План-конспект уроков русского языка «Основные признаки текста. Подтемы текста.Средства связи предложений в тексте» (6 класс)


Открытый урок «Текст и его особенности»

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: текст и его особенности.

Класс: 6

ЦЕЛИ:

— сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

— проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

— совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

— развивать внимание, мышление, речь учащихся.

— воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ:

1. Обогащение словарного запаса.

2. Формирование навыков монологической и диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.

3. Повторить признаки текста.

ТИП УРОКА: изучение нового материала

Использованы педагогические технологии:

— учебно-ролевая игра;

— технология групповой работы;

— индивидуальные задания;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, работ в парах.

Средства наглядности:раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.

Оборудование:проектор, экран, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

  1. Актуализация знаний учащихся.

На прошлом уроке мы вспоминали с вами правила постановки гласной в безударном окончании глагола. Дома вы должны были составить карточку. Покажите, пожалуйста.

Сейчас проверим, как вы усвоили материал. Подпишите листочки. Я буду диктовать текст, вам нужно будет вставить пропущенную букву, выделить окончания, определить спряжение.

Карточка:

К концу зимы в еловых шишках семена созрева..т. Чешуйки у шишек приподнима..тся, и семена высыпа..тся на снег. Там их уже не соб..р..шь. А вот пока семена из шишек еще не высып..лись, соб..рать их самое время.

Давайте проверим, поменяйтесь листочками.

(слайд с проверкой на доске).

  1. Мотивация обучающихся и целеполагание.

Что мы сейчас анализировали? Предложения?

Дети: да

Учитель: при помощи чего слова в предложениях связываются?

Дети: при помощи смысла.

Учитель: какая часть слова помогает согласовывать слова друг с другом?

Дети: окончание.

Учитель: слова соединяются при помощи окончаний в предложений, а из нескольких предложений, объединенных одной темой получается?

Дети: текст

  1. Учитель: что такое текст? Какую тему мы будем сегодня повторять?

Дети: текст – это одно или несколько предложений, которые связанны друг с другом по смыслу.

  1. Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Учитель: откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.

Учитель: молодцы! Сегодня нам необходимо не только узнать, что такое текст, но и познакомиться с его составляющими. Для этого давайте перенесёмся в страну текстология. Для путешествия в это стране нам необходим путеводитель. Из-за сильного урагана названия городов рассыпались по всей стране, нам нужно будет вернуть эти названия на свои места. (Раздаю цветок). Для заполнения цветка нам необходимо будет пройти испытания.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.
Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин. Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Учитель: прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?

Учитель:поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?

Дети: запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.

-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.

Учитель: какой признак имеет текст?

Учитель: что такое тема текста?

Дети: это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Учитель: о чем говорится в тексте? Как описана вода? Какая тема данного текста?

Дети:

-В тексте говорится о воде.

— Вода.

Учитель: молодцы!

Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.

Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.

Признаки текста.Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью. Рисуем.

Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность. Рисуем.

Учитель: в стране текстология тоже есть школы, в которых учатся ученики. С одним из учеников случилась неприятная история, чтобы помочь ему разобраться в случившемся, давайте послушаем его рассказ.

Я забежал в кабинет, все уже сидели на местах. Я вскочил с кровати и понял, что проспал. Мои одноклассники уже ломали голову над задачками. Услышав надоедливый звонок, я решил посмотреть на часы. Всю дорогу я бежал и думал о том, что сегодня самая важная контрольная по алгебре. Надев на себя разные носки, я еще долго искал по всей комнате свитер.

Учитель: что перепутано в его речи?

Дети: последовательность.

Учитель: на каждые две парты у вас есть эти предложения. Составьте из них текст. Работают в мини группах. Читают текст.

Третьим признаком текста является последовательность изложения. Рисуем.

Учитель: можем ли мы подобрать к тексту заголовок? Какой? А что выражает этот заголовок?

Дети: да, «Проспал», «Опаздываю в школу». Заголовок выражает основную мысль.

Четвертым признаком текстаявляется наличие заголовка, в котором выражается основная мысль. Рисуем.

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?

Дети: перечисляют.

Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.(Запись в тетрадь)

Динамическая пауза

Учитель: Давайте мы немного отдохнем.

Когда я буду говорить слово заголовок, покажите над собой домик.

Когда я буду говорить последовательность изложения, покрутите руками.

Когда я скажу тема, обнимите себя.

Когда я буду говорить смысловая законченность, хлопните один раз.

  1. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.

Учитель: прослушайте небольшой отрывок из произведения, с которым мы познакомились в прошлом году.

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина и, сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.

Учитель: из какого произведения этот фрагмент? Кто автор?

Дети: Виктор Астафьев «Васюткино озеро»

Учитель: докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

  1. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.

Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: я прочитаю 7 утверждений, если вы считает, что на утверждение можно ответить да, то поднимайте зелёную ладошку, если нет, то поднимайте красную.

1. Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Предложения в тексте не имеют последовательности.

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

6. Текст нельзя разделить на части

7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

  1. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.

  1. Домашнее задание. Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Осень» 7-10 предложений.

Давайте, мы снова улыбнёмся и подарим друг другу тепло и надежду!

Методическая разработка урока по теме «Текст. Основные признаки текста» (6 класс)

Текст. Основные признаки текста.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятия «текст», «основная мысль текста», уметь определять тему и основную мысль текста, использовать термин «текст», осознавать характер информации в предложенном тексте и её дополнять, трансформировать; осознавать и развивать замысел высказывания в самостоятельно созданном тексте.

Метапредметные: обучающиеся смогут применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории, географии, литературы), смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.

Оборудование и материалы: учебник по русскому языку для 6 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба); раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка подготовленности класса к уроку.
  2. Организация учебной ситуации. Целеполагание.

В Оренбург приезжает много гостей. Итак, мы вместе с жителями разных городов (и даже стран) идём на экскурсию по городу. Давайте составим план экскурсии (или расскажем как она произошла). Продолжите предложение: Мы идём с ….

Какова роль первого предложения? (Оно весьма чётко определяет структуру и второго предложения, и движение мысли абзаца, текста)

Какая информация в Вашем тексте будет главной, а какая факультативной?

Формулирование целей урока.

  1. Творческая практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом.
  1. Внимательно прочитайте начальное и конечное предложения текста. Можно ли понять, о чём пойдёт речь? (материал представлен в виде слайда)

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одно девушка. И была она красоты необыкновенной

…………………………………………………………………………………………………..

В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрится.

Физминутка!

  1. Задание: дописать предложения, ориентируясь на контекст.

Легенда _______________, что давным-давно жила на свете одна __________. И была она ____________ необыкновенной. Тоненькая, стройная, ___________ золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все _______ её, только о ней и говорили. _________ зависть заползла в сердце злой __________: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она _________ со свету ту девушку и превратила ___________ колдунья её в дерево. А то ___________ тоже красоты невиданной: белоствольные ветки зелёные, как __________, перевились. Шумит, ласково путников от ___________ в своей тени укрывает. Люди любовались нежным __________ и _____________назвали его берёзкой. Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-новому красавицей ______________. В горностаевой шубке стоит, косы _______________ инеем искрятся.

Авторский вариант ( представлен в виде слайда)

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили её, только о ней и говорили. Чёрная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку и превратила злая колдунья её в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольные ветки зелёные, как косы, перевились. Шумит, ласково путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его берёзкой. Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

Создание текста в соответствии с заданием, анализ и обсуждение лучших работ.

В качестве вывода обучающимся предлагается составить кластер по теме «Текст и основные признаки текста»

  1. Первичное закрепление (выполнение упражнения на основе текстов учебника). Упр. 73, стр. 41.

Проверка, анализ и обсуждение работ.

  1. Этап рефлексии (заполнение листа самооценки)
  1. Домашнее задание (дифференцированное)
  • Вам предложили рассказать о продукции какой-либо кондитерской компании города. Какие особенности рекламного текста будут Вами учитываться при написании работы? (работу можно представить в виде альбома-раскладушки, макета)
  • §15, упр. 72.

Литература:

  1. Доротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.Г. Добротина. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык и литература – 2020, №6.
  3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский/ — М.: Просвещение, 2020.

Комплексный анализ текста по русскому языку 6 класс

Русский язык

Дидактический материал поможет учащимся повторить основные темы русского языка.

Комплексный анализ текста 6 класс

(1) Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну.(2) Это вечные соперницы .

(3)Ель растет на более влажных местах. (4) Корни ее неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты.(5) Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой , менее густой сосны. (6) Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно.

(7) Сосна любит сухие песчаные пригорки. (8)Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло. (9) Но сосна может расти и на открытых заболоченных местах. (10) Могучая корневая система сосны пробивает слой отмёрзших мхов, и сосна приживается на болотах. (11) Растет сосна быстрее ели. (12)Она светлолюбива , и ее крона на стройном стволе словно распластана на высоком небе. (13) Но вот под пологом этих прозрачных крон подрастают молодые ёлочки. (14) Они вытягиваются, и иногда им удается затенить и заглушить сосновый лес.

(по Н. Покшишевскому)

1.Определи стиль текста__________________________________________________________

2. Какому типу речи относиться текст______________________________________________

3. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.________________________________

4. Выпишите грамматическую основу предложения 4

5. Выпишите слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочное слово

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Выпишите слова с парной согласной в корне слова , подберите проверочное слово

7. Из предложений 6-8 выпишите слово , образованное приставочным способом

_____________________________________________________________________________________

8. Выпишите однокоренные слова

9. Найдите сложносочиненные предложения, напишите их номера

_____________________________________________________________________________________

10. Определите способ образования слова светлолюбива

11.Из предложения 1 выпишите все слова , в которых все согласные звуки мягкие

12. Выпишите слово , в котором букв больше , чем звуков___________________________________

13. Выпишите слово , в котором звуков больше , чем букв___________________________________

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: