Конспект открытого занятия НОД по развитию речи для детей подготовительной логопедической группы « В гостях у бабушки»


Требования ФГОС относительно развития речи в старшей группе

Для развития речи предпочтение отдаётся групповым формам работы

Чёткое и последовательное изложение мыслей играет огромную роль в формировании у ребёнка позитивного отношения к миру, окружающим людям. Более того, это показатель нормального психо-эмоционального развития. К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, малыш должен уметь

  • адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
  • правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
  • рассуждать, а также излагать своё мнение;
  • правильно использовать устойчивые выражения;
  • объяснять значение слов;
  • понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
  • развивать умение составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные, описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки, рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).

Задачи

Для достижения поставленных целей, ФГОС определены задачи, реализацией которых занимается весь педагогический коллектив дошкольного учреждения (воспитатель — отрывочно на каждом занятии и непосредственно во время работы над речевым развитием, логопед — в специально отведённые часы, дефектолог — если у детей выявлены нарушения речевой деятельности). Выделяются следующие задачи развития речи:

  • расширение активного и пассивного запаса слов (то есть увеличение количества речевых единиц, используемых часто, и обогащение пассивного словаря, то есть категории слов, значение которых известно, но они не употребляются в неформальном общении слишком часто);
  • использование языка как средства культуры (знакомство с устным народным творчеством, чтение книг и т.д);
  • продолжение работы над развитием фонематического слуха, то есть тренировка навыка правильно ставить ударения в словах, улавливать эмоции собеседника по интонации;
  • привлечение детей к речевому творчеству (декламации стихотворений, заучивание ролей на утренниках, повторение за воспитателем стишков-потешек и т.д);
  • отработка навыков чтения (по слогам, возможно, с помощью кубиков);
  • наращивание понятийного аппарата (дети должны ориентироваться в таких понятиях, как слово, звук, слог, словосочетание и предложение).

Воплощение этих задач осуществляется с учётом трёх очень важных моментов. Во-первых, основой для развития речи (как и прежде) является речь окружающих взрослых, во-вторых, работа идёт параллельно с прививанием малышу любви к литературе и потребности в чтении и, в-третьих, основа занятий — родной язык, который является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром.

Формы работы

Участие в совместных постановках помогает развивать и творческие способности, и речь

Воспитатель, а также другие педагогические работники дошкольного учреждения формулируют задачи перед любым занятием по развитию речи, достигая их в рамках использования наиболее подходящей формы работы.

Ситуация общения

Для автоматизации использования освоенных речевых конструкций (например, разных форм приветствия – «привет, салют, добрый день, здравствуйте») взрослым придумывается такая форма общения, которая бы максимально полно отрабатывала поставленную задачу. Такие ситуации общения могут быть

  • лексическими (например, упражнение «Что не так?», цель которого научиться соотносить приветствие — добрый день/вечер/утро — с ситуацией общения, когда дети приходя в садик, домой, приветствуют гостей);
  • вербально-оценочными (например, упражнение «Улыбка», цель — показать важность при приветствии невербального компонента общения, то есть не просто сказать: «Привет» друг другу, а ещё и улыбнуться, чтобы человек понял, что приветствие адресовано именно ему);
  • прогностическими, или планируемыми (например, задание «Придумываем загадки» после просмотра набора картинок с животными — например, изображение лисы, которая по сюжету занятия, ни с кем не здоровалась, можно прокомментировать так: «Коварна, хитра, носит рыжую или чёрно-бурую шубку» – пометка для воспитателя: дети оценивают суть явлений, прежде всего, по яркости внешних признаков, поэтому не стоит давай картинки с норкой, лаской и пр., то есть тех зверей, которые мало различаются внешне);
  • описательными (например, упражнение «Из какой сказки эти вещи?», когда ребёнок описывает предметы, а остальные должны угадать, из какой они сказки);
  • пересказ (изложение сюжета услышанного от имени автора или одного из героев повествования);
  • составление рассказа из опыта (например, как прошли каникулы или как я и мама ходили в гости к бабушке).

Проектная деятельность

Кроме того, что в этой форме работы наиболее полно реализуются задачи речевого развития детей старшей группы, проектная деятельность позволяет наиболее целостно интегрировать все образовательные области, то есть обучение, развитие и воспитание. Работа над проектами может быть индивидуальной (когда малыш, например, рисует иллюстрацию к сказке и описывает её) или групповой (то есть проект выполняется совместно с родителями или воспитателем). Например, составление альбома «Мы дружим с природой», где малыш и его родители должны найти интересный материал и презентовать его в устной форме. Обычно индивидуальные проекты предваряются несколькими групповыми, что помогает сплотить детский коллектив. Хотя, конечно, нельзя не сказать и о недостатках: при работе в группе дети со спокойным темпераментом или средними способностями, как правило, не всегда столь же успешны, как активные ребята. А в случае если проект выполняется вместе с родителями, взрослых сложно оградить от соблазна сделать всё за карапуза. В целом воспитатель выбирает форму в зависимости от целей, которые ставит перед этой работой. Так, проект, приуроченный ко Дню победы «Мы знаем о войне», цель которого расширить кругозор детей, а также развивать монологическую речь, помогает детям понимать тексты патриотического характера. В этой работе целесообразно подключать родителей, которые смогут рассказать своему ребёнку о родственниках, сражавшихся на полях боёв ВОВ. Если говорить о краткосрочных проектах, то это может быть рассказ о содержании картины по наблюдению: когда малыш получает картинку в начале занятия (это может быть герой сказки, на основании которой строится работа на уроке), а в конце он должен показать её группе и описать максимально детально, используя информацию из услышанного.

Игры

Ведущий вид деятельности у детей дошкольного (и младшего школьного) возраста — игра. Являясь мотивом для взаимодействия ребят друг с другом, она побуждает к коммуникации, то есть общению. Для развития речи используются

  • театрализации (цель — развитие диалогического вида речи, формирование представлений об интонации);
  • ролевые игры (цель — освоение принятой социальной роли и выработка специальной линии поведения в зависимости от ситуации общения, например, в игре «Больница» врач говорит серьёзно, мало и по делу, а вот пациент может быть более эмоциональным, нестабильным в своём поведении);
  • пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики, стимулирующей развитие речи, пространственное мышление и быстроту реакции.

Это интересно. Учёные выяснили, что в случае если у ребёнка развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевых проблем у малыша нет. Это связано с тем, что формирование речевых зон в мозгу происходит под действием кинетических сигналов от рук и точек от пальчиков.

  • дидактические игры (другими словами, решение образовательной задачи через игровую форму взаимодействия педагога и ребёнка, например, «Кому что нужно для работы» – дети получают набор картинок с изображением представителей разных профессий, нужно рассказать, кому какие инструменты нужны).

Остановимся немного более подробно на различиях между театрализацией и ролевыми играми. Первое — значительно масштабнее. Ролевая игра — это небольшой отрезок времени, посвящённый отработки одной или двух ситуаций общения, в то время как театрализация предполагает постановку законченного сюжета. Что касается отработки речевых навыков, то они также отличаются объёмами: в ролевой игре задействуется меньше языковых средств, чем в игре, а значит, и развитие речи происходит не столь всесторонне.

В целом, все эти формы комбинируются в рамках занятий по развитию речи, которые, по требованиям программных документов, проводятся 2 раза в неделю в утренние часы не дольше 30 минут, а также в виде отдельных элементов на других занятиях.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. В гостях у сказки «Три поросёнка»

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы ДОУ. Тема «В гостях у сказки три поросёнка»
Тема: «В гостях у сказки «Три поросенка». Цель: Создать условие для активизации словаря, по признаку прилагательных и множественных у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные:
Способствовать закреплению знаний детей о сказке «Три поросенка», обогащения словарного запаса.
Развивающие:
Развивать речевую активность, побуждать детей вступать в диалог.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг, друга и действовать сообща.
Вспомогательный материал: Театрализованные домики, маски, стол, посуда, картинки одежды, большая коробка оборудованная рычажками и приборчиками. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок; обыгрывание сказки «Три поросенка» с помощью дидактической игры, разгадывание загадок. Формы работы: Создать положительную обстановку, настроить детей на совместную работу и разбить детей на подгруппы. Методы: Наглядные — Сюжетные картинки по сказке. Словесные – Беседа. Практические – Физ. минутка «Строим дом» Игровая: В персонажей сказки «Три поросенка» Словарная работа: Подбор прилагательных: «Стул из дерева – деревянный», «суп из картофеля – картофельный», «стакан из стекла — стеклянный».
Ход образовательной деятельности
Дети заходят в зал, здороваются, встают полукругомВоспитатель: Доброе утро ребята. Давайте улыбнемся друг другу. И скажем здравствуйте! Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, сказочное. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Воспитатель задает вопрос: А на чём мы с вами туда доберемся? Ответы детей: На ракете, на самолете, на поезде, на автобусе, на летающей тарелке. Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на «машине времени». Давайте посмотрим , готова ли она перенести нас в сказочную страну. Садитесь в нашу «машину времени» и посмотрим, перенесет ли она нас! (Воспитатель вместе с детьми подходит к «Машине времени» (большая коробка с разными рычажками и приборчиками)
. Ребята, а какие слова нужно сказать, чтобы наша «машина времени» перенесла нас в волшебную страну сказок?
(Хором)
«Раз, два, три, В гости к сказке, нас переноси! Вот мы и перенеслись в сказочную страну к нашей сказке!
Выходит Аленушка.Аленушка: Здравствуйте ребята, я хозяйка волшебной страны сказок. В моей стране живет очень и очень много сказок. Сегодня мы побываем в одной из них. Давайте отгадаем загадку, а по отгадке вы поймете какая это сказка. Загадка: Деревенька среди леса_ Трое братцев строились. Наблюдал волк с интересом, Как они поссорились. Съесть решил их, да не вышло_ Только зря залез на крышу. Ели ноги волк унес Опалив свой серый хвост. Распевая песню звонко Веселясь…………. Ответ детей: «Три поросенка » Воспитатель: Правильно, это сказка «Три поросенка». И мы сегодня побываем у них в гостях. Аленушка подводит детей к дому: А дома у поросят был какие? Игровое упражнение «Дома у поросят были какие ?» (дети подбирают прилагательные: у Ниф –Ниф из соломы, Нуф–Нуф из веток, а у у Наф – Наф из кирпичей и камней (крепкий, чистый, уютный.)Аленушка: А из каких материалов строят дома? (ответы детей.)ИГРА «Какой дом» (с мячом)
. Дом из дерева — деревянный Из кирпича — кирпичный Из камня — каменный Из бетона – бетонный Из глины – глиняный Из картона – картонный Из льда — ледяной Из соломы – соломенный Из панели – панельный Из пластмассы – пластмассовый.
Воспитатель: Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Физ. минутка «Стоим дом» Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим.
(Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.
(Показать руками окно и крышу — сомкнуть руки)
Вот какой красивый дом!
(Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будем жить с тобою в нём!
(Садятся на корточки)Аленушка: Поросенок Наф – Наф пригласил к себе на новоселье братьев , на столе стояла посуда. Опрос о посуде. В тарелках был налит суп. Как вы думаете ребята ,из чего был суп? Игровое упражнение «Из чего суп» Из грибов – грибной, Из рыбы – рыбный, Из овощей — овощной, Из картофеля – картофельный, Из свеклы – свекольный, Из морковки – морковный. Воспитатель: Ребята, посмотрите вот тарелка, она одна, а когда их много, то как скажем: много тарелок; Один стакан, а когда их много… много стаканов; Одна ложка…много ложек; Один стол….много столов; Один стул …много стульев. Одна дверь…..много дверей. Одно окно…..много окон. Аленушка: Поели поросята суп. Решила переодеться и пойти погулять. Ребята, а кто знает из чего делают одежду? Игра «Из чего одежда «(воспитатель показывает картинки, ребенок называет какая это одежда)
Брюки из льна — льняные брюки, пальто из шерсти — шерстяное пальто, платье из ситца – ситцевое, платок из шёлка – шелковый, шапка из меха – меховая.
Воспитатель: Спасибо тебе Аленушка, ты нам сказку рассказала. А сейчас наши ребята покажут, как умеют играть в персонажей этой сказки. Среди детей выбираются трех поросенка и волка: Дети встают в круг. Воспитатель, дотрагивается до одного из детей. Ребенок: «Ой, задели по спине, значит Волком буду я». Волк из детей выбирает поросят: «Ну-ка, нужно посмотреть, будешь ли ты у нас поросенком» (тот, до кого дотронулись, становится поросенком)
. Выбираем еще одного поросенка.
Ребенок первый поросенок: «Покружусь и встану прямо, быть тебе вторым поросенком». Выбираем третьего поросенка. Ребенок второй поросенок: «Ну-ка ну- ка, поросенком быть ему». Ребенок Волк одевает маску волка, а детям поросятам надеваются на голову маски поросят. Поросята сидят на опушке леса и поют песенку: «Волка не боимся мы…» Подражая голосом волка. Поросенок (говорит грозным голосом)
: «Не боишься? Сейчас как дуну и твой домик развалится». Поросята убегает, а волк их догоняют
(играем 3 раза)
.
Аленушка: Молодцы ребята. Спасибо вам, что побывали у меня в сказочной стране. И я вам дарю эту замечательную книгу сказок. Ну, а теперь отправляйтесь в путь. До свидания ребята. Воспитатель: Спасибо тебе Аленушка. Но нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся в «Машину времени»)
. — Давайте снова скажем волшебные слова: «Раз, два, три, В садик нас перенеси!» Вот мы и вернулись в детский сад.
Итог Ребята, давайте вспомним.- Где мы сегодня побывали? А что мы там делали? А в какие игры мы играли? Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по сказочной стране. Мы еще побываем с вами в разных сказках. А сейчас отправляемся смотреть и читать новую книгу.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Как зима с весной встречаются» Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием: Зимние забавы

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Ушинский «Лекарство»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия на тему «Взаимоотношения в семье». Старшая группа

Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе

Развивающие программы

Чтобы занятия проходили слаженно, нужно тщательно изучить требования ФГОС и обсудить их практическое воплощение в плане занятия на методическом совете детского сада

В соответствии с требованиями ФГОС и конкретными задачами образовательного дошкольного учреждения методическим коллективом сотрудников разрабатывается рабочая программа по всем направлениям образования, в том числе, и по развитию речи. В качестве основы можно использовать наработки коллег, дополняя или исправляя нюансы, касающиеся формы и содержания (кроме моментов, которые реализуют задачи по ФГОС).

Фрагмент рабочей программы на 3 месяца

Автор Анна Кривошеева, https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/31/rabochaya-programma-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe.

МесяцТема и цели занятий 1 -й неделиТема и цели занятий 2-й неделиТема и цели занятий 3-Й неделиТема и цели занятий 4-й недели
123456
СентябрьТемаРассказывание из опыта на тему «Наши игрушки»Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето»Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют»Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща»
ЦелиУчить: – давать описание внешнего вида игрушки; – рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение: – Отчётливо произносить звуки [с] и [з], выделять их из слов, слова с этими звуками из фраз; – произносить фразы громко, тихо, шёпотомУчить составлять короткий рассказ по стихотворению. Упражнять в образовании форм единственного и множественного чисел имён существительных, обозначающих животныхУчить: – выразительно передавать текст без пропусков и повторения; – подбирать по смыслу глаголы к существительным. Активизировать в речи глаголыУчить по наблюдению рассказывать о содержании картины. Упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова
ОктябрьТемаРассматривание и рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья»Пересказ, В. Чаплина «Лес осенью»Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот»
ЦелиУчить: – составлять предложения с однородными членами; – распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш], [ж]. Учить дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними, делить на части двусложные слова, показать последовательность значения слогов в словеФормировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками. Воспитывать любовь и уважение к членам семьиРазвивать умение составлять рассказ. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения. Воспитывать любовь и уважение к членам семьиСовершенствовать умение составлять короткий рассказ о членах своей семьи. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство). Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ’] в разном темпе и силой голоса
НоябрьТемаРассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь»Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине»Пересказ сказки «Лиса и рак»Составление рассказа по теме «Дары природы»
ЦелиУпражнять в подборе синонимов и антонимов. Развивать умения придумывать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек)Учить рассказывать о предметах. Знакомить с новыми профессиями. Упражнять в образовании однокоренных слов. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [щ’], [ч’], учить различать эти звуки, выделять их в словахУчить: – связно, последовательно рассказывать сказку; – образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Побуждать составлять описательный рассказ «Лиса»Учить: – составлять короткий рассказ на заданную тему; – подбирать слова, сходные, по звучанию; – выделять во фразах слова со звуками [ч’], [щ’]; – произносить слова с разной силой голоса

Дидактические игры

Игры с готовыми текстами: дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога).

Применение дидактической игры

Здесь представлены дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых .

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета, например, игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зима – холодная.

Постановка звука Р

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Обратите внимание! Ребята должны посмотреть на предметы и сказать, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).

Воспитатель задает вопрос детям, знают ли они какая у человека профессия, которому необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за здоровьем пациентов, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Методическая база по вопросу

Чтобы малыш не уставал, ему нужно предлагать такие виды деятельности, в которые он сможет погрузиться без остатка

Для того чтобы работа по развитию речи в старшей группе происходила слаженно и комплексно, педагогу (воспитателю, логопеду) необходимо тщательно продумывать содержание и форму каждого занятия. В этой связи очень полезными будут такие методические пособия:

  • Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2010 (особенности рабочего процесса, а также необходимые нюансы, связанные с хронометражем занятий, формулировкой целей и т.д.).
  • Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008 (сборник теоретических и практических сведений по вопросу).
  • Гербова В.В. Развитие речи. 4–6 лет. Учебно-наглядное пособие. М.:Владос,2003 (отличный набор тематических картинок для описания, подборка сказок и тестов для диагностиики уровня школьной диаспора);
  • Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005 (интересные загадки на подстановку буквы).
  • «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (освещение программных документов в контексте задач по развитию речи)
  • Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008 (разработка отрывков занятий, посвящённых отдельным задачам, например, разграничению поянтий буква — звук).

Однако стоит отметить, что фиксированного списка литературы по развитию речи в старшей группе детского сада нет, как и учебных пособий или тетрадей. Поэтому педагог может и сам добавлять или перерабатывать методические ресурсы, предлагая новые формы работы.

Структура занятий

Все занятия по развитию речи в старшей группе проводятся по одной схеме

Чтобы достичь максимального результата от каждого занятия, опытными методистами была разработана структура занятий по развитию речи. Именно такая комбинация этапов работы является «лекарством от скуки», то есть помогает поддерживать интерес детей и тем самым достигать поставленных целей.

  • Вовлечение ребят (около 5 минут). Любопытство и игривость — вот основные качества малышей, на которых и нужно «сыграть» взрослому. То есть приглашение поучаствовать в сказке окажется привлекательным даже для неусидчивых карапузов.
  • Выполнение заданий (10 минут). Это основной этап обучения, который проводится в период лучшей концентрации детей, то есть после разминки, первого этапа.
  • Пауза (2 минуты). Во время предыдущего этапа у ребят накопилось много энергии, которой нужно дать возможность выйти. Это может быть игра, танец или физические упражнения.
  • Время для сказки (10 минут). Прочтение сказки, рассказа (это может быть совместная с детьми придумка) обсуждение и обыгрывание сюжета — это не только работа над речевым развитием, но и элемент формирования нравственных представлений у детей.
  • Заключительный этап (около 3 минут). Задания разного характера (репродуктивные, когда нужно повторить какие-то реплики героев, например, или творческие — нарисовать иллюстрацию) позволят закрепить полученные знания, отработать навыки.

Некоторые занятия целиком строятся на сказке. В этом случае хронометраж предпоследнего этапа разбивается поровну на оставшиеся.

Примеры планов

Эффективные способы вовлечения и задания основного этапа

Оксана Шавкун, https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/04/14/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe

Тема: «Домашние животные» Цель:
  • расширять и закреплять словарь по теме: «Домашние животные», упражнять в подборе определений;
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • продолжать учить разгадывать загадки;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ — описание, развивать связную речь;
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок, иллюстраций с изображением животных;
  • рисование, лепка животных
  • загадки, игры о домашних животных;
  • чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных.

Ход занятия Вовлечение На ковре стоят 2 стола. Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Маша. Но она отправилась путешествовать и заблудилась в сказочной стране Знаний. Помогите нам, пожалуйста, мы уже старенькие и не можем её отыскать. Мы надеемся, что вы смелые и активные и можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.» Ребята! Поможем дедушке с бабушкой? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чём можно путешествовать? Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д. Педагог: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать. Загадка: Братцы в гости снарядились, Друг за друга вцепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (поезд) Педагог: Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто приобретёт билет. А билетом в наш поезд будет картинка с домашним животным. (Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)Стульчики стоят в виде вагона. Выполнение заданий Педагог: Вот, ребята, мы и приехали в страну Знаний, Страна эта — необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется? Дети: цветик — семицветик Педагог: правильно, а кто знает, почему он так называется? Дети: у него 7 лепестков разного цвета. Назовите цвета лепестков. Он -то нам и поможет разыскать Машу. Но для этого нужно открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 — столько же, сколько лепестков у цветика — семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. И тогда Цветик — семицветик нам поможет найти Машу. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания. (дети приносят конверты, находят с цифрой 1)Каждый ребёнок, принёсший конверт должен рассказать где лежал конверт, используя предлоги.Подходим к мольберту. У бабушки и у дедушки в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это? Речевая игра: «Какой, какая, какие?»

Кто это? Какая она? А это кто? Какая она? Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают её, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображён на карточке Это корова. Она большая, рыжая, с чёрными пятнами, умная, дойная, рогатая. Это собака. Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая. (коза — маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка — маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая) Один ребёнок описывает, остальные добавляют. Теперь мы открываем лепесток с цифрой 1.Какая следующая цифра идёт за цифрой один? Найдите конверт с цифрой 2…>

Четыре этапа занятия по развитию речи

Марина Готовкина, https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/23/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe

Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж» Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать восприятие, память, внимание. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению. Материал: сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки. Ход: Вовлечение Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы скажете сами, как только отгадаете загадки. У неё косички, Длинные реснички, Юбочка с воланами, Платьице с карманами. Кто же это: белочка, Мальчик или девочка? (Девочка). Как догадались? Пока дети – Каждый в берете. Повзрослели – Шляпы надели. (Грибы). Почему решили, что грибы? Что за ёлочка такая? Это ёлочка живая. В серенькой одёжке, Ходит по дорожке. (Ёж). Докажите, что это ёж. Богатырь стоит богат, Угощает всех подряд: Ваню — земляникой, Аню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой, Катеньку — малинкой, А Васю — хворостинкой. (Лес). Почему решили, что это лес. Докажите. Воспитатель : Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ? Выполнение заданий Воспитатель показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает). Воспитатель показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов). Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку). Воспитатель показывает последнюю картинку. Что изображено на последней картинке? (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу). Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца., но постарайтесь каждый додумать что могли бы сказать друг другу герои на прощание и что могло произойти с ними дальше (5–6 рассказов). Пауза Воспитатель : Хорошо, а теперь немного разомнёмся. Вы разделитесь на две команды. Сегодня будете подбирать слова на тему «Лес». На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним какая команда знает больше слов на тему «Лес». Заключительный этап Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течение 15–20 секунд, картинка убирается). Теперь вы должны из отдельны частей собрать целую картинку, как это было у художника. (По окончании выполнения задания дети считают сколько ошибок было у каждой из команд). В завершении занятия подводится итог.

Видео: интересное и оригинальное занятие по развитию речи в средне-старшей группе

Видео: игровые приёмы для развития речи в старшей группе

Видео: ролевая игра как приём речевого развития детей в старшей группе детского сада

конспект занятия по развитию речи старшей группе

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитательные задачи:

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

Развивать потребность к культурному общению.

Развивающие задачи

: Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);

Образовательные задачи

: учить отвечать на вопросы полными ответами.

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа:
фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оборудование:

солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», колокольчики, машина на пульте управления.

Ход занятия:

Орг. момент.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте

»
руками
!

Скажем « Здравствуйте

»
ногами!
Скажем «Здравствуйте

»
глазами
!

Скажем «Здравствуйте

» мы ртом – Станет радостно кругом!

Ребятки ,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик ,слышите как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе ,ты Даша позвони в большой колокольчик.

Воспитатель: А теперь я проверю, действительно помогли нам колокольчики, или они старались зря.

Речевая разминка:

Да-да-да наступили холода.

За-за-за пришла зимушка зима.

Оз-оз-оз на улице крепкий мороз.

Ам-ам-ам гости пришли к нам

-Да действительно, мои помощники — колокольчики, старались не зря.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Только никому об этом не говорите. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия?

(
фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.)
— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Проверка результатов работы

Выступление перед родителями — это лучший способ донести до взрослых результаты собственного роста в вопросе развития речи

Хорошая работа — это результативная работа. Очень важно систематически подводить итоги реализации поставленных задач по развитию речи в старшей группе. На основании отчётности можно составить индивидуальный план для детей, которые не прогрессируют, а также откорректировать набор приёмов, используемых в процессе занятий, выбрав наиболее эффективные. В перечень материалов для составления мониторинга успешности проводимой работы по речевому развитию включены:

  • самоанализ воспитателя (логопеда, если эту работу в ДОУ проводит он), предоставляемый старшему воспитателю, заведующей, который включает в свободной форме отчёт о достижениях и недостатках в использовании приёмов развития речи (проводится с регулярностью, обозначенному в методической документации детского сада, но не реже 1 раза в семестр);
  • анализ календарного планирования воспитателя с целью определения целесообразности использования тех или иных форм работы, а также соответствия тематики занятий рабочей программе (проверяется методистом, заведующей в начале учебного года);
  • изучение развивающей среды в группе (то есть наличие наглядности, аудио-/видео материалов, текстов и пр.), которое проводится методическим советом детского сада, а также является доступным для обзора родителям (время проверки — на усмотрение методического коллектива);
  • проведение открытых занятий 1–2 раза в семестр, которые могут посещать не только методические работники, но и родители (к этой же категории относятся утренники, тематические мероприятия);
  • анализ родительских анкет, которые могут наиболее полно оценить прогресс своего чада (2 раза в год — в конце учебных семестров).

Примеры анкет для родителей

Эти опросники позволяют методическим работникам оценить не только результаты своей деятельности, но и сделать выводы о той роли, которую мамы и папы отводят семье в развитии их ребёнка.

Пример №1

Фамилия, имя ребёнка
Интересует ли Вас тема опроса?Да Нет Не очень
Какую проблему развития речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка? (Отметьте галочкой)Правильное речевое дыхание Выразительное и правильное интонирование речи Правильное произношение звуков родного языка Развитие словаря Ошибки грамматического строя речи Развитие связной речи У моего ребёнка нет проблем с речью
Как оцениваете речь Вашего ребёнка в целом?Удовлетворительная Хорошая Отличная
Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи в развитии речи ребёнка?Достаточно занятий с логопедом и воспитателями Родители иногда должны заниматься с детьми Родители должны принимать активное участие, выполняя рекомендации специалистов
Читаете ли Вы своему ребёнку сказки, стихи, рассказы?Постоянно Редко Не читаем
Любит ли слушать ребёнок, когда ему читают?Любит и подолгу слушает Всегда по-разному Не любит
Что больше нравится Вашему ребёнку?Сказки Стихи Рассказы
После чтения рассказа (сказки) может ли ребёнок его пересказать?Да Частично Нет
Соблюдена ли ребёнком структура рассказа (начало, середина, конец)?Да Нет
Играете ли вы со своим ребёнком в игры по развитию речи?Да (какие?)
Нет (почему?)
Какая форма педагогической помощи Вас бы устроила?Собрания Консультации Индивидуальные беседы
Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели бы обсудить на родительском собрании, консультации?

Пример №2

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование. 1. Фамилия, имя ребёнка ………………………………………………………………………………… Ф.И.О. родителя …………………………………………………………………………………………… 2. Дата рождения ребёнка ………………………………………………………………………………. 3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка? ……………………………………………………………………………………………………………….. 4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю ………………………………………………………………………………………………………………… 5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет) ………………………………………………………………………………………………………………… 6. Проводите ли Вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи? В чём она заключается? …………………………………………………………………………………………………………………. 7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребёнка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед) …………………………………………………………………………………………………………………. 8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребёнка? …………………………………………………………………………………………………………………. 9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз) …………………………………………………………………………………………………………………. 10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) …………………………………………………………………………………………………………………. 11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами ………………………………………………………………………………………………………………… 12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя) ………………………………………………………………………………………………………………… 13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку): – формирование правильного звукопроизношения; – развитие фонематических процессов; – работа над слоговой структурой слова; – развитие лексики; – развитие грамматического строя речи; -развитие связной речи; – развитие мелкой моторики: -развитие артикуляционной моторики; -развитие психических процессов. – коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение) 14. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в общеобразовательной школе: – формирование правильного звукопроизношения – коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение) 15. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?) ………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………… 16. Знакомы ли Вы с понятиями «Дисграфия», «Дислексия» (нет, да, что означает данные понятия?) ………………………………………………………………………………………………………………… 17. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли) ………………………………………………………………………………………………………………… 18. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к учащимся, посещающим логопедические занятия. ………………………………………………………………………………………………………………… 19. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу). ………………………………………………………………………………………………………………… 20. Ваши вопросы и предложения. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………….. Дата ……………………………………… Подпись родителя: ……………………………………….
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: