буква О

стояла перед буквой
К
, но после
З
.

Буква С

стояла после буквы
Р
через одну.

Буква Р

стояла рядом с буквой
Т
, но перед
С
.

Буква З

стояла между буквами
А
и
Е
.

Что за слово получилось?

Ответ: _____________________________________________

Ключи

к районной олимпиаде по русскому языку

4 класс

Задание №1. Образуй множественное число от данных имён существительных.

Профессора, пастбища, доктора, сторожа, инженеры, трактора, слесаря, полотенца.

(по 0,5 за каждый правильный ответ; всего 4 балла)

Задание №2. Сколько общих звуков в словах «серп» и «перс»? Какие?

Ответ: 2 звука: [э], [р].

(1 балл)

Задание №3. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.

Что надо сделать, когда назвался груздем? Полезать в кузовок.

Какой праздник для кота однажды заканчивается? Масленица.

(по 1 баллу; всего 2 балла)

Задание №4. Составь пословицу из слов, причём бери из них столько букв, сколько указано в скобках.

У страха глаза велики.

(3 балла)

Задание №5. Замени данные фразеологические обороты словами-синонимами.

Кот наплакал –
мало чего-либо
(по 0,5 балла; всего 2,5 балла)

Задание №6. Прочитай транскрипцию (фонетическую запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запиши эти предложения буквами по правилам орфоргафии.

[пашо

лй`
а
вл`
э
снай`
о
лкувл`
э
ссиж
у
най`
э
л`иштопв
о
лк`ин`исй`
э
л`и].

Пошёл я в лес. На ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

(3 балла)

Задание №7. Запиши слово, в котором приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффиксы те же, что в словах «малиновый» и «закрывать», а окончание, как в слове «фантазирует».

Ответ: истолковывает.

(2 балла)

Задание №8. Что это?

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Ответ: ветер.

(1 балл)

Задание №9. Сколькими способами можно в ряду букв «поднимитеперья» расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза? Запиши все варианты.

  1. Поднимите перья.
  2. Подними те перья.
  3. Под ними те перья.
  4. Под ним и те перья.
  5. Под ними теперь я.
  6. Под ним и теперь я.

(1 балл за каждую фразу; всего 6 баллов)

Задание 10. Как-то 8 букв собрались вместе и решили составить слово. Они долго менялись местами, и, наконец, это слово получилось, только читалось оно справа налево. Разместились буквы так:

Буквы Е

и
С
стояли после буквы
К
.

Буква Е

стояла перед буквой
Т
через одну.

Буква О

стояла перед буквой
К
, но после
З
.

Буква С

стояла после буквы
Р
через одну.

Буква Р

стояла рядом с буквой
Т
, но перед
С
.

Буква З

стояла между буквами
А
и
Е
.

Что за слово получилось?

Ответ: азокертс – стрекоза.

(3 балла)

Максимальное количество баллов – 27,5.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: