Урок риторики в 5 классе. Презентация Соболевой Т.С. — презентация


Урок риторики 3 класс Тема: «Редактирование текста»

  1. Первичное закрепление

Работа в группах

— Найти из текста ответ на вопрос: КОГДА И КАК улетают птицы?

(Ученики читают текст по предложению. Выделяют цветным фломастером главное под руководством учителя. Спорные моменты обсуждаются.)

ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ

Наблюдать за птицами осенью очень интересно. Это время их отлета в теплые края. В народе говорят: «Сентябрь птиц в дорогу собирает». Первыми покидают родные места стрижи. А последними — утки. Начиная с сентября, в стаи собираются журавли, чтобы лететь в дальнее путешествие. Красивым гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе, прощаются журавли до самой весны. По тому, как они летят, можно предсказать, какой будет осень. Если их полет неспешный, размеренный, то осень будет теплой. Быстрый же отлет птиц — к холодной и ранней осени. Некоторые птицы улетают в теплые края поодиночке. Это кукушки, зимородки, коршуны, ястребы и соколы. Но большинство все же отправляется в дальний путь стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Гуси покидают родные края в конце сентября — начале октября. В народе говорят: «Гуси зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу».

Физминутка

(Ученики повторяют движения учителя, соответствующие содержанию в тексте )

— Мы пришли в осенний лес, собираем листья на гербарий. Ой какой красивый лист рябины (тянемся), 2 листа дубовых, 3 кленовых, 5 берёзовых соберём с земли опавших (Приседаем).

-Сколько листьев мы собрали ? (Вопрос на внимание )

5.Самостоятельная работа в группах

-Изучить текст, выделить главное и рассказать. Критерий времени- не более 2 минут!

Составление плана текста с обсуждением последовательности.

ПЛАН:

  1. Внешний вид
  2. Миграции
  3. Питание
  4. Отличительная особенность

— Вспомните, какие птицы улетают поодиночке? (из первого текста «Птицы осенью»)

(кукушки, зимородки, коршуны, ястребы и соколы)

Работа в группах – сократить текст и рассказать кратко по плану своим одноклассникам. У каждой группы разные тексты про птиц.

.- А теперь попробуем прочитать весь текст в сжатом виде.

Один ученик по песочным часам следит за временем чтения, остальные за содержанием по плану.

— Удалось сохранить в сжатом тексте все микротемы ?

Выводы (ученики выделяют лучшую работу, указывают на недостатки, причины)

7. Итог урока

— Мы узнали о птицах, которые мигрируют в зимнее время поодиночке. В отличии от них сегодня мы работали в группах. Давайте попробуем оценить свою работу, свой личный вклад.

-Вспомните из текста изложение «Отлёт гусей» кто летел впереди, кто следом? (возраст и опыт)

РЕФЛЕКСИЯ (косяк гусей)

Вожак — Тема понятна, сможете объяснить другим

Опытные — Хорошо понятна тема, сможете сократить текст самостоятельно.

Молодёжь — Сможете сократить текст только вместе с одноклассниками

— Сегодня на уроке мы потренировались применять различные приёмы сжатия текста. Как утверждал А. П. Чехов, « искусство писать- это искусство сокращать.»

Цели на след урок из сказанного детьми.

Приложение

ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ

Наблюдать за птицами осенью очень интересно. Это время их отлета в теплые края. В народе говорят: «Сентябрь птиц в дорогу собирает». Первыми покидают родные места стрижи. А последними — утки. Начиная с сентября, в стаи собираются журавли, чтобы лететь в дальнее путешествие. Красивым гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе, прощаются журавли до самой весны. По тому, как они летят, можно предсказать, какой будет осень. Если их полет неспешный, размеренный, то осень будет теплой. Быстрый же отлет птиц — к холодной и ранней осени. Некоторые птицы улетают в теплые края поодиночке. Это кукушки, зимородки, коршуны, ястребы и соколы. Но большинство все же отправляется в дальний путь стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Гуси покидают родные края в конце сентября — начале октября. В народе говорят: «Гуси зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу».

КУКУШКА

Трудно представить лес без кукушки. Громкое «ку-ку» самца и характерную булькающую трель самки каждый из нас неоднократно слышал И что кукушка гнёзд не строит, а подкладывает яйца в чужие гнёзда, также всем нам хорошо известно. Кукушка — птица осторожная и скрытная. Далеко не все видели ее живьем. А в полете она столь похожа на ястреба, что неспециалисты их постоянно путают. Самцы отличаются от самок только окрасом. Они преимущественно серого цвета, спинка и крылья более темного тона, ноги оранжевые. На груди и животе продольные чередующиеся черные и белые полосы. Самки больше коричнево-рыжего цвета, полосы почти по всему телу, кукушка кажется рябенькой. Длина птицы до 40 см, вес 100 – 130 грамм. Хвост имеет закругленную форму, довольно длинный – 18 см. Длина крыла – 2 0см, а размах крыльев 60 см. Глаза большие, клюв чуть загнутый и довольно крепкий. Пальцы у кукушки цепкие, два обращены вперед, а два назад. Благодаря этому ловко передвигается по веткам деревьев.

Кукушка — перелетная птица, на зиму она кочует в тропическую Африку. Но интересная штука: большинство птиц совершает свои перелеты стаями, а вот стай кукушек никто не видел. Осенью они незаметно исчезают, старшее поколение раньше, молодые позже. Летят обычно по ночам и, вероятнее всего, в одиночку. Питаются кукушки различными насекомыми, которых поедают почти весь день в больших количествах. Кукушки приносят большую пользу, поедая мохнатых гусениц, покрытых ядом. Другие птицы такое угощение игнорируют.

ЗИМОРОДОК

Это маленькая птичка с ярким оперением: темно-голубая спинка и полосатый, черновато-голубой, верх головы сочетаются с ярко-оранжевым брюшком. Клюв у зимородка обыкновенного прямой и длинный, с заметно выступающим хребтом надклювья. Крылья недлинные (7-8 см) и широкие, хвост короткий. Самки мельче самцов. Селится птица вдоль берегов рек, озер, ручьев, прудов — водоемов с чистой и тихой проточной водой.

Обыкновенный зимородок питается, в основном, мелкой рыбой размером до 6 см. Также кормится личинками стрекоз, другими водными насекомыми и беспозвоночными. Иногда ест земляных червей, креветок, а изредка — даже маленьких лягушек. Сидя на своем наблюдательном пункте, зимородок высматривает свою добычу. Когда жертва попадает в поле зрения, зимородок бросается в воду, слегка погружается и выхватывает рыбку. С добычей в клюве летит в нору, после чего возвращается назад.

Зимует на юге там, где имеются не замерзающие в течение зимы речки. Так, например, на Северном Кавказе зимородки держатся круглый год. В Туркмении они встречаются зимой. Из нашей полосы зимородки улетают относительно рано, в конце августа. В степной полосе некоторые остаются до конца сентября.

В большинстве своем птицы семейства зимородковых зиму и не видели в своей жизни никогда. Поэтому и предположение о том, что его название как-то связано с зимой внушает мало уверенности. Хотя многие считают, что назвали так зимородка из — за того, что он откладывает свои яйца и выхаживает потомство именно зимой. Но не тут-то было! Занимается он этим исключительно в летние месяцы.

КОРШУН

Коршуны принадлежат к роду хищных птиц и образуют подсемейство ястребиных. Отличительной особенностью коршунов от других хищных птиц является форма и размер клюва — он крючкообразный и небольшой. Крылья у коршуна длинные и широкие, хвост длинный, с вырезкой. Длина тела Коршуны достигает 70 см.

Зимует Коршун в Африке и Южной Азии. Многие популяции коршунов проводят сезонные миграции – птицы из северных регионов отправляются в теплые места на время зимы. Обитают Коршуны в лесах, степях и полупустынях, в горах и на равнинах, преимущественно у водоёмов.

Гнездится Коршун на деревьях, обрывах и скалах. Добычу Коршуны высматривают, паря в воздухе. Пища для Коршуна — это мелкие грызуны, пресмыкающиеся, земноводные, падаль и отбросы, иногда мелкая рыба и птицы. . Они не отказываются от падали, а иногда нападают даже на птиц, но на охоту вылетают редко .

Он неповоротлив, вряд ли смел и довольно ленив. Зато полет коршуна — захватывающая картина. Коршун в состоянии в течение длительного периода времени находиться в состоянии парения — к примеру, коршун на протяжении четверти часа способен парить в воздухе (то есть за пятнадцать минут ни разу не взмахнет крыльями)

Ястреб

Общая длина тела этого ястреба может достигать шестидесяти восьми сантиметров, а масса — полутора килограмм. Окраска взрослых ястребов с брюшной стороны тела имеет беловатый оттенок, который разряжается за счет поперечно расположенных бурых полос.

Спинная сторона тела имеет серовато-бурый окрас. Это хищные птицы. Ястребы обладают стройным телом. Крылья ястребов короткие и широкие, согнутые. Лапы у этих птиц когтистые и длинные. Эти лапы необходимы ястребам для умерщвления своей жертвы. Клюв крючковатый и очень острый.

Зоной обитания ястребов являются кустарниковые и лесные массивы (хвойные и лиственные леса), На зиму эти птицы перелетают на юг.

С давних времен в осеннее время года практикуется охота с этими птицами на пролетных перепелов. Отлавливают их осенью. Обучают охоте на протяжении всего нескольких дней. С завершением осеннего охотничьего сезона ястребов-перепелятников обычно отпускают на волю.

Все мелкие птицы хорошо знают, с каким беспощадным врагом имеют дело, поэтому стараются скрыться, как только силуэт ястреба появился на горизонте. Некоторые птицы падают на землю и затаиваются, другие в панике забиваются в мышиные норы, в третьи надеются на свои крылья. Но от ястреба трудно скрыться, и часто он ловит сразу по две несчастные птахи. Очень мешают ему на охоте ласточки. Они летят за разбойником и громкими криками оповещают всех птиц о его появлении.

СОКОЛ

Сокол — хищная птица и очень уж хороший летун. Эти птицы почти никогда не берут добычу с земли. Их стихия — воздух. И добычу они, как говорят специалисты, «бьют», то есть бросаются на птицу сверху, пикируют и хватают лапами. Иногда, летая низко, они вспугивают сидящую на земле птицу, заставляют ее взлететь, потом быстро поднимаются выше своей жертвы и бросаются на нее сверху. Очень редко кому-нибудь удается уйти от сокола, не спасаются даже такие летуны, как ласточки и стрижи.

У сокола все приспособлено для охоты в воздухе. Вот летит мимо нас сокол — сильный, широкогрудый, с твердыми, выпуклыми мышцами, с длинными и острыми крыльями, с мощными, круто загнутыми когтями. Даже перья у него жесткие и плотно прижатые к телу, чтобы не мешать полету.

С первобытных времен и по сей день прирученный сокол остается самым преданным человеку охотником, в отличие от многих других хищников. Эффективность охоты соколов объясняется возможностями, которыми наделила их природа: острое зрение – сокол замечает добычу в небе за километр, а на земле за сто метров.

Места для гнездования благородные соколы обычно выбирают высоко от земли — на вершинах деревьев, высоких сооружениях, в расщелинах скал и изредка на земле.

Соколы обитают повсеместно, кроме арктических областей. Разные виды этих птиц занимают различные ареалы. Сокол – мигрирующая птица. За свою жизнь она успевает путешествовать по земле, залетая в Америку, Европу, Азию и Африку

Урок риторики в 5 классе. Тема: «Чтение – вот лучшее учение»

Урок риторики в 5 классе

Тема: «Чтение – вот лучшее учение»

Цели:

раскрыть особенности чтения как вида речевой деятельности, для того чтобы сделать его более результативным для читателя; познакомить с древними книгами, проверить эффективность собственного чтения.

Задачи:

активизировать самостоятельные высказывания школьников, учесть их читательский опыт, обратить их внимание на роль книги в жизни мыслящего человека.

Тип урока

: изучение нового, формирование ЗУН

Оборудование:

учебники, слайды с иллюстрациями, фрагмент мультфильма «Двенадцать месяцев», выставка любимых книг.

Ход урока

  1. Артикуляционная разминка.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок риторики по традиции с речевой разминки. Прошу вас сесть ровно. Сегодня нам очень понадобится активная работа языка, губ, неба для более четкого произнесения звуков. Сделаем упражнения на артикуляцию «Колечко», «Жало», «Ежик», «Не сломай язык» (на стр. 136)

  2. Вступительное слово учителя.

    Мы продолжаем урок в хорошем настроении, потому что с нами ваши друзья – любимые книги. На нашей книжной полке мы сможем увидеть книги разных авторов: ____

  3. Беседа
    Как вы думаете, с чем будет связана тема нашего сегодняшнего урока?
    Конечно с книгой. Мы поговорим о чтении как о виде речевой деятельности, проверим, умеем ли эффективно, с пользой для себя читать, и вообще многое узнаем о книгах. Откройте учебник на стр. 134. Темой урока станут слова А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение».
    Как вам кажется, какой смысл поэт вкладывал в эти слова? Давайте прочтем мнение и других авторов и прокомментируем, что они имели в виду.
  4. Немного из истории.

    Да ребята, как только человек научился читать (а произошло это не так давно), книги стали спутниками его жизни.

А скажите, книги всегда выглядели вот так?

Конечно нет. (Фрагменты презентации о глиняных табличках, об Александрийской библиотеке [читаем фрагмент из книги А.Ф. Лосева «Платон. Аристотель. Стр. 134], о древних книгах.

  1. Назовите коммуникативную задачу

    чтения (вам помогут слайды)

Получить знания

Получить удовольствие

Научиться что-либо делать

Запишем в тетрадь полученную схему.

Скажите, какие печатные издания вы читаете, чтобы достичь той или иной цели?

  1. Рассказ об алфавите и знаках препинания.

    Мы поняли, что книги играют в жизни человека большую роль, потому что выполняют разные функции.
    Какие специальные знаки при чтении помогает нам понимать написанное?
    Азбука, алфавит или буквица (читаем текст упр. 183), знаки препинания.
    А кто напомнит мне случай, когда от одной запятой зависела жизнь человека.
    (Фрагмент мультфильма «Двенадцать месяцев»)

  2. Практическая работа.
    А вы умеете читать?
    Пожалуй, все, кто учился в школе, ответят на этот вопрос утвердительно. Многие скажут: «Стоит ли задавать подобные вопросы людям грамотным?» А вот немецкий поэт Гёте писал: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».
    Так что же значит уметь читать?
    (Понять, о чем говорится в тексте, в чем его основная мысль, как автор раскрывает ее).
    Сейчас проверим,умеете ли вы читать.
    Читаем текст упражнения №171 «Язык, понятный всем» про себя в течение 2-2,5 минут. Закрыли учебники.

В тетрадях ответьте на вопросы:

Кто автор текста? И.Н. Горелов

— 5%

Название текста. Язык, понятный всем —

5%

Сколько в нем частей? 4

— 5%

О чем текст? Об общении Н.Н. Миклухо-Маклая и туземца

— 10%

В чем его основная мысль? Общаться и понимать друг друга можно не только при помощи слов, но и при помощи языка жестов, мимики, пантомимы

— 25%

Конечно, наизусть и во всех деталях с первого раза текст не запомнишь, если вы набрали менее 50%, у вас будет работа на понимания текста.

  1. Инструктаж выполнения д/з .

    Итак, о чем был сегодняшний наш урок? О виде речевой деятельности чтении.

Поняли, зачем нужны книги.

Узнали, какими были древние книги.

Определили собственный уровень усвоения текста.

Напомнили, какие знаки помогают воспринять прочитанное.

На следующих уроках мы поговорим более подробно о разных видах чтения, на традиционных уроках по Славянской письменности узнаем об истории возникновения алфавита. Т.е. разговор наш о чтении и книгах продолжится.

  1. Д/з

    1) Кто усвоил текст менее, чем на 50%, прочтите нашу газету и приготовьтесь к рассказу о статье, которая вам больше всего понравится.

2) Всем остальным по упр. 177 составить «Памятку читающему»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: