Роспись тарелок своими руками: виды и мастер-классы

Сегодня очень популярно украшать свои дома милыми предметами, сделанными своими руками. Одни виды подобного творчества доступны только для опытных рукодельниц, другие будут под силу даже ребенку. Таким доступным видом является роспись тарелок. Существует множество техник по ее выполнению, а в результате процесса получится замечательная декоративная вещь для украшения кухни или столовой.

Мастер-класс № 2: роспись тарелок по трафаретам и шаблонам

Другой способ, который может освоить любой желающий – это роспись посуды с помощью трафаретов и шаблонов.

Роспись тарелок по шаблону

Для работы вам понадобится:

  1. Акриловые краски по стеклу и керамике или фломастеры для росписи посуды, которые бывают разных цветов и толщины стержня. В России чаще всего можно встретить маркеры от Marabu;
  2. Художественные синтетические кисти подходящих размеров (при необходимости) или губка для тампования;
  3. Жидкость для снятия лака, спирт или обезжириватель и ватные диски для обезжиривания;
  4. Все, что нужно для рисования и вырезания трафарета или шаблона: бумага, резак, карандаш.

Техника рисования

Сначала вам нужно нарисовать самим или распечатать готовый трафарет/шаблон, а затем канцелярским ножом вырезать нужные отверстия. Пожалуй, в этой технике только этот этап можно назвать трудоемким. Дальше все гораздо проще: обезжириваем поверхность и приклеиваем шаблон на дно скотчем.

Роспись тарелок своими руками

Затем закрашиваем/тампуем рисунок по трафарету. После чего на вашей картинке можно расставить акценты, прорисовать детали или контуры.

Роспись тарелок своими руками

Если вы рисовали акриловыми красками, то вы можете просушить их естественным путем, феном или в духовке согласно рекомендациям первого мастер-класса по точечной росписи тарелок.

Техника пике

Расписать тарелку своими руками можно в технике «пике». В этом случае узор будет создаваться путем нанесения точек по заданному контуру. Такая техника позволяет добиться эффекта вышивки бисером, чеканки или даже инкрустации стазами либо драгоценными камнями.

Для работы лучше всего взять прочные контурные акриловые краски. Выбирая их, стоит проверить, чтобы они были нужной консистенции — не слишком жидкие и не слишком густые. Они должны легко выдавливаться, но не растекаться лужицей.

Если выбранные краски находятся не в тюбиках, а в баночках, то наносить точки можно тоненькой кисточкой, зубочисткой или иголкой.

После проведения подготовительных работ (обезжиривания, грунтовки) можно сразу приступать к нанесению точечного рисунка. Если подобная работа выполняется впервые, лучше предварительно выполнить трафарет, эскиз или разметку, а также заранее продумать цветовую гамму будущей росписи. Очень удобно использовать шаблон, который прикрепляется с обратной стороны тарелки.

Декоративное рисование

Декоративное рисование наиболее доступно для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, поэтому систематическое обучение сле­дует начинать с этого вида занятий. Содержание этой рабо­ты – составление узоров в полосе, квадрате, круге, оформление праздничных открыток и т. Д.

Источник, из которого следует черпать материал для таких уроков – это многообразное искусство народных мастеров, отражающих в своих изделиях мотивы родной природы и нацио­нальной культуры. Художественная резьба по дереву и кости, вышивка и кружево, керамика и стекло, роспись по дереву, игрушка и многое другое составляют богатство народного деко­ративно-прикладного искусства. Знакомство с его лучшими образцами в определенной степени формирует эстетический вкус учащихся, содействует постепенному развитию суждений о том, что хорошо и что плохо, вырабатывает умение отличать по-настоящему красивое от безвкусицы и украшательства. Кро­ме того, демонстрация произведений народных умельцев спо­собствует пониманию особенностей построения узоров и целе­сообразности их применения в быту.

На занятиях по декоративному рисованию учащиеся значи­тельно легче, чем на уроках рисования с натуры, усваивают технические приемы работы. Этому способствует относительно простая и потому вполне доступная для них изобразительная основа орнамента – многократно повторяющиеся растительные мотивы и ограниченное число геометрических форм. Простота замысла в совокупности с элементарной пространственной ком­позицией дает возможность детям без излишних деталей со­ставлять декоративно-орнаментальные рисунки. Путем неболь­шого количества приемов может быть создано достаточно много различных узоров, своеобразных по цвету, композиции и мо­тивам.

Декоративное рисование не требует абсолютно точного зна­ния объекта, которое обязательно при выполнении рисунка с натуры. Сочиняя узоры, учащиеся оперируют простейшими элементами и формами, подбирают соответствующие цвета, следят за чередованием одних и тех же деталей или повторяют их через определенный промежуток.

Следует отметить еще одну, особенность, облегчающую про­цесс еаботы над декоративным рисунком – это условный вы­бор цвета. Поскольку школьник воспринимает цвет в рисунке прежде всего как его украшение, то он подбирает и сопостав­ляет цвета по принципу «красоты».

При соответствующей педагогической работе у учащихся школы восьмого вида можно развить вполне удовлетвори­тельное восприятие цветовой гармонии, которую они пытаются передать в рисунке.

Декоративное рисование тесно связано с рисованием с на­туры и на темы. Так, рисованию предметов симметричной фор­мы предшествует составление узоров, построенных по прин­ципу симметрии. Рисование узоров в круге предваряет и сопро­вождает рисование круглых предметов и т.д.

Таким образом, декоративное рисование отличается доступ­ностью изображения, выразительностью больше, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников.

Для успешного выполнения учебной программы по декора­тивному рисованию необходимо использовать разнообразные приемы и методы обучения. Большое значение при этом имеют такие методы, которые направлены на развитие у детей гра­фических, технических умений и прежде всего правильных дей­ствий карандашом и кистью.

При этом основное внимание необходимо сосредоточить на том, чтобы учащиеся смогли правильно воспринять изобра­еетв (образец), продумать последовательность выполнения рисунка, что и как рисовать, представить конечный результат своей работы и т.д. Поэтому, обучая умственно отсталых школьников, как правильно действовать руками, необходимо направить свои усилия на развитие различных сторон личности аномального ребенка: на активизацию его восприятия, мышле­ния, воображения, на формирование чувств и эмоционально-волевой сферы.

Рассмотрим методы, направленные на развитие у учащихся умения составлять орнамент, украшать узорами ту или иную форму.

Прежде всего, следует отметить, что большое значение при обучении декоративному рисованию имеет беседа, которую учитель обычно проводит с учащимися непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы знакомим учащих­ся с предметами декоративно-прикладного искусства, сообщаем тему урока, говорит о содержании предстоящей работы. Пока­зывая образец узора (орнамента), необходимо дать ученикам вре­мя для того, чтобы они могли внимательно рассмотреть его. В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона рассмат­риваемого узора, определяется его структура, выделяются ос­новные элементы. Внимание детей сосредоточивается на ритмичном чередовании деталей рисунка. Рассматривая узор, уча­щиеся еетваниияют его части, сравнивают и дифференцируют их по форме, цвету, величине. При анализе образца дети не только называют декоративные элементы, отмечают их распо­ложение, но и указывают количество этих элементов.

Готовясь к беседе, учитель продумывает содержание основ­ных вопросов. Они должны быть кратки по форме, точно сфор­мулированы и понятны детям, а также должны способствовать активности школьников, побуждать их к мыслительной деятель­ности.

Для того чтобы заинтересовать детей, предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования, необходимо показать, помимо образцов, лучшие ри­сунки, выполненные учениками параллельного класса, или ана­логичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса).

Особенно большое место на уроках декоративного рисова­ния занимают объяснение и показ. Объяснение должно быть, как правило, кратким и выражать суть предлагаемого задания. Лаконичность не исключает полного изложения учебного материала. Желательно не употреблять сложных и длинных фраз. В противном случае умственно отсталые школьники могут оказаться безучастными к объяснению и не поймут инструкции учителя.

Результативным методом пояснения того, как надо действо­вать, осваивая тот или иной способ составления узора, является наглядный показ. Рисунок учителя на доске (или на большом листе бумаги), постепенно возникающий перед глазами учащихся, – это наиболее эффективное средство, применяемое при обучении декоративному рисованию.

В младших классах часть задания может быть выполнена непосредственно вслед за действиями учителя, т. Е. учащиеся рисуют как бы под диктовку. «Как я нарисую на доске, – говорит учитель, – так и вы у себя в тетрадях». В старших классах, такой способ должен использоваться реже. Однако полный показ и развернутое объяснение – последовательности выполнения орнамента следует применять систематически.

Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие результаты в том случае, если учитель постоянно активизирует учащихся, стимулирует их к умственной деятельности, стремится повысить у них интерес к занятиям, способность целенаправ­ленно воспринимать то, что он объясняет и показывает.

Исключительно важное значение при обучении декоратив­ному рисованию имеют приготовленные к уроку образцы. Они отражают разнообразие декоративных мотивов, являются примером того, какими могут быть узоры в полосе, квадрате, круге; на образцах видно, как по-разному располагаются узо­ры в одной и той же геометрической форме. Рассматривая их, ученики усваивают понятия о красивом сочетании цветов, пра­вильнее передают в рисунке относительную величину элемен­тов узора; следуя образцам, дети легче усваивают технику вы­полнения рисунка цветными карандашами, или красками. Об­разец является критерием в работе, эталоном, к которому стре­мятся ученики; красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания.

На одном уроке целесообразно показать три-четыре образ­ца, отличающиеся друг от друга какой-либо одной особенно­стью, например подбором элементов или их расположением. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли понять, что в них является одинаковым, а что отличает друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть, уделено всесто­роннему анализу и изучению образца.

Следует рекомендовать составление узоров на готовых фор­мах, прикрепленных к доске или к мольберту. С этой целью можно приготовить (вырезать из цветной бумаги или картона) необходимые для построения орнамента элементы (геометрические – круги, квадраты, треугольники и т.п. или изобразительные – цветы, ягоды, листья и т.п.). Один-два уче­еет размещают должным образом составные части узора в геометрической форме, а остальные следят за выполнением задания. Аналогичные фигуры (меньших размеров) имеются у каждого ученика. Поэтому после наблюдения за работой своих товарищей каждый составляет орнамент у себя на парте.

Этот прием позволяет продемонстрировать детям различные способы составления орнамента, помогает им понять его строе­ние. В ходе подготовительной работы ученики видят, что из одних и тех же элементов можно составить разные узоры, что орнамент получится только в том случае, если составные части будут повторяться ритмически или располагаться симметрично.

В процессе обучения декоративному рисованию надо побуж­дать детей к тому, чтобы они сами могли объяснить, как со­ставить узор в той или иной форме, где расположить детали рисунка. Для учащихся такая работа представляет определен­ную сложность, так как требует от них проявления самостоя­тельности. Особенно затрудняются дети в подборе декоратив­ных элементов. В первоначальный период обучения им необходимо оказывать некоторую помощь (в частности, целесообраз­но вывешивать таблицу с изображением листьев, цветов, веток, ягод, бабочек, жуков и т.п.). Рассматривая таблицу, дети отбирают нужные для узора предметы, упрощают их форму и строение, подбирают цвет. На первых уроках, когда ученикам дается задание составить орнамент самостоятельно, можно ис­пользовать таблицу с изображением готовых – стилизован­ных – элементов. Необходимо особо подчеркнуть, что стремле­ние учащихся придумать «свой» узор всегда следует поощрять.

Стремясь к развитию активности школьников, полезно ка­кую-то часть урока отводить коллективному придумыванию узо­е. Для этого ученики по очереди выходят к доске и последова­тельно украшают соответствующую форму.

Научить детей декоративному рисованию можно, только соблюдая определенную последовательность в изложении учеб­ного материала. еетически обоснованные задания, закономерно вытекающие из особенностей построения рисунка и специфики развития изобразительной деятельности учащихся вспомога­тельной школы, могут быть представлены следующей системой: рисование орнаментов с готовых образцов; рисование орнамен­тов по заданной схеме; рисование орнаментов из данных эле­еетв; самостоятельное рисование орнаментов.

Одна из характерных особенностей народного декоративно­го орнамента – это ритмическое повторение или чередование тех или иных элементов рисунка. Орнамент, составленный из геометрических форм и фигур, из сочетаний различных линий и пятен, называется геометрическим. Если же мотивом орнамента служит воспроизведение каких-либо предметов окру­жающего мира: растений, животных, человека, вещей, то такой орнамент называется изобразительным. Разновидностью изобразительного орнамента является так называемый расти­тельный орнамент, составленный из декоративно перерабо­танных цветов, листьев, плодов, веток каких-либо растений и т.д. Этот вид орнамента наиболее приемлем во вспомогательной школе, так как он может быть и очень простым, и более слож­ным. Это позволяет учителю варьировать степень трудности задания в зависимости от возраста и состава учащихся.

Другой особенностью орнамента является стилизация природных форм, которая предполагает декоративное обобще­ние формы путем упрощения ее рисунка: изображение дается в самом общем виде, в нем отсутствуют детали и подробности, на первый план выступают только главные, существенные при­знаки, наиболее характерные для данного предмета. Кроме того, в элементах узоров отсутствует объем, а следовательно, и светотень, которая труднодоступна умственно отсталым школьникам. Цвет деталей орнаментов может быть также весь­е условен. На рисунке 6 приведены образцы стилизованных изображений.

Из большого разнообразия заданий, предлагаемых учащим­ся, наиболее простой вид работы – рисование орнамента в полосе. Примером его может служить декоративный рису­нок вышивки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти, бордюра обоев, орнаментальное украшение для барабана, окантовки коробки и т.д.

Рис. 6

Последовательность построения узора в полосе такова: сначала учащиеся рисуют полосу (или учитель дает им готовую полоску бумаги), затем делят ее на равные части, после чего заполняют их соответствующими рисунками, которые могут повторяться или чередоваться. Элементы орнамента размеща­ются отдельно друг от друга или же соединяются между собой.

На первых порах обучения младшим школьникам очень трудно разместить полосу посередине листа бумаги. Поэтому в тетрадях целесообразно заранее расставить опорные точки, показав, например, ширину полосы.

Значительную сложность представляет и деление полосы на равные части. В первом-втором классах такую работу следует выполнять с помощью трафарета-мерки (квадрата или прямоугольника из плотного картона). Детей необходимо научить, как пользоваться такой меркой, последовательно накладывая ее и проводя вертикальные прямые. Для этого фронтальный показ на доске должен сочетаться с индивидуальной работой.

При делении полосы на равные части в первоначальный период обучения можно также использовать опорные точки. На последующих этапах, когда у учащихся вырабатываются не­которые технические умения, деление, полосы проводится в таком порядке: сначала находят середину полосы, затем делят ее пополам на две равные части, после чего каждую из этих частей в свою очередь также делят пополам. При необходи­мости такое деление можно продолжить. В полученных ква­дратах (прямоугольниках) рисуют узоры.

Рис. 7

Узоры в полосе могут быть самыми разнообразными. Важно подобрать такие, чтобы рисунок их не был перегружен чрез­мерно сложными элементами. Для учащихся младших классов школы восьмого вида можно рекомендовать следующие виды узоров в полосе (рис. 7).

Узоры в квадрате, так же как и узоры в полосе, отличаются большим разнообразием. Поэтому учащимся необходимо рас­сказать о широком применении их в архитектуре (роспись пла­фонов, орнаментика пола, изразцы) и в изделиях текстильной промышленности (украшение платков, скатертей, салфеток, подушек и т.п.).

Существует несколько видов декоративного оформления квадрата: крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами; квадрат де­лят на четыре равные части, в каждой из которых повторяются элементы узора; элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата; квадрат украшают узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной.

В зависимости от назначения определяется композиция узо­е. Если основная часть узора размещается в центре квадрата, а некоторые элементы по углам – коврик; если узор распола­гается равномерно по всем сторонам – платок, салфетка; если квадрат разделен на четыре части, в каждой из них повто­ряются изображения узора – подушка и т.д. На рис. 8 пока­заны образцы расположения узора в квадрате.

Схема построения узоров в круге, используемых для укра­шения посуды (тарелок, блюдец и т. Д.), такая же, как и в квадрате. Например, середина круга заполняется крупным

Рис. 8

Рис.9

узором, а край окаймляется нешироким декоративным рисунком; повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина остается свободной; элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично вокруг середины. Таких элементов может быть четыре или восемь, и они повторяются или чередуются (по форме и цвету).

На рисунке 9 представлено несколько вариантов расположе­ния узора в круге.

Как отмечалось выше, к работам декоративного характера относится также оформление праздничных открыток. При под­готовке к таким урокам следует учитывать, что оснащение их наглядным материалом играет первостепенную роль. Подобран­ные соответствующие образцы позволяют развивать и совер­шенствовать представления учащихся. Сначала внимание детей следует обращать на красоту оформления открытки в целом, а затем побуждать выделять и называть детали.

Большое значение учитель должен придавать развитию у детей умения располагать составные части рисунка на листе бумаги. Чтобы ученики увидели, как меняется общий рисунок открытки в зависимости от расположения изобразительных элементов, первоначально открытка компонуется в виде аппли­кации. Для этого заранее вырезаются из цветной бумаги необ­ходимые детали оформления (например, к празднику 1 Мая – нарядная цифра «1», слово «Мая», флажки, цветы и др.).

В декоративном рисовании большое внимание следует уде­лять подбору цветовых сочетаний и наряду с белой бумагой чаще использовать цветную. Цветной фон вносит в рисунок яр­кость, сочность, нарядность. Если рисунок делается многоцвет­ным, то рекомендуется использовать светлые и темные оттенки одного и того же цвета (например, голубой и синий, красный и бордо, темно- и светло-зеленый и т.д.). Это делает рисунки не только богатыми по окраске, но и – что особенно важно для учащихся школы восьмого вида – способствует развитию у них восприятия различных цветовых оттенков.

Существенная роль в обучении декоративному рисованию принадлежит систематическому рассматриванию и оценке дет­ских работ. В конце еаждого урока рисунки учащихся коллек­тивно рассматриваются и анализируются с точки зрения тех задач, которые были поставлены учителем в начале урока.

При этом важно установить:

— соответствуют ли технические умения учащихся в работе графитными и цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками еетванииям учебной программы (проводи­лись ли прямые линии одним неотрывным движением и фикси­ровались ли они в заданной – опорной – точке; равномерно ли закрашивался узор, аккуратно ли накладывались штрихи, со­знательно ли изменялось их направление; хорошо ли наложена краска, соблюдались ли контуры рисунка);

— передана ли ритмичность построения узора (чередуются ли элементы по форме, цвету, величине);

— как композиционно расположены элементы узора в геомет­рической форме (симметрично ли, заполнены ли середина, края, углы, верх, низ, правая и левая стороны);

— соблюдались ли правила построения узора, использовались ли при этом осевые линии;

— сочетались ли между собой подобранные цвета;

— что свидетельствует в рисунке об элементах творчества;

— как учащийся сам оценивает свою работу.

Приводим краткое содержание некоторых уроков по декора­тивному рисованию.

Тема урока. Рисование в полосе геометрического узора по образцу (II класс).

Цель урока. Упражнять учащихся в различении основных геометрических форм; научить их при составлении узора поль­зоваться трафаретом-меркой; развивать умения чередовать эле­менты узора, правильно передавать цвет.

Содержание урока. В начале урока дети упражняются в различении основных геометрических фигур (круга, квадра­та, треугольника, прямоугольника), разных по величине и ок­раске. Затем учитель показывает несколько образцов геомет­рических узоров в полосе. Учащиеся рассматривают их, назы­вают детали, цвет, форму, характер рисунка.

Показывая узор, который предстоит рисовать, учителю необходимообра­щать внимание школьников на форму его частей, их чередова­ние, а также на сочетание цветов. Дети отвечают на вопросы учителя, активно участвуют в процессе анализа образца, со­ставляют такой же узор из картонных фигурок у себя на пар­тах.

Далее учитель объясняет порядок работы и показывает, как разделить полосу на части с помощью трафарета-мерки. Он вызывает двух учеников, и те повторяют на доске порядок деле­ния полосы.

В ученических тетрадях (по краям) заранее расставлены опорные точки таким образом, что, соединив их, дети получа­ют полосу, а затем делят ее с помощью мерки (картонного квадрата, ширина которого равна ширине полосы). В получен­ных квадратах в соответствии с образцом рисуют геометриче­ские фигуры, следят за их чередованием.

В течение всего урока учитель осуществляет индивидуаль­ный подход к детям и показывает приемы выполнения рисунка. В конце урока работы учащихся оцениваются. Особое внимание уделяется тому, как проводилось деление полосы на части и как нарисованы элементы узора. Следует отметить рисунки, выполненные наиболее чисто и аккуратно.

Тема урока. Рисование в квадрате узора из раститель­ных форм (III класс).

Цель урока. Развивать у учащихся навыки построения узора в квадрате по осевым линиям, закреплять знания и уме­ния, полученные ими на предыдущих уроках.

Содержание урока. Каждый ученик получает лист бумаги квадратной формы (15X15 см), на котором будет вы­полнять работу.

Учитель демонстрирует образцы узоров, нарисованных в квадратах, рассказывает, где они применяются, обращает вни­мание школьников на эстетическую сторону рисунков, отмечает, что узоры в квадрате, как правило, бывают симметричными и потому строятся на осевых линиях.

Затем учитель показывает на доске, как построить в ква­драте осевые линии и расположить на них элементы узора. Например, в центре можно разместить крупный цветок, а по углам цветы поменьше и другой расцветки. Можно также края квадрата украсить узорчатой каймой или разделить ква­драт на четыре равные части и в каждой повторить элементы узора.

Детям напоминается о том, что при составлении узора надо хорошо продумать, расположение частей. Рисуя одинаковые части, необходимо следить за точностью их размеров. Учащие­ся получают конкретные указания, с чего лучше начать и как соблюдать последовательность работы.

После объяснений и указаний учителя дети рассказывают о порядке выполнения задания, а затем приступают к рисова­нию: проводят в квадрате осевые линии (сначала диагонали), отбирают декоративные элементы, размещают их на линиях симметрии, подбирают красиво сочетающиеся цвета.

По окончании работы рисунки выставляются на стенде и проводится их оценка. Подробно анализируется композицион­ее построение узора, разнообразие элементов и цветовые соче­тания. Особо следует отметить те работы, в которых учащиеся проявили свое творчество. Предложить ученикам найти самый хороший рисунок.

Тема урока. Декоративное рисование. Открытка «8 Мар­та» (IV класс).

Цель урока. Развивать у учащихся творческие способно­сти и умение располагать элементы рисунка по всему листу бумаги.

Содержание урока. Учитель беседует с учащимися о празднике 8 Марта, показывает разнообразные открытки, по­священные этой дате, отмечает, как много в них цветов и какие яркие весенние краски подобрали художники при оформлении открыток. Внимание школьников обращается на то, что все детали рисунков красиво расположены и хорошо сочетаются между собой.

Детям предлагается самим придумать рисунок для празд­ничной открытки. В ее оформление могут быть включены надпись «8 Марта» и обязательно весенние цветы. Желатель­но принести в класс ветку мимозы или несколько тюльпанов, сначала полюбоваться ими, а затем рассмотреть форму цветов, стеблей и листьев. Для проведения урока следует прикрепить цветы на светлом фоне в наиболее простом для рисования положении.

Учитель показывает на доске несколько вариантов компози­ции открытки, объясняет, какой величины должна быть циф­е 8 и как правильно нарисовать ее.

Для того чтобы помочь ученикам композиционно оформить рисунок, предлагается составить открытку в виде аппликации из приготовленных заранее изобразительных элементов, выре­занных из плотной бумаги.

Рисунок открытки лучше выполнить на цветной бумаге гуашевыми красками; например, на светло-голубом фоне (цвет весеннего неба) четко выделяются ярко-красные цифра 8 и слово МАРТА; в небольшой вазочке – еетка мимозы или не­сколько тюльпанов желтого, красного, малинового цвета.

Оценка нарисованных открыток проводится, прежде всего, с точки зрения хорошо продуманной композиции и красивого со­четания цветов. Во время просмотра работ следует выделить те, в которых учащиеся придумали «свой» рисунок.

Вопросы и задания

1. Раскройте особенности изучения методики декоративного рисования в школе VIII вида.

2. Обоснуйте правильность использования данного вида рисования на первых этапах обучения изобразительному искусству. Какой принцип дидактики использован при составлении программы по ИЗО?

3. Составьте не менее 10 последовательно усложняющихся орнаментов для различных классов.

4. Составьте фрагменты уроков декоративного рисования при выполнении орнамента в круге, полосе.

5. Какие специальные задачи решаются на уроках по декоративному рисованию?

6. Что такое «стилизация» в декоративном рисовании и какое значение имеет ее использование в процессе обучения учащихся школы VIII вида?

7. Какие методы применяются при обучении учащихся составлению узоров?

8. В чем состоит разница между заданиями по декоративному рисованию для учащихся младших и старших классов?

9. Какие психолого – педагогические условия необходимо соблюдать в процессе организации уроков декоративного рисования.

Виды росписи

Существует несколько основных техник нанесения узора, которыми пользуются мастера уже на протяжении многих лет:

  1. Тиффани. Благодаря этой технике можно наносить на посуду рисунки с эффектом трехмерности.
  2. Хохлома. Этот вид нанесения узоров знаком практически каждому. В рисунках преобладают чёрные, красные и золотые цвета.
  3. Точечная. Рисунки наносятся с помощью точек.
  4. Гжель. Узоры выполнены в виде линий, капель, сеточек и цветов. Цвета преимущественно синие и белые.
  5. Надписи. Наносятся буквы, словосочетания, фразы и тому подобное.
  6. Геометрические фигуры.
  7. Всевозможные пейзажи, натюрморты.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: