Это слово или предложение?
Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.
Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово — это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.
Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза «Ворона сидит на заборе» будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете «ворона, сидеть, забор» — то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.
так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Атамура
Грамота 1 класс. Тема Звукослоговой анализ слова: определение слогов в слове, характеристика звуков. Произношение скороговорок.
28.09.2014 3720 0
Цели:
1) систематизировать знания о звуках и буквах; развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;
2) развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;
3) воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Соощение цели и темы урока
3.Повторение
-Скороговорки
- Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
· Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
· Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
Какими бывают звуки речи? (Гласными и согласными)
—
Как произносим гласные звуки?(
Чвободно, без преград, рот широко открыт)
— Как обозначаем гласные звуки на схеме?
— Как произносим согласные звуки? (С преградой со стороны органов речи: губ, зубов, языка)
—
Как обозначаем согласные звуки на схеме?
Два человека работают за доской составляют схему предложения (Наступила осень, Мою сестру зовут Настя)
Проверка.
4.Работа по теме урока
-Даем характеристику гласным, согласным звукам, вспоминаем всегда мягкие, всегда твердые согласные.
-Работа в добуквариках разбираем слова, делаем звукослоговой анализ
5.Физминутка
6.Закрепление
Игра » Доскажи звук » Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.
Ход игры: Учитель произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Какой я пропустила звук? Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере… Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё… Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо…
Игра » Найди сбежавший звук » Цель: определение первого звука в словах собственной речи. Ход игры: Учитель читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший звук» За каждый правильный звук даётся очко. > Смотрит ..олнышко в окошко, В этой речке утром рано Светит в нашу комнатку, Утонули два ..арана. Мы захлопали в ладоши, . Кто один имеет рог? Очень рады ..олнышку. Ну, конечно, ..осорог!
— Какой звук пропущен?
Пальчиковая гимнастика
Письмо изученных элементов строчных и заглавных букв
-Разбираем, прописываем в воздухе, проговариваем написание элементов
7. Итог урока
—
о чем говорили сегодня на уроке?
— где возникли трудности?
Рефлекия
Слог и ударение
Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.
Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.
Гласные
Одной из самых важных частей нашей устной речи является наличие гласных. Они так названы, исходя из своей основной функции — передавать голосом продолжительный звук. В русском языке их шесть: А, О, У, Ы, И, Э.
Необходимо помнить, что количество букв не всегда совпадает с количеством звуков. Например, в слове «юг» имеются 2 буквы, но при этом 3 звука: «йук». Буквенно-звуковой анализ слова должен показать, что отличается от того, как мы пишем.
Гласные составляют слоги в словах. Именно по их количеству определяют, на сколько частей делится слово:
- пал-ка
— здесь 2 слога, поскольку в нем две гласных; - сом —
1 слог, так как гласная одна.
Кроме того, необходимо знать особенности таких букв, как е, ё, ю, я. Они, в отличие от всех остальных, могут образовывать два звука — гласный в сочетании с Й:
- Ё (й+о);
- Е (й+э);
- Ю (й+у);
- Я (й+а).
Такое явление наблюдается в тех случаях, когда перечисленные звуки употребляются:
- после мягкого или твердого знаков (льЁт, рьЯный
); - после гласной (большаЯ, поЯс
); - в начале слова (Юла, Ель
).
Очень часто, выполняя звуковой анализ слова (схема дана далее), дети совершают ошибки именно в разборе этих гласных.
Все же остальные характеристики, которыми обладают гласные, довольно простые. Особенно те, что изучаются школьной программой. Рассматривают всего два признака: ударность или безударность.
Звуковые схемы слов
Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие — деление слова на слоги.
Второй этап — определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего — после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за «немыми» буквами ъ, ь.
Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным — прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя — гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.
Памятка первоклассника «Как составить схему слова»
Уважаемые родители.
Данная памятка поможет вам и вашему ребёнку научиться быстро и правильно составлять схемы слов.
ПАМЯТКА ПЕРВОКЛАССНИКА «Как составить схему слова»
Составить схему слова – АСФАЛЬТ
1.
Повторяем несколько раз это слово, послушаем – на какой ЗВУК (а не букву) оно начинается.
Слово АСФАЛЬТ начинается на звук А.
2.
Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).
Звук А при произношении тянется, поётся, значит он гласный.
3. ВСЕГДА, если в начале слова стоит гласный звук, он обозначается красным квадратиком.
Рисуем красный квадратик.
4.
Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук.
Следующий звук – С.
5.
Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).
Звук С – согласный.
6.
Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный, то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука С?
После звука С следует согласный звук Ф. Значит слияния СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ нет. Следовательно обозначаем звук С квадратиком.
7.
Выясним, каким цветом будем обозначать на схеме квадрат со звуком С. Для этого произнесём ещё раз слово и послушаем, как звучит в слове звук С: твёрдо или мягко?
Звук С звучит твёрдо, значит будем раскрашивать квадратик синим цветом.
8.
Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук.
Следующий звук – Ф.
9.
Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).
Звук Ф – согласный.
10.
Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный, то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука Ф?
После звука Ф стоит гласный звук А. Значит произошло слияние СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ. Следовательно обозначаем оба звука Ф и А треугольниками на схеме.
11.
Выясняем, каким цветом будут треугольники. Для этого произнесём ещё раз слово и послушаем, как звучит в слове звук Ф: твёрдо или мягко?
Звук Ф звучит твёрдо, значит будем раскрашивать треугольник синим цветом, а звук А вообще- гласный, он всегда красный.
12. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук.
Следующий звук – Л
,
. Он мягкий, потому что
мягкость ему придаёт буква мягкий знак – ь, которая никакого звука не обозначает
. Значит будем раскрашивать зелёным цветом.
13.
Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный, то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука Л,.
После звука Л
,
стоит согласный звук Т. Значит слияния СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ нет. Следовательно рисуем зелёный квадрат.
14. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук.
Следующий звук – Т. Он звучит твёрдо. Значит будем раскрашивать синим цветом.
После него нет гласного, значит нет слияния.
Следовательно рисуем синий квадратик.
15. Разделим слово на слоги.
Для этого произнесём слово медленно и выясним, сколько раз остановились при произношении слова. АС ФАЛЬТ остановились один раз, значит два слога.
Мы должны помнить: в слоге всегда должен быть один гласный звук!
Разделим схему на слоги.
16.
Поставим ударение. Для этого произнесём слово быстро и громко. Послушаем, какой звук мы произносили громче всех, на каком звуке дольше всех остановились голосом.
В слове АСФАЛЬТ громче и дольше других звучал звук А второй. Он оказался ударный. Значит в схеме слова над треугольником, который принадлежит второму звуку А нужно поставить чёрточку – ударение.
Правила — подсказки
· Буквы
а, о, у, ы, э, опридают твёрдость предшествующего согласного.
· Буквы
и, е, ё, ю, япридают мягкость предшествующего согласного.
Если ребёнку трудно на слух определить твёрдость иди мягкость согласного, то эти буквы в этом помогут.
· Некоторые гласные буквы, когда стоят в начале слова, или после гласного, или после мягкого знака, обозначают два звука.
Е – й, э; Ё – й, о; Ю – й, у; Я – й, а.
Например : ёлка, ё стоит вначале, значит обозначает два звука й о лка.
И при составлении схем нужно рисовать на месте таких букв слияние СОГЛАСНЫЙ – ГЛАСНЫЙ ЙО, ЙА, ЙУ, ЙЭ Причём звук Й – всегда мягкий, значит будем раскрашивать зелёным, а следующий звук всегда гласный, значит будем раскрашивать красным.
Схема слова ПОЁМ (Ё стоит после гласного, значит будет обозначать два звука Й О)
Состав слова
Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.
Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:
- Напиши слово.
- Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
- Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
- Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
- Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
- Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.
Учимся думать
Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах «мячик», «лучик»), приставки (-у- в прилагательных «утренний», «узкий»). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.
Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?
Составление схемы слова — достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.