Контрольная работа по теме «Чередующиеся гласные в корне слова» (дидактический материал по русскому языку для 5 класса)


Разработка урока русского языка «Чередование гласных в корнях слов»; 5 класс

Чередования гласных в корнях.

Урок русского языка 5б классе.

Учитель: Баширова Ф.И.

Цели урока :

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Чередование гласных в корнях”.

Задачи:

  • Предметно-содержательная:

    формировать умение написания гласных а-о,е-и в корнях с чередованием, различения данной орфограммы от безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых.

  • Деятельностно-коммуникативная:

    развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

  • Ценностно-ориентационная:

    способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные метапредметные личностные
  • Что обозначает термин «чередование»; как отличить чередование от проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слова .
  • Уметь применять правила написания гласных е-и, о-а в данных примерах.
  • Составление алгоритма правописания чередующихся гласных корня.
  • познавательные УУД

    :

умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

  • регулятивные

    :

умение ставить цели,

планировать свою работу,

проводить самопроверку;

  • коммуникативные

    :

умение работать в группе,

осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

  • Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение.
  • Воспитывать любовь к русскому языку и литературе.

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Средства обучения:

  • Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой(часть 2).
  • Компьютер
  • Мультимедийное оборудование.
  • Презентация к уроку в программе PowerPoint.
  • Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).
  • Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
  • Орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь антонимов и синонимов.

Домашнее задание:

дается на выбор (разный уровень сложности):

  • Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/
  • Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
  • Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Начало урока Вспомнить, какие гласные корня называются безударными. Конец урока
Узнать, какие из них можно проверить, а какие – нельзя ,их надо запомнить
Уметь различать проверяемые-непроверяемые гласные корня от чередующихся.
Пополнить свой словарный запас.
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.
Отдохнуть на уроке.
  1. Организационный момент
  2. Постановка целей и задач урока на основе сформулированной темы урока.
  3. На экране проектора:

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что можно стереть.

Но скажи, если слух умирает,

Разве должен и звук умереть?

(С.Маршак)

? О чём идет речь в стихотворении?

? Найдите однокоренные слова (стирает-стереть, умирает-умереть).

? Почему однокоренные слова пишутся по-разному ? Сформулируйте тему нашего урока.

ТЕМА УРОКА: Правописание чередующихся гласных корня:

Соотнесите слова, которые даны у вас в каждой группе в два столбика:

1.Проверяемый гласный в корне

2.Непроверяемый гласный в корне

Актуализация новых знаний. Фиксирование затруднений.

Запишите слова, применив правило.

1.Роса – росы, цветок –цвет, морской –море, земля –земли, огонь — огненный ,лесной –лес, столы –стол, коса –косы, вода –воды.

2.Сувенир, карандаш, абзац, вагон, пейзаж, гараж, орех.

? Как вы записали эти слова?

? Какие из них вызвали затруднения?

? Почему на столе у каждой группы остались слова, которые не вошли ни в одну из групп?

? Они однокоренные? Как мы их напишем?

Сформулируем правило, добавив к нему существенную информацию.

Итак, мы сформулировали тему урока, поэтому, пожалуйста, заполните карточку Целей – алгоритм моих действий.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

(заполняется учеником)

Вспомнить, как можно проверить безударный гласный корня
Подобрать проверочные слова.
Уметь различать непроверяемые от проверяемых и чередующиеся от них.
Если нашёл слово с чередованием , определить ,какой гласный в этом корне.
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.
Обратиться к правилу.
  1. Построение проекта исходной задачи.

Задание в группах

1 группа.
Обобщить всё сказанное о правописании е –и в корне с чередованием в виде алгоритма
.

Посмотри, какой гласный идёт после корня
А Другой гласный
ПИШИ И ПИШИ Е
Замирать, застилать, умирать, забирать, стирать Замереть, застелить, умереть, заберу, стереть.

2 группа. Составить памятку «Когда писать О, а когда А в корнях с чередованием раст- рос»

1.Выдели корни в словах и скажи, какие сочетания букв в каждом из них .

2.Вспомни правило, и напиши данные слова по правилу :расти , растение, выращенный, рос, заросли

3.Проверь себя, вспомнив слова-исключения – росток, Ростов, отрасль , ростовщик.

4.Придумай еще 2 слова, которые пишутся так же.

3 группа.

Расставьте ударение в словах:

Корень ударный Корень безударный
Поклон Поклониться
Зарево,зоренька Заря
Загар Загорел
Слова – исключения: Зорянка, зоревать

4 группа:

касаться –коснуться, предложить – предлагать, слагаемое — сложение

Как работает АЛГОРИТМ, как получится применить для работы ПАМЯТКУ!?

Задание в группах. (с проверкой по эталону)

1 группа

Распределите слова в 2 столбика. Объясните,какое правило применили:

Прикосновение, касательная, коснуться, неприкосновенность,

  1. Составьте с данными пословицами рассказ, придумайте речевую ситуацию, объясняющую пословицу или поговорку. Какие чередующие гласные в корнях вы заметили? Объясните правописание:

Осень собирает – зима подъедает.

На воре и шапка горит.

Мягко стелет – жёстко спать.

До земли не поклонившись, грибка не сорвёшь.

1-ая группа:

Однажды Стрекоза обратилась за помощью к Муравью: «Не оставь меня, кум милый, дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней прокорми и обогрей!» Но Муравей ответил ей: «А работала ль ты лето?» Мораль басни такова: «Кто хорошо потрудился – сыт всю зиму. « А ещё «Осень собирает – зима подъедает».

2-ая группа:

Мама сварила варенье и оставила банку на столе. А сын хотел попробовать и нечаянно уронил банку.

Варенье разлилось по столу и по полу. Что было делать? Ведь скоро вернётся мама, и сыну попадёт. Тогда он придумал историю про кота Ваську, где главным виновником выступал домашний питомец. Для этого сын вымазал кота вареньем, а сам стал убираться на кухне. Когда пришла мама и спросила, что случилось, он ответил: «Я не виноват, это Васька!»

3-ая группа:

Один мальчик хотел подружиться с девочкой, но не знал, как сказать ей. Когда его соседка по парте узнала об этом,то взялась помочь ему. С ним она была очень ласкова и приветлива, а своей подружке так плохо описала мальчика, что та сразу отказалась с ним дружить. Не зря говорится: «Мягко стелет, да жёстко спать».

4-ая группа:

Наш класс 5Б хотел завоевать призовое место в конкурсе среди пятых классов. Номинаций было много: учебная, спортивная, художественная. Пришлось потрудиться: Лера возглавила учебный сектор, Витя – спортивный, Маша – художественный. Мы старались весь учебный год, принимали участие во всех школьных мероприятиях. И когда подвели итоги года, мы оказались лучшими. Ура! А Елена Витальевна сказала: «Не поклонившись до земли, грибка не сорвёшь!»

  1. Первичное закрепление с комментированием.

ПРАВИЛО! (формулируют представители каждой группы)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с текстом.

Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста , заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.

  1. О чем данный текст, как бы вы его назвали?
  2. Найдите в тексте слова с чередованием.
  3. Объясните написание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях .
  1. Домашнее задание. Дается на выбор (разный уровень сложности):
  • Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/
  • Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
  • Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/
  1. Рефлексия.
+ Вспомнить, какие корни с чередованием узнали вы сегодня. +
+ Узнать, какие пишутся в них гласные. +
+ Уметь различать безударный гласный корня и чередующийся гласный в корне. +
+ Пополнить свой словарный запас. +
+ Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.
Отдохнуть на уроке.

Чередование гласных в корне слова (таблица с примерами)

При изменении слов по родам, числам, падежам и другим грамматическим формам, можно наблюдать смену гласных букв в корневом слоге. Чаще всего чередуются пары гласных е-и либо а-о, но бывают и исключения из правил с более сложными вариациями. Правильное употребление и замена звуков важно не только в письменном виде, но и при произношении, поскольку помогает смягчить слова и сделать их звучание более мелодичным.

В целом, есть три вида правил, по которым в корне слова меняются пары гласных звуков:

  1. Чередование, зависящее от наличия или отсутствия ударения.
  2. Смена гласных, происходящая в зависимости от следующей гласной (обычно суффикса).
  3. Смена звуков в зависимости от значения слова.

Для удобства предлагаем вашему вниманию таблицу с примерами чередования гласных в корне сова.

Варианты смена гласныхПравило чередованияИспользуется в словах
гар/горЕсли слог находится под ударением, ставится а, если ударения на корневом слоге нет — о.загар, угарный, загорелый, погорелец
клан/кланКогда ударения на слоге нет — всегда нужно писать о, если же ударение стоит — букву, которая слышится при произношении слова.уклоняться, кланяться, уклон
твар/творЕсли ударение на этот слог отсутствует, то пишется о, с ударением — то, что слышится.сотворить, притворяться, затвор, тварь
зар/зорЕсть ударение? Нужно писать ту букву, которую слышно при произношении. Ударения нет — значит в корневом слоге должна быть буква а.зарница, на заре, зоря
плав/пловВсегда пишется через а, кроме нескольких слов-исключений.поплавок, сплавлять, плавучий, пловец, пловчиха
кас/косЕсли после корня следует суффикс -а-, нужно писать а, в иных случаях — о.касание, касательно, коснись, прикосновение
мак/мокЕсли имеется в виду слово со значением «погружать куда-то», то пишется а. Если же употребляется в значении «впитывать, пропускать» — нужно писать гласную о.макать, вымокнуть, намокнуть
равн/ровнПри значении слова «одинаковый, похожий» пишется а, если имеется в виду «ровный, гладкий, прямой» — о.равноправие, сравнять, подровнять
Исключение: уровень, равнина, поровну
бер/бир, жег/жиг, мер/мир, тер/тир, блест/блист, пер/пир, чет/чит, стел/стил, дер/дирЕсли после корня в слове суффикс -а-, пишется и; в остальных случаях — е.набирать/берешь, отмирать/отмереть, стирала/стереть, вычитать/вычеты, отпирать/отпереть,отдирал/отдерешь
им/а(я), ин/а(я)Если после корня в слове следует -а-, то пишется сочетание букв -ин- либо же -им-, в противном случае — а или я.начать, начинать, заниматься, заняться, пережимала, пережала
лаг/ложПеред г пишется а, перед ж — о.прилагательное, предлагать, излагать, предложение, изложение, положить
раст(ращ)/росПеред буквой щ либо сочетанием согласных ст всегда стоит писать а, перед с в корневом слоге ставится о.водоросли, выросли, вырастать, возраст, растение

Разбирая правила чередующихся гласных звуков в корне слова, важно обращать внимание на то, являются ли слова действительно однокоренными или просто имеют корни с похожими звуками. Например, слова «гореть» и «загар» — однокоренные, а слова «гора», «горный» или «город» имеют лишь похожие корни, но не подчиняются тому же правилу. Аналогичная ситуация и с парами «наложить», «налагать», которые не являются однокоренными со словами «ложка» или «лагерь».

Чтобы быстро и надежно запомнить как меняются гласные звуки в корневых слогах, стоит выстроить ассоциации с правилом или примерами, а также выполнить десяток упражнений, которые помогут надежно закрепить знания и не делать ошибок впредь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: