Разработка урока русского языка «Чередование гласных в корнях слов»; 5 класс
Чередования гласных в корнях.
Урок русского языка 5б классе.
Учитель: Баширова Ф.И.
Цели урока :
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Чередование гласных в корнях”.
Задачи:
- Предметно-содержательная:
формировать умение написания гласных а-о,е-и в корнях с чередованием, различения данной орфограммы от безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых.
- Деятельностно-коммуникативная:
развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
- Ценностно-ориентационная:
способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные | метапредметные | личностные |
|
умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. |
|
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Средства обучения:
- Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой(часть 2).
- Компьютер
- Мультимедийное оборудование.
- Презентация к уроку в программе PowerPoint.
- Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).
- Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
- Орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь антонимов и синонимов.
Домашнее задание:
дается на выбор (разный уровень сложности):
- Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/
- Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
- Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Начало урока | Вспомнить, какие гласные корня называются безударными. | Конец урока |
Узнать, какие из них можно проверить, а какие – нельзя ,их надо запомнить | ||
Уметь различать проверяемые-непроверяемые гласные корня от чередующихся. | ||
Пополнить свой словарный запас. | ||
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ. | ||
Отдохнуть на уроке. |
- Организационный момент
- Постановка целей и задач урока на основе сформулированной темы урока.
- На экране проектора:
Люди пишут, а время стирает,
Всё стирает, что можно стереть.
Но скажи, если слух умирает,
Разве должен и звук умереть?
(С.Маршак)
? О чём идет речь в стихотворении?
? Найдите однокоренные слова (стирает-стереть, умирает-умереть).
? Почему однокоренные слова пишутся по-разному ? Сформулируйте тему нашего урока.
ТЕМА УРОКА: Правописание чередующихся гласных корня:
Соотнесите слова, которые даны у вас в каждой группе в два столбика:
1.Проверяемый гласный в корне
2.Непроверяемый гласный в корне
Актуализация новых знаний. Фиксирование затруднений.
Запишите слова, применив правило.
1.Роса – росы, цветок –цвет, морской –море, земля –земли, огонь — огненный ,лесной –лес, столы –стол, коса –косы, вода –воды.
2.Сувенир, карандаш, абзац, вагон, пейзаж, гараж, орех.
? Как вы записали эти слова?
? Какие из них вызвали затруднения?
? Почему на столе у каждой группы остались слова, которые не вошли ни в одну из групп?
? Они однокоренные? Как мы их напишем?
Сформулируем правило, добавив к нему существенную информацию.
Итак, мы сформулировали тему урока, поэтому, пожалуйста, заполните карточку Целей – алгоритм моих действий.
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
(заполняется учеником)
Вспомнить, как можно проверить безударный гласный корня |
Подобрать проверочные слова. |
Уметь различать непроверяемые от проверяемых и чередующиеся от них. |
Если нашёл слово с чередованием , определить ,какой гласный в этом корне. |
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ. |
Обратиться к правилу. |
- Построение проекта исходной задачи.
Задание в группах
1 группа.
Обобщить всё сказанное о правописании е –и в корне с чередованием в виде алгоритма
.
Посмотри, какой гласный идёт после корня | |
А | Другой гласный |
ПИШИ И | ПИШИ Е |
Замирать, застилать, умирать, забирать, стирать | Замереть, застелить, умереть, заберу, стереть. |
2 группа. Составить памятку «Когда писать О, а когда А в корнях с чередованием раст- рос»
1.Выдели корни в словах и скажи, какие сочетания букв в каждом из них .
2.Вспомни правило, и напиши данные слова по правилу :расти , растение, выращенный, рос, заросли
3.Проверь себя, вспомнив слова-исключения – росток, Ростов, отрасль , ростовщик.
4.Придумай еще 2 слова, которые пишутся так же.
3 группа.
Расставьте ударение в словах:
Корень ударный | Корень безударный |
Поклон | Поклониться |
Зарево,зоренька | Заря |
Загар | Загорел |
Слова – исключения: | Зорянка, зоревать |
4 группа:
касаться –коснуться, предложить – предлагать, слагаемое — сложение
Как работает АЛГОРИТМ, как получится применить для работы ПАМЯТКУ!?
Задание в группах. (с проверкой по эталону)
1 группа
Распределите слова в 2 столбика. Объясните,какое правило применили:
Прикосновение, касательная, коснуться, неприкосновенность,
- Составьте с данными пословицами рассказ, придумайте речевую ситуацию, объясняющую пословицу или поговорку. Какие чередующие гласные в корнях вы заметили? Объясните правописание:
Осень собирает – зима подъедает.
На воре и шапка горит.
Мягко стелет – жёстко спать.
До земли не поклонившись, грибка не сорвёшь.
1-ая группа:
Однажды Стрекоза обратилась за помощью к Муравью: «Не оставь меня, кум милый, дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней прокорми и обогрей!» Но Муравей ответил ей: «А работала ль ты лето?» Мораль басни такова: «Кто хорошо потрудился – сыт всю зиму. « А ещё «Осень собирает – зима подъедает».
2-ая группа:
Мама сварила варенье и оставила банку на столе. А сын хотел попробовать и нечаянно уронил банку.
Варенье разлилось по столу и по полу. Что было делать? Ведь скоро вернётся мама, и сыну попадёт. Тогда он придумал историю про кота Ваську, где главным виновником выступал домашний питомец. Для этого сын вымазал кота вареньем, а сам стал убираться на кухне. Когда пришла мама и спросила, что случилось, он ответил: «Я не виноват, это Васька!»
3-ая группа:
Один мальчик хотел подружиться с девочкой, но не знал, как сказать ей. Когда его соседка по парте узнала об этом,то взялась помочь ему. С ним она была очень ласкова и приветлива, а своей подружке так плохо описала мальчика, что та сразу отказалась с ним дружить. Не зря говорится: «Мягко стелет, да жёстко спать».
4-ая группа:
Наш класс 5Б хотел завоевать призовое место в конкурсе среди пятых классов. Номинаций было много: учебная, спортивная, художественная. Пришлось потрудиться: Лера возглавила учебный сектор, Витя – спортивный, Маша – художественный. Мы старались весь учебный год, принимали участие во всех школьных мероприятиях. И когда подвели итоги года, мы оказались лучшими. Ура! А Елена Витальевна сказала: «Не поклонившись до земли, грибка не сорвёшь!»
- Первичное закрепление с комментированием.
ПРАВИЛО! (формулируют представители каждой группы)
- Включение в систему знаний и повторение.
Работа с текстом.
Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста , заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.
- О чем данный текст, как бы вы его назвали?
- Найдите в тексте слова с чередованием.
- Объясните написание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях .
- Домашнее задание. Дается на выбор (разный уровень сложности):
- Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/
- Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
- Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/
- Рефлексия.
+ | Вспомнить, какие корни с чередованием узнали вы сегодня. | + |
+ | Узнать, какие пишутся в них гласные. | + |
+ | Уметь различать безударный гласный корня и чередующийся гласный в корне. | + |
+ | Пополнить свой словарный запас. | + |
+ | Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ. | – |
Отдохнуть на уроке. |
Чередование гласных в корне слова (таблица с примерами)
При изменении слов по родам, числам, падежам и другим грамматическим формам, можно наблюдать смену гласных букв в корневом слоге. Чаще всего чередуются пары гласных е-и либо а-о, но бывают и исключения из правил с более сложными вариациями. Правильное употребление и замена звуков важно не только в письменном виде, но и при произношении, поскольку помогает смягчить слова и сделать их звучание более мелодичным.
В целом, есть три вида правил, по которым в корне слова меняются пары гласных звуков:
- Чередование, зависящее от наличия или отсутствия ударения.
- Смена гласных, происходящая в зависимости от следующей гласной (обычно суффикса).
- Смена звуков в зависимости от значения слова.
Для удобства предлагаем вашему вниманию таблицу с примерами чередования гласных в корне сова.
Варианты смена гласных | Правило чередования | Используется в словах |
гар/гор | Если слог находится под ударением, ставится а, если ударения на корневом слоге нет — о. | загар, угарный, загорелый, погорелец |
клан/клан | Когда ударения на слоге нет — всегда нужно писать о, если же ударение стоит — букву, которая слышится при произношении слова. | уклоняться, кланяться, уклон |
твар/твор | Если ударение на этот слог отсутствует, то пишется о, с ударением — то, что слышится. | сотворить, притворяться, затвор, тварь |
зар/зор | Есть ударение? Нужно писать ту букву, которую слышно при произношении. Ударения нет — значит в корневом слоге должна быть буква а. | зарница, на заре, зоря |
плав/плов | Всегда пишется через а, кроме нескольких слов-исключений. | поплавок, сплавлять, плавучий, пловец, пловчиха |
кас/кос | Если после корня следует суффикс -а-, нужно писать а, в иных случаях — о. | касание, касательно, коснись, прикосновение |
мак/мок | Если имеется в виду слово со значением «погружать куда-то», то пишется а. Если же употребляется в значении «впитывать, пропускать» — нужно писать гласную о. | макать, вымокнуть, намокнуть |
равн/ровн | При значении слова «одинаковый, похожий» пишется а, если имеется в виду «ровный, гладкий, прямой» — о. | равноправие, сравнять, подровнять Исключение: уровень, равнина, поровну |
бер/бир, жег/жиг, мер/мир, тер/тир, блест/блист, пер/пир, чет/чит, стел/стил, дер/дир | Если после корня в слове суффикс -а-, пишется и; в остальных случаях — е. | набирать/берешь, отмирать/отмереть, стирала/стереть, вычитать/вычеты, отпирать/отпереть,отдирал/отдерешь |
им/а(я), ин/а(я) | Если после корня в слове следует -а-, то пишется сочетание букв -ин- либо же -им-, в противном случае — а или я. | начать, начинать, заниматься, заняться, пережимала, пережала |
лаг/лож | Перед г пишется а, перед ж — о. | прилагательное, предлагать, излагать, предложение, изложение, положить |
раст(ращ)/рос | Перед буквой щ либо сочетанием согласных ст всегда стоит писать а, перед с в корневом слоге ставится о. | водоросли, выросли, вырастать, возраст, растение |
Разбирая правила чередующихся гласных звуков в корне слова, важно обращать внимание на то, являются ли слова действительно однокоренными или просто имеют корни с похожими звуками. Например, слова «гореть» и «загар» — однокоренные, а слова «гора», «горный» или «город» имеют лишь похожие корни, но не подчиняются тому же правилу. Аналогичная ситуация и с парами «наложить», «налагать», которые не являются однокоренными со словами «ложка» или «лагерь».
Чтобы быстро и надежно запомнить как меняются гласные звуки в корневых слогах, стоит выстроить ассоциации с правилом или примерами, а также выполнить десяток упражнений, которые помогут надежно закрепить знания и не делать ошибок впредь.