Урок подготовки к сжатому изложению в 9 классе
Цели урока:
- Образовательные:
- учиться
формулировать основную тему и идею текста; - выделять самостоятельно микротемы ;
- пользоваться разными способами сжатия текста.
Развивающие:
- Обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.
- развивать память, мышление
Воспитательные:
Обращать внимание на нравственные категории текста
Оборудование
: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».
Ход урока.
1. Повторение понятия о сжатом изложении. Учитель. На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения? Ученик. При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное. Учитель. Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.
2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.
Учитель. Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении. Учитель. Что такое миктотема? Ученик. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.
3. Знакомство с текстом. Учитель. Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С.Лихачёву) 136 слов
Учитель. По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.
4. Анализ текста.
Учитель: Назовите признаки текста. Ученик: 1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики. 2. Текст имеет идею. Ученик. Тема текста — роль языка в жизни общества
Идея текста – нужно учиться правильной интеллигентной речи. 3.Текст можно озаглавить. Роль языка в жизни общества
Ученик: 4.Текст разделен на три абзаца. — С какой целью это сделано? Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему. — Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана. Учитель: Составьте план текста. Ученик: План текста.
1.Грубость в языке –признак невоспитанности.
2.Слово отражается на человеческой жизни.
3.Нужно учиться хорошей речи.
. Учитель. Определите тип данного текста. Докажите. Ученик. Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает о роли языка в жизни общества. В данном тексте мы ярко видим: тезис – Грубость в языке – признак невоспитанности. Далее по тексту идут доказательства: 1.Грубость свидетельствует о слабости человека. 2.Слово отражается на человеческой жизни. 3. Хорошей речи нужно учиться.
Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так: 1) основное положение (тезис); 2) доказательства с привлечением аргументов; 3) вывод. При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты. Определите стиль данного текста. Ученик. Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей учиться правильной интеллигентной речи. Учитель. Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.
5. Работа над сжатием текста.
Работа в группах
Дети работают 3-5 минут.
Знакомство ключевыми словами микротем (Слайд 10)
— Далее каждая группа определяет главную информацию в своей микротеме. (слайд)
Учитель. По данному тексту мы должны написать сжатое изложение. Учитель. Какими способами мы можем сжимать текст? Ученик. Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности. Ученик. Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами. Ученик. Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием. Учитель. Мы будем сжимать текст способом исключения. Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться? Ученик. К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие. 1. Замены: • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; • замена сложноподчиненного предложения предложением простым; • замена прямой речи косвенной.
2. Исключения: • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; • исключение повторов; • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно. 3. Слияния: • образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи. Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами. Памятка «Как писать сжатое изложение» 1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы). 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Составьте план, озаглавив каждую микротему. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. Учитель. Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Ученик.
Учитель. Какими приемами сжатия текста вы воспользовались? Ученик. 1.замена однородных членов обобщающим наименованием; 2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением 3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; 4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
Учитель. Какими приемами сжатия текста вы воспользовались? Ученик. 1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи. 2. исключение повторов; 3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. 2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений. 3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности. 4. Неудачная концовка (дублирование вывода).
Самостоятельная работа.
7. Подведение итогов. Учитель. Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.
ПАМЯТКА Как проверить написанное 1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2.Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: • Передано ли основное содержание исходного текста? • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 3.Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: *Можно ли текст назвать связным? *Правильно ли выделены абзацы? *Нет ли грамматических ошибок? *Нет ли речевых ошибок? *Выразительна ли речь? 4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.
Список использованных источников
1. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010 2. Новая форма итоговой аттестации в 9 классе: рекомендации и опыт.-Казань: РИЦ «Школа», 2009 3. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион –М., 2010