Технологическая карта занятия по лепке для подготовительной группы «Солнышко и облака»


Содержание сборника технологических карт по лепке

ТемаЦели ЗадачиРабота с родителями
«Конфетки»Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Развивать умение находить приемы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание). Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления конфет. Создать условия для использования разных инструментов и материалов.Предложить принести фантики, бисер, трубочки от сока, крышки.
«Сувенир подсвечник»Формировать умение детей лепить подсвечники. Самостоятельно выбрав способ и приемы лепки. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус, возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческую активность.Побеседовать с детьми о подсвечниках: для чего они нужны; какие бывают. По возможности рассмотреть.
«Аквариумные рыбки»Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать уплощенные фигуры, украшать их налепами, прорезными рисунками. Совершенствовать умение оформлять поделки точками, полосками и т.д. Развивать творческую активность. Воспитывать инициативность. Формировать умение детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов.Рассмотреть внешний вид рыб, рассказать о разнообразии названий.
«Друзья для ёжика»Закреплять технические навыки и приёмы лепки (отщипывание, заострение, вдавливание, соединение). Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческую активность, связную речь при составлении рассказа о своей поделкеРассматривание картинки ёжиков Предложить принести вермишель, сосновые иголки, спички
«На лугу» «Любимые сказки»Продолжить развивать умение детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки (раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания). Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов декорирования образа. Воспитывать инициативность и самостоятельность. Развивать творческую активность. Формировать умение детей лепить цветы из пластилина (розы, ромашки, васильки). Развивать умение скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе (примазывание). Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла, самостоятельно выбирать методы и приемы лепки. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческую активность. Итоговое занятие: выставка работ «В мире сказок»Рассматривание разнообразных цветов. Подготовить загадки о насекомых. Чтение любимых сказок, рассматривание иллюстраций.

Также рекомендуем ввести мероприятия, направленные на повышение уровня педагогического просвещения родителей воспитанников в области развития творческой активности дошкольников, такие, как: анкетирование, консультации, семинары, информационные стенды, памятки, организация выставок и др.

Занятия лепкой в старшем дошкольном возрасте – 20-25 минут. Проводятся занятия 1 раз в 1-2 недели.

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругомперед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю лицом. На каждом столе должны быть дощечка, влажные салфетки, стакан со стеками, коробочка с дополнительными материалами, если в этом есть необходимость. Дежурные готовят оборудование и кладут его на отдельный стол, а дети сами оборудуют свое рабочее место.

В центре комнаты, на видном месте, ставят легкую тумбочку, покрытую однотонной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов, если это предполагает тема образовательной деятельности.

Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.

На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспитатель на своем материале показывает, как нужно работать).

В старшем дошкольном возрасте вводится пластический способ лепки (скульптурный) – вытягивание детали из целого куска (фигурки животного, человека на ногах), ленточный и способ кругового (валиковый) налепа, выбирание пластилина из исходной формы – лепка посуды; декоративная лепка рельефа.

Приемы – умение загладить поверхность изделия, прочно скрепить детали, сделать налепки, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение. Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия, заглаживая ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рельефом или росписью. В этом возрасте дети овладевают лепкой предметов с натуры и по представлению.

Воспитатель использует частичный показ приемов (полный показ не используется, так как дети знакомы с изображением исходных форм) лепки или привлекает к показу детей, когда форма детям знакома. При показе нового способа лепки, технического приема воспитатель дает им образец или сам демонстрирует новый прием. Это развивает творческую активность дошкольников.

Во время лепки с натуры и по представлению развивается самостоятельность детей, творческая активность в способах лепки. Ведущими методами будут эвристический и исследовательские методы обучения, направленные на развитие творчества. Лепка: предметная, сюжетная, декоративная, по замыслу, по представлению, с натуры.

Таким образом, развитие творческой активности и самостоятельности на занятиях лепкой зависят от использования разнообразных методов и приемов обучения, от разнообразия используемого материала, технических приемов и способов лепки.

Структура занятия:

1 часть – знакомство с предметом лепки, используя игровую форму проведения; обследование предмета, рассматривание образца, осуществление показа и объяснение приемов лепки, закрепление приемов, использование формообразующих действий;

2 часть – выполнение замысла. Воспитатель осуществляет приемы прямого и косвенного руководства, это зависит от индивидуальных особенностей детей, возрастной группы, типа, темы и программного содержания занятия;

3 часть – анализ детских работ. В младшем дошкольном возрасте — общая положительная оценка, в среднем – дифференцированная, в старшем – воспитатель анализирует работы детей, дает образец анализа и учит детей анализировать свою работу и работу своих товарищей. В этой части занятия очень важно правильно отнестись к творческому замыслу ребенка, поддерживать интерес детей к процессу лепки.

Рассмотрим структуру занятия более подробно:

I. Вводная часть — процесс формирования замысла.

Это очень ответственная часть занятия — от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творческой активности в деятельности детей. Воспитатель создает атмосферу творчества, формулирует тему, ставит задачу.

Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, с сюрпризным моментом, с художественным словом предоставляющей ребенку возможность выразить в лепке что-то свое, только что придуманное.

Варианты сюрпризных моментов:

1.Игровой прием (раздается стук в двери, появление куклы, которая просит вылепить угощение, т.к. у нее скоро праздник и т.п.).

2. Прием «догадки» (на столе воспитателя что-то (например, соленое тесто) накрыто платочком, воспитатель предлагает детям отгадать, что там может быть).

3. Музыкальный прием (проиграть на музыкальном инструменте мелодию и предложить детям подумать о ком эта мелодия, дать прослушать фрагмент музыкального произведения).

4. Прием «загадки» (Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает).

Варианты формулировки учебно-игровой задачи:

1) Научимся лепить баранки. Поможем кукле Маше приготовить угощение к празднику.

2) Будем лепить хлебобулочные изделия для игры в магазин.

3) Научимся лепить петушка. Это будет подарок к новому году для мамы и папы.

4) Научимся лепить медвежонка. Слепим медвежат для малышей.

Обследование предмета перед лепкой – предварительная работа.

Объяснение, показ приемов лепки — этот этап связан с объяснением и уточнением того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.

Показ приемов изображения нужен тогда, когда требуется использовать новый технический прием или когда дается для выполнения сложный объект:

— Полный показ приемов применяется при выполнении нового задания, использовании новых технических приемов.

— Частичный показ необходим, когда воспитатель видит, что дети выполняют какой-то прием неверно, или хочет обратить внимание на какой-то способ лепки, напомнить, как выполнить ту или иную часть работы. Частичный показ способов лепки может быть выполнен и ребенком, при этом он должен объяснять, как и что делает.

При объяснении нового технического приема детям его показывают в медленном темпе, рассказывают, как расположены руки, пальцы. Особое внимание обращается на качество движений. Каждый раз при выполнении того или иного технического приема, воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, пальцев, используя при этом слова: «чуть-чуть», «слегка», «немного», «посильнее», «покрепче», «очень сильно». Если действие сложное, необходимо расчленить на ряд более простых действий, и каждое назвать определенным термином. Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение вместе с ним, повторяя его действия.

II. Основная часть – выполнение замысла.

1этап. Организация восприятия предмета в целом.

Зрительный контроль за последовательным и непрерывным движением ладоней и пальцев, начиная с верхней точки вниз по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).

2 этап. Детальное обследование предмета в сочетании с его анализом.

Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей, соединение деталей с главной частью.

Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к остальным частям.

3 этап. Повторное целостное эмоциональное восприятие предмета.

Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.

Далее следует самостоятельная работа. Необходимо постоянно поощрять детей, проявляющих самостоятельность и инициативу. В случае затруднения можно помочь ребенку, но показывать на своем кусочке пластилина. Детям, быстро справившимся с заданием, необходимо дать дополнительный материал и подсказать варианты дополнения изображения. В случае затруднения большинства детей, следует организовать повторное объяснение. За 5 минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом (воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени).

III. Заключительная часть.

Анализ детских работ.

Предметная лепка: анализируется, насколько правильно дети вылепили предмет, были ли при этом самостоятельны, что нового внесли в изображение.

Сюжетная лепка: анализируется, как передан сюжет, выразителен ли он.

Декоративная лепка: анализируется аккуратность нанесения декоративного узора, ритмичность отдельных элементов узора.

Лепка по замыслу: доведен ли замысел до завершения, насколько он интересен.

Анализ детских работ эффективно проводить в игровой форме.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили. Критические замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме.

После занятия все вылепленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вылепить свою работу красиво.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют в шкаф, где находится постоянно действующая выставка работ. Эти работы обрабатывают парафином и сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Условия для проведения занятий —наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

• Методические разработки занятий

• Учебные и методические пособия

• Технологические карты по изготовлению изделий

• Фотографии

• Образцы изделий

Материалы и инструменты: стеки, доски для лепки, рамки, пищевая фольга, проволока, валик-скалка, формочки, чеснокодавка, зубочистки.

Дополнительные материалы:бисер, бусинки, пуговицы, мешковина, ткань, цветной картон и др.

Технологическая карта по лепке на тему «Фиалка» в подготовительной группе

«Здравствуйте, дети! Пишет вам Настенька из сказки «Аленький цветочек». Я услышала, что у вас в группе растет много комнатных растений. Я тоже хочу у себя в тридевятом царстве за морем океаном, развести красивые цветы. Мне очень нравятся ваши фиалки, они такие разноцветные и цветут круглый год. Не могли бы вы мне подарить одну фиалку?».

Как же нам помочь Настеньке?

Да, вы правильно догадались. Мы будем сегодня лепить фиалку, но давайте сначала посмотрим на настоящую фиалку. Все видели такое растение?

А теперь давайте рассмотрим по лучше детали фиалки на картинках. Кто может описать фиалку: из каких деталей она сделана, сколько у нее лепестков, какой формы листики, какого цвета пластилин нужно взять для самого цветка фиалки?

Чтобы фиалка росла у нас в горшочке, нам понадобится стаканчики из-под йогурта. Мы заполним его мятой бумагой или газетой, а сверху прикроем черным или коричневым пластилином. И у нас получится горшочек с настоящей землей, в которой будет расти наша фиалка. Как вы думаете, что нужно сделать потом? Правильно, сначала нужно вылепить листики и разместить их плотно к друг другу, а затем уже цветочки.

Чтобы сделать листочки, мы сначала скатываем небольшой шарик и приплющиваем его, у нас получилась лепешка и дальше мы стекой вырезаем листик и делаем прожилки в листочке. Дальше мы делаем лепесточки у цветка. Кто догадался, как их делать? Правильно, мы скатываем шарики, только уже меньше, чем для листочков и сплющиваем каждый, лепестки готовы. У каждого цветочка 4-5 лепестков и в середину сделаем маленький шарик желтого цвета. Один цветок фиалки готов. А давайте посмотрим, сколько цветочков у нашей фиалки? Чтобы наша фиалка получилась пышной, мы сделаем три цветочка. Вот и готова наша фиалка.

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Вы готовы приступить к изготовлению фиалок? Напомню вам последовательность. Сначала мы делаем горшочек для фиалки, далее листочки и после мы делаем сами цветочки.

Вот вы и сделали свои фиалки. Давайте поставим их на один стол. Посмотрите, какой цветущий сад у нас получился.Предлага, чтобы они постояли у нас в группе, а потом мы отправим их Настеньке в подарок. Вам понравилось делать фиалку? Что вам особенно понравилось? Теперь приводим своё рабочее место в порядок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: